Что делать, если в команду пришел «эффективный» менеджер? Выявляем и обезвреживаем его в себе и коллегах
Любая работа полна сюрпризов. Сложности и нестандартные ситуации могут возникнуть в любой момент, даже там, где, казалось бы, каждый шаг пройден уже сотню раз и откуда их совершенно не ждешь.
В статье нашей студентки Ангелины, Product / Project Lead в Trood «Что делать, если в вашей команде появился «эффективный» менеджер?» описана жизнь продуктовой команды на протяжении полугода, где подробно показаны этапы противостояния процессного подхода и архаичного руководства.
Мы задали Ангелине пару вопросов и она поделилась с нами инсайтами по выявлению «эффективного» менеджера ещё на собеседовании, коммуникации внутри команды в стрессовое время, а также рассказала, как не бросить все на полпути.
— Давай начнем с того, что определим, кого ты называешь «эффективным» менеджером? Есть ли какие-то качества, которые его характеризуют?
— Конечно! Иногда таких менеджеров видно издалека, и от них нужно держаться как можно дальше. На мой взгляд, «эффективный» менеджер — это руководитель, который постоянно что-то требует от команды, при этом не помогая ей ничем, а возможно даже разрушая ее экосистему. Вообще, основная ценность менеджера в команде — это помогать в достижении поставленных целей. Если ты, как менеджер, этого не делаешь, зачем ты ей такой нужен?
За довольно большой срок работы в менеджменте, у меня получилось сформулировать ряд отличительных черт «эффективных» менеджеров:
- Когда у менеджера спрашиваешь, где план проекта, а он отвечает, цитата: «План в голове».
- Менеджер уверен, что знает лучше специалиста, как реализовать фичу и навязывает это решение.
- Менеджер ставит заведомо нереальные сроки сдачи фич.
- Менеджер не хочет вдаваться в подробности реализации своего продукта. «Я не должен разбираться, я должен руководить». Что при этом входит в понятие «руководить», история умалчивает.
- Менеджер устраивает трехчасовые созвоны с участием всей команды.
- Менеджер позволяет себе высокомерно относиться к команде.
Если вы видите подобные качества в себе или коллегах, у меня для вас плохие новости. К сожалению, это не анекдоты, не теория, это реальные рабочие ситуации, которые имеют место быть, и с ними нужно бороться.
Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтобы вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать».
— Что в ситуации, которую ты описала в своей статье, было для тебя самым сложным?
— Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что самым сложным было продолжение систематической работы над продуктом, наращивание функциональности и выпуск новых релизов. То есть, поддержание непосредственной продуктивности команды.
Сложность состоит в том, что в режиме эмоционального давления в целом падает мотивация работать. Кто-то начинает защищаться и ставить свои ультиматумы. Человек начинает думать о защите своих базовых потребностей, а не об успехе продукта. Здесь начинается порочный круг: на команду давят, команда показывает результаты хуже, «эффективный» менеджер давит еще сильнее, результаты еще хуже.
Оградить команду от внешнего давления, поддерживать эмоциональное состояние, хотя бы на среднем уровне, и продолжать соблюдать привычный ритм очень сложно.
Даже твоя продуктовая работа в плане отстаивания вектора развития продукта и его содержания отходит на второй план, потому что здесь ты отвечаешь только за себя и свою работу, это намного проще, чем отстоять работу команды.
— Какие навыки помогут преодолеть похожие ситуации максимально безболезненно?
— Я думаю, что в первую очередь — это построение процессов на принципах открытости и прозрачности. На мой взгляд, это очень важно не только в критических ситуациях, но и в целом для построения здорового взаимодействия в команде.
Вторым навыком я бы назвала умение модерировать встречи. Особенно, если вы работаете со сложными типами людей, которые, возможно, неосознанно не дают получить от встреч должного результата или растягивают их во времени и пространстве.
Третий навык тоже про людей — эмпатия. Очень важно понимать настроение команды. Это нужно для того, чтобы иметь возможность ей помочь в восстановлении баланса или в решении конфликтов.
И последняя рекомендация для продактов — старайтесь абстрагироваться от своего продукта.
Успех или неуспех продукта — это не ваше личное поражение или победа, это ваш опыт. Негативный опыт иногда ценнее позитивного, не забывайте об этом.
— Почему ты не бросила эту работу?
— Бросить может каждый, а выпустить продукт на рынок — нет. Если серьезно, то для гармоничного самоощущения, человек в работе должен понимать, что плюсов, которые он получает, больше, чем минусов.
Для себя я четко осознавала пользу, которую я приобретаю, работая над этим продуктом и в этой команде:
- Для меня это был первый опыт построения B2C продукта с проектированием полной обслуживающей инфраструктуры, которую требовала специфика продукта.
- Я первый раз работала над нативным мобильным приложением, что тоже несло очень много новых инсайтов.
- Хорошие предпосылки и возможности для выпуска приложения и работы с ранними пользователями.
- Смешение и заимствование лучших практик топовых IT-компаний. Так как все ребята были из разных компаний, обмен опытом и видением по построению командной работы был уникальным. Все-таки, когда ты годами работаешь в одной компании, ты привыкаешь к одним паттернам, а что-то вообще начинаешь воспринимать как должное.
- Получилось поработать с новыми инструментами проектного управления и выстроить в них прозрачные процессы, где было удобно работать и техническим специалистам, и представителям бизнеса.
Несмотря на все сложности и нервы, которые возникали в ходе работы, фокус на получение опыта давал силы продолжать развиваться и развивать продукт.
— Можно ли ещё на стадии собеседования определить, что твоим руководителем будет тот самый «эффективный» менеджер?
— Да, предпосылки нездоровых процессов и коммуникации можно выявить уже на собеседовании. Задавайте больше вопросов об организации работы, структуре распределения обязанностей, ответственности, процессах планирования и достижения KPI. Здесь уже можно услышать звоночки, описанные мною выше, присущие «эффективному» менеджменту.
Также, внимательно слушайте вопросы, которые вам задают. Часто они исходят из реальных ситуаций в компании.
Например, если задают много вопросов про стрессоустойчивость, поведение в конфликтных ситуациях и при авралах, отношение к переработкам, стоит покопать в этом направлении и спросить в ответ, что же такое происходит, почему так много внимания к ним.
Еще один кейс, который меня очень «порадовал» несколько лет назад, когда я собеседовалась на бизнес-аналитика, у меня спросили: «Умеете ли вы программировать на языках JavaScript и Python?». Это явно не относится к навыкам бизнес-аналитика.
На встречный вопрос, для чего в данной компании бизнес-аналитику нужны такие навыки, я получила ответ: «Бизнес-аналитик должен уметь исправлять баги в коде, чтобы не отвлекать разработчиков от основных задач». Кажется очевидным, что в компании большие проблемы с пониманием процессов разработки ПО, тестированием и поддержкой. Лучше избегать работы в таких компаниях.
Если вам понравилась данная статья, то предлагаем вам ознакомиться с нашим недавним интервью с Владимиром Миролюбовым, автором телеграм-канала Product Management. Даже если вы не продакт, то в этой статье вы найдете для себя много полезного и мотивирующего 👇
Я бы еще понял если бы это кто-то лично писал, но блин так палиться своей неопытностью в рекламной статье - прям печаль:
'Если ты, как менеджер, этого не делаешь, зачем ты ей такой нужен?'
Такого рода вопросы стоит задавать когда оплата работы менеджера будет происходить из кармана т.н команды ( лучше лично из кармана аналитика ) А до этого момента любые рассуждения вслух о том кто кому нужен - инфантилизм чистой воды.
'Когда у менеджера спрашиваешь, где план проекта'
А чего сразу не спросить о плане развития компании лично у директора или о плане поступления средств на счет у главбуха?
Вопросы вверх - строго по делу, у менеджера и без вас есть кому про план проекта спрашивать.
'Что при этом входит в понятие «руководить», история умалчивает.'
В понятие 'руководить' входит постановка задач и контроль их выполнения. Умение вытирать сопли и нянчиться - это конечно тоже круто, но к руководству отношения не имеет.
'Менеджер уверен, что знает лучше специалиста, как реализовать фичу и навязывает это решение.'
Да такое бывает и даже бывает необходимо, например если реализация нестандартная или менеджер имеет технический бекграунд.
Но всегда надо помнить, что если такое происходит то ответственность принимает на себя менеджер а не специалист.
'Менеджер ставит заведомо нереальные сроки сдачи фич.'
На это тоже есть причины, например бенч производительности команды, тк огласить срок сдачи в месяц и пойти валять дурака - национальная традиция в ИТ.
Еще вы удивитесь, но есть способы оценки трудоемкости, применимые к любым проектам и продуктам. И менеджеры про них знают, их даже этому учат.
Поэтому когда команда годами пинает мужской половой орган - приход любого менеджера и порождает такой вот вой про нереальные сроки.
' «Умеете ли вы программировать на языках JavaScript и Python?». Это явно не относится к навыкам бизнес-аналитика.'
В Москве еще 10 лет назад был один крупный банк, где все ТОПы владели SQL. ТОПы это если что правление банка, директорат.
Сейчас, в 2020 наверное даже дворник в ЖЭКе должен владеть и петоном и js , тк это давно общепринятые инструменты.
о, да... юр ин зе ами нау... принцип - менеджер-начальник, стой-становись - давно устарел как бы, об этом из каждого утюга вопят. Врут?
>>В понятие 'руководить' входит постановка задач и контроль их выполнения.агаага... на белом коне и с блондинкой секретаршей. и кнутом. жизнь удалась.
>>менеджер имеет технический бекграундо да... начальство/заказчик "да я сам программист" - это бич профессии. он может и классно лабал на Коболе, но его бэкграунд скорей всего безнадёжно устарел уже лет пять как минимум. Он даже не джун - но своими амбициями лезет в технические вопросы. На то есть архитекто ,тимлид - технари - не менеджеры. А если ему кажется что он лучше знает - он просто некомпетентен. В первую очередь как менеджер.
>>На это тоже есть причиныА может не надо сразу обвинять команду? Если она такая плохая - её увольнять надо. А вдруг она не пинает? А может причина не в членопинании, а в том что манагер хочет рисануться перед вышестоящими? А что, команда сроки обосновать не может ,да? По тем же правилам?
>>В Москве еще 10 лет назад был один крупный банк"а в соседнем районе украли члена партии!"(с)
>> дворник в ЖЭКе должен владеть и петономКаждый должен заниматься своим делом. Там что-то было у классика про "печь пироги", сапожника, пирожника и "тачать сапоги"...
я лет 30 как программирую, вот все эти годы, слышу подобные идеалистические басни. "Информатика - вторая грамотность", ага. а ещё каждый должен уметь писать стихи, резать по дереву, знать китайский, читать Капитал и программировать Ардуину прямо в vi. "Специализация удел насекомых"(с)
Не увидел, как команде обезвреживать эффективного. Потому что руководство в этой стране подобных менеджеров очень любит, а даже если и захочет его обезвредить, то без проблем уволит.
Добрый день! Более подробно этот вопрос Ангелина раскрыла в своей статье по ссылке: https://habr.com/ru/post/509288/
Вот тут https://vk.com/xandertoons очень много хороших кейсов.
Комментарий недоступен
Как "эффективный" менеджер мог попасть в IT компанию? - Кто решение принимал?
Если у вас есть такой менеджер, значит он явно не один и в компании куча некомпетентных сотрудников по типу "брат/сват".
А может это сын какого-ть топа, благодаря связям которого компания получит контракт, а вы работу))
Очевидно, если вы реальный спец, значит вы востребованы на рынке и самое время разослать резюме.
Другой вопрос, что уходить может быть и не куда)
Легко может попасть, когда руководство заебало платить огромные бабки программистам которые постоянно просирают сроки, не исправляют баги месяцами и прочее что так распространено в IT. У нас в стране к сожалению большинство управленцеу считают программеров какими то священными коровами которых нельзя уволить или заставить нормально работать, и бояться что либо делать.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором