Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций
45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
VC45 Активировать 18+
Личный опыт
Анна Копырнева
2154

Я ничего не успеваю. Что делать?

Две глобальных проблемы, с которыми я столкнулась в разное время:
1. Я не знаю, чего хочу
2. Я знаю чего хочу, но ничего не успеваю
Сегодня хочу поговорить о второй, на следующей неделе — о первой. Я не знаю, что делать вам, но расскажу, что помогло мне.

В закладки
народное творчество

Признать свою ограниченность

Я работаю продакт-менеджером в продуктовой ИТ-компании. Я влюблена в свою работу и потому количество моих идей превышает количество часов в сутках. Раньше я стрессовала от ограниченности своих возможностей, но потом поняла:

Нельзя успеть всё и сразу, но можно успеть главное и по очереди.

Основная причина: человек способен всего на 3-4 часа концентрированной работы в день, о чем поведал Андерс Эриксон в своей книге "Пик: как достигать сверхрезультатов". Многие исследования позже вторили ему, да и мои наблюдения подтверждают эту теорию.

Я не знаю людей, которые все 8 часов рабочего дня вкалывают с одинаковой продуктивностью без потери концентрации и внимания.

Поэтому задача "всё успеть" сводится к грамотному распределению своих 4-х часов концентрации и построению дня вокруг них.

Если же вы или ваш работодатель хотите выжать из себя 12 продуктивных часов день, то эта статья вам ничем не поможет. Я считаю это невозможным и опасным для здоровья.

с просторов интернета

Взять ответственность за приоритеты

4 часа в день — не так уж много. Логично поместить сюда самые мозгоёмкие и приоритетные задачи. Однако, как часто мы:

а) расставляем приоритеты и

б) действительно следуем им?

Проблема в том, что расстановка приоритетов — сама по себе сложная задача, требующая вдумчивого анализа и ответа на вопросы:

  • Какую цель я хочу достичь?
  • Какая задача из списка максимально приблизит меня к цели?
  • На основании чего я решил, что именно эта задача принесет наибольший эффект?
  • А что, если я не прав?

В реальности, никто не может гарантировать, что выполнение любой задачи принесет успех и оправдает возложенные на нее ожидания.

Поэтому самое сложное — даже не расставить приоритеты, а принять на себя ответственность за возможность ошибочных действий. Делать все подряд — гораздо проще. Да, задач много, но их можно механически делать, а не анализировать и принимать сложные решения — мозг такое не любит и пытается соскочить.

Научиться игнорировать задачи

Даже если удалось взять себя в руки и расставить приоритеты, встает следующая проблема: как поступать с не приоритетными задачами?

Т.к. я работаю в ИТ, каждый день я вижу как лихо пополняется бэклог. Он настолько огромен, что мне страшно представить, каких размеров бэклог у Google, Apple и иже с ними. Что делать с бесконечным списком, который никогда не закончится?

После того, как мы с коллегами расставили приоритеты на ближайшие полгода, я стала заниматься только приоритетными задачи и обнаружила, что:

Если долго игнорировать не приоритетные задачи, можно увидеть как их выполняет кто-то другой. Или как о них забывают.

Это приятное открытие. Потому что с меня-то спросят за приоритетные задачи, операционка мало кого волнует.

Конечно, у нас есть регулярный пересмотр приоритетов в связи со вновь поступившими запросами, есть и "вторая очередь" — куда попадает всякая мелочёвка, поэтому всё это как-то движется и обрабатывается. Но это не доставляет стресса лично мне, потому что я всегда помню о главном и строю свой день вокруг этого.

Снизить свою значимость

Я часто вижу, как люди сами взваливают на себя кучу задач, потому что:

  • больше некому;
  • это очень важно;
  • мне не сложно помочь;
  • я не могу это никому доверить;

И захлебываются в операционке, будучи уверенными в такой необходимости. Однако, когда такие люди уходят в отпуск — мир не рушится, а бизнес продолжает существовать. Более того, даже когда увольняются "ключевые сотрудники" — в 99% бизнес продолжает существовать и как-то справляется. Поэтому какими бы важными не казались задачи — скорее всего, если вы не успеете часть из них — не случится ничего страшного.

Следовать плану

На каждый день я составляю план работ, исходя из своих ограничений — 3 часа концентрированной работы и еще 3 — на рутину и общение с коллегами. Мой план изначально адекватен и выполним.

Если вдруг в течение дня мне прилетает что-то еще, требующее более 2 минут моего внимания — то эти задачи уходят под черту текущего дня — сегодня я ими заниматься не буду, иначе не успею выполнить план на сегодня.

Этому правилу очень трудно следовать. Постоянно кажется, что прилетевшая задача — мелочь и быстрее ее сделать, чем записать и потом отдельно обдумать, но нет. Практика показывает обратное. За день таких мелочей прилетает слишком много в итоге мои 6 часов неконтролируемо раздуваются и силы тратятся не на приоритеты, а то, что "влезло без очереди".

Если вы обнаружили, что ничего не успеваете, первое, что стоит сделать — прекратить докидывать задачи в список.

Не делить время на рабочее и на личное

Это сомнительный совет, и он не для всех. Поскольку я работаю на удаленке и работу свою люблю, у меня нет четкого разделения на "рабочий день" и "личное время". Все вокруг пишут, что это плохо и неправильно, но для меня это отлично работает.

Я работаю спринтами по 40 минут и делаю 20-минутные перерывы. В эти 20 минут я вписываю домашние дела: принять душ, помыть посуду, убраться. Это хорошо переключает от работы, а также экономит личное время, которое я трачу на быт.

Если вдруг в середине рабочего дня я понимаю, что хочу спать или гулять — я иду спать или гулять. Если в субботу вечером я понимаю, чтобы было бы неплохо добавить графики в новый личный кабинет партнера, я иду и пишу ТЗ. У меня нет чувства, что я перерабатываю, или наоборот недорабатываю, я чувствую себя органично в этом режиме.

Также я много учусь, и хотя все новые навыки я использую в работе, нельзя сказать, что я делаю это только ради работы — обучение также решает и мои личные цели.

В таком режиме я впервые почувствовала, что перестала воспринимать работу как работу — некий волевой акт, к которому себя нужно принудить ради пропитания, а настоящую жизнь — отложить до выходных.

Я стала относиться к этому как делу, которое я делаю, и хочу сделать его хорошо, и потому оно достойно чтобы я думала о нем не только с 9 до 18.

Такой подход позволяет больше успевать на работе, т.к. я не выпадаю из рабочего процесса после 18:00 и многие задачи осмысляю в фоновом режиме. И это позволяет больше успевать в личной жизни — потому что я вписываю ее в перерывы между работой, а не жду вечера или выходных.

Итого

1. Нельзя успеть всё, но можно успеть главное

2. Расставлять приоритеты — сложно, потому что нужно думать и принимать риски

3. Если игнорировать не приоритетные задачи — их сделает кто-то другой или о них забудут.

4. Мир не рухнет, если вы чего-то не сделаете, можно расслабиться.

5. Все, что сыпется сегодня — нужно отложить на завтра. А сегодня — делать только то, что запланировано на сегодня.

6. Если вам это близко и условия позволяют — можно попробовать вписать работу в общую канву своей жизни и сэкономить время за счет синергии.

Если вам понравилась статья — приглашаю вас в свой телеграм-канал @annakopyrneva

Пишу о продукте, ИТ и софтскиллах: верю, что softskills — наше всё, ибо роботы и искусственный интеллект скоро отнимут наш хлеб))

{ "author_name": "Анна Копырнева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 22, "likes": 10, "favorites": 55, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 163863, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 05 Oct 2020 10:00:41 +0300", "is_special": false }
45 дней сериалов и фильмов по промокоду VC45
Активировать
Условия подписки Яндекс.Плюс: clck.ru/FMQND. 45 дней подписки Яндекс.Плюс — бесплатно, далее автопродление — 199 руб./мес. с указанием данных банковской карты. Предложение до 31.12.2020г. Только для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс.Плюс. Условия просмотра на КиноПоиск: ya.cc/4y4UX
18+
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Техника
Программа для томографической реконструкции Smart Tomo Engine: разработка и тестирование на «Эльбрусе»
Сегодня расскажу сразу о двух любимых темах: компьютерной томографии (КТ) и отечественном процессоре «Эльбрус». Если…
0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

На Хабре в свое время была любопытная статья, где человек довольно подробно  описывал собственное психическое заболевание. Скорее всего это было начало биполярности. Так вот началом была чудовищная работоспособность и уверенность в возможности свернуть горы. Была полная уверенность, что теперь можно решить даже те вопросы, которые раньше казались совершенно неразрешимыми. То есть там человек действительно трудился совершенно спокойно по 12 часов и больше, и неадекватность у него стала заметна уже позже. Он не очень точно описывал, что собственно произошло, но видимо этого оказалось достаточно, что бы отправить его на стационар. 

Ответить
2

Но кстати я допускаю подобную работоспособность в американских стартапах по принципу психологии толпы. То есть как некий массовый психоз, в котором впрочем задействованы вполне адекватные люди. 

Ответить
2

Я тоже допускаю работоспособность по 12 часов в день, в том числе за счет использования стимуляторов. Но считаю это опасным для здоровья в долгосрочной перспективе.

Я раньше пила фенотропил - спасение всех студентов на время сессии. С ним действительно можно в два раза больше, но слезать с него тяжело((( Побочка в виде усталости, апатии, отсутствии сил, иногда проблемы с ЖКТ. 

Теперь стараюсь обходиться чаем и шоколадкой :) 

Ответить
2

Фенотропил? Жаль, что я про него ничего не знал! Представляю себе, чего бы я смог достичь, если бы не спал во время учебы! 

Ответить
1

'Однако, когда такие люди уходят в отпуск — мир не рушится, а бизнес продолжает существовать'

Насчет мира не знаю, но как рушится бизнес из-за пропадания первых лиц - видел и не раз.   Уход в отпуск у руководителя без замены это всегда гарантированный бедлам и раздрай. Всегда, гарантированный. До попоек на рабочем месте.
Особо наблюдательные могут отследить уход в отпуск руководителей разных компаний из отделов  маркетологов, сейлов, тех.поддержки - просто по всплеску негативных отзывов тут. 

Ответить
0

Ужас какой, я с таким не сталкивалась, если честно. Но верю, что где-то и такое может быть.
Ну то есть, все немного расслабляются, когда босс в отпуске, но чтобы до попоек - не встречала))

Ответить
1

Ну так вы фрилансер, это принципиально другой тип и работы и жизни.

По поводу управления временем. 
Сейчас доступно много литературы по воспоминаниям людей, участвоваших в каких-то сверхбольших проектах: БАМ, запуск человека в космос, постройка первых самолетов-невидимок, манхеттенский проект и тд. 
Там много пищи для размышлений на тему собственной эффективности, в том числе явно описано как все успевать. 
Ну и минимум пафоса и самолюбования, как в 'бродвейских историях' про фейсбук и амазон.

Ответить
0

можете пожалуйста пару примеров такой литературы дать? интересно почитать.

Ответить
0

это же просто означает, что весь процесс держится на этих "первых лицах" = херово работающая система

Ответить
0

Скажем так: есть две категории людей, одни могут строить системы, другие же  - только работать в рамках уже созданной.
Ничего плохого в том чтобы 'работать в рамках' нет, просто это другой тип деятельности, который ведет в итоге к развитию другого типа мышления - 'пользовательского'. 
Все эффекты что я описал - результат именно такого мышления. 

Ну и все выше -  про частный бизнес и зарабатывание денег как основную идею, это не государственная служба, не армия и тд.
Есть куча примеров когда социальные службы функционировали просто из-за чувства ответственности, без ресурсов: в осажденном Ленинграде ходили трамваи, на Донбассе, в Косово/Карабахе чинили линии электропередач под обстрелами - много такого.
Но в случае частной компании, условный Хиро Онода не пойдет выполнять поставленные задачи партизаня  из леса 30 лет, если корпоративный офис взорвут враги  - какие бы процессы вы не ставили.
 
Поэтому да, весь процесс зарабатывания денег в частной компании держится строго на первых лицах и только на них. 
Ходить на работу сотрудники без руководства могут, зарабатывать деньги - нет.

Ответить
0

Согласен с вами, что зарабатывание денег это не про гос.службу и подобное. Но мне всё-таки кажется, что это сильно зависит от культуры в конкретной частной организации. Вспомним цветовую дифференциацию развития культуры компании, например из книги "Открывая организации будущего". Я больше чем уверен, что в рамках (низших) уровней типа янтарного всё действительно держится на "первых лицах", потому что без них ничего не работает (потому что все решения завязаны на них и они всем раздают пи*люлей).
Но если мы рассмотрим современные организации, стремящиеся к зеленому и бирюзовому уровню, где ответственность и принятие решений распределены, и люди имеют уже тоже более высокий уровень развития сознания/мышления, то, наверняка, в этом случае система работает намного лучше и без конкретного одного "главного"/"первого" человека, который принимает все решения и раздает всем пинки "чтобы все сотрудники работали".

Ответить
1

А мне понравилось... Ждем вторую часть про первую проблему.

Ответить
1

спасибо большое за статью!

вот это особенно классно:
Если вдруг в середине рабочего дня я понимаю, что хочу спать или гулять — я иду спать или гулять.

Ответить
0

Так все-таки с 9 до 18 или 6 часов в день?

Ответить
2

И то, и другое утверждение является верным :) Я работаю 6 часов чистого времени преимущественно в диапазоне с 9 до 18.
Но это не строгое правило - я часто подстраиваю свой день под свои потребности))

Ответить
1

Тогда не надо мимикрировать под людей со стандартным 8-часовым графиком. Если вы ничего не успеваете при 6 часах работы из дома, без мужа и детей, то советы, конечно, давать рано. И вы очень счастливый человек при таком малом количестве обязанностей и таком количестве свободного времени.

Ответить
3

Не ставила себе целью ни под кого мимикрировать и давать советы, лишь поделилась своим опытом.
PS. Муж и ребенок есть.
И да, я счастливый человек :) 

Ответить
0

Когда вы пишете про график 9-18 - вы создаете впечатление, что этот стандартный 8-часовой рабочий день с часовым обедом имеет к вам какое-то отношение. А на самом деле нет. Это и назвала мимикрией.

Ответить

Комментарий удален

2

Если муж с ложечки ест и сам палец о палец не ударит по быту - конечно ничего не успеешь.Если муж нормальный взрослый человек - это наоборот большая помощь в делах! Вдвоем быть вести сподручнее и быстрее. 

Ответить
0

Гровс Л. "Теперь об этом можно рассказать" - про манхэттенский проект
Хобты А.В. "БАМ: люди, которых я знаю" 
Крюков А.М "БАМ - трасса мужества"

А вот про космос и самолеты что-то с ходу ничего не нагуглилось) Не подскажите названия книг, пожалуйста..?

Ответить

Комментарии

null