Как противостоять гигантам?
Когда-то я работала в небольшой, но очень амбициозной компании – golama с логотипом ламы. Лама мечтала стать единорогом. Верила в это. Мы все верили. Мы занимались срочной доставкой из магазинов, делали уникальные вещи и считали, что вырастим в большую логистическую компанию, которая решит все проблемы last mile.
Частым вопросом от потенциальных инвесторов было «а что, если Яндекс/Сбер/Mail.ru/X5 выйдет на ваш рынок?». И мы придумывали ответы. Мы говорили, что у них нет экспертизы, а у нас есть. Мы говорили, что они большие и неповоротливые, а мы суперталантливые и быстрые. Что у нас люди с горящими глазами. Что рынок так вырастит, что всем хватит. Что мы только не говорили. Мы обманывали сами себя.
Яндекс/Сбер/Mail.ru – купят любую экспертизу, разработают технологии, купят уже готовые решения, продавят рынок скидками. И работающие здесь люди – быстрые, талантливые и с огнем не только в глазах. Да и главное, эти компании в отличии от любого стартапа, могут позволить себе какое-то время не беспокоиться о безубыточности. Могут ставить целью только рост и захват рынка и не думать о сходимости экономики в ближайшие месяцы. Как конкурировать при таких условиях?
15 января 2020 года golama закрылась, потому что не нашла инвестиций. Это было больно. Всего пару месяцев спустя начался карантин и рынок доставки взлетел. Это было еще больней. Но сейчас я не уверена, что у ламы были шансы стать единорогом.
Маленьким компаниям очень сложно в нашей стране. В Глобальном инновационном индексе наша страна в прошлом году заняла 47 место. 47 !!! Из-за плохой работы институтов регулирования, плохо развитой инфраструктуры, отставание по инвестициям, низкому числу полученных сертификатов качества ИСО 9001 и так далее. Добавьте к этому наличие крупных компаний, которые постоянно отслеживают все новые начинанья и перспективные направления. Если тебя купила большая компания – это считается успехом, хотя каждый стартап втайне мечтает не об этом.
Этот тренд не только у нас в стране. Во всем мире начинают осознавать влияние больших компаний, которые строят технологические платформы
· В декабре 2020 правительство США решило, что Facebook покупал Instagram и WhatsApp, чтобы «нейтрализовать угрозу» конкуренции. Теперь оно требует разделить компанию. Подан иск
· 38 штатов Америки подают иск против Google. Истцы обвинили Google в том, что она ограничивает доступ поисковиков-конкурентов к рекламе, а также понижает в выдаче своего поисковика сайты, которые позволяют искать информацию в специализированных областях, таких как услуги по ремонту дома и обзоры заведений.
· Европейская комиссия представила проекты Закона о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) и Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) накладывают новые обязательства доминирующих игроков, на платформы, которые угрожают свободной конкуренции
Все это о том, что государства начинают задумываться о компаниях, чей бюджет, размеры, а главное технологии, позволяют оказывать значительное влияние на развитие рынков. Но пока похоже мало кто понимает, что с этим делать. И это в развитых странах, что уж говорить про отстающих.
Как маленькому стартапу надеяться на светлое будущее рядом с такими гигантами? Какой должен был быть ответ golama на вопрос "А что если Яндекс, Сбер, X5 придут на ваш рынок"? "Да, точно придут" - отвечала бы я, - "потому что рынок растет, и он становится привлекательным", НО:
1) Время на копирование модели. Любую идею можно скопировать, вопрос только сколько по времени это займет. Считайте время, которое необходимо для копирование вашего бизнеса. Сколько займет разработка MVP? Именно MVP, а не всего вашего сервиса.
Хорошо, если у вас есть оффлайн-процессы, их, как не странно, сложнее повторить.
Если ваш рынок растет – когда-нибудь крупные компании точно придут на него. Вопрос во времени, которое им придется потратить для выхода. В этот момент вы сможете вести диалог о ваших условиях
2) Лояльность клиентов. Думайте заранее чем и как вы удерживаете своих клиентов. Это не про программу лояльности и не про качественный сервис, это про то, что клиент будет испытывать «боль» при переключении с вашего сервиса на другой. Что это может быть? Например, отрыв от сообщества: вы не можете сменить facebook на другую соц.сеть, потому что все ваши знакомые в facebook. Или, например, в golama это могли бы быть продукты, которые можно было бы купить только через golama. Или, как пример, проект «умных кладовок» Складно – клиенту для смены сервиса потребуется физически перетаскивать вещи из одной кладовки в другую.
3) Партнерство. В эту силу я верю больше всего. За СДЭК, Додо-пиццей стоят их партнеры. За Wildberries стоят тысячи мелких предпринимателей, которые продают свои товары на площадке. Конкурент golama - igoods жив, и я считаю, отчасти благодаря силе партнеров, франчайзи, которые в определенных магазинах и районах выполняют доставку из магазинов.
Кооперации всегда помогали выжить. В 1844 году английские ткачи из города Рочдейл открыли потребительский кооператив на принципах: честное разделение прибыли, обязанность обучать, открытое членство, равенство в членстве. На мой взгляд, скоро будут выигрывать платформы, которые позволяют объединяться мелким предпринимателям.
И вновь, как пример, приведу проект Складно. Евгений Львов (основатель той самой golama) сделал платформу для предпринимателей: создаешь свою кладовку, подключаешь к платформе и все процессы дальше автоматизированы. Централизованные процессы позволяют: получать клиентов по более низкой цене, снизить до минимума расходы на охрану и поддержку, иметь более низкий процент эквайринга и т.д. Получать те же преимущества - что есть у больших компаний за счет объема.
Сеть партнеров позволит противостоять в борьбе за рынок. Если ты честно даешь заработать партнеру, он не перебежит от тебя к другому.
Стартап – это отважные и безумные люди. Они вызывают у меня восхищение, как вероятно средневековые мореплаватели, открывающие новые горизонты, не смотря на штормы и бури, голод и болезни. Хотелось бы, чтобы у нас в стране было больше предпринимателей.
у стартапа есть шансы взлететь, если он дает реально новую услугу/технологию/уникальный товар, а если это "стопятая попытка" склепать клон Амазона/Убера (можно подставить любую большую корпорацию) то конечно ничего не выйдет даже за счет ресурсов материнской первой компании
Не соглашусь с вами, может быть миллион причин провала. У моего товарища был бизнес в сфере образования, после обнищания 14 года и нынешнего кризиса, по сути его не стало. Другой мой товарищ, делал ствртап-производство, после 14 года, когда рубль упал в ноль производство разорилось. Сырьё всё зарубежное. А сколько ещё проблем?? Например, многие мировые экваринги не хотят работать с Россией. И так далее. Вы можете сделать супер продукт, но есть миллион факторов почему вы проиграете. Стартап это как маленький росточек, его можно поливать или удобрять, а можно сломать и сожрать.
А что такого произошло в 14 году, что они все разорились? У меня давно собственные бизнесы, 14-15 годы были точно самыми жирными у меня в первой пятилетке десятых. А потом новые бизнесы еще открыл. Может, мимо меня что то прошло.
Плюс к этому, там были договоренности на получение инвестиций в размере 15 + 15 миллионов из разных источников, и в связи с кризисом, инвесторы были вынуждены отказаться от финансирования. Вот так вот.
да нет никаких кризисов. свободных денег на рынке до одного места. После снижения ставки рефинансирования все только ходят и ищут, куда бы деньги пристроить выше ставки депозита.
Вы это скажите 20 миллионам людей России, которые живут за чертой бедности, да и другим оставшимся.
С учётом структуры экспорта и импорта, а также того, что ооочень многие товары зарубежные, то падение рубля автоматически приводит к нищите населения. А как следствие снижение платёжеспособности. Всё это влияет на бизнес. Пример, я уже приводил.
Если вы не видите кризисов, а также с учётом того, что ваше имя и фамилия зарубежные, скажите пожалуйста, вы в России живёте??
Я после короновирусного кризиса вдоль метро прошёлся, четверть магазинов закрылись. То же самое в центре моего родного города Ульяновска. В ЦУМе, да и не только, огромное число магазинов розакрывалось.
Если у вас не проблем, это не значит, что их нет у остальных.
вы теплое с мягким все время пытаетесь сравнивать. Причем здесь 20 млн? в америке знаете, сколько за чертой бедности живут? в сан-франциско спят прям на улице и что, америка перестает быть первой экономикой мира? магазины у метро понятно закрылись вследствие карантина, так онлайн рванул во много раз больше. На вайлдберис, где мы тоже торгуем, за прошлый год количество продавцов увеличилось в десятки раз, от 6-8 тыс ушло к 100 тыс. В стране открылось огромное количество мелких и средних производств всего, от одежды до продуктов питания. Проще, конечно, накрыться рогожкой и ползти в сторону кладбища. Но можно попробовать немного поработать, а не винить во всем кризисы.
?? В смысле??
Если внезапно эффективная покупательская способность людей в силу падения рубля упала, то на что они будут покупать товар?? Про 20 миллионов я сказал с точки зрения динамики.
Вот, например, ссылка:
https://www.google.com/amp/s/www.bbc.com/russian/news-54213159.amp
Число бедных увеличилось на 1,3 миллиона за 1 кв 2020 года. Это значит что меньше людей заплатит за товар и услуги. Это значит, что бизнес меньше получит прибыли.
Да и вообще, сравнение с Америкой не корректно. В той же Америке в кризис людям давали деньги, а в России нет.
И вообще, не вижу смысла в ваших агрессивных ответах. Отвечайте спокойно. Ваша агрессия даже отсюда чувствуется.