SMM — это не весело
Digital профессии все набирают и набирают популярность. Услужливые маркетологи образовательных (и не очень) школ услужливо кричат на каждом углу, что найти работу мечты в цифровой среде — легко и просто даже для вчерашнего фрезеровщика.
Конечно же, дела обстоят другим образом; и это не так весело и радужно, как хотелось бы. Пять-семь лет назад было круто становиться разработчиком, а потом — копирайтером, дизайнером, фотографом. Сегодня все хотят стать неведомым SMM-щиком, двигать креативы в массы, эффективно включать рекламу и купаться в золоте.
Что ж, желание простое, понятное, полностью соответствует человеческому существу. Делать мало, брать много и, желательно, получать удовольствие от жизни. Все, что я могу пообещать вам — золотой гроб, если вы действительно готовы вкладывать в работу и обучение максимум своих ресурсов. Но перейдём к сути вопроса.
Почему SMM — это не весело?
На просторах telegram какой-то небезызвестный маркетолог сказал, что настоящий SMM-щик должен обладать всеми возможными навыками (и неврозом), заменять дизайнера, фотографа, таргетолога и копирайтера, а также менеджера по продажам и юриста.
То есть быть многоруким Шивой 21-го столетия. Это пафосно, но отчасти правда — digital мир постоянно меняется, расширяется, и не всегда ты знаешь с какой проблемой столкнёшься через час. Заблокировали кабинет, украли деньги, реклама нарушила актуальное законодательство, на креативе чужое фото, взятое не со стоков, а заказчик настойчиво требует уменьшить чек вдвое, от того что сам же согласовал неверную сумму. Это вам не шутки, а обычная среда (обитания), и ты либо любишь это все либо плачешь в углу.
Вы знаете, что сложные заказчики — не бич фрилансеров, а обычное дело? И никакая стрессоустойчивость тут вам не поможет. Вы должны быть сопереживающим и созависимым, чтобы одновременно удовлетворять прихоти клиента и делать свою работу хорошо. Каждый день каждой недели каждого месяца ежегодно.
Карьерный рост
Также не вполне ясно, что будет происходить с карьерой. Все меняется и расширяется, а ты тоже расширяешься (если доход позволяет расти вширь) или усыхаешь (если недостаточно хорошо SMM-мил). Есть рост горизонтальный, а есть вертикальный.
Расти горизонтально — это, как все мечтают, из копирайтера стать настоящим профи, который «от» и «до» создаст крутую публикацию, которая привлечёт от 100 до 1000000% заинтересованных пользователей и продаст товар/услугу/иное.
Для того чтобы все это создать, нужно так много узнать о мотивах, целевой аудитории, потребностях и болях бизнеса, KPI и бюджета!. . Потом составить коммерческое предложение, после — контент план, а затем (когда и если повезёт) создать всю эту красоту своими руками или найти адекватных исполнителей. Звучит не так уж и забавно, да? Особенно когда это повторяется изо дня в день по одному шаблону, а тендеры все проходят и проходят мимо тебя.
Рост вертикальный — это, как все мечтают, из копирайтера стать настоящим профи, потом проджект-менеджерить (переехав на первый этаж, чтобы выйдя из окна можно было спокойно вернуться к работе) и, наконец, открыть своё агентство. Нет, не так; Агентство! Только SMM и менеджмент — две практически параллельные линии, которые можно только преломить, скрещивая, и попутно вкладывая все свои ресурсы в этот рост.
В общем смысле — все как и везде; учиться, учиться, переучиваться и начинать с начала. А вся эта ваша digital-романтика — искусственный эмбрион, помогающий делать деньги на «профессии будущего» или «самой востребованной профессии 2021».
По сути
У любой воды есть берег, вот и мы к нему приплыли. Не романтизируйте удаленные профессии, digital среду и цифровой мир в целом. Кем бы вы ни собирались стать — хирургом, фрезеровщиком или SMM-щиком, вам придётся много учиться, адаптироваться и выполнять изо дня в день одни и те же рутинные задачи. Конечно, хирурга не сравнить с креатором, но неужели до сих пор кто-то верит в интересные проекты и высокие доходы без обширной базы знаний?
Любите ли вы маркетинг так же сильно, как мы? Прежде всего честно ответьте себе на этот вопрос и идите изучать потребности бизнеса уже наконец.
Печально когда рекрутеры, или hr-ы, а ещё хуже руководители и директора ведутся на чудо сертификаты от чудо школ как на дипломы Гарварда.
Некоторые указывают наличие оных, в качестве критерия оценки резюме и кандидата. Онлайн школа как мерила профпригодности?! Когда это началось?
Дальше - больше! По моему не малому опыту собеседований соискателей этих вычисляю сразу. У них есть общие патерны поведения. Подозреваю, что амбиции и уверенность, чуть ли не главные предметы учебного плана. Вот бы поговорить с тем, кто так их заряжает.
А затем происходит изменение сознания новобранца, когда рассказываешь реальное положение вещей. Как живёт рынок, как живут клиенты, агентства и где его место в пищевой цепочке. Что теперь нужно реально учиться, практиковать и набивать руку. И что никто, даже близко, не допустит его сразу к проектам или клиентам. Про заявленный кандидатом оклад в 100к лучше даже не вспоминать.
И люди опадают как осенние листья. Глазки сразу тускнеют, улыбка сползает с лица и настроение стремится к нулю.
А ведь некоторые из них уже на посоледних силах и восполенном сознании, потому что им такое в 3 или 5 местах сказали. Дай Бог, если корректно и деликатно.
И сочувствуешь чисто по человечески, но и розовых пони дать никак. Должность о которой он так мечтал и даже был уверен, что получит.
Бывают исключения, конечно. Как правило, люди с опытом, решившие сменить направление. Они все знают заранее и заранее все продумывали. Готовы на 2-3 шага назад отступить и на линейную позицию с меньшим окладом. У них есть чёткое понимание обстоятельств, плана действий и цели к которой они стремятся. Поэтому у них получается.
Насчет амбициозности многих на пустом месте согласен, и это очень во многих сферах - черта современной молодежи, которая продавать себя учиться раньше, чем набирается опыта в профессии. Но с другой стороны... Вот я за всю жизнь на hh работу нашел один-единственный раз, на первую серьезную работу тупо попросился, прислав письмо в компанию, в остальных случаях она меня сама находила. Но рассылка hh приходит и я вот вижу вакансии с довольно серьезными требованиями и зарплатами в 50-60 тыс в Москве. Притом что сейчас в Москве снять не по знакомству однушку меньше чем за 40 не получится (если вы хотите жить не в клоповнике за мкадом). А уровень компетентности и адекватности человека не в последнюю очередь связан с его уровнем жизни. Если человеку еле хватает на еду и жилье, откуда у него возьмутся кругозор, связи, вкус, знания, возможности для обучения, разнообразные навыки, лидерские качества и прочая-прочая? Особенно смешно, когда такие ставки выкатывают журналистам, редакторам и даже главным редакторам. И да, как вы пишете, люди с опытом могут себе позволить опуститься (в том числе и в зарплате), но у них при этом зачастую есть подушка безопасности, которая позволяет им какое-то время поддерживать адекватный уровень жизни при меньшем заработке.
На агрегаторах вакансий сейчас творится вообще какой-то бред. Требуется значит PHP-разработчик с опытом в коммерческой разрботке там, все дела, но зарплата 40к рублей. Открываешь stackoverflow, а там: