(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93256750, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93256750, 'hit', window.location.href);

7 техник для руководителей, которые устали принимать решения и ошибаться

Принимать решения — это искусство. Руководители учатся этому годами, но даже самые опытные и матерые ошибаются. Исключить риски нельзя, а вот минимизировать можно. Рассказываем, как это сделать.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass. Сегодня собрали для вас полезные техники принятия решений, которыми пользуемся сами.

Какие ошибки совершают руководители, принимая решения

Почему вообще руководители ошибаются:

  • Не видят очевидных проблем

Например, компания запускает рекламу на большую аудиторию, но в команде не хватает рук для обработки всех заявок. В результате образуется очередь из недовольных клиентов.

  • Стараются учесть как можно больше факторов и пытаются предугадать все возможные последствия

Из-за этого процесс затягивается и решение теряет актуальность, или инициативу перехватывают конкуренты.

  • Перекладывают всю ответственность на сотрудников, так как не хотят сталкиваться с последствиями своего выбора

Тем самым руководители дополнительно осложняют ситуацию и теряют авторитет в команде.

  • Возводят нужный результат в культ и создают в команде высокий уровень напряжения

Если сотрудники постоянно испытывают сильный стресс, это приводит к выгоранию и другим проблемам.

Регулярно принимать решения разной степени ответственности — это уже стресс для руководителя. Еще хуже, если процесс организован хаотично. Тогда каждая экстренная ситуация становится испытанием для команды и самого бизнеса.

Чтобы раз и навсегда наладить этот процесс, мы предлагаем 7 популярных методик и техник принятия решений.

План Б на случай поражения

Чем дольше человек находится в бизнесе, тем лучше он понимает, что нет никаких гарантий успеха. Помимо самого руководителя, команды и продукта, есть еще ряд внешних факторов:

  • конкуренты,
  • ситуация на рынке,
  • политические события,
  • чрезвычайные ситуации.

Это и многое другое может негативно повлиять даже на самое удачное решение.

Рассчитывать на то, что все будет работать идеально = создавать для команды дополнительный стресс.

Более выгодная стратегия — подготовить план Б. Всегда думайте о том, как вы будете решать вопрос, если все пойдет не по плану. Иногда достаточно спланировать первые несколько шагов, которые помогут избежать паники и начать работу по исправлению ситуации. А дальше можно принимать решения с учетом текущих событий.

Пример. Компания закупает дорогостоящее оборудование, которое требует специфического обслуживания. Понимая, что в любой момент могут возникнуть сложности с логистикой, руководители заранее ищут разных поставщиков запчастей и только потом оплачивают технику.

Матрица Эйзенхауэра

Эта методика помогает принять решение, когда руководитель завален делами и не знает, с чего начать. В таком случае поможет разделение всех задач, действий или решений на четыре категории:

  • «срочно и важно» — в эту категорию попадает то, что нужно выполнить как можно быстрее;
  • «важно, но не слишком срочно» — эти дела можно отложить, но их нужно сделать сразу после срочных и важных;
  • «срочно, но не слишком важно» — задачи из этой группы можно и нужно делегировать более свободным сотрудникам;
  • «не слишком срочно и не слишком важно» — с высокой долей вероятности это дела, от которых команда может безболезненно отказаться.

Пример. Команда запускает платный обучающий курс, и в процессе возникает несколько проблем:

  • технические неполадки на странице оплаты — клиенты не могут провести платежи;
  • небольшие ошибки в тексте для рассылки клиентам;
  • срыв сроков рекламы — блогер, который должен разместить посты, перепутал даты.

Для начала руководитель должен решить вопрос с оплатами. Если потенциальные клиенты не смогут провести платежи, многие из них передумают. А еще это повлияет на репутацию компании. Также нужно решить вопрос с блогером. Но поскольку в конкретный момент оплата все равно не проходит, лучше договориться с ним на перенос рекламы — то есть дело остается важным, но уже становится не слишком срочным.

Небольшие ошибки в рассылке можно отнести к не очень важным и не очень срочным делам. Их может исправить тот, у кого есть время. Но если вся команда занята другими срочными делами, а сами ошибки не слишком критичны, эту проблему можно проигнорировать.

Техника 10/10/10

Иногда решение кажется идеальным в моменте, но плохо работает в перспективе. Техника с тремя десятками как раз помогает это предусмотреть. Она включает три вопроса:

  • Что случится через 10 минут после того, как решение будет принято?
  • Что случится через 10 месяцев после того, как решение будет принято?
  • Что случится через 10 лет после того, как решение будет принято?

Конечно, эту технику можно и нужно менять под себя. Далеко не всегда можно представить, что будет через 10 лет, поэтому максимальный срок удобнее сократить — до года, двух или трех лет. Также не всегда последствия решения наступают в течение первых десяти минут. Может потребоваться больше времени, чтобы их оценить.

Пример. Компания, продающая косметику, может приобрести рекламу у знаменитости, которая сейчас находится на волне, имеет много подписчиков и большое влияние в медиапространстве. При этом имя инфлюенсера постоянно связано с ситуациями «на грани», а его поведение непредсказуемо.

В перспективе ближайших месяцев эта реклама может оказаться удачным вложением — она приведет большое количество клиентов, повысит продажи. Но есть опасность, что в течение 2—3 лет знаменитость встрянет в крупный скандал, что может отразиться и на репутации брендов, с которыми она ассоциируется. Возможно, это не лучший вариант для бизнеса, поэтому рекламному отделу стоит поискать инфлюенсеров с меньшей аудиторией, но более стабильной репутацией.

Квадрат Декарта

Эту технику активно используют коучи и психологи. Как и в случае с матрицей Эйзенхауэра, она основана на таблице из четырех блоков, но вопросы нужно задавать совсем другие. Разберем сразу на примере.

Пример. Компания, которая предоставляет услуги по использованию ПО, предлагает клиентам 7-дневный бесплатный доступ к базовому тарифу. Но потенциальные покупатели все чаще говорят о том, что 7 дней для тестирования мало, поэтому поднимается вопрос о том, чтобы увеличить тестовый период до 30 дней.

Если разложить эту ситуацию на квадрат Декарта, то можно получить такие результаты:

  • Что будет, если мы это НЕ сделаем?

Многие клиенты останутся недовольны. Они будут понимать, что компания их не слышит, не идет навстречу. Часть недовольных клиентов уйдут к конкурентам, которые предоставляют похожие услуги, но с более длительным тестовым периодом.

  • Что будет, если мы это сделаем?

Клиенты увидят, что компания учитывает их пожелания, а также смогут более детально протестировать возможности ПО. Через месяц использования многие из них захотят остаться на платном тарифе, так как привыкли к функционалу приложения и уже внедрили его в свои процессы.

  • Чего НЕ будет, если мы этого НЕ сделаем?

Клиенты не получат возможность протестировать все возможности приложения, так как за 7 дней это физически невозможно сделать. Команда не получит конкурентное преимущество в своем сегменте рынка и не сможет удержать тех пользователей, которым для знакомства с продуктом нужно больше времени.

  • Чего НЕ будет, если мы это сделаем?

Потенциально команда не получит деньги от тех клиентов, которые привыкли быстро принимать решения и которым достаточно 7 бесплатных дней, чтобы затем перейти на платный тариф. Их покупка сдвинется еще на три недели, в течение которых бизнес ничего не заработает.

Разложив ситуацию по такому принципу, можно увидеть, какие минусы и плюсы друг друга перекрывают и что остается в итоге.

Принцип Парето

Уточним, что принцип Парето — это не совсем готовая техника, которую можно использовать в качестве шаблона. Скорее, это философия и результат, к которому нужно стремиться. Потребуется немало времени, чтобы команда пришла к принципу Парето и научилась правильно его использовать. А суть этой методики простая: для получения 80% результата нужно вкладывать 20% усилий. Остальные 80% усилий дают лишь 20% результата, что не всегда оправдано.

Пример. Вы проанализировали, какую прибыль приносят вам разные категории клиентов и выяснили, что приблизительно 20% заказчиков дают 80% прибыли. Значит, в процессе принятия решений эта группа клиентов наиболее значима. Например, вы можете опираться на ее интересы, если планируете выпускать новые продукты или функции. Изучите потребности ключевых покупателей и делайте ставку на те решения, которые интересны именно им, а уже потом тратьте силы на все остальное.

Метод Дельфи

Это метод стратегического планирования, для реализации которого нужны две группы:

  • эксперты, которые анонимно высказывают свою точку зрения на озвученную проблему;
  • аналитики, которые собирают и анализируют полученные данные, приводят их к единому знаменателю.

В качестве инструментов для сбора мнений используются:

  • интервью;

  • опросы разных видов;

  • мозговые штурмы.

Большой плюс этого метода в том, что его можно упростить и модифицировать под задачи компании, а анонимность экспертной группы — это отличная возможность привлечь специалистов со стороны. Также это прекрасное решение для руководителя, который хочет максимально вовлечь команду в принятие глобальных решений. Анонимный формат позволяет экспертам высказывать любые, в том числе и нестандартные мнения, которые часто становятся источниками свежих идей.

Пример. У компании есть проблемы с продвижением. Реклама работает плохо, все испробованные варианты недостаточно эффективны. В таком случае можно провести анонимный мозговой штурм, в процессе которого эксперты команды поделятся своими идеями. Вот здесь мы сделали подборку из 5 сервисов, которые идеально подойдут для командного брейншторма.

Меньшее из двух зол и решение в черно-белом спектре

Часто руководители стараются охватить все и сразу, учесть огромное количество деталей, чтобы уж точно не ошибиться. Но если информации слишком много, это только усугубляет положение и затягивает процесс. Чтобы вовремя остановиться, что-то решить и продолжить движение вперед, нужны техники, которые упрощают задачу. Вот два отличных варианта:

  • Меньшее из двух зол

Эта техника подходит в тех случаях, когда хорошего решения нет изначально, то есть любое из них влечет за собой риски и нежелательные последствия. Тогда лучше не тратить время на долгий анализ, а выбрать меньшее из двух зол и по факту разбираться с последствиями.

  • Решение в черно-белом спектре

Конечно, любой руководитель, который нацелен на развитие команды, старается избегать шаблонных решений и мышления в черно-белом спектре. Но иногда, когда нет времени детально анализировать ситуацию, можно и нужно опираться на привычные «хорошо» и «плохо».

Пример. Руководству компании нужно решить, повышать ли цену на свой продукт. Если сделать это в ближайшее время, некоторые клиенты могут перейти к конкурентам, так как у них более дешевое предложение. Если отказаться от повышения цены, то можно потерять часть бизнеса, так как текущая прибыль едва покрывает расходы.

Одно из возможных решений – все-таки повысить стоимость продукта, но одновременно поработать над отстройкой от конкурентов — более интересным предложением, которое поможет удержать клиентов.

Чек-лист для руководителей, чтобы принимать решения проще и эффективнее

  • Помните, что поражения — это обязательная часть того пути, по которому развивается бизнес. Не ждите от себя и от команды всегда идеальных решений.
  • Развивайте психологическую гибкость и всегда действуйте по ситуации. Иногда нужно собрать максимум информации, а иногда важно принять решение за минуты — нет единственно верной схемы на все случаи.
  • Не будьте единственным человеком в команде, от которого зависят все решения. Делегируйте, распределяйте ответственность, если это возможно, и предоставляйте сотрудникам право голоса, даже если их мнение отличается от вашего.
  • Не вкладывайте в решение больше сил, чем оно способно окупить. Именно этому учат принцип Парето и матрица Эйзенхауэра.
  • Просчитывайте последствия принятых решений с учетом разных временных отрезков: в ближайшее время, через месяцы и через годы. Если какая-то ситуация имеет значение только здесь и сейчас, не тратьте на ее анализ много времени.

Еще одно условие для быстрого и эффективного принятия решений — это качественная коммуникация. В этом поможет корпоративный мессенджер Compass. Пробный период без ограничений составляет 30 дней, а для команд до 10 человек приложение бесплатное навсегда. Также у нас есть версия on-premise для установки на вашем сервере.

Еще больше полезной информации для руководителей читайте на нашем сайте:

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Pol Bal

Метод Делфи понравился. Надо повеикать, не слышал о таком

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Барсукова

Тоже понравился этот метод, но ощущение что лучше его немного упростить, но тут уже каждой компании своё

Ответить
Развернуть ветку
Alexsey D

вот да, тоже так показалось, опередили)

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Любой метод можно изменить под себя, необязательно жестко следовать рамкам 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bond

Плюсую, я был удивлен найти что-то новое для себя, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Вам спасибо, что прочитали 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Чтобы не ошибаться — не нужно совершать ошибок. Чтобы не уставать — отдыхайте вовремя.
Ваш КО (-:

Ответить
Развернуть ветку
Олег Моргунов
Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Вадим, да это же гениально 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Скромно соглашусь (-:

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Не нужно лишней скромности 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Уговорили, это я в домашнем (-:

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Вот она, тихая роскошь...

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Будни нейрочеловека 🤷🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Астахов

А выглядите как нейрокороль

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Нейромонарх

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Ну так единственный нейрочеловек в этой Вселенной (-;
Благодарю, Вы в зелёном списке 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Alexsey D

что ж, надо сказать темка актуальная. Особенно вот этот момент врезался в сознание - "Помните, что поражения — это обязательная часть того пути, по которому развивается бизнес."

Ответить
Развернуть ветку
Сафонов Михаил

да, снимает розовые очки

Ответить
Развернуть ветку
Мая

Очки сердечки)

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Все верно – навык не опускать руки при неудачах нужно получить. Но получить его можно только на собственном опыте 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Юсаулова
"Перекладывают всю ответственность на сотрудников, так как не хотят сталкиваться с последствиями своего выбора"

Мне кажется это серьезная такая ошибка

Ответить
Развернуть ветку
Елена O

да, согласна. между перекладыванием и делегированием тонкая черта

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Когда руководитель передает сотруднику задачу, он передает и ответственность за результат.

Но ответственность за стратегические неудачи все равно лежат на руководителе 😊

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Galich

гуд материал и рекомендации. могу сказать, что на старте всего этого будет недостаточно, чтобы не совершить ошибок, а так что через них все же придется пройти. но лучше конечно быть максимально подкованным к ним хотя бы теоретически

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Астахов

Как говорят на ошибках учатся, но быть подкованным на теории тоже хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Galich

без этого просто никак, я вот об этом

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Астахов

Абсолютно согласен

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Все верно сказали 👍

Ответить
Развернуть ветку
Мирон Евграфов

Хорошие техники, что-то точно нужно попробовать, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Спасибо, что прочитали 🤗🤝

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Морозова
"Матрица Эйзенхауэра

Эта методика помогает принять решение, когда руководитель завален делами и не знает, с чего начать."

Хорошая метода, бывает что задач столько, что начинаешь все подряд делать, а потом оказывается что одна была намного приоритетнее другой

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Вообще-то странно, что приоритетность другой задачи выясняется только потом 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Николай Обухов
"Техника 10/10/10"

Тут нужно быть супер осторожным, все вокруг меняется всегда, тяжело делать прогнозы на будущее, если только экстрасенсов вызывать 😁

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Так можно ее менять под себя как угодно 😊

8 часов / 8 дней / 8 недель, например

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Игоревич
"Принцип Парето"

Прочитав про этот принцип я могу сказать лишь одно

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Мы об этом писали, можно тут подробнее почитать: https://getcompass.ru/blog/posts/pareto-20-na-80-v-biznese

Ответить
Развернуть ветку
Морозова Анна

видимо анонимно надо отправить нашему руководителю...)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Barkov

Мне кажется ошибки руководителем всегда будут допускаться. В той или иной степени влияющие на ход развития бизнеса или конкретной задачи. Но планировать всегда нужно, просчитывать возможные результаты, опираясь на опыт, знания, обобщать советы коллег. Очень хороший метод Дельфи, метод стратегического планирования, который можно адаптировать под свои задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Franceva

Не принимайте решения и не будете ошибаться)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Якипова
"Тогда лучше не тратить время на долгий анализ, а выбрать меньшее из двух зол и по факту разбираться с последствиями."

Частенько использовала этот метод, но потом все равно приходится исправлять пришедшие последствия

Ответить
Развернуть ветку
Денис

изначально если брать за основу Принцип Парето, то результат намного лучше. И выгоднее в эмоциональном плане.

Ответить
Развернуть ветку
Rus Lan

есть методы как стать руководителем как Майкл из офиса?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Морозов

просто у нас часто бывает такое ,что люди забитые и не говорят о том что у них проблемы боясь увольнения и по итогу руководитель не в курсе как на самом деле обстоят дела и реально ли вообще то что он требует выполнить

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шевцов

ненавижу принимать решения , мне не стать руководителем

Ответить
Развернуть ветку
Роман Масленников

Познавательно, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Раскрывать всегда