18+
45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
VC45
Активировать
Личный опыт
Max Volokhov

5 лет «строительства» завода по производству стартапов: к чему мы пришли и получилось ли заработать

Максим Волохов, руководитель стартап-студии Admitad Projects, рассказывает про итоги работы в 2020 году завода по созданию цифровых бизнесов, а по совместительству первой корпоративной стартап-студии СНГ.

Зачем это все?

Пара слов «зачем мы собственно это рассказываем». Есть мнение: дела идут хорошо, надо молчать, плохо — молчать еще сильнее, или наоборот громко рассказывать, как все круто...

Год назад мы уже говорили подробно про свою деятельность, и наша мотивация с того момента не изменилась. Мы не оказываем услуги для рынка, наша цель — оплатить свой долг перед коммьюнити (участники цифрового рынка Восточной Европы), которое нас вырастило. Они помогли нам стать теми, кто мы есть, и, возможно, наша история поможет другим, а рассказать есть о чем.

Итак, Admitad Projects (ADP) — сам по себе стартап, большой эксперимент, работающий в высокорисковом сегменте венчурных инвестиций и молодых цифровых бизнесов. Эксперимент проводит компания Admitad, которая рискнула проверить идею — возможно ли в «дикой природе» создать завод по производству стартапов. За что ей большое спасибо.

Мы стартовали осенью 2018 года, и спустя два с небольшим года можно сказать, что стартаперскую «Долину смерти» мы, как проект, преодолели.

Но обо всем по порядку.

giphy

Краткая предыстория

Жила-была компания Admitad которая занималась интернет-рекламой в нише электронной коммерции. Как любая успешная и растущая компания, Admitad обладала ресурсами и желанием создавать новые продукты и бизнесы. Очевидно, нельзя просто взять чужие рецепты и сходу внедрить их, надо немного побегать по граблям, и осознать, что именно не работает, в каких местах, что с этим можно и не можно делать.

Так мы и ввязались в изнурительную битву за самый эффективный способ проверки бизнес-идей.

Этап 1: 2015 — 2018 год. Корпорейт

Пытаемся создавать новые бизнесы внутри корпорации. В формате, напоминающем внутреннюю дизайн/веб студию, просто реализуем идеи которые топ-менеджмент считает перспективными.

Плюсы:

  • Качество разработки и дизайна хорошее, продукты получаются нестыдные, в адекватные сроки.
  • Корпорации легко отслеживать затраты на проект, промежуточные итоги, нет проблем с юридическими и бухгалтерскими аспектами.

Минусы:

  • Продукты получаются, бизнесы — нет
  • Никто на старте не может гарантировать, что идея превратится в успешный бизнес и вся работа сводится к проверке гипотез (идей). В таком формате проверять гипотезы выходит очень долго и дорого, хоть и основательно.

Сам Admitad, к слову, был построен таким же способом, потому говорить что такой подход нерабочий — нельзя, но нам тогда хотелось лучше/быстрее/гибче.

Этап 2: 2016 — 2018. Венчур

Желание что-то менять и пробовать новые форматы нарастает, поэтому запустили корпоративный венчурный фонд Admitad Invest. Самые активные 17 и 18 годы, когда было закрыто 15 сделок. Мы и по сей день продолжаем инвестировать, но уже в единичных случаях.

Венчурный фонд дал огромную базу знаний и понимания, как работать с портфелем компаний (сделать/получить/купить бизнесы это малая часть задачи, надо ж еще их все вырастить). Так же поняли и минусы — практически полное отсутствие управляемости и возможности влиять на результат. Когда у вас 10-20% компании, все что вы можете — наблюдать, как плывет корабль, и иногда стараться советом подправить курс. Опять же, это не плохо, но эту особенность работы надо принять и понять. Нам же надо было больше участия в судьбе проектов. Если тратишь больше ресурсов, то и награда ожидаемая должна быть выше. Это ожидание вдребезги разбивалось о размер наших венчурных долей.

Вторая важная причина, почему формат венчурного фонда мы поставили почти на паузу, это вопрос экзитов (т.е. бизнес-модели фонда). Если купил актив, его надо продать по хорошей цене, а продавать в Восточной Европе (и РФ в частности) практически некому. Поэтому мы решили, что в будущем станем делать проекты только под высокий рост операционных доходов (cash cow), а не под экзиты.

giphy

Этап 3: 2018 — 2020. Билдер

Весь накопленный опыт подвел нас к формату стартап-студии, венчурного строителя, когда вы системно создаете бизнесы с нуля, или с этапа MVP и совместно развиваете с руководителями проектов, ставшими партнерами и со-акционерами. Про плюсы и минусы этого формата мы рассказывали, потому сейчас расскажу об итогах этого этапа.

Подробнее про этапы жизни студии. ADP 2019 год.

Осень 2018 года, в команде пара человек, есть определенные ресурсы, что готова выделить корпорация на этот большой эксперимент. Проблемы понятны, задачи ясны. Начинаем стройку.

Основной целью 2019 года было отладить процесс проверки гипотез и создания новых бизнес-юнитов на их базе.

Как понять, что цель выполнена и что получается что-то дельное? Было принято такое решение:

Если до конца 2019 года мы создадим бизнес-юниты, которые пройдут инвесткомитет в корпорации и получат финансирование, то это правильная метрика. Т.е. решение, выдавать или не выдавать Seed-раунд созданному проекту, принимали люди НЕ из ADP, что логично.

Если проектов, получивших инвестиции, будет 3, считаем, что это плохо, незачет. 4 — хорошо, 5 — отлично! По факту до конца 2019 года 8 проектов получили инвестиции корпорации. Подробно как на тот момент выглядел процесс создания можно прочитать тут.

Минутка финансиста: сколько стоил весь этот праздник

Если посчитать все расходы, включая шикарный отдельный офис с ремонтом, то вышло, что корпорация покупала в стартап-студии компании уровня Seed, в нужном ей сегменте (стратегически релевантные) по $0.9-1 млн за проект при 80% владении.

Для сравнения, любая корпорация или венчурный фонд, покупают 10-20% владения стартапами того же уровня за 300-400 тыс долларов. Иными словами, получилось вполне в рынке и даже ниже.

Создавать научились, что дальше? ADP в 2020.

Итак, есть первые цифры и данные про процесс создания (по сути, инкубатор), а что дальше? Как я уже упоминал, получить активы — это лишь первый ряд проблем, надо еще вырастить проекты, а потом продать или заработать на них.

Создавать относительно несложно — студий, идей и людей, которые любят и могут создавать проекты/продукты/стартапы в избытке. А вот из проекта сделать бизнес, это уже спорт больших достижений. Еще нужно делать это повторяемо, системно, научиться управлять портфелем таких бизнесов, чтобы довести их до возврата инвестиций тем или иным образом. Вот тут уже задачка куда амбициознее.

Поэтому весь 2020 год в ADP мы посвятили созданию механизмов портфельного управления и выращивания бизнесов. А так как мы осознанно создавали только проекты под операционные доходы, а не под продажу, то главной целью стал рост net revenue.

Совет на будущее:

Сразу договоритесь, как будете считать, так как способов поделить общие доходы, на части, которые идут в зачет или нет, — множество. На старте финансисты, стартаперы и другие менеджеры, видя в отчете слова Доход/Выручка/Прибыль, должны одинаково понимать, что имеется в виду, какие затраты исключены, включены ли налоги и пр.

Мы для себя выбрали главной метрикой net revenue, которую считаем как доход компании, за минусом всех переменных издержек и без НДС. По сути, те средства, которые компания может потратить на свои расходы, ФОТ и развитие.

Целью, чтоб понять вообще получается или нет, выбрали рост год-к-году в 3 раза (вроде как считается нормой роста для венчурного проекта).

giphy

Результаты 2020

Все проекты зарабатывают самостоятельно и автономно, т.е. мощности/дистрибьюция корпорации не подключались.

В 4-ом квартале 2019 года наша net revenue была на уровне 200 тысяч долларов, значит год считался бы успешным, если в 4 квартале 2020 net revenue составила 600+ тыс долларов.

По факту получилось превысить 800+ тыс.

Поквартальный рост выручки по портфелю за 2020 год:

  • I квартал — портфель вырос на 17%;
  • II квартал — на 26%;
  • III квартал — на 34%;
  • IV квартал — на 48%.

Но до пересечения точки безубыточности всего ADP еще далеко. Прежде всего, мы продолжаем создать новые проекты, а это дорого. Корпорация понимает, что если у нас были исключительно коммерческие задачи, то с 2021 года нам пришлось бы прекратить создание новых проектов, сосредоточиться на росте имеющихся, и, тем самым, быстрее прийти к возврату инвестиций. Но пока на 2021 получили заказ на запуск новых проектов. Дальше посмотрим. «Что посеешь….»

Сейчас в ADP под управлением около 20 бизнес-юнитов разной степени зрелости.

Еще важная штука которую поняли для себя, что, создавая проекты по мандату и в сфере интересов корпорации, обеспечить 100% точность попадания сложно. Идея на старте может быть одной, но спустя год и множество пивотов, рабочая версия будет сильно отличаться. Получается, у компании сложный выбор: есть успешный проект, но он не совсем подпадает под мандат, что делать? Убивать работающий, но не попадающий в фокус бизнес?

Решение нашли такое. Когда проект дорастает до стадии Раунд А (по венчурным меркам), он идет на инвест-комитет в холдинг. Задача комитета простая: дать ответ на вопрос — проект стратегический для корпорации или нет.

Если «да», то корпорация дальше продолжает в него инвестировать. Если «нет», проект становится инвест-активом, и может фандрайзить (искать финансы для роста) на внешнем рынке, доли при этом могут сильно меняться, чтобы не мешать поднимать деньги (по умолчанию до этого этапа у ADP мажоритарная доля).

Это очень помогло упростить весь жизненный цикл проекта в стартап-студии. Он или стратегический и находится в режиме плавной интеграции с основной компанией по мере роста (снимаются все риски M&A, когда резкая интеграция приводит к фейлу по множеству причин. Корпкультурных в первую очередь). Или является коммерческим стартапом, и для компании студия выступает источником новых активов.

giphy

Что дальше? Какие планы ADP на 2021?

Продолжаем создавать новые бизнес-юниты. Продолжаем растить выручку и net-revenue текущего портфеля компаний, через добавление новых сервисов, доступных всем проектам компаний, и через наращивание экспертизы, как преодолеваются типичные проблемы по мере роста.

На грабли наступает один, учатся 20 других. Так как мы работаем с примерно похожими по рынкам и типам бизнес-моделей проектами, то экспертиза получаемая одним бизнесом, вполне экстраполируема на другие. Цель добиться той самой антихрупкости, когда каждый потраченный доллар или увеличивает продажи (успех), или делает систему сильнее/умнее, потому что на небольшом фейле обучается вся система.

Интересно еще одно подтверждение цикличности истории. В 2015 году началось постепенное отделение функции проверки идей, создания и управления новыми бизнесами в полностью автономную структуру.

Процесс был завершен в конце 2018 года, и с 2019 по конец 2020 стартап ADP работал автономно и доказывал жизнеспособность своей модели. Что-то получилось, «долину смерти» любого стартапа преодолели, и сейчас уже понятны точки роста, ограничения модели, что работает, что нет.

Какие выводы сделаны, и какую пользу корпорация извлекла (помимо коммерческих моментов)?

Корпорация поняла, что сделать единую систему, для создания и управления бизнесами/юнитами/продуктами как ранних, так и поздних стадий — практически нереально. Слишком они разные. Слишком разные проблемы надо решать, слишком разные типы людей нужны в разное время.

Система подходящая всем — по факту не подходит никому.

Нужны 2 системы, Одна для работы с юнитами ранних стадий, а вторая — для работы с бизнесами поздних этапах. Оказалось, что первая уже построена, это — ADP. Поэтому часть бизнесов и несколько R&D процессов были перенесены в стартап-студию. Корпорация оптимизировала дублирующие функции, а шансы успеха значительно повысила, так как всем новым и всем на ранних стадиях — занимаются те, кто для этого создан и научен на практике. И, наоборот, если в ADP вырос крупный бизнес-юнит, а в корпорации есть экспертиза и понимание, как управлять таким бизнесом и развивать его уже на поздних стадиях, то проект уезжает туда.

Выражаясь инвесторским языком. Корпорация сделала спин-офф (отделение) стартап-студии в автономный юнит. Юнит проверил большие гипотезы, и возвращается обратно, но уже не в статусе стартапа, а в статусе взрослой и важной части общей системы управления корпорации.

Все? Через год посмотрим

Итоги эксперимента ADP подводить еще рано, сперва надо вернуть и приумножим все вложенное в студию. Будем держать вас в курсе, если не получится — так и напишем, если выйдет — так и напишем. Мы все еще в рынке высокорисковых активов, что значит высокий риск неудачи, но и награда в случае успеха высокая.

Отвечая на самый частый вопрос про венчур-билдеры, стартап-студии, компани-билдеры и еще десяток схожих названий, — нет такой единой модели создания стартапов, которая успешнее других. Это все форматы и инструменты, которые можно и нужно настраивать под задачи конкретной корпорации, или инвестора.

Сейчас мода на студии возрастает, но хотел бы предостеречь. Как с распространенными ныне акселераторами — если скопировать сам формат, и не понимать контекста, на каком рынке, под какую стратегию, с какими людьми запускается и пр., то не стоит ожидать ничего хорошего. Акселератор, как и студия, — долото, рабочий инструмент, который в правильных руках может создавать красивые вещи, а в неумелых лишь испортит камень. Мы пока находимся в середине пути, но очертания скульптуры уже проявляются.

Надеюсь, информация, изложенная выше, пригодится тем кто только берется за долото!; ).

Admitad Projects открыта для сотрудничества, если у вас есть услуги/знания которые могут помочь расти цифровым бизнесам — пишите. Или если хотите построить бизнес вместе — так же welcome).

{ "author_name": "Max Volokhov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 98, "likes": 44, "favorites": 127, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 213020, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 02 Mar 2021 10:16:52 +0300", "is_special": false }
18+
45 дней сериалов и фильмов по промокоду VC45
Активировать
0
98 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
29

 Не мне учить людей с деньгами как делать проекты, но все же.
1 - Не всем стартапам нужен релокейт в Минск, Московский офис.
2 - Не всем стартапам нужна экспертиза и команда акселераторов.
3 - Людям просто нужны бабки, чтобы довести их проекты до ума.
И обычно эта сумма в районе 150 000$ до первой стадии работающего бизнеса.
4 - Нужна помощь с нормальной регистрацией забугром, но не на фирму акселератор, а как отдельное юр лицо.
5 - Не следует лезть в бизнес процессы стартапов, которым это не требуется.
Нужно просто дать денег и отойти.
6 - Вы довольно хорошо понимаете, что по факту ни одного нормального инвестора для IT стартапов в России нет и как итог наши обречены либо уезжать зарубеж(что и делают), либо барахтаться здесь на свои деньги.
7 - Моему проекту в 2017 году негде было взять 700 к рублей.
Сегодня ему и 0.5 млн $ не поможет.
За эти годы мой основной конкурент выжег рынок и сейчас у него 30 сотрудников в Лондоне с зп от 70к фунтов в год и они снимают два этажа в здании банка.
А я... а я на свои копейки продолжаю делать что могу, и плевать, что моим продуктом пользуются 5% компаний из Fortune 500, куча госа, меда, пром предприятий и прочего.

Ответить
2

Майк. ты мне объясни. Ну стартапа не вышло у тебя, единорога. Но получился лайфстайл бизнес на карман или нет? Иногда лучше сделать прибыльный бизнес на карман и в топку инвесторов с их хотелками роста.

Ответить
12

 Представьте себе, что Ваш конкурент мировой признанный бренд автомобилей вроде VW, а Вы собираете мопеды на окраине Чехии в гараже, хотя начали раньше своего конкурента, но у Вас просто не было бабок, чтобы довести продукт до ума.
У Вас получилось лайфстайл бизнес на карман или нет?
Или у Вас чувство, что просрали свою мечту и возможность всей жизни, хотя сделали все что от Вас зависело?

Ответить
14

Судя по стилю вашего ответа, в вашем случае ощущение "просранности" присутствует.

В целом же, вы действительно считаете, что дело было в 700к руб в 2017 году, как вы написали выше? 

Очевидно это не те деньги, которые невозможно найти и вряд ли полностью они определили текущее положение дел в вашем случае.

По моему опыту, варианты также бывают:
- не было масштабности мышления на том этапе
- не получилось привлечь куда бОльшие деньги
- не было 100% веры в продукт и желания рисковать
и так далее

Поэтому и возникает вопрос про лайфстайл-бизнес - да, это не миллиардная история, но и стресса такого не приносит. 

Многие топовые бизнесмены на своем пути проходили такие моменты, которые среднестатистический предприниматель просто не хочет на себя брать (осознанно или подсознательно), т.к. цель у многих - комфортный уровень жизни, а не построение условного единорога ценой любых рисков, семьи, всего свободного времени и т.д., без гарантий успеха, естественно.

Что вам мешает сейчас, с учетом того что вашим продуктом пользуется "5% Fortune 500", найти инвестиций для масштабирования? Наличие одного основного конкурента, который "выжег" рынок с 30 сотрудниками в штате? 

Ответить
5

1 - я знал все о теме, в которой делал продукт из-за того, что крутился в ней 10 лет.
2 - помимо тех бэкграунда у меня был и есть практический опыт по продажам продуктом в этом сектор.
3 - я продал машину, чтобы делать этот продукт.
4 - вместо того, чтобы устроиться в фирму я делал продукт и моя семья и я жили в нищете, чтобы делать этот продукт.
5 - при том что у меня куча богатой родни и друзей ни у кого не нашлось никаких денег(даже 20 к рублей), а при этом люди после разговора со мной покупали новые таурэги, лексусы, бэхи и крузаки.
6 - " найти инвестиций для масштабирования". Забудте про масштабирование.
IT стартапы это не ларки с шаурмой открывать на скорость.
Это делать качественный продукт.
7 - "Наличие одного основного конкурента, который "выжег" рынок с 30 сотрудниками в штате?"
То что мне в 2017 нужны были 700к рублей, это уже пройденный этап.
Сейчас уже и 0.5 млн $ не поможет.
Время прошло. Все просрано. Уже ничего не сделать и деньги не помогут.

Ответить
11

"при том что у меня куча богатой родни и друзей ни у кого не нашлось никаких денег(даже 20 к рублей), а при этом люди после разговора со мной покупали новые таурэги, лексусы, бэхи и крузаки" 
- так это говорит только об их вере в тебя, а не об их финансовых возможностях. Если в тебя не верят даже родня и друзья, то у меня для тебя плохие новости... Возможно ты токсичен для них ))

Ответить
0

 А может дело в том, что мы не дружные и друг другу не помогаем?
Когда Вы последний раз помогли своему другу или родственнику в трудной ситуации?

Да, дело исключительно во мне.
Оставим за скобками, наши 1.5% экономики.
Она есть, просто ее никто не замечает.

Ответить
6

Да вот пару месяцев назад помогал как раз, в связи с ковидным локдауном.
На самом деле я тебя просто легонько троллю, потому что меня забавляет использование слова "токсичный" в любом контексте кроме экологии

Ответить

Необыкнове

Mike
0

 мы не дружные и друг другу не помогаем

Это очень печально... 

Ответить
0

 Печально, но факт.
Не хочу бить себя в грудь и говорить, что всегда и всем помогаю.
Но несколько раз занимал родственникам по 50к рублей на покупку машины, по факту никто мне денег не вернул ни спустя год, ни спустя 5 лет.
И задаюсь вопросом, может дело в том, что все друг другу не верят и заранее уверены, что даже родственники и друзья кинут, поэтому никто друг другу не помогает.

Ответить

Необыкнове

Mike
0

Я правда не представляю, как такое вообще может быть.
Всегда знаю, что есть 3 человека, которые задницу порвут, если мне нужна будет помощь. Ну и я тоже, соответственно + дети.
После 30 вообще понял, что мой самый близкий, самый интимный друг - это моя родная сестра, которую "нашли на помойке" (как я в детстве и молодости ей говорил :) )

Ответить
2

Вы очень богатый человек, если таких людей у Вас четыре. У меня их двое - жена и Мама. А рассчитываю я только на себя. За Вас могу только искренне порадоваться.

Ответить
0

«Когда Вы последний раз помогли своему другу или родственнику в трудной ситуации?»
Я помогал другу, когда у него был пожар. Это нормально. 
И даже думал про то куда можно было бы инвестировать. Но с этим не спешу. 

Ответить
4

мне вот знакома эта риторика
так тех директора говорят и мыслят
"IT стартапы это не ларки с шаурмой открывать на скорость.
Это делать качественный продукт."
нет
это именно ларьки на скорость
и если раунд не поднимает сегодня, завтра он может уже вообще не случиться
качественный продукт, это прекрасно
но если он не случается сегодня, завтра и он не нужен
есть определенное, скажем, качество, не знаю как бы сказать - "не ниже среднего", что ли? типа сделано на 60%. с этим MVP нужно широко взлетать. сделать продукт на 99% из возможных рынок никому не даёт, как правило, кроме корпов с серьезной фин подушкой
вангую, что вы действительно хорошо понимаете свои технологические вопросы
но по проецируемому психопрофилю вы не очень похожи на выжигу - коммерса, который сначала всем про завод рассказывает, а потом вообще разбирается как этот завод строить (да, это прекрасно работает и будет работать)

Ответить
1

 А какой бизнес Вы построили?
Можно ознакомится с Вашим опытом разработки успешного IT стартапа?

Ответить
5

равно как и вы, не фанатею от публичности
мы просто две говорящие головы)
чего то построил)) или не построил)))
у меня простой посыл - вы технарь, но не продажник и не авантюрного склада характера
странно, что у вас подобное мнение вызывает желание сказать "а ты кто такой?")))

Ответить
0

IT стартапы это не ларки с шаурмой открывать на скорость. Это делать качественный продукт.

Полностью поддерживаю. Хотя из каждого утюга сейчас кричат что самое главное это ТТМ и запустить MVP, но большую часть моей карьеры разработчиком я убеждаюсь, что разработка это не спринт, а марафон.

Клиента надо не только привлечь, но и удержать. Конечно большинство старатпов не доживают до продаж, в таком случае стоит конечно меньше тратить на MVP, чтобы потом перейти к тестированию другой нежизнеспособной идеи.

Ответить
2

моей карьеры разработчиком

Разработка и бизнес - это хоть и две стороны медали, но находятся они на противоположных концах. В разработке никогда не бывает конца - тут допилить, там доделать, опа, уже и технологии сменились. Если б бизнес принимал во внимание на полном серьезе слова разрабов - продукты вообще бы никогда не запускались. Именно поэтому вам всегда назначают не реалистичные, по вашему мнению, сроки. 

Ответить
0

А, понял. То есть это или более-менее крупный бизнес или ничего. Теперь стало яснее. 

Ответить
3

А что за проект то?

Ответить
3

В любом фонде есть специальное урна для проектов от фантазёров и сумасшедших изобретателей. Сначала они бегают с горящими глазами, а потом превращаются в вечных нытиков, которым "страна не та". Естественно, что Вам не расскажут, что за проект. Вы же тоже часть этого злобного внешнего окружения, которое недооценило и недолюбило... 

Ответить
1

 Это не имеет абсолютно никакого значения.
Делаете Вы спутники, трусы с нано напылением серебра или софт.
Дело вот в этом.
https://www.facebook.com/melaninmike/posts/10211815850031075

Ответить
1

Это я читал ниже, но в чем скрытность проекта? Мне чисто для себя интересно. Вы его так скрываете, а вдруг тут инвестор будет мимо проходить?

Ответить
1

 Могу в личке.
На vc навалом токсичных людей и я не хочу делиться о нем информацией.

"а вдруг тут инвестор будет мимо проходить?"
не будет. у нас нет инвесторов в стране.
Люди с деньгами не равно инвесторы.

Ответить
4

"У нас нет инвесторов в стране" - фу какой ты токсичный! У нас есть инвесторы, и они не обязаны соответствовать твоим ожиданиям, что за пассивная агрессия? 

Ответить
1

 То то у нас количество стартапов зашкаливает, а экономика равна 1.5% от мировой, а все стартапы повально валят зарубеж.

Ответить
3

"Валят зарубеж" по куче пунктов, от сомнительной законодательной базы до стремления выйти на весь мир. У тебя просто обида что тебе денег не дали, но это, повторюсь, целиком и полностью твой косяк. Полно тех, кому дают в РФ, кто строит MVP, получает нужные циферки в юнит-экономике, а потом выходит на зарубежные акселераторы чтобы получить новые посевные инвестиции, связи и кадры.

Ответить
1

Давай, если не сложно

Ответить
0

(удалено, промахнулся)

Ответить
0

Так никто ж не знает как правильно и секрет успеха какой-то единый. Тут скорее речь про расширение инструментария. Раньше были банки, потом венчурные фонды появились, потом всякие бизнес-ангелы, акселераторы и что угодно еще. Следующий шаг стартап-студии. У каждого формата свои плюсы/минусы, и применимость под разные ситуации. В твое случае (дисклеймер: мы знакомы) ),  точно нужны или фонды или бизнес-ангелы в первую. Если уж с ними не сложилось, идти дальше по вариантам.
Ну и конечно вариантом что хочу только деньги, и никакого вмешательства в свои дела - это редкий случай, т.е. к вопросу про какие ожидания от инвестора, что он должен тебе, и что ты ему. Это должно стековаться.

Ответить
3

 Я просто оставлю это здесь
https://www.facebook.com/melaninmike/posts/10211815850031075
Mike Melanin довольно популярен в узких кругах.
И он на пальцах объяснят почему у нас тут ничего и никогда не будет.

Ответить
0

Скажите пожалуйста.
Прочитал вами написанную давнюю статьи и не понял вы бизнес по итогу в финляндии открыли?
Про ссылку в комментарии, я так понимаю в России за 2 года ничего не изменилось? 
 В другой статье в комментариях вы написали - "Без стартовых 100,000 евро нигде делать нечего." На текущий момент эта сумма сильно увеличилась? Это сумма для начала функционирования или только регистрации фирмы в какой либо стране?

Так же вы написали "Среди людей, которых я лично знаю - много CEO из России и зарубежа. И люди не понимают банальных вещей, которые сильно влияют на их кэш." - Прошло почти 3 года,вы можете поделиться этим знанием?

"Далеко не все как я копают до истины, чтобы понимать ситуацию полностью для правильного решения." Как вы определяете что истинность информации?
Спасибо

Ответить
5

 За 6 лет, я в общей сложности побывал в 5 странах.
Есть огромное желание написать большую статью, но на vc около 20% токсичного контингента, из-за которого я не планирую это делать.
Мне дороги мои нервы.

Ответить
1

Так такой контингент везде есть. Не повод же молчать если есть что сказать и оно будет нести пользу для других.

Ответить
0

Скептики и токсики всегда будут,  обращать и принимать их комментарии близко к сердцу не стоит)

Ответить
0

Теперь понятно, почему ваш стартап не взлетел и не взлетит.

Ответить
0

Не знаю что Вы подумали, но я у клиентов in-house работал.

Ответить
0

Я не про ваши локации по работе, а про ваши нервы.

Ответить
1

Я думаю основная проблема в законодательстве. На текущий момент стартапу нельзя открыть лайтовое АО для продажи акций через интернет.

У нас только ООО ещё можно лайтово создать. Но ты не сможешь продать доли через интернет.

Что касается инвесторов, тут соглашусь, всякие колхозаны, типа того же топикастера мнят себя международными венчурами. По факту - клоуны, которые сами не смогли выйти на международный уровень.

Что тут можно сказать? Всё не так плохо, может в этом уже году можно будет открывать лайтовое АО в РФ и продавать акции через интернет как местным, так и зарубежным физикам. Здесь уже все будет зависеть от тебя, а не от всяких колхозанов и твоей локации.

Сразу напишу статью на своем примере, как нужные законы вступят в силу.

Ответить
–1

 Моему проекту в 2017 году негде было взять 700 к рублей.

Почему вы не взяли кредит в банке вместо поисков инвесторов?

Ответить
1

Ну наверное вот поэтому
1 - https://vc.ru/claim/27370-grustnaya-istoriya-o-tom-kak-mindbox-v-alfa-banke-kredit-poluchal
2 - в нашей стране не дают кредиты безработным, коими по факту являются стартаперы.
3 - процентная ставка в России никак в США, и о 2% годовых речи не идет.
Если правильно помню текущая реальная ставка в банках(не та, которую заявляют) около 15% + впаренное страхование жизни.
4 - надо быть совсем финансово безграмотным, чтобы в нашей стране брать кредит на начинающий стартап.
5 - нельзя жить по принципы ставлю все на красное.
6 - у меня нет желания увеличивать количество седых волос.
7 - мой бывший сосед, он же бывший рэкетир и боец с весом в 120 кг, уже лет 10 работает коллектором. И мне не хотелось прибавлять работы этим ребятам.

Ответить
0

“За эти годы мой основной конкурент выжег рынок и сейчас у него 30 сотрудников в Лондоне с зп от 70к фунтов в год “

Михаил, а как этот конкурент выжег рынок? Демпингует, фривару выпустил?
Уже много лет читаю с интересом ваши комментарии и переживаю за ваш проект. 
Мне казалось компонентный бизнес должен быть весьма спокойным. 

Ответить
0

 В этой теме такие события, как будто сериал.
А учитывая, что конкурент ирландец...

Ответить
0

Михаил, а выжег то как? Конкурент забил всё своей рекламой, всех потенциальных клиентов окучил или цены опустил в пол?

И как помогли бы 700к в этом случае бы? 
Я вот лет 7 назад собирался искать 200к на раскрутку, но меня отговорили, объяснив, что у инвесторов цели не совпадают с моими и мы обошлись своими силами и без особой платной рекламы: контент, партнерства, информационные статьи. 

Ответить
0

Конкурент просто сделалал самый лучший продукт в мире.
Тот успех, который он получил, он полностью заслужен.

А я.... а я просто человек, который рискнул и которому конкурент предлагал работу, если уничтожу свой продукт.
Бизнес, порядочность и честность это разные  стихии.

Ответить
0

Наверное есть два выхода: продолжать потихоньку допиливать свой продукт пользуясь тем, что расходы у крошечной компании крошечные, или продать конкуренту клиентскую базу и заняться чём-то другим. У меня есть знакомые предприниматели, которые много лет живут в тени крупных конкурентов, которые в 20 и более раз крупнее. 
Ещё можно искать дифференциацию от конкурента. Как сделать свой продукт полезным для немного другой аудитории. 

Ответить
12

"корпорация покупала в стартап-студии компании уровня Seed ... по $0.9-1 млн ... при 80% владении."

"... любая корпорация или венчурный фонд, покупают 10-20% владения стартапами того же уровня за 300-400 тыс долларов..."

Смешали котиков с ежиками. Если вы выкупили 80% при оценке в ~%1Mil — это не венчурный стартап, или не стартап вовсе. Он больше никогда ни у кого не привлечет средств, потому что инвесторы не вложатся в компанию, у которой фаундеры имеют менее %50 на руках до Series A. Инвесторы считают, что если у фаундеров мало осталось — у них не будет мотивации вгрызаться за эту компанию.

Кажется, вы не правильно поняли игру. Венчуры покупают не более %10-%20 на ранних этапах, чтобы не прикончить инвест-привлекательность, а не потому что плохо торгуются.

Ответить
5

 Вот такие у этих ребят правила.
Выкупают 80%.
Мне они же аналогичные условия озвучивали. Даже 90%.
Но так у нас делают многие.
И причем все называют это инвестициями, хотя это не инвестиции, а не пойми что.

Ответить
4

а.. т.е. я всё правильно понял, что они выкупают 80%... "инвесторы" в стартапы... цирк с конями... думал ошибка какая то в тексте

Ответить
4

Все так. Выкупают 80% продукта и говорят, что они инвесторы.

Ответить
3

чужие выкупают, свои "идеи падают от начальства". стартап индустрия, которую мы заслужили

Ответить
1

Ничего криминального, это прост покупка компании, но не инвестиции в стартап. Считай, exit.

Ответить
3

 Exit - это когда ты деньги получаешь.
А тут деньги остаются в фирме, в которой ты уже не 100% владеешь, а 10-20%.
Т.е. ты и денег не получаешь и по факту теряешь управление над своим продуктом.

Ответить
4

Вот-вот, я тоже прочитал и глазам не поверил.
Автор, объясните пожалуйста как это работает? У вас поверхностно это описано. Как вы удерживаете и мотивируете команду и фаундера(или ваша команда сразу берёт на себя всё?)? Там какой-то договор хитрый или что? 
Вот честно, я бы со своими ~20% переключился бы на новый проект. 

Ответить
0

Мы создаем и развиваем бизнесы с нуля или с mvp. У проекта 2 пути - он или по итогу плавно интегрируется и становится частью большой компании (т.е. у тебя как фаундера со старта считай есть стратегический инвестор и вариант экзита понятный).
Если все ж проект не подходит по стратегии - мы выводим его в рынок на обычный фандрайз, и доли можем менять вплоть до зеркальных (80 процентов фаундеру, 20 у нас просто как инвест-фонда). 
Т.е. нет сценария что проект должен файндрайзить деньги у внешних инвесторов обладая долей в 20%.

Ответить
7

По опыту общения с Вашим фондом (огромное спасибо Елене Деревянко что в принципе уделили время и пообщались), для интереса фонда нужен не просто MVP, и даже не просто коммерческий результат и уже какой-то небольшой заработок, чего нет у большинства стартапов насколько мне известно. Но ещё и несколько тысяч (!) постоянных клиентов и понятная и протестированная стратегия рекламы "вложи сюда Х, получи 2X". У обычного стартапера, чтобы всё это прокачать и проверить денег нет, все FFF потрачены на MVP и первых клиентов. А если случилось чудо и весь ад выживания и неизвестности позади и все гипотезы проверены собственными силами, то зачем теперь фонды?

Ответить
2

о, еще новости из жизни российских стартапов. спасибо, что поделились.

Ответить
2

Маленькое уточнение. Елена работает в инвест-фонда Адмитад Инвест. Он работает с проектами более поздней стадии.
Admitad projects работает с более ранними стадиями проектов. Если актуально, напишите еще раз на mv@admitad.com - гляну.

Ответить
1

Потому что основателю адмитада нужно стать долларовым миллиардером. Поэтому они выкупают 80% у фаундера. Бред. Согласен.

Ответить
2

Видимо деньги на этот завод сейчас идут с кидалова порядочных вебмастеров https://vc.ru/claim/206263-ya-sdelal-sayt-dlya-monitoringa-nalichiya-ps5-i-xbox-a-admitad-zablokiroval-moy-akkaunt-i-vse-sredstva-na-balanse

Ответить
–4

2-ой год занимаюсь своим проектом, я по своему скромному опыту сделал вывод - в России есть и деньги, и люди готовые эти деньги вкладывать в стартапы. А вот с чем реальная беда - практически невозможно собрать компетентную команду и быстро что то запилить и проверить жизнеспособность или нежизнеспособность идеи, и этот факт единственное что отличает и тормозит нашу страну от всего остального мира. Ты можешь платить зп разработчику по рынку, ты можешь вкупе с рыночной зп дать ему долю, но как только на горизонте появится более менее выгодное предложение - тебя швырнут без зазрения совести и даже глазом не моргнув. И хорошо если вам в этом сразу честно признаются, обычно сначала он заболеет, потом у него начнется ремонт, потом у него сломается комп, и длится все это может два три месяца, пока вы сами не поймете что нужно искать замену. 

Ответить
5

Видимо что-то с вами или с вашими проектами не так, если люди сливаются.
У меня так на нынешней подработке (биомед стартап). Фаундеры вообще не понимают процесса создания устройства, не могут собрать команду, на аутсорс деньги жопят, хотят чтоб я был "и пахарь, и жнец, и на дуде игрец" (при учёте что я парт таймер). Не могут нормального продакта нанять, а сами руководить не могут. Появляются в офисе к часу дня и вместо руководства процесса занимаются кружком очумелых ручек (как пример подключение актуатора 24 VDC на 220 VAC). Каждую неделю переключаются (и меня перекидывают) на новый проект.
При этом когда им описываешь проблемы компании и пути решения игнорят. CTO в компании девочка-химик только закончившая PhD и совсем без опыта работы.

Ответить
–1

Какая разница какой проект? Перед тем как браться за проект они же с ним ознакамливаются. Я пишу про то что у людей 0 профессионализма, живут одним днем, не верят ни в себя ни в то что делают и инвесторы с локаций тут не при чем.

Ответить
3

проблема в вас или в бесперспективном проекте. плохо платите, не умеете контролировать разработчиков, не умеете с ними поддерживать открытые отношения - раз от вас бегут на чуть более выгодные условия не предупредив или не предложив их заматчить.
и "инвесторы" такие же - "3 орешка за 80% доли"

Ответить
–2

я смотрю вы большой спец по перспективным проектам и выстраиванию отношений с программистами. Можно пример успешного проекта который вы создали в студию? 

Ответить
2

бегу спотыкаюсь. попытка вывести на "а чего добился ты" только подтверждает токсичность

Ответить
–1

реально? а умозаключения о том что "проект бесперспективный" когда этот проект даже в глаза не видели о чем говорит?  Очередной диванный стартапер аналитик на мой взгляд

Ответить
1

разработчики бегут. массово. давайте поговорим про перспективность. АХАХА

Очередной диванный стартапер аналитик на мой взгляд

я ж говорю токсик. какой тут профи разраб будет с таким работать. очевидный вещей не видим и не понимаем

Ответить
0

Перед тем как писать что то не плохо было бы внимательно прочитать написанное, чтоб не выглядеть как минимум глупо. Я нигде не говорил о массовом бегстве, я говорил о своём опыте и тенденции, у нас проблемным было направление фронта на андроиде, остальная команда никуда не бежит и п продуктивно трудится.

Ответить
2

Вы большие молодцы! Удачи вам!
Я сейчас, получается, пытаюсь вашу модель повторить )))
С 1996 по 2001 занимался этим в Калифорнии, но там случился только опыт)

Ответить
1

Да видимо это в целом логичное развитие отрасли. Сперва стартапы делали самоучки, потом к делу подключаются компании. А стартапы в одиночку будут делать только люди с большим опытом, а если первый/второй раз - в студии явно проще/легче будет.

Ответить
1

Хочется верить, что у бизнеса в России есть будущее! Успехов в начинаниях!

Ответить
4

Спасибо, но справедливости ради, сейчас активно учимся все созданные бизнесы в рф научить работать и продавать на западные рынки).

Ответить
0

Возьмите и нас под свою опеку.
Но мы - не IT.
Но мы видим рынок, по крайне мере в Евразии - как огромный.
Пятый год производим и торгуем своим товаром в России, полгода в Казахстане, Армении, Беларуси, есть интерес (не продажи) из Китая, Ганы, Ливии.
Готовы продать долю, но менее 50%.
Подробности в профиле, или вышлю на почту.

Ответить
1

Мы вам врядли сможем помочь, нет опыта в этой нише, зачем вам пассивный ко-фаундер в проекте? Потому и фокусируемся ток там где знаем что помочь можем.

Ответить
0

Принято.

Ответить
0

Зачем-зачем? Затем. Возьмём ваше венчурное баблишко, обновим автопарк, сгоняем в Турцию или Гоа отдохнуть. Можем там даже год поработать на удалёнке. Будем рисовать вам огромный рынок, вот такенный вот! Каждую неделю будем обсуждать большие вызовы и возможности для роста. Даже не так, давайте я вам классика процитирую.

"Да чего тебе! Как ты глуп! О, как ты глуп! — вскрикивала Blanche, прерывая свой смех и начиная серьезно бранить меня. — Ну да, ну да, да, мы проживем твои двести тысяч франков, но зато, mais tu serais heureux, comme un petit roi;[77] я сама тебе буду повязывать галстук и познакомлю тебя с Hortense."

Ответить
0

Уважаемый господин Волохов!
Вы сделаете доброе дело и спасёте от разорения и семейных проблем ТЫСЯЧИ российских стартаперов.
Пожалуйста, опубликуйте на сайте VC короткую статью по теме
"В проектах по теме "кэшбек" (внутри России) денег нет, не занимайтесь этим !"
(половина моих знакомых отдали свои деньги мутной кэшбек-компании Ситилайф и не реагируют на мои возражения) .
Буду вам очень благодарен. 

Ответить
2

Не понял вообще ничего. Какие проекты взлетают, какие не взлетают? Ну если действительно круто, презентуйте пару проектов и объясните почему они вырастут в большие цифры. Это же интересно, а тут вообще все максимально иносказательно и непонятно.

Ответить
0

Если интересно, то можно на эту тему отдельную статью сделать. Тема этой статьи была рассказать про опыт создания бизнес-юнитов если вы уже компания.

Ответить
0

Мне вот даже не понятно что вы называете бизнес-юнит в этой статье. Это проект=стартап? Если да, то зачем отдельный термин. Мне на самом деле очень интересен ваш опыт, но по этой статье я не понял для себя ничего ценного.

Ответить
2

У вас как-то странно налажена обратная связь. В декабре заполнял гугл форму, хотел пообщаться по поводу своего стартапа. Ни ответа, ни привета. Ну ок.

Ответить
0

Человеческий фактор никто не отменял, возможно пропустили, напишите плс на mv@admitad.com гляну сам еще раз.

Ответить
2

А где то можно посмотреть список проектов?

Ответить
0

Как не удивительно, но на сайте admitad projects  есть перечень некоторых проектов наших  - https://admitad.pro/

Ответить
1

Ответ очень просто в России не будет инвесторов по причине того что страна идет не в сторону развития, а в сторону деградации. Власть хочет вернуть "СССР" но она не в курсе, что вернуть то чтобы было уже нельзя.

P.S. Мое личное мнения человека что смотрит на страну с другой страны!

Ответить
1

Пытаемся создавать новые бизнесы внутри корпорации.

какой корпорации?

Ответить
1

вы предлагаете жесткую методологию,
продуктам которым нужен индивидуальный подход ?

Ответить
0

Если в целом подход Лин-стартап можно назвать жесткой методологией - то да. Но вообще пространства для маневра более чем достаточно.

Ответить
1

Был негативный опыт работы с одним из ваших «стартапов»: ХАЙП.
Во-первых, ваши менеджеры так полюбили слово стартап, что упоминают его при каждом удобном и неудобном случае. Не знаю, может продуктовая команда на них так повлияла. Хотя не пойму почему русскоязычный аналог медиума, полностью слизанный, начиная с дизайна, заканчивая концепцией называется стартап. Не знаю какой новый продукт вы создали, не знаю какую услугу, также не понимаю где здесь продуктовая инновация. Ок, стартап, так стартап, если вам так больше нравится))

Суть сотрудничества заключалась в следующем: Admitad Projects оказывал нам услугу по размещению медийной рекламы на вышеупомянутом ресурсе. А именно: написание и публикация двух статей о моем продукте. Привели примеры успешных кейсов, закрепили в договоре некоторые показатели конверсии (обещали n-количество уникальных дочитываний и уникальных переходов на мой сайт), что для меня уже было первым звоночком, но я решил все же провести этот эксперимент.

Статьи вышли, показатели оказались крайне низкими, аудитория «мёртвая». После чего я обнаружил в своей метрике огромное количество уников с других стран. Ребята просто решили выполнить свои закрепленные обязательства, только не совсем чистым способом. Я не знаю боты ли это, либо трафик с пушей (у них оказывается есть еще один «стартап» - биржа пушей). В общем, история довольно сомнительная.

Ответить
0

Мне очень жаль, что вам пришлось с этим столкнуться. Проекты на разной степени зрелости, внутри проектов люди так же разные, экспериментов ежедневно проходят десятки, к сожалению есть и множество неудачных попыток, продолжаем работать, будет лучше.

Ответить

Комментарий удален

0

net revenue 800k$/квартал на 20 портфельных компаний. Т.е. 1 компания, в среднем по больнице, зарабатывает 13 тыс $ в месяц чистыми. При инвестиции туда в 1М$.

Я правильно понял?

Ответить
0

Вангую: ничего не вышло🤷‍♂️ 2% проектов стали частью корпорации, 98% проектов заброшено и команды разбежались. Очередная попытка изобрести местный велосипед - если бы такое работало, оно бы уже работало. Венчур не придумали он появился на основе бизнес опыта!

Ответить
0

Так это норма. Нет ожиданий что процент выживаемости должен быть в 100 раз больше чем в рынке. Если из 100 проектов будет по итогу 2 крутых юнита, которые встроятся в компанию и будут расти кратно, это ок. Главное по итогу посчитать сколько стоил такой проект-звезда.

Ответить
0

Ну если цели такие тогда все норм должно срабатывать)

Ответить
0

По-идее 2 звезды обошлись в стоимость 98 умерших проектов, если рассматривать с позиции портфеля, так? Или как-то иначе оцениваете?

Ответить
0

Да, например по итогу будет 3 проекта, каждый генерит 1 млн долл в месяц. Есть оценка такого проекта как актива. Можно сравнить с затратами всего АДП до того момента и сравнить оценку и затраты.

Ответить
0

Понял, грубо говоря инвестируется по 1 млн $ в 100 проектов = 100М$. Из них выживает 3, в итоге они обошлись в те же 100М (97М выброшено). Пусть каждый генерит кэш 1М в месяц чистыми. Итого 3М в месяц. Учитывая рост проектов на ~30% в квартал, окупаемость всего портфеля будет года 3. Хорошие цифры, но много "если". Если 100 проектов найдутся 3, если они хорошо стрельнут, если не застрянут на плато и т.п.

Не ощущается ли проектный голод в части реально интересных проектов? Я смотрел портфели многих венчурных инвесторов (из опубликованного), там сплошные "трупы", даже сайты офф.

Ответить

Комментарий удален

Комментарии

null