60 дней фильмов
и сериалов по промокоду:
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 30.08.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.
18+
Личный опыт
Sfera project

IT-стартап в России: на краудфандинг надейся, а сам не плошай

Дело в том, что мы, команда проекта SFERA, размещались на Boomstarter и знаем, как реализуется сбор инвестиций на этой площадке.

Как устроен честный обманщик Boomstarter

Boomstarter — одна из крупнейших российских краудфандинговых компаний. Она организована в 2012 году Русланом Тугушевым и Евгением Гаврилиным.

Для размещения на площадке нужно пройти регистрацию, оформить проект, определить вознаграждение (дивиденды, долевое участие или подарок за счет спонсорских средств), пройти модерацию и запустить проект. При этом автором может выступать только совершеннолетний гражданин РФ с рублевым счетом в банке.

Подчеркнем, что наш выбор пал на Boomstarter, так как это самая популярная площадка на территории РФ по сбору средств для IТ-проектов. Все остальные больше направлены на творческие, социальные или общественные.

Из предложенных пакетов мы выбрали «Успешный». Его стоимость составила 34 990 руб. Всего же их пять: «Базовый» за 4990 руб., «Стартовый» за 9900 руб., «Оптимальный» за 15990 руб., «Максимальный» за 59 000 и «Успешный».

Нам предоставили размещение на площадке, продюсера, бухгалтерскую поддержку, бюджет на рекламу, медиаплан с постами в соцсетях и e-mail рассылку 225 000 адресатам их базы. Процент за собранную сумму Boomstarter не берет.

Срок сбора составил 60 дней. За это время нам удалось собрать 204 901 руб. на разработку мобильного приложения для работы и бизнеса Work & Business. Основная часть поступила за первый месяц. Это примерно 180 тысяч. Минимальную сумму (100 тысяч) собрали в первые 4 дня. Сумма сбора была больше, но за пару дней до завершения проекта трое спонсоров отозвали свои деньги: первый 50 000 руб. и двое по 10 000. Всего же участвовало 36 человек.

За время размещения на «Бумстартере» мы неоднократно столкнулись с халатным отношением сотрудников к своим обязанностям и некорректной работой самого портала:

1. Забыли подключить Яндекс.метрику к странице проекта, хотя с продюсером данный момент обсуждался.

2. Ряд ошибок в работе портала, которые мы обнаружили сами. Причем во всех проектах. Довольно странно, если учесть, что это действующая платформа, а не её тестовая версия.

При покупке любого вознаграждения у спонсора ставился автоматический отказ от получения самого вознаграждения. Далее он не мог убрать эту «галочку». Получилось так, что все доноры отказались от приобретенных вознаграждений и просто пожертвовали нам деньги.

Также спонсоры не могли войти на свои персональные страницы в «приобретённые вознаграждения». Кнопка просмотра/корректировки была неактивна. Это было необходимо для корректировки данных о себе (ввести имя и фамилию вместо «Анонимный пользователь», чтобы мы понимали, кому выдавать вознаграждения).

3. Руководство платформы долгое время не высылало оригиналы документов (договор, акт, отчет и т. д.). В итоге процесс растянулся на весь срок, а сами документы пришли в компанию через месяц после завершения проекта. К тому же в закрывающих документах бухгалтерией Boomstarter был допущен ряд ошибок: цифры в акте и платежных поручениях расходились с цифрами в договоре. И вопрос остается открытым уже вторую неделю.

И на всё вышеперечисленное менеджеры никак не отреагировали. Попросту сослались на большую загрузку персонала.

Какие выводы о Boomstarter мы сделали

Boomstarter — нечестная площадка с накрученной аудиторией. Заявленные цифры — фикция, они не соответствуют действительности. В лучшем случае у них 1-2% активных пользователей от того, что они обозначают на своём портале или в разговоре с их менеджером.

После массовой рассылки письма по их базе в 225 тысяч участников на страницу проекта перешло не более 40-60 человек. При этом в соцсетях посты о нашем проекте набирали порядка 50 просмотров.

Чтобы не порочить репутацию юридического лица, в следующей статье мы привели пруфы со скринами переговоров с продюсером Boomstarter и отзывами наших спонсоров.

Кроме того, Boomstarter не заинтересован в успешности проектов. Они продают лишь пакеты размещения и не берут никакого процента. Поэтому обещают много, но на самом деле результат для них не имеет значения. Ведь свои деньги они уже получили. Так почему дела обстоят именно так?

Российские реалии

Термин crowdfunding (в переводе «финансирование толпой») ввел журналист Джефф Хауи. И на Западе это слово широко используют с 2006 года. А в нашей стране оно вошло в обиход относительно недавно.

Как и во всех странах бывшего Союза, в России поиск инвесторов для развития IT-стартапа осложнен в связи с недоверием общества к новшествам и случаям мошенничества. Эта ситуация сложилась по ряду причин. Вот лишь некоторые:

– недостатки в нормативно-правовой базе. Инвестор не чувствует себя юридически защищенным. Следовательно, в случае возникновения рисков или мошеннических действий человек попросту может потерять вложенные средства;

– краудфандинговые платформы кажутся многим слишком статусными. Считается, что войти туда инвестором может только состоятельный человек. На самом же деле богатые люди не будут заниматься микрофинансированием. Им проще однократно вложить крупную сумму в проект, с создателем которого они знакомы лично. А значит, никто никого не «кинет». Всё-таки краудфандинг подходит тем, кто готов вложить хотя бы пару тысяч рублей;

– в нашей стране нет финансовой культуры. Этому не обучают ни в школе, ни в университете. А знания по экономике мало кто может применить в жизни. Отсутствие финансовой грамотности мешает как следует разобраться в венчурных инвестициях. Человек попросту не может проанализировать свои риски и правильно вложить деньги;

– отсутствие примеров успешных проектов. Выстреливают единицы, и в основном это социальные и благотворительные проекты. Либо творческие задумки с плюшками для спонсоров, такие как пластинка с автографом;

– в России не существует сервиса, позволяющего инвестировать в несколько кликов. Любимая многими лень-матушка отбивает всё желание разбираться в многоступенчатой системе регистрации и создания вклада.

Об отсутствии хороших условий для привлечения инвесторов можно говорить долго. И чтобы лучше понять проблему, давайте рассмотрим ещё несколько площадок.

Обзор площадок для краудфандинга

Одна из самых популярных и старых площадок в российском сегменте и не только — Kroogi. Ее создатель — бывший директор самого крупного интернет-портала Napster Мирослав Сарбаев.

Еще в 2007-м он запустил первую в мире систему добровольных пожертвований на искусство — Kroogi. Она объединила более 20 тысяч деятелей искусства по всему миру. Тогда ещё там не было комиссии с собранной суммы, а сегодня это 15%.

Первым поддержал проект Борис Гребенщиков, давний друг Сарбаева. Он разместил на платформе альбом Live at The Royal Albert Hall 2008 — запись лондонского концерта группы Aquarium International только для Kroogi.

Площадка позволяет бесплатно размещать авторские произведения (книги, музыкальные композиции и альбомы, видео, фото и т. п.). Любой пользователь платформы может скачать или прослушать/просмотреть файл, заплатив при этом удобную ему сумму. «Заплати, сколько считаешь нужным» — принцип Kroogi.

От мировых площадок перейдём к российским. И поговорим о Planeta. Это крупнейшая краудфандинговая площадка, привлекающая средства для создания социальных, предпринимательских и творческих проектов. Помимо этого, на Planeta публикуют новости, обучают онлайн, ведут прямые трансляции культурных мероприятий и совершают онлайн-покупки. Ресурс запрещает инвестировать в политическую деятельность.

Организовали площадку в 2012 году Макс Лакмус (бас-гитарист из БИ-2), Федор Мурачковский и Василий Андрющенко. Изначально она задумывалась как сервис для предварительного заказа музыкальных альбомов, но со временем полностью перешла на модель краудфандинговой платформы.

Planeta завоевала популярность у стартаперов, потому что комиссионный сбор составляет всего 5% от собранных денег. Однако если инновационный проект набрал от 50 до 100% требуемых средств, то процент увеличивается до 10. А если проект не успел набрать необходимую сумму, то срок сбора можно однократно продлить. Проекты, направленные на благотворительность, освобождаются от комиссионных сборов. Сама площадка часто организует различные благотворительные коллаборации с такими известными брендами, как «Мегафон», Lipton и другие.

Несмотря на то что Planeta направлена в основном на творчество, она имеет раздел и для технических проектов. Правда, финансирования добились лишь единицы из ряда IT-проектов. Это были мобильные приложения, которые так или иначе связаны с творчеством.

Относительно новой площадкой является красноярский «Руфандер», существующий с 2015 года. Сервис работает по принципу «Всё или ничего». Пожалуй, лучший сервис для начинающих предпринимателей, но малоизвестный.

Никакой комиссии за размещение и сбор инвестиций. Авторы идей платят лишь до 5% за транзакции. Удобно и то, что если проект собрал 70% от заявленной суммы, то срок размещения можно продлить до 25% от первоначального. На платформе можно размещать социальные, инновационные и IT-проекты.

Не стоит забывать о том, что законодательная база, контролирующая краудфандинговые платформы, несовершенна. А это значит, что существуют обходные пути. Об этом

Итак, ответ на вопрос «Стоит ли рассчитывать на краудфандинг в России?», неоднозначный. Как говорилось ранее, в нашей стране «инвестирование толпой» только-только начинает развиваться. И сколько времени потребуется для налаживания системы — неизвестно. Ясно одно: пока не будет надежной площадки и соответствующего законодательства, народ не станет поддерживать стартапы.

{ "author_name": "Sfera project", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 188172, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Dec 2020 08:13:08 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
2

Спасибо за обзор, очень полезно.

Ответить
1

Всегда пожалуйста)

Ответить
Читать все 2 комментария
Пять практических приёмов, как улучшить читаемость документов
Пошаговый пример переработки таблицы Joey Cherdarchuk, darkhorseanalytics.com
Туристические маршруты и сервисы Якутии объединят на цифровой платформе
Природный  парк «Ленские столбы»
Сооснователи Robinhood стали миллиардерами после IPO Статьи редакции

Состояние Влада Тенева оценивается в $2,4 млрд, Байджу Бхатта — в $2,8 млрд, по версии Bloomberg.

Суд запретил работу Samsung Pay в России из-за патентного спора. Решение вступит в силу через 30 дней Статьи редакции

Если его не обжалуют.

В чём проблема инфобизнеса?

Слово инфобизнес уже успело стать ругательством. Но так ли плохи эти курсы? И как можно сделать их лучше?

Как превратить юристов из бюрократов в опору компании

Бывает, что корпоративные юристы — люди, которые не показываются из кабинета и иногда вставляют палки в колёса другим отделам. Но в «Фоксфорде» они сами ходят к бизнес-заказчикам и предлагают идеи. Юрист онлайн-школы «Фоксфорд» Катя Кулакова рассказывает, как работает юридический отдел, который живёт интересами компании.

Катя Кулакова, юрист онлайн-школы "Фоксфорд"
31 июля завершается приём заявок в 1-й этап отбора программы B2C Future Solutions
Олег, не переживай, мы не одни. Твоя Маша

Привет, я Роман Рабочий. В марте я выпустил статью про виртуального секретаря Машу, позавчера рассказал, как мы преодолеваем конкуренцию, а вчера «Тинькофф Банк» вдруг назвал меня «последователем». Давайте расставим точки над i.

Ассоциация дилеров начала разрабатывать собственный сервис объявлений из-за роста цен на рекламу на «Авто.ру» и Avito Статьи редакции

Так они хотят заставить сервисы уменьшить стоимость размещения — за последние несколько лет она выросла в шесть раз.

Как подготовиться к жизни без cookies: рекомендации маркетологам

О технологии Federated Learning of Cohorts (FLoC), которая заменит cookies, Google объявил еще в начале года. Недавно компания анонсировала перенос запуска технологии на 2023 год, и теперь у рынка интернет-маркетинга есть 2 года, чтобы найти альтернативу работе с данными. Как выглядит ситуация сейчас и что делать маркетологам — в обзоре от AiData.

Как успешно пройти испытательный срок?

Свершилось – вы получили работу мечты! Но впереди еще три месяца испытательного срока. Это время дается вам и работодателю, чтобы определиться, насколько вы друг другу подходите. Как использовать это время с максимальной для себя пользой? Рассказывает главный специалист отдела подбора персонала Ольга Шабалина. Как всегда, упаковали полезные…

null