(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93256750, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93256750, 'hit', window.location.href);

Вы увольняете людей неправильно: 6 шагов как уволить сотрудника, без обид и гневных отзывов в интернете

Рассказываем, как увольнять людей так, чтобы потом не читать плохие отзывы о себе и компании.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Всего за 10 минут можно установить Compass на свой сервер. А еще советуем посмотреть рекомендательную программу с блекджеком и бонусами.

Расставаться с сотрудниками на хорошей ноте — тонкое искусство, которое необходимо оттачивать, как и любое мастерство.

Это важный навык для руководителя, ведь в бизнесе изменения происходят постоянно: нанимают людей, расширяют команду, оптимизируют штат. Кто-то уходит сам за новыми перспективами, а с кем-то приходится прощаться. Последнее — самое сложное.

Оставаться с бывшими коллегами в хороших отношениях приятно просто по-человечески. Но есть и более рациональные причины:

  • Если человек уйдет с гневом, который не нашел выхода — ждите отзыв в интернете.
  • Обиженный сотрудник может разнести дурную славу о компании по всем своим знакомым, а те расскажут своим. Урон непредсказуем.
  • Ваши пути еще могут пересечься. Например, бывший коллега будет работать на стороне нужного компании клиента.
  • Конфликтная ситуация побудит других сотрудников обновить резюме и их могут схантить.

Разберем сценарии, когда увольнение может пойти не по плану и дадим гайд по бережному расставанию с сотрудниками.

Как нажить врага: провальные сценарии увольнения

В большинстве случаев увольнение по инициативе работодателя — стресс для обеих сторон. Но сотруднику тяжелее, ведь это его жизнь кардинально меняется. Какое впечатление у него останется от компании зависит, в том числе и от действий руководителя на финальном разговоре. Мы выделили 3 случая, когда расстаться с миром не получится.

Сценарий с сюрпризом: увольнение — шок для сотрудника

Человек работает и думает, что все хорошо. Затем его вызывают на разговор, где оказывается, что его работа не устраивает компанию и принято решение его уволить. Шок, гнев, отрицание.

Если такое происходит, это не ошибка сотрудника, а провал руководителя. Ведь вместо того, чтобы попытаться скорректировать работу специалиста, он ждал чуда и копил недовольство, пока не прошел точку невозврата. Ситуацию можно было бы предотвратить с помощью обратной связи и личной беседы с человеком.

Сценарий избегания: увольнение чужими руками или по переписке

Мало кому понравится, если вы работали с одним человеком, а увольнять вас придет кто-то другой, например, HR-специалист. Вряд ли он сможет полноценно ответить на все вопросы и разговор превратится в сухую констатацию факта.

Это же касается и увольнений в мессенджере. По тексту сложнее понять тон общения, а значит собеседник, скорее всего, окрасит его своими эмоциями.

В любом случае так делать нельзя: это неуважительно и общее впечатление о компании точно подпортит.

История бухгалтера Елены Костиной, которая собрала комбо из ошибок при увольнении в одной компании и написала о своем опыте. Источник: Сравни.ру

Сценарий фатальный: увольнение с переходом на личности

Любые рабочие обсуждения должны касаться только профессиональных навыков. Если руководитель переходит на личные качества сотрудника, тот либо уходит в молчание и глотает слезы, либо начинает активно защищаться. Это уводит от конструктива и может привести к большому конфликту.

Увольнение итак стрессовый процесс, а переход на личности — это дополнительный удар по самооценке и гарантированный способ нажить врага.

Friendly Reminder: Мессенджер Compass можно установить на свой сервер всего за 10 минут.

Расстанемся полюбовно: инструкция по бережному увольнению

Здесь мы опустим случаи, когда увольнять приходится экстренно, например, из-за злонамеренных действий сотрудника. Гайд подходит для ситуаций, когда попрощаться нужно с в общем-то хорошим человеком, который неэффективен для этой конкретной работы.

Шаг 1: спросите себя «‎Все ли я сделал, чтобы избежать увольнения?»

Это самый важный вопрос, чтобы принять окончательное решение. Утвердительный ответ на него поможет вам провести адекватное увольнение, которое не станет сюрпризом и шоком для сотрудника.

Ваш финальный разговор должен стать итогом предыдущей работы над ошибками или эффективностью специалиста. Она должна включать:

  • обмен обратной связью;
  • личную беседу и составление корректирующего плана;
  • назначение испытательного срока.

Если вы сделали все пункты, но это не изменило ситуацию — решение об увольнении обосновано. Остается подвести итог и обсудить детали расставания. Соберите факты, которыми можно будет оперировать и планируйте встречу.

Шаг 2: назначьте личную встречу

Запланируйте встречу или созвон, на котором вы точно сможете остаться наедине. Обозначьте себе план беседы — пункты, которые будете обсуждать. Подумайте о возможных вопросах сотрудника и информации, которую нужно уточнить заранее. Например, про размер компенсации при увольнении по соглашению сторон.

Совет: не увольняйте сотрудника перед его днем рождения, когда он в отпуске или на больничном. Если прощание не экстренное, вы точно сможете подождать еще пару дней и провести беседу в более удобное время.

Шаг 3: идите на разговор без вины и сожалений

Если выполнен шаг 1, то чувства вины возникнуть и не должно — вы со своей стороны сделали все возможное и постарались сохранить сотрудника. Но увольнение все еще остается сложным делом, особенно если вы сильно переживаете чужие негативные эмоции, которые здесь почти неизбежны.

Не скатиться в жалость поможет искреннее уважение к собеседнику. Держите в голове, что каждый человек по-своему хорош. Если специалист не подходит для работы в вашей компании, это не значит, что он не сможет отлично вписаться в другую.

Золотое правило: относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам

Шаг 4: быстро переходите к сути и держите в фокусе тему беседы

На встрече по поводу увольнения не место разговорам о делах, семье и питомцах. Это даже может быть воспринято как издевка. Лучше сразу перейти к сути.

Разговаривайте спокойно и используйте конкретные формулировки. Если сотрудник попытается оспорить увольнение, используйте язык фактов — показатели эффективности, итоги оговоренного испытательного срока. Чем рациональнее причины, тем легче их понять и принять.

Будьте готовы к разной реакции и, если можете сгладить углы, сделайте это. Но помните, на этом этапе увольнение — окончательное решение. Ваша задача: донести информацию и обсудить, как вам разойтись на взаимовыгодных условиях.

Совет: если сотрудник выдает слишком сильную реакцию, возможно стоит сделать перерыв. Тезисно перечислите, что вам еще нужно обсудить и дайте выбор — продолжить или взять паузу, чтобы успокоиться.

Шаг 5: обозначьте дальнейшие шаги

Самое сложное позади, переходите к обсуждению организационных моментов:

  • до какого числа сотрудник готов работать;
  • какие задачи необходимо завершить или передать коллегам;
  • расчет, размер компенсации и оформление документов;
  • возможность ходить на собеседования;
  • поддержка, которую компания готова предоставить.

Этот этап переключит специалиста с эмоций на решение вопросов и поможет завершить встречу конструктивно.

Обязательно оформите договоренности в текст и отправьте его коллеге в конце встречи. Иначе есть риск, что человек неправильно поймет или забудет часть того, что было оговорено. В случае спорной ситуации вы сможете опереться на это сообщение.

Шаг 6: поговорите с командой

В финале разговора обозначьте сотруднику, как и когда вы скажете о расставании с ним команде.

В некоторых компаниях принято сообщать о том, что специалист уходит в последний день его работы. У этого решения есть риски:

  • часть команды скорее всего будет знать об увольнении и недоумевать, почему руководитель молчит;
  • для остальных уход коллеги станет внезапным и может вызвать тревогу;
  • заинтересованные сотрудники в любом случае смогут написать бывшему коллеге и расспросить о причинах ухода.

Поэтому здесь лучше не таить и объявить самостоятельно. Чтобы сотруднику морально легче было продолжить работу, используйте нейтральные формулировки.

Бонус: как сохранить теплые отношения

Основа прощания с сотрудником — справедливый расчет и адекватная компенсация. Это база, которая формирует хорошую репутацию.

Однако многие компании идут дальше и стремятся сохранить теплые отношения. Есть даже название для этого процесса — аутплейсмент персонала. Рассказываем, как можно поддержать уволенного сотрудника.

1. Помочь с трудоустройством

Попросите HR-специалиста провести коллеге карьерную консультацию:

  • оформить резюме;
  • сделать рекомендательное письмо;
  • научить составлять сопроводительные письма;
  • вместе определить карьерный трек и навыки, которые необходимы для роста или смены направления.

Это поможет перенастроить человека с грустных мыслей на покорение новых вершин.

2. Внести в базу фрилансеров

Обговорите со специалистом, есть ли у него желание сотрудничать на фрилансе. Бывший сотрудник может стать отличным проектным исполнителем, ведь он уже знает «‎внутрянку» и с ним налажено общение.

Возможно, это даже поможет вам построить новые отношения, более выгодные и для компании, и для специалиста. Например, если человек имеет какие-то крутые навыки, которые нужны время от времени.

Вместо «‎Прощайте» говорите «‎До новых встреч»

3. Сохранить доступы к курсам и библиотеке

Бесплатный и приятный жест лояльности. Особенно пригодится, если человек решит устроить себе перерыв от работы и изучить новые навыки. Возможно ему как раз помогут курсы или книги, которые уже куплены компанией для сотрудников.

4. Устроить прощальную вечеринку

В последний день специалиста закажите в офис пиццу и закончите работу на полчаса-час пораньше, чтобы не вынуждать людей задерживаться. Пообщайтесь с коллегами, произнесите небольшую речь с благодарностями и пожелайте сотруднику удачи.

Само собой, это мероприятие нужно сначала согласовать с самим человеком. Если он не против, этот способ поможет поднять всем настроение и попрощаться доброжелательно.

Для компаний на удаленке, где такое невозможно, подойдет сообщение в общий чат, где вы поблагодарите специалиста за его труд и вклад в работу компании.

Больше полезных статей:

Создайте безопасное и эффективное рабочее пространство с Compass.

Теперь можно установить мессенджер на свой сервер всего за 10 минут.

А если хотите раскрыть потенциал деловых связей, участвуйте в нашей рекомендательной программе и получайте стабильный ежемесячный доход. Узнать больше и зарегистрироваться можно тут.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Pol Bal

По поводу «рациональных причин» - 100%. Именно так и произойдет. Главный принцип быть честным по отношению к сотруднику

Ответить
Развернуть ветку
Compass Мессенджер
Автор
Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда