{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как организовать работу дома с 2 детьми и не сойти с ума

Больше года я работал в офисе, как всякий успешный и состоявшийся человек. Но так было не всегда: до этого я 8 лет рубился по фрилансу и довольно хорошо научился организовывать свой быт в условиях не самой простой семейной жизни с маленькими детьми.

Когда уютный офисный мир пал под натиском пандемии и паники, я вернулся в лоно семьи на просторы роскошной двушки и продолжил работать как ни в чем не бывало. И хотя с определенными неудобствами все же приходится сталкиваться, я поделюсь своим опытом организации жизни и работы в таких условиях.

Этот пост я написал для друзей около 3 лет назад. Все рекомендации по-прежнему актуальны, но мои личные дети с того времени подросли. Поэтому я разбил материал на две части: первая — методика для тех, кто справляется с малышами, вторая — мой сегодняшний опыт.

Часть первая: мелкие дети 3 года назад

Небольшая предыстория. У меня две дочки. Старшей летом исполнилось 6 лет, сейчас она ходит в детский сад, а в следующем году пойдет в школу. Младшей месяц назад стукнуло 2, она еще никуда не ходит, но к следующей осени отправится осваивать детсадовский быт.

Напоминаю, пост написан от первого лица 3 года назад. Сейчас дети подросли, но это не сильно что-то поменяло.

Кира (6 лет) — спокойный и немного депрессивный нытик. Вся в папу. Ника (2 года) — ураган с неприлично большим для своего возраста словарным запасом и поразительной ловкостью.

Мы с женой оба работаем дома. В не самой большой двухкомнатной квартире. С двумя активными и шумными детишками. Да, это непросто. Порой очень непросто. Но мы как-то ухитряемся делать свои дела и при этом очень много времени уделять детям.

Задача #1: найти время на работу

Все эти истории, как мама с чашкой зеленого чая и счастливой улыбкой сидит перед ноутбуком, пока ребенок рядом сопит в кроватке или играется на ковре, а ветер треплет занавеску и все вокруг залито солнечными лучами — наглое вранье. Потому что так не бывает. Пока ребенок не спит — вы за ним носитесь. Когда спит — сидите в прострации, а потом судорожно пытаетесь сделать что-то по дому. В результате времени на работу почти не остается, и приходится делать что-то или урывками или по ночам.

Но выход есть. Хотя многим он очень не нравится. И выход этот — суровый (чуть ли не армейский) режим для всей семьи.

Как это работает у нас:

7:00 — встаем мы и поднимаем старшую дочку.

7:00—7:45 — сборы в детский сад (в это же время от суеты, шума и разговоров просыпается младшая).

7:45—8:30 — я отвожу старшую в детсад, жена готовит завтрак.

8:30—9:15 — завтракаем, пьем кофе, согласуем планы.

9:15—13:00 — кто-то работает, кто-то играет с младшей (параллельно готовится обед).

13:00—14:00 — обед.

14:00—17:00 — кто-то работает, кто-то сидит с Никой (большую часть этого времени она обычно спит).

17:00—20:00 — сходить за старшей в сад, приготовить ужин, поесть.

20:00—21:30 — мультики, купания, беседы.

21:30—22:00 — дети отправляются спать.

До 24:00 — отправляемся спать мы.

Важное замечание: отступаться от режима нельзя. Если ребенок должен встать до 7:45, но заспался — то нужно разбудить к этому времени. Вовремя покормить завтраком, обедом и отправить на дневной сон в одно и то же время — сегодня, завтра, всегда. В будние и в выходные, без исключений.

Благодаря четкому таймингу ребенок приучается спать, вставать и есть в одно и то же время. Это дает возможность выделить достаточно большие куски времени на работу и оптимально спланировать день.

Хотя внештатных ситуаций: когда кто-то заболел, нужно куда-то срочно подъехать, с кем-то встретиться и так далее — воз и тележка. Поэтому нормально поработать получается тоже не всегда.

Основной плюс в том, что можно на продолжительное время сконцентрироваться на рабочих задачах, не отвлекаясь постоянно на ребенка. Для меня, как для пишущего человека, это принципиально важно.

Если дома с малышами сидит только мама или папа — все сильно усложняется. Но здесь как раз тот случай, когда время сна ребенка (которое благодаря режиму будет более-менее постоянным) можно реально посвятить работе. Хотя это и не такой большой кусок, конечно, но лучше, чем ничего или урывки. Ну и вторую половинку можно нагружать заботой о быте и дитятке по вечерам и выходным, что тоже освободит какое-то время.

Еще один лайфхак: в несвободное время я стараюсь занять ребенка какой-нибудь игрой или книжкой, а сам могу пару минут потратить на то, чтобы ответить в Скайпе, написать письмо или заметку в Фейсбуке. А рабочее время уже посвятить исключительно задачам, требующим концентрации.

Жесткий режим — это дрессировка, по другому и не скажешь. Но она работает и помогает находить время для спокойной концентрированной работы почти каждый день.

Задача #2: найти еще больше времени и не сойти с ума

Загвоздка в том, что времени все равно ни на что не хватает. Потому что его отнимают десятки бытовых мелочей: купить продукты, приготовить еду, сгонять в магазин, вынести мусор, помыть посуду, прибраться — дел реально много.

Но мы нашли довольно простой способ, чтобы уделять всему этому минимум сил, времени и внимания без ущерба для качества. Как? Мы стараемся делать многие вещи по пути, регламентируем и сводим разрозненные мелкие дела в большие и простые задачи.

По пути

Здесь все просто. Я выношу мусор, когда выхожу с дочкой утром в сад или когда иду ее забирать. Тогда же я захожу в магазин, заезжаю к родителям, решаю какие-то свои уличные дела — не по отдельности, а скопом. Если я еду куда-то на машине — закрываю сразу 3-4 задачи, а не мотаюсь по каждой из них отдельно.

Это сильно экономит время и дает возможность оптимально планировать распорядок. К делу, четко привязанному ко времени (например, поход в поликлинику), мы цепляем много некритичных, но нужных мелочей. Это помогает разгрузить как расписание, так и мозг.

Регламентирование и сведение задач

Звучит гораздо эпичнее и страшнее, чем есть на самом деле. Суть в том, чтобы сводить мелкие однообразные дела к решению одной задачи.

Самый простой пример — готовка.

Примерно раз в неделю мы разрабатываем меню на следующие 7-10 дней. И тут же заказываем все нужные, непортящиеся продукты в доставке. Овощи, фрукты, мясо в вакуумной упаковке, замороженные смеси, молочные продукты — почти все спокойно переживает неделю в холодильнике или морозилке.

Результат: не нужно постоянно ломать голову, что приготовить. Не нужно срочно бежать за продуктами, чтобы забить пустой холодильник. Никакого стресса и напряжения — все заранее известно.

Благодаря этому времени на то, чтобы семья была сытой, уходит меньше в разы. Бонус — по деньгам это тоже выходит заметно выгоднее, потому что спонтанные траты отсутствуют практически полностью. И никакого стресса, еще раз повторюсь. Потому что все заранее известно и просчитано, а продукты всегда есть в наличии дома.

Это касается всех закупок, приема гостей, уборок и других бытовых дел.

В итоге мозг разгружается от мелких рутинных бытовых задач, которые обычно нужно все время держать в голове, и освобождается еще немного времени, которое при другом раскладе тратилось бы на пустую беготню, стресс и решение несущественных проблем.

Задача #3: планировать и координировать

Иногда утром критично поработать мне. Иногда — жене. Время от времени кому-то нужно уйти по делам. Мы встречаемся с друзьями, ходим в гости и принимаем гостей. В режим все это почти всегда вписывается.

Чтобы избежать ситуаций, когда нам обоим нужно поработать в одно и то же время, или кому-то нужно уйти-уехать — мы ведем календари, куда каждый записывает свои дела, привязанные ко времени.

Раз в несколько дней все уточняем и координируем. Если у кого-то появляются планы — согласуем между собой и вписываем в календари, чтобы не забыть. Это просто и помогает избежать ругани из-за ерунды формата «я же тебе говорил».

