(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93256750, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93256750, 'hit', window.location.href);

Как удержать ценного сотрудника: 5 стадий увольнения, которые игнорирует каждый руководитель

Рассказали про стадии увольнения сотрудника и как влиять на ситуацию в каждом этапе.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass. Всего за 10 минут можно установить мессенджер на свой сервер. А еще советуем посмотреть рекомендательную программу с блекджеком и бонусами.

Удержать ценного сотрудника, когда он уже одной ногой в другой компании, почти невозможно. К моменту, когда руководитель заметит красные флаги, процесс увольнения внутри сотрудника будет идти полным ходом. Он уже морально распрощается с компанией и его будет сложно переубедить. Однако можно идти на опережение в таких ситуациях — следить за сигналами на начальных стадиях и вовремя реагировать.

В статье разберем, какие есть стадии увольнения сотрудника и как влиять на ситуацию в каждом этапе. Еще расскажем, какие шаги можно предпринять заранее, чтобы вообще не допускать мыслей об увольнении в команде.

Какие есть стадии и что с ними делать

Процесс увольнения длится намного дольше, чем кажется на первый взгляд. Как правило, есть ряд закономерных стадий, и на каждой из них еще можно изменить ситуацию.

⭐ Стадия 1. Сотрудник теряет интерес к работе

Производительность сотрудника постепенно снижается. Он выполняет только обязательный минимум задач, не проявляет инициативу и не берется за новые проекты. В разговорах о будущем компании ведет себя отстраненно, как будто уже не ассоциирует себя с командой.

Что делать: Не игнорируйте первые звоночки. Обсудите ситуацию открыто, выясните причины. Возможно, сотруднику просто не хватает новых вызовов и интересных задач. Предложите ему поучаствовать в перспективном проекте, пройти курсы повышения квалификации или возглавить крупную инициативу. Если проблема в рутине — подумайте о карьерном маневре на более интересную роль или об освобождении от операционки.

⭐ Стадия 2. Сотрудник эмоционально отдаляется от команды

Опытный системный аналитик всегда был душой компании. Но в последнее время его никак не затянешь поучаствовать в пятничном code-ревью, обсудить новый подход к девопсу или просто выпить кофе в обеденный перерыв. Он сразу сворачивает любой неформальный разговор и отстраняется.

Конечно, такое поведение может быть вызвано и личными причинами, но это все равно тревожный сигнал.

Что делать: Если человек пока раздумывает о выходе из компании, повысить уровень его вовлеченности еще можно. Как вариант — предложите ему возглавить новый блок работ, избавив от привычных рутинных задач. Стоит также обсудить перспективы развития в компании и роста в карьерном плане. Если же проблема в личных мотивах сотрудника, то придется отпустить ситуацию.

⭐ Стадия 3. Сотрудник проверяет другие вакансии

Вы замечаете очевидные изменения в поведении сотрудника. Он регулярно пропадает на 2 часа в рабочее время из-за «личных дел». Краем глаза видите, что он много времени проводит в Linkedin. А HR заметила, что сотрудник снова опубликовал свое резюме. Вдобавок он стал небрежно одеваться, а на сервере кто-то подозрительно копирует рабочие файлы себе на почту — чисто «на всякий случай».

Что делать: Время для действий очень ограничено. Если вы дорожите этим сотрудником — немедленно назначьте встречу и обсудите его планы и пожелания. Подготовьте контроффер — четкое описание шагов по развитию его карьеры внутри компании, прибавку к зарплате и другие персональные предложения. Но будьте готовы к тому, что сотрудник может как согласиться, так и отвергнуть все предложения.

⭐ Стадия 4. Сотрудник уже эмоционально ушел из компании

Казалось бы, человек еще числится в штате, но его поведение говорит об обратном. Он — подсознательно или сознательно — саботирует распоряжения руководства, отказывается от новых задач, так как загружен другими проектами. При этом какие-то из текущих проектов могут не двигаться с места. Возможно, он даже рассказывает избранным коллегам в курилке, что ему все надоело.

Что делать: Шанс вдохновить здесь сотрудника крайне мал — он уже морально ушел из компании. Если сотрудника совсем не хочется отпускать, обсудите с бухгалтерией и HRD, какой максимум ему может предложить компания. Возможно, стоит пригласить его на разговор. Но не питайте больших надежд — параллельно с этим подключите его коллег к процессам, чтобы заранее обезопасить критически важные проекты.

⭐ Стадия 5. Сотрудник увольняется

После недель или месяцев спада эффективности и отстраненного поведения сотрудник наконец-то озвучил свое решение.

Что делать: На этом этапе удержать сотрудника в штате уже не получится. Лучше принять все со спокойной душой и достоинством. Попросите его отработать еще две недели, чтобы передать знания и закрыть текущие задачи. Попрощайтесь с ним «по-человечески» и не сжигайте мосты окончательно. Может случиться так, что в дальнейшем вы еще посотрудничаете.

Friendly Reminder: Мессенджер Compass можно установить на свой сервер всего за 10 минут.

Что делать, чтобы никто не хотел уволиться

Сделайте обратную связь «не для галочки»

Во многих компаниях есть формальные опросники для обратной связи, но данные из них никак не используются на практике. Не превращайте этот процесс в бессмысленную бюрократию. Создайте отдельный чат для обратной связи, задайте правила оформления запросов и решайте проблемы вместе с командой.

Внедрите гибкий график

По данным Harvard Business Review, 81% сотрудников не хотят возвращаться к ежедневной работе в офисе после пандемии. Другое исследование HBR показывает, что принудительный камбек сотрудников негативно сказывается на всей выручке компании. А для поколения Z удаленка — это один из решающих факторов при выборе компании.

Дайте сотрудникам возможность самим определять режим работы, если специфика вашей компании это позволяет. Если работать удаленно совсем нельзя — предложите гибрид. Главное, чтобы работа выполнялась качественно.

К примеру, в вашей команде есть сотрудница, которая подолгу добирается на работу из пригорода. Разрешите ей 2-3 дня работать удаленно, а остальное время присутствовать в офисе для личных встреч и совещаний. Так вы не только сэкономите ее время и средства, но и покажете свою заботу.

Предоставьте условия для личностного роста

Отсутствие перспектив развития и застой в карьере — одна из основных причин увольнения специалистов. Чтобы этого избежать, помогайте сотрудникам и словом, и делом. Если вопрос стоит в скиллах — закрепите сотрудника за более опытным коллегой — ментором. Вместе они найдут и закроют точки роста локально и быстро.

Идеально, если в компании есть отдельный специалист, не HR, который отвечает за индивидуальный план развития каждого сотрудника. Он регулярно отслеживает показатели команды, проводит one-to-one встречи и указывает на точки роста. С ним вопросы команды о личностном росте сойдут на нет, а вовлеченность и «причастность» возрастут кратно.

Если же дело обстоит более глобально — поработайте с сотрудником лично. Например, ваш frontend-разработчик жаждет роста и хочет попробовать роль тимлида. Вы видите в нем потенциал, но пока он не готов к полной нагрузке. Поручите ему несколько пилотных задач по управлению маленькой командой: планирование, распределение работы, оценка скоупа, решение конфликтов. Так вы оцените его силы и при успехе расширите зону ответственности.

Не держите на работе дольше положенного

Никто не любит кранчи, особенно когда они становятся правилом и возникают как указ «сверху». Такие систематические переработки со временем демотивирует даже самых заинтересованных сотрудников.

К примеру, ваша команда трейдеров регулярно задерживается допоздна в Москва-Сити, и дело тут вовсе не в статусе места. Сначала определитесь — работы действительно прибавилось, или кто-то филонит, а потом догоняет. Если первое — привлекайте новых специалистов, если второе — поработайте с коллективом.

Есть и третий вариант — сотрудник горит идеей и остается работать сверхурочно по собственному желанию. О таких надо заботиться и благодарить, но не воспринимать это как данное. Например, давать дополнительные выходные или вознаграждать финансово.

Главное — следите за ним, чтобы тот не начал медленно выгорать. Остальную команду не подвергайте манипуляциям в духе: «Вот он молодец, а вы — нет».

И внедрите уже наконец ИИ в работу, автоматизируйте ручной труд. Например, боту можно доверить составление документов или прием первичных заявок от клиентов.

Не грузите сотрудников не своей работой

В попытке максимально задействовать ресурсы, руководитель может переложить на специалиста пул чужих задач. Причем даже не коллеги с отдела, а задачи, которые выходят за рамки компетенций.

Это быстрый путь к выгоранию, снижению качества работы и, как следствие, увольнению.

Приведем упрощенный пример: у вас в штате есть сильный маркетолог. В один прекрасный момент выясняется, что он отлично понимает не только рынок, но и как писать продающие тексты. Ему перекидывают часть обязанностей уволившегося главного редактора — и не временно, а на постоянной основе.

Казалось бы, «эффективное» использование ресурса, но очень скоро сотрудник начинает захлебываться в потоке разнородных задач. Качество работы падает, он раздражается, пропадает вовлеченность.

Не допускайте такого — четко разделяйте должностные обязанности. Если навык действительно может пригодиться, предложите сотруднику соответствующую вакансию и ставку. Главное — без принуждения и только если загруженность сотрудника позволяет.

Слушайте и не судите поспешно

Одна из первопричин, почему сотрудники покидают работу — конфликты и «сложный» контакт с руководством. Чтобы этого не происходило, научитесь слушать мнение сотрудников без осуждения и вынесения поспешных решений.

Если сотрудники высказываются о зонах роста компании, первая реакция может быть защитной. Ведь это критика всего, что вы создавали годами. Но вместо того, чтобы перебивать, наберитесь терпения и выслушайте сотрудника до конца.

Возможно, в его словах будет рациональное зерно и интересные предложения. Даже если нет — сам факт того, что вы дали выговориться, создаст впечатление открытости и уважения. Главное — слушать не для «галочки», а искренне.

Создайте безопасное и эффективное рабочее пространство с Compass. Теперь можно установить мессенджер на свой сервер всего за 10 минут.

А если хотите раскрыть потенциал деловых связей, участвуйте в нашей рекомендательной программе и получайте стабильный ежемесячный доход. Узнать больше и зарегистрироваться можно тут.

Что еще почитать, чтобы сделать сильную команду:

0
176 комментариев
Написать комментарий...
Павел Егоров

По классике, сплошь булшит про условия для личного роста и прочие наивности.
Статью можно свести к одному абзацу. Чтобы удержать ценного сотрудника, дайте ему денег. Если он теряет интерес - дайте ему денег. Если он отстраняется от команды - дайте еще денег. Ну и так далее. Никакие планы личного развития, гибкие графики и так далее не заменят старого доброго х2 или долгосрочных опциончиков.

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор

Денежная мотивация — это хорошо, и про нее важно не забывать, тут согласны. Но многих людей не только деньги мотивируют — например, интерес к своей работе, ощущение важности своего дела, отношения в команде, рабочий график. Это все система, состоящая из многих элементов, и их тоже не стоит игнорировать ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Нет, это работает не так. Людей мотивируют только деньги. Если вы предложите достаточное для конкретного человека количество денег, ему станет пофигу на отсутствие интереса к работе, ощущение неважности своего дела, конченую команду и график 7/7

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Это херня. Никакие деньги вам не будут нужны, если коллектив говно и управленческий подход - ещё одно говно.
Если вас ежедневно 7/7 будут иметь во все дыры, думается мне вы откажетесь от этих денях...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Окей, коллектив говно, управленчески подход - говно, задачи - говно, зарплата 50к баксов в месяц. Вы отказываетесь и идете работать в коллектив из просто няшек-милашек, с руководителем - заинькой и задачами - ну просто праздник. Но с зарплатой 19 242 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Почему же. С заработком 8к баксов в месяц. Это не 50к, но кратно больше 19 242р.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

И когда вам предлагают х6.25 вы такой неееет, мне не нужно столько денег? =)

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Это не так работает. Тебя уже в край заебали всякой шляпой. Ты стал нервным, у тебя ебашит давление и ещё куча "радостей".. ты собрался уходить, но тебе предложение: слыш, мы накинем ещё сверху деньжат, но ебать тебя будем еще чаще и со спецэффектами.
Твой выбор?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Вы отвечаете вопросом на вопрос, причем не на заданный, а на придуманный вами же =)

Еще раз. Вам предлагают x6.5 за ту же самую работу. Вы отказываетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Вы пытаетесь получить закрытый ответ на выдуманные условия.
Конечно откажусь, как и любой вменяемый человек, адекватно оценивающий соотношение денег и здоровья.

Ответить
Развернуть ветку
GANSTA Vegas

Сумма решает, но проблема в том, что накинуть предлагают крохи. Если бьет давление.... это означает что уровень стресса не компенсируется зарплатой. И если еще пару сотен накинут... это не решает.
Но давайте гипотетически, вам предложили Х10 чтобы вы не уходили, за тот же уровень стресса.
Теперь вы можете себе позволить и психолога и массажиста и антистрессовый курс йоги.
Все потому что вы получили достаточную компенсацию своим страданиям ради денег.
Это по сути подсознание говорит тебе... мол, за такие деньги я это терпеть не буду.... потому начинается давление, нервы и прочие спецэффекты.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Вы не можете этого себе позволить. Это вытекает из важности решаемых задач. Деньги платят не просто так. За них что то хотят получить взамен. На эти деньги что то покупают у вас.
И это что то кратно больше того, что вам платят.
Вы будете работать 24хPi

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Организму похер сколько тебе платят, особенно когда лежишь в могиле. Человек хочет денег на конкретные цели — путешествия, женщины, семья, хобби. На это нужно деньги И время И здоровье. Если работа даёт деньги, но отнимает другие компоненты — то цель один хер не достигается.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Baturin

хуета полнейшая
если человек не заинтересован в проекте и выходном продукте, он и за 100к баксов делать хуйню

я работал в одной очень технологичной компании (назовем её провадер)

там на полном серьёзе проводили исследования за много денег — как мотивировать работника без денег

и знаете что? дайте человеку идею, что от него что-то зависит, и он упорется, но сделает за минимум

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Нисколько не намереваюсь вас задеть, но вам просто 100к баксов никто пока не предлагал.

Все без исключения рассказы про "да ну, да я, да ни за какие деньги" заканчиваются ровно в момент предложения денег. У меня есть знакомый, который рассказывал всем, что он никогда в жизни не будет работать в банке, потому что ему, как коммунисту противны капиталистические сволочи-эксплуататоры, а носить костюм на работу ниже его пролетарского достоинства. Недавно видел его - отрастил пузико, органично смотрится в дорогом костюме, с золотыми часами, очками и прочими атрибутами топ-менеджера одного крупного банка.

Ответить
Развернуть ветку
Абырвалг Абырвалг

Ну не надо прям уж совсем крайностей.
Когда зп более менее рыночная и стоит выбор между делать клевый продукт, действительно нужную и интересную работу, когда тебя ценят и относятся по человечески, идет везде на встречу, то получить 5-15% сверху не так уж и привлекательно.
Другое дело, когда на нынешнем месте всего этого нет или зп значительно ниже рынка, то да.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Пик

Это не так работает. Заваливание деньгами снижает их ценность. И мотивация ими же снова не сработает. А вот хорошее отношение в коллективе удерживает сотрудника. Должен быть баланс. Кто-то из-за денег уходит. Но без коллектива потребуется иной мотиватор, заменитель атмосферы.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Дубль 2

Придумайте любой синтетический пример какой-то проблемы, из-за которой ценный сотрудник уходит, и как вы решаете ее?

Ответить
Развернуть ветку
GANSTA Vegas

Баланс должен быть, но ходят на работу ради денег. Не видел еще наемного работника которого завалили деньгами) То что денег не бывает много, это конечно факт, но прям так чтобы человеку повышают зарплату постоянно, а он демотивируется... ну сомнительно. Скорее он может упереться в "потолок" производительности.... ведь знаменитая фраза "потолка нет" - обман) Тогда получается, что работник не может сделать больше , а старые суммы уже не мотивируют.
Он начинает депрессировать так, как больше не получает больших результатов, стагнирует.... А в каждом человеке заложена мотивация роста. Но тут и условия и коллектив мне кажется не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Было уже куча исследований доказывающих обратную точку зрения. Например неплохой обзор https://hbr.org/2013/04/does-money-really-affect-motiv

TLDR: деньги мотивируют до определенного порога (75к уе в Штатах например), дальше уже нет. Так что статья права.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

75к образца 14-летней давности, правда =)

Ну и, чем хороши абстрактные научные изыскания, что всегда есть куча исследований, доказывающих ту самую точку зрения

https://www.researchgate.net/publication/350713784_SALARY_DOES_AFFECT_EMPLOYEE_MOTIVATION_AND_PERFORMANCE

TLDR The result of this research is that there is a relationship between salary and work motivation and employee performance.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Там выборка ни о чем и в одной организации. Потом
тезис , что зарплата мотивирует, мной не отрицался. Отрицается что это долгосрочная мотивация, также есть предел до которого это работает.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Этот список хорош только после первого пункта, денежный оклад и его размер… это как правило!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Интерес к работе будет в том случаи, если в будущем предлагают повышения зарплаты и финансовой независимости. Все таки это сильно мотивирует.

Ответить
Развернуть ветку
GANSTA Vegas

Нравятся мне теории по поводу не только деньги..., ну ладно, не только. Но, просто похвала без денег или хороший график или важность, тоже не сильно мотивируют. Нужно как всегда все и сразу и деньги и отношение. Какой-то баланс. Но все равно, нужно осознать люди ходят на работу исключительно РАДИ ДЕНЕГ. Чтобы это понять, нужно рассмотреть работу например проститутки. Это чуть ли не самая высокооплачиваемая наемная работа. Но цена этому, риск подхватить болячки прочие неприятности, не говоря уже о том что гордится она своим трудом вряд ли может) И не смотря на весь негатив в ее профессии она там работает. Ради чего ? А теперь давайте представим, что ей предоставили офис с кофемашиной , мимимишный коллектив тренинги всякие.... и ...офисная зарплата. Как думаете будет она счастлива ????
Потому что, на работу мы ходим за деньгами, а вот насколько нам комфортно работать влияет сумма зарплаты ( еще ее называют иногда компенсация). Чем стрессовее условия работы, тем выше должна быть компенсация. Иначе начинается невроз и человек выгорает. Конечно, у каждого человека может разнится ситуации которые вызывают стресс, потому вам может показаться что не всем важны деньги.))) Но это не правда, не обманывайте себя, просто одни люди могут терпеть рабочий негатив ради данной суммы, а другие не могут им нужна сумма на порядок больше чтобы оставаться в гармонии)

Ответить
Развернуть ветку
173 комментария
Раскрывать всегда