{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

100 за 10: как добиваться 100 целей, инвестируя 10% времени

Кристина Чернодуб, Solopreneur & change-focused coach, рассказывает о важности малых шагов для долгосрочных перемен в жизни и приводит действенные методы самомотивации.

YNDX Family

Материал подготовлен на основе онлайн-встречи YNDX Family, неофициального сообщества текущих и бывших сотрудников группы Яндекса. Присоединяйся к комьюнити, если ты тоже выпускник-яндексоид :)

А полную запись встречи можно посмотреть по ссылке на нашем YouTube канале.

Кто я и чем занимаюсь

Меня зовут Кристина Чернодуб, я предприниматель и персональный коуч по продуктивности.

С 2018 по 2019 год я работала в Яндексе на второй линии службы поддержки Яндекс Драйва. Очень ценю свой опыт работы там, потому что благодаря обучению и практике, я значительно улучшила навыки коммуникации и умение разрешать конфликты.

Яндекс был первой “серьезной работой”, после которой весь мой опыт лежал в проджект менеджменте и коммуникациях, от инфлюенс-маркетинга до технологического стартапа в США.

Сегодня у меня свой интернет-магазин по продаже готовых Notion шаблонов на русском языке. Также я руковожу мини-агентством по созданию рабочих пространств в Notion для малого бизнеса: от документаций и пайплайнов до таск-трекинга.

Когда я работала менеджером, под моим руководством работали от 4 до 15 профессионалов, в том числе из разных команд. Чтобы облегчить себе жизнь, я отучилась на специализации “Коучинг для менеджеров” от Калифорнийского университета.

В какой-то момент я накопила столько опыта в бизнес процессах, управлении и коучинге, что ушла отстраивать свой бизнес и реализовывать мечту нести знания и помогать другим управлять своим поведением и жизнью. Чем сейчас и занимаюсь.

Почему такая тема

Во-первых, потому что всем актуально узнать, какие минимальные усилия можно делать, чтобы достигать целей.

Во-вторых многие клиенты, которые приходят ко мне в работу как к коучу, страдают от непоследовательного прогресса в жизни.

Типичная картина — собрал волю в кулак, работал как сумасшедший месяц-два, а потом наступили прокрастинация и переутомление на полгода. Или набрал себе 10 новых привычек и занятий на месяц, в итоге не выдержал и “слился”. Сначала приятно от того, что ты такой амбициозный и активный, за всё схватился, но в итоге это ведёт к разочарованию и новому опыту в копилку “лучше даже не пытаться”.

И так проходят месяцы, иногда годы, пока страх упущенной жизни не начинает где-то зудеть от того, что столько планов остаются только планами. Всем хочется последовательного и предсказуемого прогресса.

Все слышали про накопительный эффект от маленьких действий, но на жизнь это перенести сложно. Поэтому сегодня поговорим не только о том, почему именно 10 процентов, но и о том, как превратить это в реальность.

Что такое продуктивность

Прежде, чем мы погрузимся в тему, важно разобраться с терминами.

⌚ Продуктивность — это эффективное использование ресурсов, таких как время, деньги, силы и прочие, для достижения целей и выполнения задач.

Управление временем нужно, чтобы быстрее и качественнее выполнять работу и получать деньги за меньшее количество затраченных усилий. В качестве бонуса — ещё и подольше отдохнуть. Благодаря продуктивности хочется достигнуть жизненных и карьерных целей, чтобы прийти к ещё большему счастью, комфорту, самоуважению и уверенности в себе. Согласись, приятно звучит.

Если считаем пирамиду Маслоу релевантной, то потребность в самоактуализации, то есть персональном росте и развитии, прогрессе в жизни, одна из наших важнейших потребностей. И её удовлетворение ведет к счастью и удовольствию от жизни.

Короче говоря, продуктивность нам нужна, чтобы работать быстрее, получать больше ресурсов и свободного времени.

Это не просто концепт в вакууме

Продуктивность — это система, у которой можно выделить несколько основных составляющих:

  • Целеполагание. Без внутреннего, эмоционально-желанного ответа на вопрос “зачем?” ничего мы делать не будем.
  • Планирование. Вспоминаем, что продуктивность — это эффективное распоряжение своими ресурсами. А чтобы ресурсами располагать, надо знать, сколько у нас есть и сколько и на что мы можем потратить.
  • Реализация планов. Это внедрение в жизнь задуманного после целеполагания и распределения ресурсов.
  • Бэкап план самопомощи. Это стратегия действий в случае, когда 1-2 шага в реализации плана не удались, чтобы мы в ужасе не “бросили” дальнейшие действия.

Эти составляющие не дают нам линейный процесс, они могут меняться местами.

Планирование, введение в спринты

То, что я хочу вам сегодня предложить, можно называть agile-планированием в личной жизни. Изначально я встретила эту идею в книге Катерины Ленгольд Agile Life. Книгу рекомендую прочитать. Она короткая, понятная, конкретная и главное — прикладная.

Концепцию я полюбила и внедрила к себе в жизнь около года назад.

Agile — это гибкая система планирования и управления проектами. Её создали в ответ на появление разделённых команд, software разработки. Тогда традиционная система последовательного планирования работать перестала. Потому что она предполагала ригидность. Запланировали надолго вперёд до того, как преступили к действиям. Цели и сроки поставили, и всеми силами пытаетесь в них втиснуться. Но в разработке много всего может пойти не так, и адаптироваться придётся в процессе. Точно так и в жизни.

Agile планирование жизни предполагает, как и в менеджменте, дедлайны и этапы:

  • Целеполагание.
  • Выделение ресурсов.
  • Реализация.
  • Обдумывание результатов и рефлексия.

Традиционные спринты имеют разную длительность, но мы остановимся на трёхнедельном. Три недели мы активно действуем в соответствии с планами, и одну неделю у нас занимает целеполагание и выделение ресурсов, и рефлексия по результатам. Когда закончится трёхнедельный активный спринт, рефлексия и подведение итогов плавно перетекут в следующие цели и планирование на следующий спринт.

Почему именно 3 недели?

  • проще сохранять фокус и мотивацию
    Дедлайн не будет давать расслабиться.
  • реалистичные цели
    Когда время так ограничено, больше шансов поставить адекватные и достижимые, маленькие цели.
  • суженное внимание помогает достигать целей быстрее

💡 Исследователи из Нью Йоркского Университета выяснили, что бегуны, которые видят линию финиша, бегут на 23% быстрее. Им даётся это проще и морально, и физически, чем тем, кто финиш не видит.

Поэтому три недели — это адекватный срок, за который можно успеть сделать что-то значительное, и при этом не задолбаться и не сойти с пути.

Планирование: расчёт ресурсов

В продуктивности управление ресурсами — это важная часть.

Ты же на работе в омут с головой не бросаешься, пока не определишь цели и бюджет проекта? В жизни всё так же!

Почему именно 10% времени

Наше поведение контролируется нашим мозгом. От мыслей и чувств до решений и действий.

Каждое повторяющееся действие, от чистки зубов определенным образом, до того, что и в какой последовательности мы делаем в течение дня, становится привычками и создает физические нейронные связи в мозге.

Они буквально прорастают. Это происходит для экономии ресурсов — пустить сигналы по уже готовым маршрутам просто. Как только нейронные связи созданы, изменение привычного поведения равно построению новых нейронных путей.

Это значит, что мозгу придётся дополнительно трудиться и работать на полную мощность, чтобы вырастить новые связи и вписать эти новые действия в общую систему. Такие процессы вызывают стресс, тревогу и срочное желание вернуть всё как было.

И представьте, что с вами случится, если менять много привычек за раз. Мозг будет не то что работать на пределе, его перегрузит стрессом. А стресс негативно влияет на качество принимаемых в жизни решений и контроль поведения. Через такие перегрузки мы приходим к срывам.

Это как делать ремонт в квартире. Если начать ремонт в одной комнате или зоне, можно спокойно жить в квартире дальше и постепенно проводить ремонт без ущерба всей жизни. А вот если сразу во всех комнатах, то придётся съезжать, жить станет невозможно.

С поведением получается так же, только от самих себя никуда съехать без последствий не получится. Поэтому мы и сделаем фокус на изменении только на 10% жизни.

Наша цель — не перегрузить самих себя нововведениями и не спровоцировать откаты с самосаботажем.

Планирование: бюджет времени

Первое, что важно понять, это сколько сейчас времени у вас и куда оно уходит. У каждого из нас есть 168 часов в неделе и они на что-то тратятся.

Скажем, что у нас в жизни есть 10 категорий:

Безусловные категории

  • сон и отдых
  • уход за собой
  • семья и друзья
  • спорт и здоровье

Рабочие категории:

  • Работа
  • Логистика
  • Домашние дела

И личные категории:

  • Развлечения
  • Личное развитие и обучение
  • Прокрастинация (соц сети и тд)

У каждой из категорий есть номер от одного до десяти. Нам нужно заполнить эту таблицу по каждому дню, чтобы посмотреть, на что и сколько часов уходит. После этого подсчитать, сколько за неделю в каждой категории у нас времени занято из суммарных 168 часов.

Пример:

Источник: автор

Некоторые дни могут варьироваться и не всегда быть на 100 процентов такими, но вы сможете примерно понять, на что уходит время.

Оптимизация расписания: контролируем, куда уходит время

Мы можем контролировать только то, что понимаем. Эта задача поможет нам пересмотреть бюджет времени, который мы направляем на не такие уж важные вещи или в никуда.

Важное уточнение. Люди часто “оптимизируют” время за счёт первых четырех категорий: сон, близкие, здоровье, отдых. Так нельзя, об этом забудьте. Себе дороже потом здоровье восстанавливать.

Регулярный сон от 7 до 9 часов в сутки — абсолютная необходимость для здоровья, продуктивности, и нормального функционирования взрослых людей.

Так что эти области должны остаться сакральными.

Работа

В рабочей среде можно оптимизировать время на логистику, домашние дела (например, заказывать уборку или готовить еду на неделю вперёд).

А в непосредственной работе можно проанализировать, какие задачи отнимают больше всего времени впустую. И справиться с этим, к примеру, тайм блокингом, группировкой задач по типам или даже сменой времени суток, когда некоторые из них делаешь.

Личная сфера

Обычно это самая оптимизируемая сфера жизни.

Напомню, что сюда входят развлечения, прокрастинация, и личностное развитие. Соц сети и телефон за отдых не считаются, игры тоже.

1) Проверь экранное время.

Сколько уходит времени в день, неделю, месяц на телефон и социальные сети? Есть ощущение, что время было потрачено не зря? Обычно цифры шокируют.

Даже у активно работающих людей экранное время варьируется от 4 до 8 часов в телефоне каждый день. В месяц 20-50 часов, у кого как. Это как дополнительная рабочая неделя, которая ушла не на что-то удовлетворительное, а на бесполезный скроллинг.

🕒 Для трекинга экранного времени на телефоне есть встроенные приложения. На компьютере можно воспользоваться RescueTime.

2) Планируй отдых заранее.

Чтобы не оказываться в ситуациях, когда выходные проходят перед компьютером, надо заранее выделять себе время в календаре под отдых, который “зарядит”. Это может быть чтение, спорт, прогулки, встречи с друзьями, каток. Что угодно, что отвлекает от рутины и, желательно, совмещено с физической активностью.

3) Определи время на соц сети.

Иногда бывает страшно посмотреть в статистику экранного времени за день, а потом ещё и месячную статистику увидеть. Может быть очень больно от бесцельно потраченного времени, особенно если пересчитать, сколько это проданного времени в год корпорациям, за которое не вам заплатили, а вы им.

Поэтому важно определить, что ты там получаешь, и сколько, и когда готов тратить на это время. И поставить его в расписание календаря.

Здесь разобрались: считаем бюджет времени и оптимизируем.

💡 Те окна времени, которые остаются у вас “нетронутыми” в течение дня или освобождаются после оптимизации — и есть ваш бюджет на новые действия.

В среднем выходит около 10 часов в неделю на то, чтобы двигаться к поставленным целям.

Если у вас совсем не набирается — внимательно всмотритесь, куда уходит время и как можно срезать “временные косты”. Если совсем много времени свободного остается — поздравляю! Тратьте его с умом на работу и дела, но больше 10 часов в неделю на новые цели все равно не направляйте.

Потому что сорветесь и будете грустить. Многое в жизни менять разом нельзя, двигаемся постепенно.

Как использовать это свободное время для достижения целей

Всё должно быть записано онлайн!

Любые планы, цели, дела или мысли должны быть выгружены в диджитал. Желательно в одном конкретном месте. Notion, Notes, Google Docs, хоть в Excel.

Сама я пользуюсь связкой:

  • Notion (у меня там Second Brain от Тиаго Форте) для хранения и обработки информации, постановки и трекинга всех задач, кроме домашних дел
  • Google Calendar как связка с внешним миром
  • Notion Calendar — полный дашборд всех моих дел, планов и задач
  • Apple Reminders для домашних дел, типа покупки продуктов

💡 В любом инструменте, даже дефолтном, узнайте обо всех возможностях и продвинутых функциях.

У спринта должна быть цель

Общие рекомендации — от одной до трёх целей или фокусов на спринт. Должен быть выделен бюджет времени.

Важно проставить подцели на каждую неделю: три основных цели-задачи для достижения цели спринта. Эти подцели должны быть разбиты на задачи на неделю вперёд.

В конце недели — чекпоинт, когда мы проверяем прогресс и рефлексируем о том, что получилось, а что — нет, делаем выводы и адаптируемся к следующей неделе.

Важные детали для постановки задач:

  • время выполнения — до 30 минут за одну задачу
  • задача чётко сформулирована, и понятно что, как и когда делать
  • время на выполнение забронировано в календаре!
  • загрузка по неделям примерно одинаковая

Примеры:

Наш герой Василий, 30 лет, разработчик. Василий много сидит и мало ведёт социальную жизнь, работает большую часть времени. Он больше так жить не хочет, да и спина болит.

Василий решает поставить цели на спринт о здоровье и общении.

Цель 1: построить свой социальный круг, а то одиноко и скучно

В это входит наличие компании для еженедельной интересной активности, регулярная коммуникация, наличие людей, с кем можно пообщаться.

Дано: есть пара друзей, с ними Василий видится совсем редко, почти не общается.

Подцели:

  • Встретиться с 3 людьми для совместной активности.Сделать список всех людей, с кем был утерян контакт.
  • Написать сообщение каждому, чтобы узнать, как дела, чем занимаются и где находятся.
  • Назначить встречу с каждым хотя бы онлайн.
  • Познакомиться с 5 новыми людьми.Вступить в группы по интересам или по локации.
  • Пройтись по списку друзей на Фейсбуке и написать 5 из тех, с кем не общался.
  • Завести диалог с интересными коллегами.
  • Позвать друга встретиться и предложить ему взять своих друзей.
  • Провести выходные с родителями/коллегами/знакомыми.Сделать список комфортных активностей.
  • Предложить релевантным людям вместе съездить или сходить куда-то.
  • Проявлять инициативу в организации (тут нужна конкретика).

Цель 2: восстановить физическую активность

В это входит регулярная физическая активность хотя бы на грани с нормой.

Дано: сидячий образ жизни работа-дом, в спортзале не был лет 5, почти никуда не ходит.

Подцели:

  • Пройти 30,000 шагов за неделю (примерно по 5,000 шагов в день). Заменить Н поездок в день на пешую прогулку.
  • Сходить в магазин вместо доставки.
  • Скачать покемон го и искать покемонов на районе.
  • Узнать о 30 вариантах физической активности, чтобы выбрать 5 подходящих и все попробовать.Найти статьи, ресурсы.
  • Прочитать, какие есть варианты.
  • Отметить подходящие, указать, почему.
  • Запланировать в расписании вариант 1.
  • Запланировать в расписании вариант 2.
  • Сделать утреннюю зарядку минимум 15 раз за спринт .Найти несколько вариантов зарядок на Ютубе, по 5 минут каждая.
  • Каждый день пробовать новую (важно указать КОГДА).
  • Посмотреть видео о пользе зарядки.

Эти примеры иллюстрируют логику, но в реальной жизни обязательно должен быть выделен бюджет времени на каждую задачу и забронирован в календаре.

В конце каждой недели Василий смотрит на проделанную работу, на выполненные или невыполненные задачи, и анализирует:

  • какие результаты
  • что можно улучшить (наверняка научился быть скромнее в своих планах)
  • как эффективнее спланировать следующую неделю
  • и конечно: что пошло не так

Потому что обязательно не так пойдет многое.

Что делать, когда планы рушатся и накрывает стресс

У достижения любой цели есть 5 этапов:

  • Целеполагание.
  • Проблемы и препятствия.
  • Анализ того, что пошло не так.
  • Планирование решений по результатам диагностики.
  • Дальнейшие действия!

Важно это помнить и быть к себе добрее. Напоминай себе, что неудачи или препятствия — это всего лишь необходимая части пути, а не сигнал, что всё провалено.

Техники управления тревогой и стрессом

Самые простые техники управления тревогой и стрессом, которые доступны каждому в любое время — это контроль дыхания.

Когда мы в стрессе, гормоны выбрасываются в кровь, пульс ускоряется и вызывает ещё больше тревоги. А мысли уже потом догоняют соматическую реакцию организма. Дыхательные техники замедляют кровоток и “успокаивают” пульс, что помогает расслабиться, снять стресс или тревогу.

Дыхательных техник очень много, важно попробовать несколько, чтобы найти “свои”.

Техника «4-7-8»

  • вдыхаем, считая до четырёх
  • задерживаем дыхание на семь счётов
  • выдыхаем, считая до восьми

Техника «6-3-9»

  • вдыхаем, считая до шести
  • задерживаем дыхание на три счёта
  • выдыхаем, считая до девяти

Техника WOOP

Техника, которой я научилась в Йельском университете, зарекомендовала себя огромной эффективностью в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Поэтому её можно использовать как для планирования дня, недели, так и месяца, квартала, или полугода.

Больший срок не предлагаю, потому что мы все-таки реалисты.

WOOP это аббревиатура от wish, outcomes, obstacles, plan

  • Желание (Wish): Сначала определи своё самое важное желание или цель на данный момент. Это должно быть что-то конкретное и достижимое в ближайшее время.
  • Результат (Outcome): Подумай о лучшем возможном исходе, который ты можешь достичь, если твоё желание исполнится. Представь себе это как можно ярче и эмоциональнее.
  • Препятствия (Obstacles): Обдумай все возможные внешние и внутренние препятствия, которые могут помешать тебе достичь желаемого. Это могут быть сомнения, страхи, привычки, обстоятельства или другие люди и т. д.
  • План (Plan): Создай план действий, который поможет тебе преодолеть эти препятствия. Используй формулу "Если... То...", где ты определяешь конкретные действия для преодоления препятствий.
  • Запиши этот план на бумаге или в заметках.
  • Формат как в разработке: If препятствие 1, then я сделаю это
  • И такой план нужен для каждого препятствия. Когда будешь выполнять, обращайся к нему, он поможет не свернуть с дороги.

Анализ времени и распределения ресурсов позволит понять, где можно оптимизировать свою деятельность и сделать её более продуктивной. Но также важно находить баланс между работой, отдыхом и личным развитием, чтобы поддерживать высокую продуктивность и уровень мотивации. Этот подход позволит тебе не только оптимизировать свою деятельность, но и постоянно совершенствоваться!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда