По следам исследования: как изменилась жизнь после девяти месяцев пандемии? 26 историй
Полгода назад мы исследовали, как изменились цифровые привычки людей за три месяца пандемии. Тогда нам казалось, что уже можно подводить итоги: летом количество заболеваний пошло на спад, люди начали чаще выходить на улицу, открылись кафе и магазины. Прежняя жизнь в какой-то мере вернулась. Но осенью началась вторая волна, а с ней вернулись и ограничения.
Для нас это повод провести еще одно исследование. В этот раз мы решили узнать у тех же респондентов, закрепились ли их новые цифровые привычки.
У исследований есть отличия. Прошлое было количественным — мы опрашивали подписчиков телеграм-канала, произошли ли в их жизни конкретные изменения. А в этом поговорили с отдельными людьми.
Краткие выводы прошлого исследования:
глобально ничего не изменилось;
большинство респондентов завели новые цифровые привычки, но временно;
бизнес по возможности перешел в онлайн и после пандемии от приобретенных удаленных практик уже не откажется;
все хотят вернуться к прошлой жизни.
Как изменилась жизнь после девяти месяцев пандемии?
Хобби
Цифровые инструменты
Рабочее
Обучение
Выводы
В начале лета, когда эпидемия пошла на спад и власти начали постепенно снимать карантин, наши респонденты готовились вернуться к прежней жизни. Тогда они были настроены позитивно: да, весна оказалась неприятной, но скоро все наладится.
Лето прошло спокойно, а осенью пришла вторая волна.
К декабрю многие респонденты успели привыкнуть к затянувшимся «временным» ограничениям: крах превратился в рутину, новые правила жизни стали нормой. Некоторым счастливчикам и трудягам даже удалось извлечь из карантина пользу или заработать благодаря открывшимся им цифровым возможностям.
Почти каждый респондент приобрел новые навыки: от мелочей вроде пользования Zoom до повышения профессиональных компетенций. Многие научились чему-то, не связанному с работой.
Эпидемия повлияла и на общение. Люди начали ценить встречи с друзьями и разговоры с коллегами в офисе. Кто-то смог успешно заменить их созвонами и чатами, кто-то — нет, и отсутствие общения удручает.
Еще карантин показал, насколько живое общение компенсирует недостатки рабочих и бизнесовых процессов. Если в офисе коллеги могли о чем-то договориться за пять минут, то на удаленке обсуждения нужно планировать, а результаты — фиксировать. Это заставило компании пересмотреть организацию работы. Впрочем, сотрудники и сами не лыком шиты — многие нововведения они запускали «снизу», и это был удачный момент, чтобы избавиться от лишних формальностей и стать эффективнее.
В целом тема ковида всем ужасно надоела. Всем понимают, что эпидемия когда-нибудь закончится. Но теперь уже почти никто не ждет, что все станет как раньше.
Скорее для оптимизации процессов, так как это показывает, что люди всегда будут идти по пути наименьшего сопротивления. Соглашусь, что один звонок коллеге решает двух-трёх часовую беседу через почту, но это говорит о том, что мы не стремимся общаться на одном языке и подстраиваться, понимать.
Но теперь уже почти никто не ждет, что все станет как раньше.Не совсем понятно, что в это вкладывается. Лично никак не заметил особых изменений.
Вообще эта ерунда только Москва Питер в основном. На море все мирно и прекрасно.
2
Комментарий удален модератором