{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы разработали приложение за 300 тысяч и чуть не потеряли 4 млн рублей

Меня зовут Алексей Жилин, я руководитель агентства мобильной разработки SMD Agency. Четыре года назад, в 2017-м году, мы реализовали небольшой проект мобильного приложения для планшетов за 300 тысяч рублей, клиент остался доволен и обращался за поддержкой проекта и доработками вплоть до 2019 года, а летом 2020-го мы узнали об иске в суд против нашей компании на более, чем 4 млн рублей.

Этот иск стал для нас первым судебным разбирательством с бывшим клиентом в суде. Мы сделали много выводов и стали внимательно относиться к юридической стороне нашей деятельности.

Цель этого поста — рассказать коллегам о важных аспектах проведения сделок по разработке любого рода ПО, а также о возможных путях решения проблемы, если вы окажетесь в ситуации, подобной нашей.

Материалы дела

К нам пришел клиент — физлицо в статусе ИП, желающий запустить некий стартап, основным продуктом которого является небольшое мобильное приложение для планшетов на Android и iOS. Нашей задачей являлось по готовому дизайну разработать приложение и опубликовать в аккаунтах разработчика заказчика.

Мы заключили с клиентом обычный рамочный договор на разработку ПО с поэтапной оплатой и ТЗ в виде макетов дизайна с пояснениями по функциональности экранов приложения, с единственной корректировкой по инициативе клиента — пени за просрочку работ со стороны исполнителя должны были составить 1% за календарный день просрочки.

Тогда мы только начинали нашу деятельность, бились за каждый заказ и решили принять такое условия, взяв достаточный срок на реализацию по договору. В рамках реализации проекта мы в Telegram и Skype обсуждали детали, отправляли промежуточные результаты, выставляли счета на промежуточную и финальную оплату.

Когда клиент запрашивал акты приемки-сдачи по реализованной работе — мы отправляли скан и оригинал по почте и по юридическому адресу. НО! Мы не дожидались подписанных актов со сторона заказчика, а отправляли обычным письмом без описи вложения, и конечно же никуда не фиксировали сам факт отправки, кроме переписок.

Причина — безграмотность с нашей стороны в юридических вопросах, мыслили в ключе: работу сделали, все деньги получили, заказчик доволен и платит за доработки, про акты просто забыли.

Как уже можно догадаться, суть иска простая: три года заказчик якобы платил все деньги по договору авансом, да еще и по дополнительным соглашениям на доработку, однако никакая работа с нашей стороны не велась, заказчика ни о чем не уведомляли и ничего не делали.

За месяц до срока исковой давности заказчик «утерял интерес» к предмету договора и в одностороннем порядке решил его расторгнуть и подать в суд о возврате средств плюс пени в размере около 1000% (за почти три года по 1% в день).

Всю переписку в Telegram заказчик предусмотрительно удалил, как и сами приложения с сайта проекта и из AppStore/Play Google, остались только: переписки в Skype, приглашения на почту в его аккаунты разработчика Play Google и iTunes, небольшое количество писем на почте с отправкой клиенту сборок приложения. Все эти материалы мы нотариально заверили, заказали экспертизу и передали нашему юристу, которого нам порекомендовали коллеги из другой компании.

На первом суде, как в итоге оказалось, он из этих доказательств ровным счетом ничего не предоставил, халатно отнесся к своей работе в суде, а мы совершили очередную ошибку: не проконтролировали его работу, не присутствовали на суде. В итоге первый суд мы проиграли, на сумму почти в 10 раз меньше чем просил наш заказчик, поскольку пени в таком размере суд признал необоснованными и несоразмерными.

Сейчас мы на этапе апелляции, взяли дело на свой контроль, и ждем результата второго суда уже с этими зафиксированными доказательствами. По этому кейсу есть еще огромное количество разных интересных подробностей и мелочей, о которых можно было бы рассказать, но получится слишком длинный материал. Перейдем к выводам.

Выводы

В договоре на разработку необходимо четко описывать процесс приемки-сдачи работ. Он не должен быть привязан только к бумажному акту приемки-сдачи, в случае отсутствия которого по разным причинам у вас не будет никаких юридических оснований на получение денег.

В договоре должны быть обозначены средства связи, электронные адреса заказчика (лучше чтобы это была электронная почта, для ключевых этапов закрытия сделки), по которому он получает результаты работы в согласованном в договоре виде и обязан в течении определённого ограниченного времени принять работу, либо прислать письменный отказ с причинами и правками.

В случае отсутствия отказа на прием работ в установленное время — работы считаются выполненными и принятыми. Никогда не заключайте договора в обобщённых понятиях и с несоразмерными штрафами и пенями в отношении исполнителя. Деньги получаете вы — и вы в любой момент времени должны быть готовы ответить, за что вы их получили.

В нашем случае с момента реального выполнения работ прошло три года и даже раскопать то, что мы смогли по этому проекту — было большой работой. Все выше описанные выводы достаточно очевидны, однако когда я рассказываю многим коллегам по цеху о таком кейсе — оказывается, что проблемы в юридической части в не крупных аутсорсинговых компаниях — дело распространенное, поэтому я решил написать эту заметку. Надеюсь кого то это натолкнет внимательнее относиться к взаимодействию со своими клиентами и поможет избежать аналогичную ситуацию.

0
109 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Fedorov

Вдруг будет кому полезно, приведу, как у нас этот пункт в договоре звучит. Но сразу скажу, что он не от юристов, и вообще не помню источник - из каких-то старых договоров + дополнялся по мере работы. Может, кто дополнит/откомментит.

3. Сдача-приемка работ (услуг)
3.1. Сдача работ (услуг) по Договору производится Исполнителем в установленные Договором сроки в следующем порядке:
3.1.1. Итоговые результаты работ (услуг) предоставляются Клиенту на утверждение вместе с экземплярами Актов сдачи-приемки работ (услуг).
3.2. Приемка итоговых результатов работ (услуг) по Договору производится Клиентом в установленные Договором сроки в следующем порядке:
Получая итоговые результаты работ (услуг) вместе с экземплярами Актов сдачи-приемки работ (услуг), в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты их получения Клиент утверждает результаты работ (услуг) и подписывает экземпляры Актов сдачи-приемки работ (услуг), либо направляет Исполнителю письменный отказ от приемки результатов работ (услуг) с перечнем недостатков и указанием требований, предъявляемых Клиентом к исправлениям, которые будет необходимо внести Исполнителю в результат работ (услуг) для обеспечения его надлежащего качества.
3.3. Письменный отказ Клиента от приемки результатов работ (услуг) должен содержать перечень несоответствий результатов работ (услуг) условиям Договора, соответствующего Приложения к нему и (или) Технического задания.
3.4. В случае ненаправления Клиентом подписанного экземпляра Акта сдачи-приемки работ (услуг) по истечении 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения и непредоставления письменного отказа в такие же сроки, результаты работ (услуг) считаются выполненным (оказанным) Исполнителем и принятым Клиентом.
3.5. В случае предоставления Клиентом Исполнителю письменного отказа, составленного в соответствии с условиями Договора, в сроки дополнительно оговоренные Сторонами в рабочем порядке Исполнитель либо исправляет либо переделывает проделанную работу (оказанную услугу) для обеспечения ее надлежащего качества и согласно перечню замечаний, указанных в письменном отказе Клиента.
3.6. Настоящим и в целях ускорения документооборота по Договору, Стороны подтверждают право Исполнителя предоставлять результаты работ (услуг) путем направления соответствующих уведомлений в электронном виде на адрес электронной почты Клиента, указанный в реквизитах Договора.

При этом Стороны подтверждают, что направление письменных уведомлений на указанный выше адрес электронной почты Клиента является равными подтверждению готовности результатов работ (услуг), как если бы оно было направлено Исполнителем в порядке, предусмотренном п. 3.1. Договора. При этом сроки рассмотрения результатов работ (услуг) соответствуют срокам, предусмотренным п. 3.2. Договора. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Полный текст договора бы. Или коммерческая тайна?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Придется вычищать много специфических для нас вещей. Я вспомнил, что Тема Лебедев выкладывал их договор, и мы вроде из него многое брали. Погуглите. Возможно даже этот раздел оттуда или частично оттуда.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Oк, спасибо за наводку. 

Ответить
Развернуть ветку
106 комментариев
Раскрывать всегда