{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

10 шагов по быстрому (и качественному) запуску своего стартап проекта

Свой бизнес — это мечта многих людей на этой планете, но далеко не все готовы рискнуть и реально что-то начать делать. Ситуация еще осложняется тем, что вокруг очень много шума: одни расскажут как заработать миллион сидя дома, другие поделятся «невероятной историей и фишками» как уже завтра купить феррари, а третьи предложат дорогостоящее обучение с 5 нулями.

Есть, конечно, и другие истории. Но о них чаще всего знают в узких кругах, а если ты не знаешь «эти круги», то и попадается в основном шум или информация о тех, кто себя активно продвигает.

Спасибо всем, в последние 5 лет появилось много акселераторов, стартап программ; университеты стали обучать предпринимательству, государство запустило программы, хакатон за хакатоном погоняет, и все предлагают обучение.

Хотя если стряхнуть шелуху, то все сводится к двум вещам — нужно найти реальную проблему, которую испытывает достаточное количество людей и создать решение, которое эту проблему решает и за которое эти люди готовы платить, лучше стабильно. А потом работать, работать и работат…. чтобы все это выросло в приличный бизнес.

Так вот все-так… как же начать свое дело? Везде спрашивают какой-то MVP, а что это такое?

Тут собраны 10 шагов, основанные на опыте международных программ (Y Сombinator, Techstars, PlugnPlay и т.д.), и которые мы включили в программу Skorost’Ventures Start.

1. Создаем команду

Любой продвинутый инвестор скажет тебе, особенно на начальном этапе развития стартапа, что инвестируют в команду. Так что нужно найти людей с комплементарными скилами — лучшее трио — технарь, дизайнер, продавец.

И еще желательно с опытом и с горящими глазами, но тут можно всегда прикинуться. Хотя со временем все равно станет понятно, что команда не срабатывается, и это причина #3, из-за которой разваливаются многие стартапы.

Что делать? Искать людей, с которыми легко и эффективно работается и которые умеют делать, что-то лучше тебя. Пробовать работать активно в течение 3х месяцев и оценивать срастается ли команда или нет.

Где? Среди неблизких друзей, знакомых, через нетворк, на тематических мероприятиях.

Founders Institute подготовил классную статью по этой теме.

2. Выбираем идею

Если идей нет, то пора идти на поиск: спрашивайте какие у кого проблемы, как они их сейчас решают и почему недовольны. Может у вас есть увлечение, может у вас есть хобби, которым нравится заниматься.

Можно поискать в интернете через запрос «топ горячих стартап идей» и пересмотреть, что из этих идей подходит к вашему резюме. Ну или на худой конец походить и послушать других, возможно, присоединиться к другому проекту.

Что делать? Задавать много вопросов, записать проблемы, попробовать протестировать эту проблему с большим количеством людей; понять у кого эта проблема возникает чаще и больше всего влияет на жизнь.

Как? Полезные советы можно найти тут.

https://images.app.goo.gl/npNWAsLPkBS7PXvN7

3. Тестируем целевого клиента

Выбрали идею, класс! Подтвердили, что проблема существует, а теперь надо четко понять, для кого строить решение. Результатом усилий по подтверждению целевого клиента возможно будет портрет целевого клиента. Может не один, а сразу три портрета.

Но по результатам этого шага, вы должны знать все о том человеке, которому вы собираетесь продавать свое «пока еще в разработке решение». Тут нужно тестировать, задавать вопросы и вновь тестировать свои проблемные тезисы с разными группами людей.

Что делать? Записать, кто целевой клиент. Пойти пообщаться, взять на заметку все сказанное и вновь пересмотреть свою целевую аудиторию (ЦА). Повторить, пока не будет ясно, что ниша и ЦА четко определены и достаточно большие для построения бизнеса.

Как? С упорством и с хорошими советами.

https://images.app.goo.gl/rxmuAKDgKMdZ7AxN8

4. Строим прототип

Быстро, дешево, из подручных средств, на основе того, что есть и на основе инсайтов, которые вы получили на предыдущем этапе. Это может быть скетч на бумаге, лендинг страница в интернете, прототип собранный из бумаги и т.д.

Здесь возможно имеет смысл обратиться к дизайн мышлению и поработать над брейнстормингом решений. Опять же, с любым прототипом нужно сразу идти к любимой целевой аудитории и улучшать прототип, пока не будет готова первая продажная версия. Но тут без перфекционизма, пожалуйста.

Что делать? Обсуждаем элементы решения на основе инсайтов. Делаем онлайн или оффлайн прототип и тестируем его с целевой аудиторией. Записываем результаты, улучшаем и готовим первый продающий релиз продукта.

Как? Ручками, с проверенными методиками и рекомендациями.

https://images.app.goo.gl/RsvyWEEpDS82a83g6

5. Тестируем бизнес модель

К этому моменту должен быть уже продукт, который можно продать. Потому что любая идея хороша только тогда, когда она продается за деньги. Чтобы протестировать бизнес модель, желательно сначала заполнить Business Model Canvas или Lean Canvas (для начальной стадии проекта), посмотреть как зарабатывают другие с похожими решениями и опять же тестировать с любимой целевой аудиторией.

В зависимости от того, B2B или B2C или другой рынок, нужно правильно выбрать ценник и смотреть на результаты теста. Скорее всего до стадии стабильного бизнеса, придется поменять бизнес модель 2-3 раза.

Что делать? Определить, как и за сколько продавать продукт. Заполнить Canvas.Тестировать и обновлять Canvas и бизнес модель на основе новых инсайтов.

Как? А/В тесты, лэндинги и проверенные инструменты.

https://images.app.goo.gl/rk4AZqerf2ZeneGV6

6. Начинаем активно продвигать

Вокруг столько шума и все хотят что-то продать. Тут нужно мудро выбрать каналы продвижения в зависимости от того, как ищет информацию целевая аудитория, какие каналы предпочитает, какой тип контента и т.д. Распыляться сразу не стоит и вкладывать тысячи в таргет рекламу.

Есть большое количество вариантов бесплатного продвижения (только пожалуйста не бессмысленный продажный спам). Главное, чтобы месседж везде был похожий и призывал к действию. Репутацию нужно беречь с юности (стартапа) и ответственно подходить к этому делу.

Что делать? Смело заявлять о себе на разных каналах с учетом ЦА. Лучше меньше, но качественно. Пробовать разные форматы, каналы и методы подачи информации.

Как? Пробовать все и создавать много контента.

7. Готовим питч

Тут коротко о самом главном. Кому рассказываем о своем бизнесе, для того и готовить питч. Можно построить базовую презентацию и менять/дополнять ее в зависимости от того, с кем общаетесь.

Инвесторам интересны цифры, только не в экселе с планом на 5 лет, а то, чего добились к моменту обсуждения. Партнерам интересен охват и как они могут с вами заработать. Потенциальным клиентам интересно, как вы решите их проблему быстро, качественно и чтоб думать не надо было.

Что делать? 10 красивых слайдов с минимум текста и максимум трекшена.

Как? До вас уже все изобрели, так что не изобретайте велосипед и не используйте Times New Roman.

https://images.app.goo.gl/7WUEP2HaVYMvVmWw7

8. Разговариваем с Бизнес Ангелами и Инкубаторами

Так как мы подходим к финальным шагам, краткость — сестра успешного общения с инвесторами. Тут главное изучить кто есть кто? и к кому лучше обращаться. Ищите знакомых, которые могут вас представить бизнес ангелам и просмотрите список своих знакомых, вдруг кому будет интересно.

На стадии идеи идти к венчурным инвесторам — глупость или пытаться продать бабушка-фон бизнес ангелам, инвестирующим в биотехнологии. Инкубаторы тоже возможность, но если у вас есть уже проверенная идея и продажи, то вам скорее нужен ментор, а не инкубатор.

Если все предыдущие шаги были успешно пройдены, то к инвесторам вы придете уже с растущей клиентской базой и проверенными гипотезами. Раньше не надо, хотя тут у всех по-разному.

Что делать? Изучить инвест-сцену. Понять, кому может быть интересен бизнес; написать, попросить 15 минут для общения.

Как? С вдохновением и креативностью.

https://images.app.goo.gl/DDmWvhdzpjyKiSNV9

9. Наблюдаем за процессом роста бизнеса

Обращаем внимание на процессы, работу команды и результаты. Тут и OKR могут помочь, и agile подход и Trello доска. Вообщем нужно ставить цели, добиваться хотя бы 70%, смотреть как кто работает и постоянно улучшать и упрощать процессы. На этом многие проваливаются, так как развитие своего дела напрямую зависит от людей, с которыми вы работаете.

Что делать? Ввести четкие и понятные процессы работы, поддерживать открытое общение, ввести обратную связь и пересматривать принципы работы каждые 3 месяца.

Как? Изучаем agile, как управлять командами, как выстраивать процессы работы. Тут собрано очень много статей, которые могут помочь.

10. Улучшаем продукт или делаем pivot.

Счастливые клиенты = растущая клиентская база. Обновление решения, которое только улучшает мой опыт с продуктом = больше продаж и активно сарафанное радио. Сплоченная команда = много новых идей и мотивация делать больше.

Это все тезисы в идеальном мире, а если после 3 месяцев промо у вас только 3 новых клиента и то, два из них отписались от сервиса, что-то точно не так и пора возвращаться к пункту 2 этой статьи и пересматривать свой бизнес.

А если у вас нет желания все это делать самому, тогда можно пройти обучающую программу, где уже собран весь материал от российских и зарубежных предпринимателей, который можно применять на практике. Мы запускаем Skorost’Ventures Start 7 июля и открыты к общению со всеми заинтересованными. Заходи к нам на огонек в skorost.ventures/start

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Олег Калашников

Спасибо! Много информации и по делу

Ответить
Развернуть ветку
Kate Kholodilina
Автор

Спасибо Олег за фидбэк :)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Ра

Классная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Kate Kholodilina
Автор

спасибо за обратную связь Кристина!

Ответить
Развернуть ветку
Димитриан Иваненко

Как все просто. Статья симпатичная

Ответить
Развернуть ветку
Kate Kholodilina
Автор

Спасибо за позитивный комментарий! 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда