{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему найм и развитие продавцов – настолько сложная задача для бизнеса? Причины вас удивят

В этой статье я расскажу правду, о которой не принято говорить на курсах и конференциях. Об этом не кричат своим клиентам подрядчики, строящие отделы продаж под ключ, стесняются писать консалтеры и молчат бизнес-тренеры.

Настолько тема неоднозначная.

Речь пойдет не просто о том, почему найм и развитие именно продавцов — для многих бизнесов проблема из ТОП-3 головоломок. Разговор будет про то, кто есть продажники по своей сути. Это и даст ответ на вопрос из заголовка.

Статью написал Александр Беляков, архитектор отделов продаж для инфобизнеса. Помогаю владельцам онлайн-школ увеличить выручку от 30% до 3000% с помощью построения и повышения эффективности отдела продаж. Так, чтобы деньги не застревали в воронках, а ОП регулярно выполнял планы без контроля 24/7 со стороны собственника.

Клиенты заработали дополнительно больше 120 000 000 рублей и продолжают расти до сих пор. Среди кейсов: Кир Уланов (+3 млн), Игорь Граф (+9,2 млн), Школа Молодости Таи Дейн (+1,5 млн), Петр Резников (+2,5 млн) и другие.

Кейсами и полезными материалами по теме отделов продаж в онлайн-школах делюсь в своем телеграм-канале. Там же найдете видео-гайд: «Как построить системный ОП в онлайн-школе и увеличить выручку от 30% до 3000% без личного контроля 24/7».

Кто мечтает быть менеджером по продажам?

Начнем издалека.

Году в 2011, готовясь стать 19-летним отцом, я работал агентом по прямым продажам в Билайне.

Компания ежеквартально собирала всех продавцов из Москвы и области (около 150 человек) в большом зале в центре столицы. На таких слётах директор рассказывал об общих успехах и планах на будущее + награждали лучших продаванов. К слову, мне пару раз тоже перепадали награды. Но история не об этом.

Такие собрания должны были в том числе мотивировать продажников продолжать работать и развиваться в компании. За счет ощущения своей причастности к чему-то великому.

На одном из таких собраний, когда директор в очередной раз рассказывал о перспективах, мой коллега выдал фразу, которую я запомнил на всю жизнь.

Тогда он сказал что-то, о чём руководство 90% проектов не задумывается, а остальные 10% — боятся вспоминать, и поэтому думают, но не произносят вслух.

Фраза была следующая: «Никто из нас никогда не мечтал быть менеджером по продажам. Да и вообще, никто не мечтает быть продавцом».

И правда, продавцы — это в 9 из 10 случаев ребята, которые однажды были вынуждены встать на путь продаж. Для кого-то это был осознанный, но вынужденный шаг с идеей будущего развития, а кто-то решился пересидеть в продажах временно.
Раньше мальчиков пугали: «не поступил в универ — иди в армию», а теперь же можно говорить: «не нашел нормальную работу — иди в продажи».

Спойлер: он и так пойдет :D

Продавцы — это в большинстве своем, несостоявшиеся юристы, потерявшие энтузиазм экономисты, внезапные родители и прочие, не нашедшие (или, не ставшие искать) себя в системе, товарищи.

Самый крутой продавец, которого я знал, отсидел несколько лет в тюрьме, после чего понял, что его никуда больше не возьмут – и пошел в продажи.

Отличный парень, между прочим, да и продавал великолепно.

Однажды вы расстанетесь с каждым из своих продавцов

Я знаю десятки крутых продажников, которые в свое время классно продавали и ставили рекорды по конверсиям.

Эти ребята были звездами в своих отделах и приносили кучу прибыли.

Но недолго…

И нет, причина не в том, что они в конце концов разленились или потеряли навык — наоборот, чем дольше они продавали, тем больше зарабатывали себе и работодателю.

Дело в том, что для большинства людей работа менеджером по продажам — это такой промежуточный этап жизни.

Период между «надо начать зарабатывать первые вменяемые деньги» и «я наконец-то нашел себя в этом мире».

Для многих — это взлетная полоса перед запуском собственных проектов, либо этап перед сменой деятельности (был продавцом – стал маркетологом, копирайтером, наставником наставников и тд).

Мало, кто мечтает быть продавцом.

Как никто не мечтает быть официантом, курьером, помощником руководителя и тд.

Это денежно, весело и интересно до тех пор, пока люди не понимают, что их работа превращается в день сурка. Одни и те же клиенты, звонки, встречи, одинаковые возражения…

В большинстве случаев хороший продавец — это человек вне системы. Отсюда ненависть к отчетам, прекрасные навыки находить лазейки и нередкое отторжение к чему-то новому. По своей сути бунтарь, если угодно.

Именно поэтому продавцы чаще других сотрудников выгорают и увольняются (либо доводят руководителя до того, что их пора увольнять).

