Я узнал это слово из бальных танцев. Физически оно означает вращение партнеров по или против часовой стрелке, прижавшихся вплотную друг к другу. В стартапах смысл немного другой.Пивот — это когда у нас есть продукт, он продается, есть юзеры или клиенты, и мы сворачиваемся и делаем что-то другое.Если мы делаем этот финт ушами на ранней стадии, когда еще идею допиливаем, это не пивот, а итерации идеи.Аналогия из танцев все же имеет место. Если команда достаточно сплоченная, то мы не разлетимся в разные стороны и останемся в прежнем составе.Классика пивота это кейс Slack — ребята после создания игры Glitch развернулись на 360 градусов и запилили корпоративный мессенджер. Из игры они взяли лишь инструмент для обмена сообщениями.Когда стоит делать пивоты?1. Упускаем лучшую возможность2. Идея не драйвит от слова совсем3. Не растем, хотя мы пытались4. Мы так себе эксперты в той области, которую выбрали5. Наш взлет зависит от внешнего фактора, который вне нашего контроля6. Иссякли идеи о том, как же заставить ковер-самолет взлететьНеудачные оправдания делать пивот1. Избегаем трудной работы2. Постоянно меняем идеи и сдаемся до запуска и продаж3. Прочли в интернетах, что сейчас в тренде у инвесторов и хотим погнаться за этимПочему люди тянут и не делают пивот, когда он нужен?1. Уже вложили силы и бросать всё жалко2. У нас есть некоторые намёки на traction*3. Люди вежливы и редко в упор скажут, что продукт откровенно фигня4. Страх признать поражение и слабость5. Обвиняем в неудаче клиентов и инвесторов6. Ограничивающее убеждение — просто верь изо всех сил и всё изменитсяДля инвесторов скорость развития — единственно достоверный показатель, что стартап может взлететь.Лучше сразу осознать, что идея фигня и без сожаления перейти к другой, чем иметь намеки на traction.Traction* — это «сцепление» нашего продукта с рынком. В качестве показателей может использоваться выручка или количество активных юзеров. Это пруф, что мы востребованы. Но это еще не product-market fit.Поэтому пункт 2 может вводить в заблуждение. То есть какие-то результаты есть, но прогресса нет. В этом смысле лучше нулевой трекшн, чем намёки на него.Мой канал в телеграм — Zero2One, где я рассказываю об эволюции себя как продакт-менеджера и пишу про свои стартапы, параллельно учась в YC Startup School.#пивот #traction #стартапы #slack #продактменеджмент #ycombinator
развернулись на 360 градусов
не слышал этой шутки с 80-х
93 год ;)
Разворот на 180 напоминает отступление. Типа ну его этот бизнес - пойду подамся в найм. А 360 это мы будто встряхиваемся, обновляемся и продолжаем идти и создавать ценность для людей.
Интересные и полезные суждения. Спасибо!