{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как правильно оценить свой бизнес/стартап?

Обычно предприниматели очень стандартно, я бы сказал "коробочно" подходят к одному из ключевых показателей — стоимости бизнеса.
Порой складывается ощущение, что как только речь заходит о продаже компании, в голове у предпринимателя выключаются абсолютно все навыки ведения переговоров.

Оценивать бизнес по выбранным стандартам (на эту тему море статей) --конечно можно, но такой подход никогда не приведет к фантастическим резльтатам (а разве предприниматель не за это бьется?)
Лично мне не понятно, зачем продавать бизнес, не ожидая сверх результата от сделки..
К примеру, через три недели после одной из моих сделок по продаже компании, ко мне на почту пришло предложение купить чужой бизнес. Удивительно было то, что предлагаемый бизнес был как 2 капли похож на тот, что я только что продал, но продавали его ровно в 10 раз дешевле! При том, что цифры были предложены сходу, стало быть от них можно отталкиваться и покупать еще дешевле…
Не стоит насыпать в коментах "умные" предложения по поводу того, что "надо было купить и снова продать в 10 раз дороже" — Это так не работает...

Стандартная задача

Предприниматель херачил 5 лет, построил бизнес и вот случилось, что его можно продать. Как производить оценку бизнеса. Затратным методом, доходным, сравнительным? Какой метод справедливый?

Любой вроде как можно считать адекватным. Но какой метод предложит покупатель?
Конечно! Наименее выгодный для предпринимателя.

Покупатель будет использовать стандартные инструменты давления на цену: будет искать наиболее слабые места в бизнесе, показывать на риски, искать изъяны в бизнес-процессах и проч..

Оценка покупателя — это его дело

Все эти инструменты торговли, включая любой метод оценки бизнеса — это всего лишь попытка «запихнуть предпринимателя в коробку».
Чтобы мыслить out of the box, нужно замечать такие конструкции и не сваливаться в них, пытаясь приводить доводы и аргументы.

Без разницы, как оценивает бизнес покупатель, какие методы использует и доводы приводит!


Стоять на своей оценке и не объяснять ее — часто самая выгодная стратегия

Если предприниматель не научился считать, что его компания стоит 10 миллионов долларов просто потому что он так считает, не привязанно к каким- то показателям, означает, что он пока не готов к сверх прибыльным сделкам..

Сотни ситуаций, когда компанию готовы купить за $50 млн, а предприниматель, основываясь на внутренних показателях, называет «честную» цену в $7 млн.

У него не хватает осознанности оторваться от показателей своего бизнеса. Он понятия не имеет, как оценивает его бизнес покупатель. Если бы знал, он конечно предложил бы другую цену.. Но в том то и задача — действовать эффективно в условиях неопределенности, хотя узнать истинные мотивы покупателя — очень правильный шаг.

Как определить «правильную» цену

Мой вариант — не привязываться ни к каким показателям, а научиться чувствовать «свою» цену.

Представляешь, что твоя компания стоит $50 тыс и внутренне даешь ответ — ну хе@ня какая то — очень мало.. дальше прикидываешь, что компания стоит $20 млн — это вряд ли.. и так сходишься в цифру, которая по внутреннему чутью кажется наиболее адекватной.
Тут тоже можно «промазать», и оценить бизнес ниже чем можно было, особенно, если самооценка заниженная, но с этим уже к психологу..

Как вы оцениваете ценность своего вклада в любую работу?
Основываясь на общепринятых стандартах и показателях
Основываясь на внутреннем чутье
Миксую
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
7 комментариев
Написать комментарий...
passer2003

- Брат, сколько веник стоит?
- 1000 долларов
- А че так дохуя?
- да деньги нужны..

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Minaev

Статья хороша, особенно для неуверенных в себе предпринимателей-продавцов. Работая в сфере VC&PE, могу сказать, что с крупными (да и не обязательно, крупными) фондами, управляющие все равно будут навязыват "стандартные" и "признанные" модели оценки от EBITDA, выручка * X итп.

А правильным резюме обсуждаемого все равно является последний ответ на приведенный опрос - это грамотный микс принятых финансовых стандартов + немного умеренной наглости и самолюбия. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ореханов

Володя, мысль понятна и справедлива,но немного пережал,мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Makarov
Автор

Таки да...

Ответить
Развернуть ветку
Elena Abashkina

Чушь какая! Есть критерии Оценки компаний: отрасль, размер рынка,выручка/EBITDA , скорость роста, а вот дальше уже торг.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Makarov
Автор

Прениматели с такой позицией тоже всегда будут - это отличная возможность покупать их бизнес дешево :)

Ответить
Развернуть ветку
Инна Дейнеко

"""Спасибо, интересная статья.
Любопытно почитать о таких вещах, побольше бы таких блогов ""

Инна
http://svaroglaw.com/";

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда