{"id":14281,"url":"\/distributions\/14281\/click?bit=1&hash=ab757d18c623a4013353d71493ed166f5261785dc223f01a84b7b3412c030874","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438? ","buttonText":"","imageUuid":""}

10 тысяч за статью — дорого это или дешево? Сколько стоит копирайтинг

Прочитала я тут статью своей подруги дизайнера Лены Нексман и подумала: «‎Как же круто расписано ценообразование! Ни один заказчик не придерется. Надо бы такое и о копирайтинге написать!»‎. Сказано — сделано.

Этап 1. Подготовка ТЗ

Меня зовут Алёна, и я (принцЭсса) копирайтер. И моя очередная статья предназначена для:

  • Потенциальных заказчиков текстов, которые желают узнать, за что отдают свои деньги;
  • Начинашек, которые хотят получить вектор развития в специальности;
  • Ну и для всех, кому интересна профессия копирайтера – что там сложного и что надо делать, кроме того, чтобы по клавишам стучать.

Сегодня я опишу только процесс работы – без юридических аспектов (форма занятости, заключение договора, выставление счета и т.д.). Тема интересная, но большая – о ней в следующий раз.

Этап 1. Подготовка ТЗ

Итак, мне пишет заказчик. Если у него нет подробного ТЗ, то я атакую его кучей вопросов:

  • Для какого ресурса пишем?
  • Кто целевая аудитория?
  • Какова задача текста?
  • Есть ли пример Tone of Voice?

Вопросов может быть много – для каждого вида текста свой список. Общие вопросы сведены в бриф, который я кидаю в начале диалога. Затем некоторые вопросы обсуждаем, некоторые — уточняем.

Иногда бывает, что клиент — лапочка, и приходит ко мне уже с ТЗ. Таких я очень люблю и ценю.

Зачем вообще нужно ТЗ? Тыжкопирайтер, ты должна знать, что писать!

Например, мне заказали пост про новый лифтинговый крем. Одно дело — писать о нем для конечных потребительниц, а другое — для косметологов, которым важны не эмоции и натуральность, а результаты тестирований и УТП. То же самое и с задачами. Чаще всего текст призван продавать. Но иногда он направлен на повышение лояльности, иногда — на пробуждение интереса к чему-либо, иногда — на инициирование дискуссии. И, конечно, ни один самый профессиональный копирайтер не может залезть в голову клиента и понять, какой Tone of Voice он считает подходящим.

Конечно, какие-то из этих пунктов я могу вывести сама — но всё равно это нужно расписать и согласовать с заказчиком. Письменное ТЗ потом пойдет в основу договора или счета-договора.

Этап 2. Собираем источники, проживаем опыт

Для простых тем я ищу источники сама — на русско- и англоязычных ресурсах. Но что, если заказанная тема достаточно сложна? В первую очередь, я запрашиваю авторитетные источники у клиента. Он может дать ссылки на конкретные статьи или хотя бы указать направление. Если клиент не предоставляет источники, то их ищу я и отправляю ему на согласование – подходят ли.

Иногда заказчик рекомендует мне экспертов, с которыми можно обсудить тему. Тогда я готовлю список вопросов, созваниваюсь или списываюсь с экспертами, обрабатываю их ответы.

Например, мне нужно было уточнить механизм действия того самого лифтингового крема. Для этого я созвонилась с работником лаборатории, где выводилась формула, и с косметологом, которая тестировала действие крема. Сотрудник лаборатории накидал мне еще несколько научных статей о формуле крема – что дало мне более глубокое понимание механизма. Оставалось только «перевести»‎ все это на человеческий язык, доступный рядовому покупателю.

На самом деле, будем)

Кстати, именно здесь мне пригодилось журналистское образование и опыт работы на ТВ — для подготовки материала приходилось перелопачивать кучу источников, звонить экспертам и ездить на интервью.

Важное умение копирайтера — не просто переписывать, а сопоставлять источники, думать, понимать, как доносить информацию до читателей. Поэтому здесь большую роль играет обучаемость, логика, способность перерабатывать большие объемы данных.

Может ли копирайтер написать статью по сложной теме, с которой раньше не работал? Опытный копирайтер – сможет, на уровне среднего пользователя. Подчеркиваю – да, это будет не научная статья, которую можно прочитать с кафедры, а грамотный материал для широкого круга читателей.

Этап 3. Составляем структуру

На самом деле, поиск информации и проработка структуры часто идут параллельно. Во время первичного поиска я набрасываю предположительный скелет статьи, потом нахожу новые источники и дополняю его. Какие-то новые пункты появляются после общения с экспертами — когда они просят осветить ту или иную тему, или когда я понимаю, что без этого статья не будет такой полной.

Иногда заказчики говорят, что доверяют мне и не просят показать структуру статьи. Но иногда я возвращаюсь с набросками, и мы утверждаем скелет. На этом же этапе я уточняю у заказчика спорные вопросы и утверждаю формулировки.

Этап 4. Написание статьи

Вот тут наконец-то подходим к самому сладкому… Как я говорила — написать пару статей за день для меня не сложно. Что касается постов — недавно был опыт составления 30 постов за день для одного технологического гиганта. Конечно, все зависит от темы и наличия доступной информации.

Единственный секрет в продуктивном написании для меня — искренне полюбить то, о чем пишешь. Как бы странно это ни звучало. Да, я абсолютно серьезно погружаюсь в эффективные составы лифтинговых средств, ДНК нового бренда одежды или яркую концепцию московского застройщика.

Кстати, благодаря этому своему качеству я нашла пару новых хобби. Например, как-то я переводила статьи для фитнес-портала — и окунулась в мир тренажеров, тренировочных программ и правильного питания. Вдохновилась — и пошла в зал. Тренируюсь до сих пор, отличная фигура — как бонус к копирайтингу. В другой раз я писала для сноубордического бренда — разбиралась в видах досок, местах для катания и специальной одежде. Сейчас катаю в Розе Хутор и на Эльбрусе, хотя до этого о досках даже не думала.

Апрельская вылазка на Эльбрус. Все благодаря копирайтингу)

Вы спросите — а как находить вдохновение в задачах по строительству, IT, финансах и прочих сложных тематиках, которые тебе не близки и никогда не будут? Например, представить, какую пользу может принести твой текст об инвестициях, системах кибербезопасности или переработке стройматериалов.

И, конечно, всегда важно помнить о конечном потребителе. Я считаю, что для копирайтера важен не столько собственный стиль, сколько умение подстраиваться под язык любой аудитории. Сегодня — писать для воздушных барышень из салона красоты, завтра — для директоров серьезных предприятий, послезавтра — для студентов факультета маркетинга.

Этап 5. Вычитка, редактура и утверждение

По правилам копирайтинга текст должен «‎отлежаться», как минимум, сутки, потом следует посмотреть на него свежим взглядом, где-то переписать, где-то исправить ошибки… Но не всегда это идеальное правило исполняется: иногда клиенту нужен текст уже вчера, а иногда я сама понимаю, что работа уже «‎отлежалась» – можно исправить тут и тут, и отправлять.

Вопрос, который назрел у многих — работаю ли я с корректором?

Ситуации бывают разные:

  • Заказчик просит идеально отредактированный текст, со всеми длинными/средними тире и кавычками-елочками. Тогда сижу, вычитываю, правлю. Такое лучше всего работает с небольшими текстами — на объемных глаз уже реально замыливается.
  • На стороне заказчика работает корректор. Конечно, тогда я тоже вычитываю текст — но после меня за работу уже берется другой специалист. Я считаю, это идеально для больших объемов.
  • Иногда, когда поток заказов слишком большой (или я просто ленюсь), я работаю со своим корректором и плачу ему за проверку.
  • Еще один случай — когда текст пишется для печати в каком-либо издании. Тогда я тоже нанимаю корректора, чтобы точно проверить все и спать спокойно.

После всего этого я отправляю текст заказчику и жду утверждения.

Важно: я прошу собирать все правки — от заказчика, от экспертов, от мамы заказчика и экспертов — в один файл и отдавать мне единовременно. Это считается итерацией правок. В стоимость моей работы включено 1-3 итерации правок — в зависимости от сложности темы.

Этап 6. Правки

Обычно все значительные правки вносятся в первой итерации. Если понадобилась вторая-третья — в большинстве случаев это те правки, которые забыли внести в первой, или «‎а, нет — кажется, в тот раз было лучше».

Ограничение по итерациям правок продиктовано только одним беспокойством — за мое время и время заказчика. Потому что мы можем бесконечно переставлять местами блоки, вставлять и удалять предложения с одной лишь целью — посмотреть, а как это будет в таком варианте?

Внеся правки, я снова отправляю текст заказчику — при этом обязательно указываю, какие изменения были внесены. Вдруг первый вариант покажется лучше — или выяснится, что мы что-то упустили.

В моем случае - в текст

Этап 7. Дополнительная работа

Иногда меня просят взять дополнительные задачи. Например:

  • Подобрать фотографии под статью;
  • Поставить ТЗ дизайнеру или иллюстратору для оформления текста;
  • Внести тексты в админку сайта;
  • Поучаствовать в формировании сценария;
  • Составить прототип лендинга (бывает и такое).

Всё, что умею — конечно, сделаю. А если не умею, позову своих помощников — контент-менеджеров, дизайнеров, иллюстраторов, UX-инженеров (кстати, если нужны – обращайтесь :)).

Так сколько вешать в килознаках?

И неожиданный моментик — за килознаки я практически не работаю, только на некоторых задачах, типа рерайта.

Почему? Ну, допустим, у вас есть задача на текст про стройку. Копирайтер Маша изучила все источники и написала сжатый, лаконичный и полезный текст на 1500 знаков. Копирайтер Даша налила воды на 3000 знаков. Неужели Даша должна получить больше?

Плюс все тематики — разные по сложности. Одинаково оценивать 1000 знаков про детский шампунь и про блокчейн-технологии — это странно.

В общем, любую задачу опытный копирайтер оценивает, исходя из своих компетенций и трудозатрат. И не всегда это исчисляется рабочими часами.

Да-да, бывает такое... А кто заметил тут ошибку - тот молодец)

Так сколько, всё-таки?

Итак, стоимость копирайтинга складывается из:

  • Сложности темы;
  • Количества источников, необходимости обращаться к экспертам;
  • Степенью проработки — нужна ли информационная статья для широкого круга или глубокое исследование;
  • Профессионализма копирайтера — насколько быстро и полно он выполнит задание.

Что касается меня. Вот несколько позиций из моего прайса:

  • Пост для инстаграма — от 500 руб;
  • Статья для портала — от 7000 руб;
  • Информационный текст (пресс/пост-релиз, репортаж) — от 3000 руб;
  • Контент для лендинга + UX-копирайтинг — от 7000 руб.

И подборочка самых сложных тем, на которые я писала в течение этого года:

  • Развитие технологий блокчейна и будущее криптовалюты;
  • Облачные решения кибербезопасности для бизнеса;
  • No-code и Low-code платформы;
  • Инновации в косметологии — новейшие лифтинг-комплексы и их тестирование;
  • Работа с паевыми инвестиционными фондами.

Я называю эти темы сложными с объективной точки зрения. Если специалист берет такую тему «с нуля», не имея по ней профессиональных знаний, ему придется изучить несколько независимых источников — скорее всего, англоязычных. После этого сопоставить факты, проанализировать некоторые моменты и составить четкую структуру. В большинстве случаев потребуется помощь экспертов и дополнительная информация от заказчика. Поэтому такие статьи не могут стоить дешевле 7-8 тыс руб.

Что ж, надеюсь, после моей статьи ценообразование копирайтера стало для вас более понятным. И, как обычно — рада, если была полезной. Задавайте вопросы по статье — на все отвечу.

0
147 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Евсеев

Вижу, что вы планируете стать копирайтером и не знаете с чего начать.
Рекомендую перед началом своей карьеры прочитать книгу Максима Ильяхова. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev

Утомили ильяхобои. Ильяхов хорош, но к месту. Его инфостиль походит не всем и не всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Автору данного поста ок будет его почитать

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Читала, спасибо)
Инфостиль использую для отдельных подходящих заказов. Для остальных он не всегда к месту.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Да там в целом есть несколько умных мыслей, о том как можно нормально писать, даже не навешивая на текст ярлык "инфостиль"

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Да, согласна)

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда