{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

С какими заказчиками я не работаю

Всем привет!

Меня зовут Алёна, и я (алкоголик) копирайтер. Моя профессия позволила мне поработать и на фрилансе, и «на дядю», и снова перейти на фриланс с амбициозными планами построить свое копирайтерское агентство. Но об этом потом.

Сегодня я хочу поговорить о заказчиках. Надеюсь, этот пост поможет начинающим копирайтерам ценить себя, ну а заказчикам — ценить фрилансеров.

Начало карьеры и крах мечтаний о фрилансерском будущем

Итак, около 10 лет назад я отправилась во фрилансерское плаванье. Планы были великолепными - свободный график, куча заказов, благодарные клиенты… Реальность оказалось жестокой - и сейчас я понимаю, что сама во многом в этом виновата.

Как и все “начинашки”, я бралась за любые заказы. При этом отношение к заказчику было, как к суровому директору советской закалки. Кстати - о таком же отношении мне говорили и другие фрилансеры, особенно успевшие до этого поработать в офисе.

В общем, я боялась всего:

  • Сказать слишком высокую цену. Вдруг заказчик засмеет меня или - хуже того! - откажется сотрудничать;
  • Поставить сроки. Текст нужен за 2 часа, и я получу 3 копейки? Конеееечно, я все сделаю! Я отказывалась от встреч с друзьями и срывалась с отдыха, если ко мне обращались со срочным заказом;
  • Попросить доплату за правки. Я по 10 раз переделывала тексты по невнятным правкам и терпела постоянные изменения в ТЗ.
  • Критики. Я совершенно не могла отстоять свою позицию - ведь заказчик всегда прав!

Как результат - жесткое выгорание и “бегство” в офис. Конечно, спустя годы я научилась ценить свою работу. А помогло мне в этом простое осознание:

Заказчик нуждается в тебе не меньше, чем ты в нем!

Действительно - поставьте себя на место заказчика. Ему срочно нужны тексты, сроки по проекту горят, он наконец-то находит нужного копирайтера, с которым ему получается найти общий язык… Конечно, он будет держаться за такого специалиста. И - если заказчик адекватный - то обязательно доплатит и за правки, и за срочную работу.

Конечно, отбирать заказчиков стало сложнее. Но нервов в разы меньше. И доход больше. Думаю, ради этого стоит постараться.

Я знаю, что большинство начинающих копирайтеров тоже бросаются “в омут с головой”, беря абсолютно все заказы. Конечно, если ты только начал, то сложно сразу найти дорогие заказы - да и опыта не всегда хватает. Но все же есть такие категории клиентов, с которыми я не советую работать даже новичкам.

Бегите от таких клиентов!

  • “Чего хочу - не знаю…” Я люблю повторять жесткую, но точную фразу - без четкого ТЗ вариант будет ХЗ. Помню, как мучалась с заказчиком, который отвергал все мои работы с комментарием: “Ммм… Не наш стиль… Поищите еще!” Каков их стиль - я так и не узнала, потому что никакого ТЗ не было. Тогда я искала проблему в себе, а сейчас понимаю - ни один копирайтер не способен залезть заказчику в голову. А если клиент сам не знает, чего хочет, то ему нужен консалтинг и маркетинг. А это уже совсем другие деньги.
  • “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!” Сразу скажу - я прекрасно отношусь к инфостилю, но не очень хорошо - к его фанатичным приверженцам. Как и вообще к приверженцам чего-либо. Если вы понимаете, что, последовав всем точным указаниям заказчика, вы получите откровенное г...о - подумайте, стоит ли игра свеч. Если выполненный заказ будет стыдно показывать в портфолио - за такое лучше не браться.
  • “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”. У меня железное правило: никаких скидок, а срочные тексты - за доп плату. Я уважаю себя как специалиста. Мои услуги стоят определенных денег. А если, ради вашего заказа, мне нужно потеснить свои планы, это тоже должно оплачиваться.
  • “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…” Отсутствие четких бизнес-процессов у заказчика - повод насторожиться. Как-то я работала над проектом, который по очереди переходил к 3 разным людям. В итоге у каждого - свое видение, свое ТЗ и свои сроки. И, конечно, они никак не могли договориться, из чьего же бюджета платить копирайтеру.
  • “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”. Чем больше людей включено в процесс согласования - тем дольше будет продвигаться работа. И помните - вы не обязаны угодить всему “совету” из 10 человек. У вас есть ТЗ и есть заказчик. Пусть он собирает правки со всех своих сотрудников и четко их формулирует. Если правки сильно расходятся с ТЗ, вы вправе требовать доплату.
  • “Ненене, по предоплате не работаем”. Да, у заказчика есть риски - он не знает, будете ли вы точно выполнять работу после внесенной предоплаты. Но и вы тоже рискуете. Как-то я написала 10 страниц текста без предоплаты, сидела ночами над заказом - и клиент ушел по-английски. Вы же не хотите такого? Просить предоплату - нормально и не стыдно, адекватные заказчики от такого не убегают.
  • “Я твой босс, а ты просто копирайтер”. Я уже рассказывала, как избавлялась от отношения к заказчику как к боссу. И если клиент ведет себя высокомерно, не уважает твой профессионализм - повод не связываться с ним. Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач. Скандальных начальников я насмотрелась в офисах, среди заказчиков мне такие не нужны.

Ну и напоследок

Когда я ушла из офиса и стала искать клиентов по своим новым правилам, то очень боялась, что вообще никого не найду. Но больше всего мне не хотелось возвращаться в состояние 10-летней давности - со стрессами и выгоранием.

Но - к моему удивлению - заказчики адекватно реагировали и на мои выросшие цены, и на предоплату, и на необходимость ТЗ. Я перестала тратить время на дешевые заказы, переговоры по поводу скидок и попытки прочитать мысли клиента. Если я видела, что с этим заказчиком мы не сработаемся - вежливо отказывалась:

  • Дорого? - Извините, дешевле не возьмусь.
  • Нет ТЗ? - Пожалуйста, заполните бриф - буду работать только после этого.
  • Пришли правки? - Давайте сверим с ТЗ. Ага, у нас появилась пара новых пунктов, это будет стоить столько-то. Или утверждаем прежний текст.
  • Опасаетесь вносить предоплату? - Вот все мои контакты, портфолио и соцсети - для меня себе дороже скрываться. Все равно опасаетесь? Что ж, нам не по пути.

И хочу пожелать начинающим копирайтерам - цените себя, работайте только с теми, кто ценит вас. Ваши нервы и время не стоят никаких денег!

И буду рада, если вы дополните мой список “нежелательных” заказчиков - с кем точно не будете работать вы?

0
458 комментариев
Написать комментарий...
Alex

Очень стандартная болезненная история, девочки без образования, с самооценкой 0, и скиллами 0. Я таких знаю в копирайтинге немало.

А так всё правильно. Пройден стандартный набор грабель. Гнули и ломали геморы, - так и закалилась сталь.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Я бы посоветовал научиться цинизму у проституток. Буквально 3 месяца, и приходит понимание что 98% клиентов это треш. Это прям очень быстрый старт и взлёт. Будет в сознании у вас.

Когда 100 звонков в день, из них 98 полный ниликвид: нищета, геморы, ебланы, биомусор, скидочники, безгандонщина, нагибание, быдло, прогиб на бесплатный анал и орал. И это - потоком друг за другом. А ведь эти мужики -  где-то днём ходят, выглядят в офисе как люди, а дома к семье мими. А так сразу и не скажешь... что он девочку 3 часа прогибал на скидку в 1000 рублей. Суть клиента на фрилансе такая же

Не жестко написал? Не сами конечно, просто подружку найдите такую)

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Цинизму лучше учиться у патологоанатомов и работников на скорой помощи.
А как было определенно, что скиллов ноль и без образования?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Смотри. Она – Алёна Textasy, быстро гуглим сайт textasy.ru , и там ошибка в тексте, написано "логрида". Ё-мае, если этот копирайтер с 10 летним опытом на своём любимом сайте в 6 строках текста так косячит, что творится в текстах клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Очепятка, с кем не бывает? (копирайтер, не корректор)
И это повод утверждать, что ноль скиллов и образования?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Опечатка. В 6 строках. На морде собственного сайта. У филолога-копирайтера с опытом. И это для Вас нормально? Ну окей.

Сейчас любой редактор умеет подчёркивать опечатки.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Львов

Так там на сайте полный фарш:
— фейковые отзывы;
— loremipsum вместо примеров работ;
— невнятные описания услуг. 

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

И..? Какое резюме? Предать анафеме?)
Всегда была интересна причина подобного оффтопа, рыться в интернете искать ошибки, что то доказывать.
Это что то личное, да?

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Павел, большое спасибо за разбор моего сайта) Вы, наверное, не читали обсуждение в моей предыдущей статье - там я говорила, что мой сайт пока в разработке. Поэтому вы пока наткнулись на сырую версию, без текстов, отзывов и описаний.
Извините, не думала, что кто-то начнет гуглить наличие у меня сайта)
Как только сайт будет готов, обязательно скину вам проверить)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Алёна, Ваш сайт я не разбирал, а лишь одно конкретное место. Недострой-недостроем, дело понятное, но тут явная пропущенная ошибка. Размещая статью на VC, вы вероятно рассчитывали на хайп, так что поиск примеров работ "эксперта" вполне нормальное явление. А сырые сайты, которые не хотят показывать паблику, обычно заглушкой закрывают (делается за 5 минут), чтобы потом не краснеть. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Размещая статью на VC, я просто размещала статью на VC, как и многие другие авторы. Ссылок на сайт у меня нигде нет, и я не могла подумать, что буду настольно интересна, что мое имя начнут гуглить) 
К сожалению, заниматься сайтостроением - пока не мой профиль. Отдала разрабатывать сайт на аутсорс - и отдала) В общем-то, не краснею - понятно, что сайт не доделан, и искать там нечего. 

Ответить
Развернуть ветку
Victor Saveliev

ну хоть мыло то ваши аутсорсеры могли указать рабочее, а не фейковое, да еще на незанятом домене?))

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

А зачем? Я же говорила, что сайт показывать никому не собиралась, и высветиться он может только при целенаправленном поиске меня в Гугле. Со своими заказчиками я общаюсь напрямую, а новые находят меня по другим каналам)

Ответить
Развернуть ветку
Victor Saveliev

И, конечно же, вас не интересует, как выглядит со стороны ваш "недоделок"...Либо вы, мягко говоря, кривите душой, либо у вас нелады с психологией, что не очень сочетается с *качественным* копирайтингом. Собственно, отчаянный самопиар говорит сам за себя. Дисклаймер - меня не волнует ваша занятость, ваш доход и ваши клиенты, мнимые или реальные. Меня волнует то, что вашими и ваших недалеких коллег стараниями интернет за последний десяток лет превратили в помойку. Оптимизированную для поисковиков помойку.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Меня не интересует, как выглядит моя разобранная машина в сервисе - пока ее не починят. И меня не интересует, как выглядит мой недоделанный сайт, пока его не выгрузят по всем моим правкам.
Про сео-оптимизированную помойку согласна, сама борюсь с такими текстами.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Saveliev

Если воспользоваться предложенной вами аналогией, то ваша разобранная стоит на проспекте)). Хорошо, что у вас такое отношение к заоптимизаторам, жаль только, что вы не даёте возможности ознакомиться со своими работами. Не под nda же все ваши заказы, в самом деле)) оно конечно дело хозяйское, но прокачка личного бренда и боязнь "засветить клиентов" не очень сочетаются.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Все мои потенциальные клиенты имеют возможность ознакомиться с портфолио :) Просто пока я не продвигаюсь через сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Если бы ты хоть что-то понимал в SEO, не морозил бы такую дичь. Заглушка для сайта - это заглушка для SEO. Есть такое понятие, как "возраст домена", что есть позитивный фактор продвижения, так вот, если на сайте стоит пробка - поисковики не будут учитывать возраст этого домена и бонусов от возраста ты не получишь. Плюсом, после открытия сайта, понадобится дополнительное время (несколько недель) для индексации. Ради одного вуайериста-недотролля замедлять продвижение сайта? Нафига это надо? Я свои сырые сайты никогда не закрываю, даже с Лорем Ипсум, китайцем с именем Толик и телефоном от девятки до нуля. Если найдутся любители покопаться в грязном - мне не жалко - пусть крутят поведенческие факторы.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Да куда уж мне :D

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Слив засчитан 👍

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Не забудь в тетрадку "я кажется победил в комменте" занести. :)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Стульчик не прожги)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Есть ещё прикол: чел приходит в салон, смотрит девочек, говорит что никто не понравился, заводится и уходит на лестницу фапать.

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Шта?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Вы видели кому я отвечал? ) VC стрелочкой показывает адресанта коммента

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

А вы видели кому  изначально вопрос задавал?) Совершенно верно, стрелочка указывает на адресата.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Вот это прецедент! ;D

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Спасибо большое за совет!
К счастью, цинизм мне не нужен - 98% моих клиентов знают, чего хотят, потому что работаю с ними давно и по налаженной схеме) Но в 2% все-таки встречается "неликвид". Статья больше в помощь начинающим копирайтерам - чтобы знали, на какие грабли не нужно наступать.

Ответить
Развернуть ветку
455 комментариев
Раскрывать всегда