Хороший продавец знает себе цену, и перманентно находится в поиске лучшего способа заработка для себя.

Работать продажником — значит, копить опыт и готовиться к серьезной смене роли в будущем. И, как правило, не от лучшей жизни.

Продавец — как цветок, который одно время растет и распускается, а потом неминуемо увядает. Сам того не понимая.

И хорошо, если они вовремя уволятся сами

Если тема найма и адаптации новичков в отделе продаж для вас — пока что темный лес и ассоциация с чем-то неприятным, то вы каждый раз рискуете нанять себе в команду такой увядающий тюльпанчик, которого не пропустила воронка найма ваших конкурентов.

Поделюсь примером из опыта.

Мы работали в консалтинге по построению ОП с Институтом психологии SARGI (онлайн-курсы). На тот момент в проекте уже около года числились РОП и 2 менеджера по продажам. Первые 6-7 месяцев собственника устраивал его нынешний отдел продаж: продавцы обрабатывали заявки после бесплатных вебинаров и приносили какие-то деньги.

Наступил момент, когда вложения в рекламу увеличились, а окупаемость трафика упала. Тогда родилась идея, что было бы неплохо отделу продаж теперь работать не только с горячим лидами, но и продавать зрителям, которые пришли на бесплатник, но не оставили заявку.

РОПу и продавцам, привыкшим пылесосить только входящие заявки, идея работать с теплыми базами не особо понравилась. Вполне естественно, что продаж по теплым лидам не прибавилось за следующие 4 месяца.

Выручка не росла не столько из-за привычки отдела продаж работать с самыми сладкими лидами, сколько из-за отсутствия нужных навыков у продавцов и их руководителя. Правила игры за год поменялись, а игроки остались на прежнем уровне компетенций.

Не желая что-либо менять и меняться самостоятельно — это ключевое. Хотелось, чтобы всё было по-старому, как во времена, когда трава была зеленее.

За время консалтинга мы пересобрали систему мотивации, технологию продаж, регламенты и заменили РОПа и продавцов.

Теперь в отделе продаж появились люди, способные работать в новом формате и открытые к изменениям.

В итоге продажи выросли почти в 2 раза при тех же вложениях в трафик.

При этом, вполне возможно, что уволенные РОП и менеджеры нашли себе подходящую работу, где проект пока не пришел к тому, что продавать по теплым базам — денежная идея.

Проект к росту готов. А готовы ли продавцы?

Для бизнеса крайне невыгодно мириться с саботажниками, которые сливают деньги. Лучше вовремя расставаться с такими товарищами, благодарить за вклад в развитие проекта – и нанимать новых.

Возможно, им просто уже пора двигаться дальше. Помогите себе и им :)

Без новой крови и нового опыта в ОП продавцы рано или поздно превратятся в группу закостенелых «дедов», которые хотят работать исключительно по-старому. Принося только головную боль, а не деньги.

И поэтому надо быть готовым к тому, что новых продавцов нужно нанимать и вводить в должность периодически, а лучше — регулярно. Причём так, чтобы не терять на этом кучу денег и времени.

Либо проект задает правила игры, либо продавцы возьмут всё в свои руки и, с вероятностью 99,9% сольют потенциал. В хаосе предсказуемость и стабильность невозможны, к сожалению.

Чтобы избежать ошибок и быстро выявлять узкие места в своем отделе продаж, подписывайтесь на мой телеграм-канал про ОП в онлайн-школах.

Материалы с канала, которые вам будет полезно изучить:

Пообщаемся?

Наверняка, кто-то из вас когда-то работал продавцом. Расскажите, почему перестали, и куда дальше пошли?)

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Пятин

интересная мысль: "Да и вообще, никто не мечтает быть продавцом"
Интересно бы провести опрос среди продаванов, сколько процентов думают так же. Всё-таки в этой профессии есть драйв и достаточно быстрая обратная связь (оплаченные счета), т.е для определенного типа людей она может быть работой мечты (или около того)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков
Автор

Да, для кого-то быть продажником - это и есть работа мечты) Но, как правило, все-равно речь о каком-то периоде (у каждого свой). Все-таки чаще всего продавцы растут до руководителей отдела и выше (таких меньше всего), а остальные меняют профессию по итогу.

По поводу исследования среди продавцов - хорошая идея)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гороненков

Подходит не только для бизнеса, но и для понимания самой сути продажного процесса)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков
Автор

Пожалуй)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Ryzhkova

Совсем забыла про твои статьи на vc)) спасибо за опыт

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков
Автор

Аня, спасибо, что в итоге все-таки не забыла!))

Ответить
Развернуть ветку
Устинов Тимур

Найм и развитие продавцов является сложной задачей для бизнеса из-за того, что большинство людей не мечтают быть продавцами и считают эту работу временным этапом в своей жизни

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков
Автор

Спасибо нейросетям за краткий пересказ!)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда