{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Простой гайд для предпринимателей: купить готовое решение или уйти в собственную разработку?

Вечный вопрос, который терзает предпринимателей: взять готовую ИТ платформу и на ней сделать продукт или разработать все самому? В этой статье подробно расскажу про каждый из путей.

За 20 лет в ИТ я побывал в роли заказчика, аутсорсера и даже собственника готового решения. Поэтому когда в очередной раз услышал вопрос: “Собственная разработка или SaaS?”, решил, что пора расставить все точки над i в статье.

Ситуация

Ко мне пришел предприниматель с запросом разработки мобильного приложения. Он уже пообщался с несколькими подрядчиками и собрал предложения, которые можно свести к двум вариантам:

а) Использовать white label (готовое) решение за 500 т.р. + процент от оборота
б) Разработать собственное приложение в десять раз дороже

Какой вариант выбрать? И какие вопросы стоит задать, чтобы выбрать оптимальный?

Вопрос №1: Какая у компании долгосрочная стратегия?

Традиционно выделяют всего две:

а) Дивидендная. Тогда делается упор на операционную эффективность и скорейший рост прибыли. В этом случае не так важно, будет ли использоваться готовое решение или собственная разработка. Главное, чтобы платформа решала поставленные задачи и помогала бизнесу зарабатывать.

б) Стратегия роста с целью продажи. Тогда основной упор делается на рост стоимости компании для дальнейшей продажи. Тут важно понимать, на что будет смотреть потенциальный покупатель. Чаще всего это: динамика роста, пользовательская база и, главное, активы - материальные и нематериальные.

Чтобы нематериальные активы имели какую-то ценность при продаже, они должны быть в собственности компании и стоять на балансе. Нет собственного ПО на балансе? Извините, но тогда покупать нечего.

Вывод: готовое решение не подходит, если есть планы по продаже компании.

Вопрос №2: Насколько готовое решение соответствует планам?

Давайте поставим себя на место разработчика white label продукта. Как правило основной заработок идет на предоставлении готового решения за абонентскую плату. Хорошо ли, если придет клиент, который будет платить абонентку и дополнительно заказывать платные доработки? На первый взгляд, лучше и быть не может. Но есть нюанс.

Большое количество доработок под одного, пусть даже самого крупного и любимого клиента, неизбежно будет мешать разработке основного коробочного продукта. Это усложнит поддержку, расфокусирует команду и может привести к взаимному недовольству.

Со стороны заказчика ситуация тоже не радужная: получается, что он будет платить за развитие чужого продукта, который не станет его собственностью.

Вывод: если готовое решение соответствует идеалу почти 100% - это отличный выбор. В противном случае есть риск столкнуться с проблемами уже через несколько месяцев.

Вопрос №3: На чем основано видение продукта?

Если продукт еще не столкнулся с реальными пользователями, не стоит сразу вкладываться в полноценную дорогостоящую разработку. Ведь главной задачей будет быстрая и недорогая проверка гипотез с получением обратной связи от пользователей.

Вывод: для проверки гипотез лучше взять готовое, но гибкое решение.

Вопрос №4: Как планируется расставаться с готовым решением?

Важно на берегу убедиться, что вы сможете безболезненно съехать с выбранного решения.

Как минимум, должна быть возможность забрать все ваши данные в удобном формате. Как максимум - копию продукта без права распространять её кому-либо ещё.

Помните историю со Slack? Они ушли из России и попутно заблокировали доступ некоторым компаниям. Многим это парализовало внутреннюю коммуникацию. Ситуация в которой лучше не оказываться.

Вывод: если разработчик готового решения не готов предоставить вам полную выгрузку ваших данных по запросу, лучше обойти его стороной.

Вопрос №5: Вы действительно готовы в это вписываться?

Как-то раз мы сами инициировали разработку небольшого (как тогда казалось) приложения на пару месяцев и 600 т.р. Но суровая реальность и разгулявшийся аппетит умножили сроки и бюджеты в несколько раз.

Если разработчик сказал вам, что на разработку нужно 5 млн., смело умножайте бюджет на два. Ведь в процессе наверняка появятся доработки, а какие-то решения придется пересматривать.

Вывод: если бюджет сильно ограничен, стоит отдать предпочтение готовым решениям. Иначе можно оказаться в середине пути с незавершенным продуктом.

К чему мы пришли по итогу консультации?

Поскольку клиент рассчитывал в дальнейшем продать компанию, стратегически правильно было бы сделать собственное решение. Но в то же время нужно было запуститься быстро и с минимальными затратами. Отсюда просилось противоположное решение: взять что-то готовое.

В итоге пришли к такому плану:

  • Ускорить запуск, взяв за основу готовое решение. На нем получить опыт, протестировать гипотезы, набить шишки.
  • Через пару месяцев после запуска начать прорабатывать ТЗ для собственной разработки. Уже с учетом полученного опыта.

В этой статье расписал основные рекомендации. А в моем канале добавил еще несколько важных пунктов. Кстати, там много полезных постов про управление командой, развитие IT-бизнеса и просто личных историй. Подписывайтесь!

0
33 комментария
Написать комментарий...
Евгений Ма

Сроки нужно увеличить вдвое, прибавить единицу и повысить порядок. Обещали за три дня? 3*2+1 = 7 недель — вот это правильная оценка )))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Любимая формула моего бывшего руководителя! Кроме шуток она много раз выручала в ситуациях, когда требования по задаче были слишком размытыми)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Отличная формула! Беру на вооружение

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Очень грамотная статья. Впервые вижу, что "программисты" начинают с финансовых вопросов (стратегия компании). Респект автору!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Благодарю, Татьяна! Потребовался не один год, чтобы сместить фокус мышления с программистского на предпринимательский 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Это очень короткий срок! С таким подходом ваше дело просто "обречено" на успех. Желаю вам его. Подписалась, у вас классные статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Спасибо! :) На всякий случай упомяну, что в Телеграме (https://t.me/itkomandor) их больше))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Подпишусь, раз так :)

Ответить
Развернуть ветку
О технологиях и бизнесе

Кажется, что все намного проще. Либо у вас есть 10+ млн рублей на разработку и еще пара миллионов на поддержку, либо нет. Если нет, то вперед искать платформенные решения за 100 000.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

А есть готовые мобильные приложения за 100к?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Конечно, есть, их много. Мы и сами разрабатываем приложение для бизнес-клубов (Hubstr) и цена входа там укладывается в 100К.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Спасибо. Погуглила hubstr. Интересно. А насколько вообще реально удержать комьюнити в приложении? Есть ли проблема того, что члены комьюнити не желают ставить лишние приложения?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Есть такая проблема и решается она в первую очередь административными методами.

Если просто сказать "теперь у нас есть приложение" - пользоваться им никто не станет.

Но если регулярно и по чуть-чуть вкидывать, какую пользу оно несет каждому резиденту - будет совсем другой результат.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Кстати, да, это действительно всё упрощает 😁

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

Вот пример со Slack, стал очень поучителен, для многих в нашей стране

Ответить
Развернуть ветку
Вавилонская Полина

Многие решения можно реализовать на движке телеграма с помощью чат-ботов

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Да, и зачастую именно Телеграм бот можно взять за основу для MVP и тестирования гипотез. При этом, будучи грамотно разработанным, можно переиспользовать серверную часть бота под полноценное веб или мобильное приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Еще есть вариант уйти в лоукод

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Да, но как правило он в какой-то момент может упереться в производительонсть или зависимость от платформы (что опять же роняет стоимость в глазах инвесторов)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Обязательно упрется))

Ответить
Развернуть ветку
Диана

Проблема в том, что 90% готовых коробочных решений не предназначены для серьезных высоконагруженных продуктов. Простецское приложение - да. Сложное серьезное решение (еще и безопасное) - нет

Ответить
Развернуть ветку
is typing

“Если разработчик сказал вам, что на разработку нужно 5 млн., смело умножайте бюджет на два” — и признайтесь в том, что не умеете нормально в планирование, оценку и тд. А если не умеете, не лезьте в TM

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

Масштаб / бюджет / цель все влияет. Собственная разработка всегда будет дороже

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Простой гайд для предпринимателей: купить готовое решение или уйти в собственную разработку? — Личный опыт на vc.ru

• Статья рассматривает вопрос выбора между готовой ИТ платформой и разработкой собственного продукта.
• Важно определить долгосрочную стратегию компании для выбора оптимального пути.
• Готовое решение может быть хорошим выбором, если соответствует планам и не мешает разработке основного продукта.
• Для проверки гипотез лучше использовать гибкое готовое решение.
• Важно убедиться, что разработчик готового решения готов предоставить полную выгрузку данных по запросу.
• Если бюджет ограничен, стоит отдать предпочтение готовым решениям, чтобы избежать незавершенного продукта.
• В статье предлагается план, включающий использование готового решения для ускорения запуска и тестирования гипотез, а затем разработку собственного продукта с учетом полученного опыта.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Спасибо, ChatGPT 😁

Ответить
Развернуть ветку
Олег Федоров

Я за платформенные решение. Разумеется, с качественной оценкой рисков

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Для разных задач и вводных - разные инструменты и платформенные решения в ряде случаев очень даже хороший выбор. Главное, чтобы не было как в известном афоризме: Если у вас есть молоток, то всё вокруг будет казаться гвоздями)

Ответить
Развернуть ветку
Галина Мельник

Хороший подход. Всегда проще принять решение, если видишь цифры. Главное, грамотно оценить ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Большаков

Вот это всегда спорный вопрос - выбор между готовой ИТ платформой и разработкой собственного продукта. Что-то может оказаться в разы дороже. А что-то может не покрывать всех нужд. Так что нужно искать оптимальное решение.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Да, тут небинарная логика и, зачастую, сложное решение. Но задавая самому себе правильные вопросы можно облегчить его принятие

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

В таких статьях смутно терзает один вопрос: Что должно делать приложение за 10млн., чтобы окупиться?

Ответить
Развернуть ветку
hitch

Но есть еще аутстаффинг...

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Почему не рассматриваете no-code решения? Бюджеты в 5-10 раз ниже, поддержка дешевле, цикл разработки короче?

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда