{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

С какими заказчиками я не работаю

Всем привет!

Меня зовут Алёна, и я (алкоголик) копирайтер. Моя профессия позволила мне поработать и на фрилансе, и «на дядю», и снова перейти на фриланс с амбициозными планами построить свое копирайтерское агентство. Но об этом потом.

Сегодня я хочу поговорить о заказчиках. Надеюсь, этот пост поможет начинающим копирайтерам ценить себя, ну а заказчикам — ценить фрилансеров.

Начало карьеры и крах мечтаний о фрилансерском будущем

Итак, около 10 лет назад я отправилась во фрилансерское плаванье. Планы были великолепными - свободный график, куча заказов, благодарные клиенты… Реальность оказалось жестокой - и сейчас я понимаю, что сама во многом в этом виновата.

Как и все “начинашки”, я бралась за любые заказы. При этом отношение к заказчику было, как к суровому директору советской закалки. Кстати - о таком же отношении мне говорили и другие фрилансеры, особенно успевшие до этого поработать в офисе.

В общем, я боялась всего:

  • Сказать слишком высокую цену. Вдруг заказчик засмеет меня или - хуже того! - откажется сотрудничать;
  • Поставить сроки. Текст нужен за 2 часа, и я получу 3 копейки? Конеееечно, я все сделаю! Я отказывалась от встреч с друзьями и срывалась с отдыха, если ко мне обращались со срочным заказом;
  • Попросить доплату за правки. Я по 10 раз переделывала тексты по невнятным правкам и терпела постоянные изменения в ТЗ.
  • Критики. Я совершенно не могла отстоять свою позицию - ведь заказчик всегда прав!

Как результат - жесткое выгорание и “бегство” в офис. Конечно, спустя годы я научилась ценить свою работу. А помогло мне в этом простое осознание:

Заказчик нуждается в тебе не меньше, чем ты в нем!

Действительно - поставьте себя на место заказчика. Ему срочно нужны тексты, сроки по проекту горят, он наконец-то находит нужного копирайтера, с которым ему получается найти общий язык… Конечно, он будет держаться за такого специалиста. И - если заказчик адекватный - то обязательно доплатит и за правки, и за срочную работу.

Конечно, отбирать заказчиков стало сложнее. Но нервов в разы меньше. И доход больше. Думаю, ради этого стоит постараться.

Я знаю, что большинство начинающих копирайтеров тоже бросаются “в омут с головой”, беря абсолютно все заказы. Конечно, если ты только начал, то сложно сразу найти дорогие заказы - да и опыта не всегда хватает. Но все же есть такие категории клиентов, с которыми я не советую работать даже новичкам.

Бегите от таких клиентов!

  • “Чего хочу - не знаю…” Я люблю повторять жесткую, но точную фразу - без четкого ТЗ вариант будет ХЗ. Помню, как мучалась с заказчиком, который отвергал все мои работы с комментарием: “Ммм… Не наш стиль… Поищите еще!” Каков их стиль - я так и не узнала, потому что никакого ТЗ не было. Тогда я искала проблему в себе, а сейчас понимаю - ни один копирайтер не способен залезть заказчику в голову. А если клиент сам не знает, чего хочет, то ему нужен консалтинг и маркетинг. А это уже совсем другие деньги.
  • “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!” Сразу скажу - я прекрасно отношусь к инфостилю, но не очень хорошо - к его фанатичным приверженцам. Как и вообще к приверженцам чего-либо. Если вы понимаете, что, последовав всем точным указаниям заказчика, вы получите откровенное г...о - подумайте, стоит ли игра свеч. Если выполненный заказ будет стыдно показывать в портфолио - за такое лучше не браться.
  • “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”. У меня железное правило: никаких скидок, а срочные тексты - за доп плату. Я уважаю себя как специалиста. Мои услуги стоят определенных денег. А если, ради вашего заказа, мне нужно потеснить свои планы, это тоже должно оплачиваться.
  • “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…” Отсутствие четких бизнес-процессов у заказчика - повод насторожиться. Как-то я работала над проектом, который по очереди переходил к 3 разным людям. В итоге у каждого - свое видение, свое ТЗ и свои сроки. И, конечно, они никак не могли договориться, из чьего же бюджета платить копирайтеру.
  • “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”. Чем больше людей включено в процесс согласования - тем дольше будет продвигаться работа. И помните - вы не обязаны угодить всему “совету” из 10 человек. У вас есть ТЗ и есть заказчик. Пусть он собирает правки со всех своих сотрудников и четко их формулирует. Если правки сильно расходятся с ТЗ, вы вправе требовать доплату.
  • “Ненене, по предоплате не работаем”. Да, у заказчика есть риски - он не знает, будете ли вы точно выполнять работу после внесенной предоплаты. Но и вы тоже рискуете. Как-то я написала 10 страниц текста без предоплаты, сидела ночами над заказом - и клиент ушел по-английски. Вы же не хотите такого? Просить предоплату - нормально и не стыдно, адекватные заказчики от такого не убегают.
  • “Я твой босс, а ты просто копирайтер”. Я уже рассказывала, как избавлялась от отношения к заказчику как к боссу. И если клиент ведет себя высокомерно, не уважает твой профессионализм - повод не связываться с ним. Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач. Скандальных начальников я насмотрелась в офисах, среди заказчиков мне такие не нужны.

Ну и напоследок

Когда я ушла из офиса и стала искать клиентов по своим новым правилам, то очень боялась, что вообще никого не найду. Но больше всего мне не хотелось возвращаться в состояние 10-летней давности - со стрессами и выгоранием.

Но - к моему удивлению - заказчики адекватно реагировали и на мои выросшие цены, и на предоплату, и на необходимость ТЗ. Я перестала тратить время на дешевые заказы, переговоры по поводу скидок и попытки прочитать мысли клиента. Если я видела, что с этим заказчиком мы не сработаемся - вежливо отказывалась:

  • Дорого? - Извините, дешевле не возьмусь.
  • Нет ТЗ? - Пожалуйста, заполните бриф - буду работать только после этого.
  • Пришли правки? - Давайте сверим с ТЗ. Ага, у нас появилась пара новых пунктов, это будет стоить столько-то. Или утверждаем прежний текст.
  • Опасаетесь вносить предоплату? - Вот все мои контакты, портфолио и соцсети - для меня себе дороже скрываться. Все равно опасаетесь? Что ж, нам не по пути.

И хочу пожелать начинающим копирайтерам - цените себя, работайте только с теми, кто ценит вас. Ваши нервы и время не стоят никаких денег!

И буду рада, если вы дополните мой список “нежелательных” заказчиков - с кем точно не будете работать вы?

0
458 комментариев
Написать комментарий...
Сидор

“Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач” - нет. Он таки наемный сотрудник, которого наняли на конкретную задачу с конкретным результатом на конкретное время.  Этакий part time project worker 
Партнеры  делят прибыль от всего проекта , а не платят  друг друг за маленький кусок проекта. 

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Если относиться к копирайтеру, как к наемному работнику, это и приведет к печальным последствиям в стиле "Шеф всегда прав")) Да, это не партнер, который получает прибыль от проекта. Он "сродни партнеру" - то есть, тоже принимает участие в обсуждении задачи, выдвигает идеи, дает предложения для улучшения бизнеса. 
От наемных сотрудников требуют, а партнеров слушают и обсуждают их идеи. Вот в чем разница.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Шеф не всегда прав и умение отстаивать свою точку зрения, предупреждать и объяснять негативные последствия шефу, если его квалификация не дотягивает в этих вопросах- вот что отличает высококвалифицированного специалиста от низкоквалифированного. А так эти правила действуют и в офисе.примечание: если к вам не прислушиваются- то проблема в вас. Потому что даже если шеф тупой как пробка, то что вы делаете и теряете свое время и квалификацию с ним?

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Отличие "правильного" шефа в том и состоит, что он относится ко всем своим сотрудникам, как к равноправным партнерам.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

В вас говорит максимализм и отсутствие опыта руководства. Партнер - это человек, несущий солидарную ответственность. Вы как исполнитель или сотрудник выполняете фронт работ, который вам поручают и оплачивают. Это не партнерские отношения. 

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Опыт руководства у меня есть) И к своим подрядчикам я тоже отношусь как к партнерам. Если я понимаю, что они разбираются в чем-то лучше, чем я - то прислушиваюсь, вникаю и обсуждаю. И, конечно, как исполнитель какого-либо фронта работ, я тоже несу ответственность за то, что получается в итоге. Например, работая над текстами для сайта, я могу посоветовать, какой блок где поставить и что там написать - исходя из своего опыта. 

Ответить
Развернуть ветку
Jack Morositel

Это местный колорит, сто процентов. Азиатчина... После многоточия писал длинный пример из опыта, потом решил что вряд-ли кто то это оценит) в общем у вас европейский подход к бизнесу и, наверное, жизни. Где людей невозможно по первому взгляду разделить по классам и достатку, где в одном и том же баре на стойке могут на соседних стульях сидеть миллионер и уборщик, в очень похожих джинсах, футболках и кедах и рисоваться на людях своим достатком не принято в принципе.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Да, это правда, подход европейский) И радует, что сейчас все больше компаний перенимают такой подход. Я работала с иностранными заказчиками - и вижу колоссальную разницу между ними и российскими клиентами.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Morositel

Вообще довольно странная фигня, всё понимают, что по сути любой найм на какие то работы (временные или постоянные) это сделка, где один чел продаёт другому свои навыки (физические или ментальные это вопрос третий) и/или труд... Так вот почему нужно при этом постоянно что то усложнять, вещать о каких то миссиях и видении, требовать поклонения и заведомого признания, что кто то умнее тетя, потому что он платит тебе деньги?)) Какие то пережитки крепостного права имхо

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

На самом деле, я это пишу не просто так, а из личного опыта. Действительно, мне несколько раз прямым текстом и писали: "Вообще-то я заказчик, и я тут главный, так что не спорь". Естественно, с такими клиентами я не работаю ни за какие деньги)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay

Да пусть будет главным, ради бога. Только за результат вы ручаться не будете и ставки поднимаются до х10.
Это как будто вы отдаёте в мастерскую телевизор и начинаете рассказывать мастеру о том, какие элементы выгорели и какой использовать паяльник.
Если вы отдаете в мастерскую, то у вас априори должно быть какое-то доверие, если у вас нет шизофрении.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Я предпочитаю вообще не браться за проекты, где мое мнение не учитывается) Все-таки, моя репутация мне дороже, чем парочка потерянных заказов. 

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Не всегда попадаются правильные шефы, но у умного и квалифицированного специалиста получится убедить в том, что выполнять условия трудового договора целесообразнее чем не выполнять. Исключения составляют по блату туповатые и неквалифицированные шефы: у них своя вселенная и свои правила.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Шефы бывают разные - и иногда, каким бы квалифицированным не был специалист, у него не получается убедить начальника. Потому что руководство может опасаться каких-то изменений или просто не разбираться в теме. И в этом случае наемный работник, к сожалению, должен делать то, что ему говорят. Ну, или искать другую работу)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Глупость какая. Руководитель не должен договариваться с теми, кем он руководит. Он ставит задачу. То, что именно он руководитель, вероятнее всего, не случайность. Более того, он даже не обязан учитывать мнения и пожелания своих сотрудников, если это не противоречит кодексам и здравому смыслу.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Глупость какая. Пациент не должен договариваться с теми, кто его лечит. Он ставит задачу. То, что именно он пациент, вероятнее всего, не случайность. Более того, он даже не обязан учитывать мнения и пожелания своих врачей, если это не противоречит кодексам и здравому смыслу.

Ответить
Развернуть ветку
455 комментариев
Раскрывать всегда