Семья Голиковых — очередные мошенники или реальный бизнес? Разбор популярной статьи на vc.ru про франшизу химчисток

На связи Игорь Голиков, владелец сети химчисток «Хозяюшка». Три недели назад вышла моя первая статья, которая собрала 88 000 просмотров, 700+ комментариев и тонну хейта. Мы с женой вернулись, чтобы ответить на самые острые вопросы и заодно рассказать, как устроен бизнес химчисток в России.

Наш сын Марк, Маша и я
31K31K показов
8.1K8.1K открытий
11 репост

(Не хочу быть хейтером, но за 14 лет в маркетинге и 80+ бизнесов, в которые погружался и с которыми работал, лично для себя сделал один вывод:
90% франшиз - это развод. Потому что почти всегда создание собственной франшизы - это от неспособности масштабировать свой бизнес самостоятельно. А эта неспособность только от одной причины - неприбыльность бизнеса и отсутствие денег для инвестиций в масштабирование. Проще говоря, обычно франшизу запускают те, у кого бизнес хрень и не окупается/не зарабатывает. Исключение тут в основном только одно: мировые гранды типа Макдоналдса или Медиамаркта, у которых франшиза это с разных сторон обоснованная финмоделью история с приправой юридических особенностей.

У меня до сих пор флешбеками перед глазами стоит выставка Buybrand 2019, (на которой я был от имени своего работодателя и тоже представлял сомнительную заведомо залипушную франшизу) где были десятки супер-выгодных франшиз со слов их продавцов. Прошло почти 5 лет и ни одного из тех названий я не вспомню и ни одна франшиза не стала успешной и действительно привлекательной.

А если франшизу еще и аргессивно рекламируют и впаривают на каждом углу (привет клиникам "Демократ"), то это не просто красный флажок, это огромное многометровое алое знамя о том, что франшиза убыточная и никто не хочет ее покупать. Потому что за хорошими франшизами (такие тоже есть) стоят очереди на освобождение территории и уже франчайзер проводит отбор, кому доверить свой бренд.

Ответить

Зачастую и правда, франшизы - развод с выгодой в одну сторону

Ответить

Не хочу быть хейтером, но мой 10 летний опыт работы с маркетологами говорит мне о том, что маркетологи которые не верят в рекламу и для них реклама - это впаривание и рэд флаг, ну так себе маркетологи 🤷🏼‍♀️

Ответить

Мой опыт говорит, что из 10 открытых бизнесов в первые три года выживет 1-2. У вас очень завышенные ожидания, если считаете, что франшиза даст хотя бы вероятность 50/50.
И если франшиза даёт вероятность позитивного результата выше чем классический бизнес, то это уже хорошо.
Сам я франшизы не покупаю и не продаю.

Ответить

Не зря сомневались в этом проекте.
Они скопировали концепцию с сайта франшизы Боксберри и украли (скопировали один в один) некоторые смыслы. Сравните сами:
1) Сайт Хозяюшки: https://franshiza.stirka.online/
2) Сайт Боксберри:https://fr.boxberry.ru/

Ответить

А неспособность масштабировать у большинства потому, что и не бизнес это, а ремесло, где владелец глубоко в операционке. То ли от низкой маржинальности, то ли от неспособности выстроить процессы без своего участия. И то, и другое, раскопированное во франшизах, почти наверняка крах.
Собственно, у автора та же ситуация, увы.

Ответить

Ну для многих выгодно просто продавать франшизы, ведь не хотят мозги греть с контролем кучи точек.

Ответить

"Потому что за хорошими франшизами (такие тоже есть) стоят очереди на освобождение территории" - поделитесь, пожалуйста, что за франшизы?

Ответить

Илья, вы очень четко подметили. Большинство франшиз - это пшик, который скрывает убыточный бизнес.

Мой бизнес развивается очень хорошими темпами, что мы поставили сверх амбициозную цель. Консолидация разрозненного рынка - это большая работа, с которой сложно справиться в одиночку.

Спасибо за комментарий!

Ответить

Плата за франшизу - обычно когда в одном регионе бизнес хороша развился, является одним из лидеров и хочет выйти за пределы региона, но самому все контролировать сложно или сложно привлечь деньги. В данном случае просто франшиза ради франшизы.

Ответить

Все так. Когда боишься делегировать часть ответственности сотрудникам, делегируй франчайзи, они хотя бы платят тебе, а не ты им...

Лучше бы ориентировались не на додо, а на магнит, пятёрочку.

Ответить

Уберите слово франшиза возьмите слово дилер.
Вы завод, у вас задача развить торговую сеть, вам её проще развивать за «виртуальную» скидку в 15-50%.
(1С, продажа сим карт, бывшие грундфосс, вилло и.т.д и.т.п)

Ответить

Не. Не 90%
Скорее 99

Ответить