{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

С какими заказчиками я не работаю

Всем привет!

Меня зовут Алёна, и я (алкоголик) копирайтер. Моя профессия позволила мне поработать и на фрилансе, и «на дядю», и снова перейти на фриланс с амбициозными планами построить свое копирайтерское агентство. Но об этом потом.

Сегодня я хочу поговорить о заказчиках. Надеюсь, этот пост поможет начинающим копирайтерам ценить себя, ну а заказчикам — ценить фрилансеров.

Начало карьеры и крах мечтаний о фрилансерском будущем

Итак, около 10 лет назад я отправилась во фрилансерское плаванье. Планы были великолепными - свободный график, куча заказов, благодарные клиенты… Реальность оказалось жестокой - и сейчас я понимаю, что сама во многом в этом виновата.

Как и все “начинашки”, я бралась за любые заказы. При этом отношение к заказчику было, как к суровому директору советской закалки. Кстати - о таком же отношении мне говорили и другие фрилансеры, особенно успевшие до этого поработать в офисе.

В общем, я боялась всего:

  • Сказать слишком высокую цену. Вдруг заказчик засмеет меня или - хуже того! - откажется сотрудничать;
  • Поставить сроки. Текст нужен за 2 часа, и я получу 3 копейки? Конеееечно, я все сделаю! Я отказывалась от встреч с друзьями и срывалась с отдыха, если ко мне обращались со срочным заказом;
  • Попросить доплату за правки. Я по 10 раз переделывала тексты по невнятным правкам и терпела постоянные изменения в ТЗ.
  • Критики. Я совершенно не могла отстоять свою позицию - ведь заказчик всегда прав!

Как результат - жесткое выгорание и “бегство” в офис. Конечно, спустя годы я научилась ценить свою работу. А помогло мне в этом простое осознание:

Заказчик нуждается в тебе не меньше, чем ты в нем!

Действительно - поставьте себя на место заказчика. Ему срочно нужны тексты, сроки по проекту горят, он наконец-то находит нужного копирайтера, с которым ему получается найти общий язык… Конечно, он будет держаться за такого специалиста. И - если заказчик адекватный - то обязательно доплатит и за правки, и за срочную работу.

Конечно, отбирать заказчиков стало сложнее. Но нервов в разы меньше. И доход больше. Думаю, ради этого стоит постараться.

Я знаю, что большинство начинающих копирайтеров тоже бросаются “в омут с головой”, беря абсолютно все заказы. Конечно, если ты только начал, то сложно сразу найти дорогие заказы - да и опыта не всегда хватает. Но все же есть такие категории клиентов, с которыми я не советую работать даже новичкам.

Бегите от таких клиентов!

  • “Чего хочу - не знаю…” Я люблю повторять жесткую, но точную фразу - без четкого ТЗ вариант будет ХЗ. Помню, как мучалась с заказчиком, который отвергал все мои работы с комментарием: “Ммм… Не наш стиль… Поищите еще!” Каков их стиль - я так и не узнала, потому что никакого ТЗ не было. Тогда я искала проблему в себе, а сейчас понимаю - ни один копирайтер не способен залезть заказчику в голову. А если клиент сам не знает, чего хочет, то ему нужен консалтинг и маркетинг. А это уже совсем другие деньги.
  • “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!” Сразу скажу - я прекрасно отношусь к инфостилю, но не очень хорошо - к его фанатичным приверженцам. Как и вообще к приверженцам чего-либо. Если вы понимаете, что, последовав всем точным указаниям заказчика, вы получите откровенное г...о - подумайте, стоит ли игра свеч. Если выполненный заказ будет стыдно показывать в портфолио - за такое лучше не браться.
  • “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”. У меня железное правило: никаких скидок, а срочные тексты - за доп плату. Я уважаю себя как специалиста. Мои услуги стоят определенных денег. А если, ради вашего заказа, мне нужно потеснить свои планы, это тоже должно оплачиваться.
  • “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…” Отсутствие четких бизнес-процессов у заказчика - повод насторожиться. Как-то я работала над проектом, который по очереди переходил к 3 разным людям. В итоге у каждого - свое видение, свое ТЗ и свои сроки. И, конечно, они никак не могли договориться, из чьего же бюджета платить копирайтеру.
  • “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”. Чем больше людей включено в процесс согласования - тем дольше будет продвигаться работа. И помните - вы не обязаны угодить всему “совету” из 10 человек. У вас есть ТЗ и есть заказчик. Пусть он собирает правки со всех своих сотрудников и четко их формулирует. Если правки сильно расходятся с ТЗ, вы вправе требовать доплату.
  • “Ненене, по предоплате не работаем”. Да, у заказчика есть риски - он не знает, будете ли вы точно выполнять работу после внесенной предоплаты. Но и вы тоже рискуете. Как-то я написала 10 страниц текста без предоплаты, сидела ночами над заказом - и клиент ушел по-английски. Вы же не хотите такого? Просить предоплату - нормально и не стыдно, адекватные заказчики от такого не убегают.
  • “Я твой босс, а ты просто копирайтер”. Я уже рассказывала, как избавлялась от отношения к заказчику как к боссу. И если клиент ведет себя высокомерно, не уважает твой профессионализм - повод не связываться с ним. Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач. Скандальных начальников я насмотрелась в офисах, среди заказчиков мне такие не нужны.

Ну и напоследок

Когда я ушла из офиса и стала искать клиентов по своим новым правилам, то очень боялась, что вообще никого не найду. Но больше всего мне не хотелось возвращаться в состояние 10-летней давности - со стрессами и выгоранием.

Но - к моему удивлению - заказчики адекватно реагировали и на мои выросшие цены, и на предоплату, и на необходимость ТЗ. Я перестала тратить время на дешевые заказы, переговоры по поводу скидок и попытки прочитать мысли клиента. Если я видела, что с этим заказчиком мы не сработаемся - вежливо отказывалась:

  • Дорого? - Извините, дешевле не возьмусь.
  • Нет ТЗ? - Пожалуйста, заполните бриф - буду работать только после этого.
  • Пришли правки? - Давайте сверим с ТЗ. Ага, у нас появилась пара новых пунктов, это будет стоить столько-то. Или утверждаем прежний текст.
  • Опасаетесь вносить предоплату? - Вот все мои контакты, портфолио и соцсети - для меня себе дороже скрываться. Все равно опасаетесь? Что ж, нам не по пути.

И хочу пожелать начинающим копирайтерам - цените себя, работайте только с теми, кто ценит вас. Ваши нервы и время не стоят никаких денег!

И буду рада, если вы дополните мой список “нежелательных” заказчиков - с кем точно не будете работать вы?

0
458 комментариев
Написать комментарий...
Сидор

“Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач” - нет. Он таки наемный сотрудник, которого наняли на конкретную задачу с конкретным результатом на конкретное время.  Этакий part time project worker 
Партнеры  делят прибыль от всего проекта , а не платят  друг друг за маленький кусок проекта. 

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Если относиться к копирайтеру, как к наемному работнику, это и приведет к печальным последствиям в стиле "Шеф всегда прав")) Да, это не партнер, который получает прибыль от проекта. Он "сродни партнеру" - то есть, тоже принимает участие в обсуждении задачи, выдвигает идеи, дает предложения для улучшения бизнеса. 
От наемных сотрудников требуют, а партнеров слушают и обсуждают их идеи. Вот в чем разница.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Иногда фрилансер видит больше, чем заказчик - хотя бы потому что у него больше опыта. И в этих случаях я советую доверять специалисту и обсуждать с ним ТЗ.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Ну, я здесь говорила, скорее, об отношении) В большинстве случаев, к наемному работнику относятся, как к исполнителю хотелок начальства. И у начальника есть железный аргумент: "Я твой шеф!"
Здесь я призываю относится к фрилансеру, как к своему партнеру, который тоже хочет успеха проекта, а не просто просиживает штаны за зарплату) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Эх... С таким отношением сложно работать))) Я искренне болею за свои проекты. Всегда же приятно знать, что сайт с твоим текстом помог привлечь новых клиентов, или его заметили перспективные партнеры)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Что ж, и такая занятость имеет место) Главное - знать цену своих услуг и выставлять соответствующий прайс))

Ответить
Развернуть ветку
Артур Востоков

Да что ж Вы свой печальный опыт примеряете на всех?
Понимаю, начальники все разные, они тоже люди. У каждого своя индивидуальность. Но не надо все свои боли прикладывать к чужим людям.
Копирайтер, пусть он хоть и трижды будет фрилансером, остаётся, как бы Вам ни было обидно это признавать, наемным сотрудником, только с «трудовым договором» под определенную задачу и с конкретными сроками, но без соцпакета)
Чтобы быть партнёром, недостаточно забрать свою трудовую книжку с прошлого места работы и установить свои правила (читайте – условия «трудового договора»), выше Вам уже объясняли это.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Ммм... Да нет у меня никакой обиды - мне, в общем-то, все равно, как относится к копирайтерам тот или иной заказчик) Я, скорее, говорю о том, что если относиться к копирайтеру, как к равноправному партнеру, а не как к своему работнику, который должен тупо выполнять поручения - то всем будет работать проще и продуктивнее. 

Ответить
Развернуть ветку
Артур Востоков

С чего бы относиться как к равноправному партнеру к наемному работнику?)
Так-то всегда хорошо, когда к работнику относятся адекватно, но не стоит питать иллюзий о равноправности работодателя и работника.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Я считаю, что заказчик и исполнитель должны быть равноправны в решении задачи. Заказчик хочет получить прибыль, исполнитель хочет сделать крутой проект - если обе стороны в равной степени заинтересованы, то и проект в большинстве случаев ожидает успех.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Востоков

Вы непрошибаемы)
Не хотел бы я иметь такого работника)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Поэтому  она и не ваш работник.
Вернее даже — вам никогда не видать таких подрядчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Востоков

Вот и отлично)
Вообще не было бы желания, имея свой бизнес, работать с человеком, который ничего не вложив в твое дело, пытается примазаться в партнёры)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Удивительно рассчитывать на успех в бизнесе, минусуя своего визави. Это дно, Артур.

А топикстартер уже в сотый раз повторила в комментариях  — она не пытается "примазаться"  в партнёры с точки зрения получения прибыли и/или разделения ответственности, однако, позиционирует себя как специалист такого уровня, когда не она за клиентами бегает, а клиенты — за ней.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Востоков

Как оценка конкретного поста, которая предусмотрена площадкой, относится к моему успеху в бизнесе? Довольно странно предъявлять претензии в том, что я в чём-то не согласен с оппонентом и всеми имеющимися у меня законными способами высказываю свое мнение.
Я не говорил, что она партнёр с точки зрения получения прибыли, она вообще не партнёр, а наемный сотрудник, который никак партнёром быть не может. И, если человек действительно хороший копирайтер, то явно понимает смысл того, что вкладывает в свой текст. 
Выбирать на кого работать – это одно, а вот называть себя партнёром совершенно другое. 

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Помимо законов, есть также и этика, в том числе — сетевая. Минусовать оппонентов не  принято в этих наших интернетах, уже лет двадцать как, со времён форумов на phpBB. Если вы молоды и не застали тех времён — это ещё не значит, что нужно так бездумно-нигилистки себя вести. Хотя это и ваше право, конечно же.

Алёна называет себя "партнёром" исключительно в фигуративном ключе, хватит уже так фиксироваться на этом.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Востоков

Спасибо за непрошенный ликбез, но уж своим этическим воспитанием я займусь сам, не беспокойтесь, пожалуйста. Можете попробовать провести аналогичный ликбез всем другим десяткам людей, которые также не знают, как сейчас принято себя вести в этих ваших интернетиках.
Если бы Алена была токарем, то не вопрос. А когда она называет себя человеком, который работает с текстом, то пусть будет так добра правильно подбирать слова, чтобы даже мы, такие непонятливые, ее поняли.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Чтобы было проще для понимания: заменяем копирайтера на "ООО "Копирайтер"". И что мы имеем? Точно такой же бизнес с такими же рисками: если "ООО "Копирайтер"" будет разменивать своё драгоценное время на туполобых заказчиков, он будет терять своё время = деньги. Поэтому, в интересах "ООО "Копирайтер"" гнуть свою линию и отказываться от бесперспективных сделок (снижать риски, резать убытки). Я думаю, именно об этом и рассказывает автор.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Да, примерно так) Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
455 комментариев
Раскрывать всегда