Связка «режим + планирование и координирование + сведение мелких задач в одну» для нашей семьи работает.

Подтверждается это тем, что мы как-то умудряемся жить вполне себе полной жизнью, много времени уделяем детям, почти не ссоримся и находим деньги, чтобы ни в чем нужном себе не отказывать.

На этой счастливой ноте закончился старый пост и пришло время поделиться опытом из новой реальности.

Часть вторая: детям 9 и 5 лет, соответственно

Дочки подросли. Старшая ходит в третий класс, младшая в детский сад — и по понятным причинам обе они сейчас сидят дома. Жена тоже дома. Квартира за три года приросла хламом, но не размерами.

Методика принципиально не поменялась.

  • Мы по-прежнему стараемся придерживаться режима и планировать меню и покупки наперед, чтобы разгрузить мозги от рутины.
  • В первой половине дня работаю я. Встаю обычно около 7, до 8:30 работаю, потом мы все вместе завтракаем, и с 9 до 13 я снова в работе. Жена в это время проводит время с детьми: смотрят что-то интересное, рисуют, играют в настолки или что-то готовят.
  • После обеда наступает мое время. Так как погода сейчас хорошая, мы обычно ездим с детьми на озеро: они носятся, я читаю и жарю перекус в мангале. Жена в это время спокойно работает.
  • Когда погода не очень, она все так же работает, но детей веселю по-прежнему я. Занимаемся все тем же, кроме рисования — тут я бездарен и нетерпелив.
  • Вечером ужинаем, каждый занимается своими делами, дети отправляются спать — мы добиваем задачи за день и тоже ложимся. По возможности до 24 часов, чтобы нормально выспаться.
  • Следующий день принципиально не отличается от предыдущего.
​Как-то так, да

Суть все та же: планировать, разделять и властвовать. Так у каждого освобождается достаточно времени, дети видят родителей и никто не сходит с ума от перегрузки.

Если перевести в эффективное рабочее время — выходит около 6 часов плюс 2-3 часа на переписки, ответы и общение, которое обычно размазывается по всему дню.

Что самое важное: и у меня, и у жены в этой схеме всегда есть несколько спокойных часов в день, когда можно заниматься своими делами, не забивая голову делами домашними. Это очень круто.

0
4 комментария
Филипп Балтич

Я понимаю,  что статья из раздела ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Но ваши звучит это как успешная рекомендация. 
"отступаться от режима нельзя. Если ребенок должен встать до 7:45, но заспался — го нужно разбудить к этому времени. Вовремя покормить завтраком, обедом и отправить на дневной сон в одно и то же время — сегодня, завтра, всегда. В будние и в выходные, без исключений."

Бедные дети...родители не дают им возможность научиться себя чувствовать.
Анекдот: Петя иди домой-кричит мама из окна своему ребёнку. Петя: мама, а почему? я замёрз или хочу кушать? 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Котяк
Автор

Насчет «бедных детей и чувствовать себя» — бред. Следуя этой логике, нужно давать ребенку объедаться конфетами и прочей дрянью, вестись на любые капризы и забыть о своих интересах и жизни на очень много лет — стратегия откровенно плохая.

Режим — очень полезная штука и для детей, и для родителей. Когда дети маленькие, такой подход особенно себя оправдывает: потому что когда в один день ребенок просыпается в 5, в другой — в 8, а в третий капризничает и не спит всю ночь из-за позднего ужина — ну такое. 

Сейчас, когда дети подросли, но сидят дома, он не такой строгий: появилась определенная вилка по времени укладывания-подъема. Но общий принцип не поменялся.

Ответить
Развернуть ветку
Яна Белоусова

А как жена эмоционально не выгорает в таком режиме? Салон, фитнес, магазины - на это выделяется время в графике?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Котяк
Автор

Выделяется, почему же. Есть выходные, когда у каждого есть возможность заняться своими делами или куда-то сходить, когда другой с детьми.

В будние раньше было сложнее — нужно было отрезать кусочек времени от работы. Но сейчас, когда дети уже довольно большие, куда-то сходить можно почти в любой день. Если на пару часов, то дети, в целом, даже одни уже могут мультики посмотреть :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда