{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

10 тысяч за статью — дорого это или дешево? Сколько стоит копирайтинг

Прочитала я тут статью своей подруги дизайнера Лены Нексман и подумала: «‎Как же круто расписано ценообразование! Ни один заказчик не придерется. Надо бы такое и о копирайтинге написать!»‎. Сказано — сделано.

Этап 1. Подготовка ТЗ

Меня зовут Алёна, и я (принцЭсса) копирайтер. И моя очередная статья предназначена для:

  • Потенциальных заказчиков текстов, которые желают узнать, за что отдают свои деньги;
  • Начинашек, которые хотят получить вектор развития в специальности;
  • Ну и для всех, кому интересна профессия копирайтера – что там сложного и что надо делать, кроме того, чтобы по клавишам стучать.

Сегодня я опишу только процесс работы – без юридических аспектов (форма занятости, заключение договора, выставление счета и т.д.). Тема интересная, но большая – о ней в следующий раз.

Этап 1. Подготовка ТЗ

Итак, мне пишет заказчик. Если у него нет подробного ТЗ, то я атакую его кучей вопросов:

  • Для какого ресурса пишем?
  • Кто целевая аудитория?
  • Какова задача текста?
  • Есть ли пример Tone of Voice?

Вопросов может быть много – для каждого вида текста свой список. Общие вопросы сведены в бриф, который я кидаю в начале диалога. Затем некоторые вопросы обсуждаем, некоторые — уточняем.

Иногда бывает, что клиент — лапочка, и приходит ко мне уже с ТЗ. Таких я очень люблю и ценю.

Зачем вообще нужно ТЗ? Тыжкопирайтер, ты должна знать, что писать!

Например, мне заказали пост про новый лифтинговый крем. Одно дело — писать о нем для конечных потребительниц, а другое — для косметологов, которым важны не эмоции и натуральность, а результаты тестирований и УТП. То же самое и с задачами. Чаще всего текст призван продавать. Но иногда он направлен на повышение лояльности, иногда — на пробуждение интереса к чему-либо, иногда — на инициирование дискуссии. И, конечно, ни один самый профессиональный копирайтер не может залезть в голову клиента и понять, какой Tone of Voice он считает подходящим.

Конечно, какие-то из этих пунктов я могу вывести сама — но всё равно это нужно расписать и согласовать с заказчиком. Письменное ТЗ потом пойдет в основу договора или счета-договора.

Этап 2. Собираем источники, проживаем опыт

Для простых тем я ищу источники сама — на русско- и англоязычных ресурсах. Но что, если заказанная тема достаточно сложна? В первую очередь, я запрашиваю авторитетные источники у клиента. Он может дать ссылки на конкретные статьи или хотя бы указать направление. Если клиент не предоставляет источники, то их ищу я и отправляю ему на согласование – подходят ли.

Иногда заказчик рекомендует мне экспертов, с которыми можно обсудить тему. Тогда я готовлю список вопросов, созваниваюсь или списываюсь с экспертами, обрабатываю их ответы.

Например, мне нужно было уточнить механизм действия того самого лифтингового крема. Для этого я созвонилась с работником лаборатории, где выводилась формула, и с косметологом, которая тестировала действие крема. Сотрудник лаборатории накидал мне еще несколько научных статей о формуле крема – что дало мне более глубокое понимание механизма. Оставалось только «перевести»‎ все это на человеческий язык, доступный рядовому покупателю.

На самом деле, будем)

Кстати, именно здесь мне пригодилось журналистское образование и опыт работы на ТВ — для подготовки материала приходилось перелопачивать кучу источников, звонить экспертам и ездить на интервью.

Важное умение копирайтера — не просто переписывать, а сопоставлять источники, думать, понимать, как доносить информацию до читателей. Поэтому здесь большую роль играет обучаемость, логика, способность перерабатывать большие объемы данных.

Может ли копирайтер написать статью по сложной теме, с которой раньше не работал? Опытный копирайтер – сможет, на уровне среднего пользователя. Подчеркиваю – да, это будет не научная статья, которую можно прочитать с кафедры, а грамотный материал для широкого круга читателей.

Этап 3. Составляем структуру

На самом деле, поиск информации и проработка структуры часто идут параллельно. Во время первичного поиска я набрасываю предположительный скелет статьи, потом нахожу новые источники и дополняю его. Какие-то новые пункты появляются после общения с экспертами — когда они просят осветить ту или иную тему, или когда я понимаю, что без этого статья не будет такой полной.

Иногда заказчики говорят, что доверяют мне и не просят показать структуру статьи. Но иногда я возвращаюсь с набросками, и мы утверждаем скелет. На этом же этапе я уточняю у заказчика спорные вопросы и утверждаю формулировки.

Этап 4. Написание статьи

Вот тут наконец-то подходим к самому сладкому… Как я говорила — написать пару статей за день для меня не сложно. Что касается постов — недавно был опыт составления 30 постов за день для одного технологического гиганта. Конечно, все зависит от темы и наличия доступной информации.

Единственный секрет в продуктивном написании для меня — искренне полюбить то, о чем пишешь. Как бы странно это ни звучало. Да, я абсолютно серьезно погружаюсь в эффективные составы лифтинговых средств, ДНК нового бренда одежды или яркую концепцию московского застройщика.

Кстати, благодаря этому своему качеству я нашла пару новых хобби. Например, как-то я переводила статьи для фитнес-портала — и окунулась в мир тренажеров, тренировочных программ и правильного питания. Вдохновилась — и пошла в зал. Тренируюсь до сих пор, отличная фигура — как бонус к копирайтингу. В другой раз я писала для сноубордического бренда — разбиралась в видах досок, местах для катания и специальной одежде. Сейчас катаю в Розе Хутор и на Эльбрусе, хотя до этого о досках даже не думала.

Апрельская вылазка на Эльбрус. Все благодаря копирайтингу)

Вы спросите — а как находить вдохновение в задачах по строительству, IT, финансах и прочих сложных тематиках, которые тебе не близки и никогда не будут? Например, представить, какую пользу может принести твой текст об инвестициях, системах кибербезопасности или переработке стройматериалов.

И, конечно, всегда важно помнить о конечном потребителе. Я считаю, что для копирайтера важен не столько собственный стиль, сколько умение подстраиваться под язык любой аудитории. Сегодня — писать для воздушных барышень из салона красоты, завтра — для директоров серьезных предприятий, послезавтра — для студентов факультета маркетинга.

Этап 5. Вычитка, редактура и утверждение

По правилам копирайтинга текст должен «‎отлежаться», как минимум, сутки, потом следует посмотреть на него свежим взглядом, где-то переписать, где-то исправить ошибки… Но не всегда это идеальное правило исполняется: иногда клиенту нужен текст уже вчера, а иногда я сама понимаю, что работа уже «‎отлежалась» – можно исправить тут и тут, и отправлять.

Вопрос, который назрел у многих — работаю ли я с корректором?

Ситуации бывают разные:

  • Заказчик просит идеально отредактированный текст, со всеми длинными/средними тире и кавычками-елочками. Тогда сижу, вычитываю, правлю. Такое лучше всего работает с небольшими текстами — на объемных глаз уже реально замыливается.
  • На стороне заказчика работает корректор. Конечно, тогда я тоже вычитываю текст — но после меня за работу уже берется другой специалист. Я считаю, это идеально для больших объемов.
  • Иногда, когда поток заказов слишком большой (или я просто ленюсь), я работаю со своим корректором и плачу ему за проверку.
  • Еще один случай — когда текст пишется для печати в каком-либо издании. Тогда я тоже нанимаю корректора, чтобы точно проверить все и спать спокойно.

После всего этого я отправляю текст заказчику и жду утверждения.

Важно: я прошу собирать все правки — от заказчика, от экспертов, от мамы заказчика и экспертов — в один файл и отдавать мне единовременно. Это считается итерацией правок. В стоимость моей работы включено 1-3 итерации правок — в зависимости от сложности темы.

Этап 6. Правки

Обычно все значительные правки вносятся в первой итерации. Если понадобилась вторая-третья — в большинстве случаев это те правки, которые забыли внести в первой, или «‎а, нет — кажется, в тот раз было лучше».

Ограничение по итерациям правок продиктовано только одним беспокойством — за мое время и время заказчика. Потому что мы можем бесконечно переставлять местами блоки, вставлять и удалять предложения с одной лишь целью — посмотреть, а как это будет в таком варианте?

Внеся правки, я снова отправляю текст заказчику — при этом обязательно указываю, какие изменения были внесены. Вдруг первый вариант покажется лучше — или выяснится, что мы что-то упустили.

В моем случае - в текст

Этап 7. Дополнительная работа

Иногда меня просят взять дополнительные задачи. Например:

  • Подобрать фотографии под статью;
  • Поставить ТЗ дизайнеру или иллюстратору для оформления текста;
  • Внести тексты в админку сайта;
  • Поучаствовать в формировании сценария;
  • Составить прототип лендинга (бывает и такое).

Всё, что умею — конечно, сделаю. А если не умею, позову своих помощников — контент-менеджеров, дизайнеров, иллюстраторов, UX-инженеров (кстати, если нужны – обращайтесь :)).

Так сколько вешать в килознаках?

И неожиданный моментик — за килознаки я практически не работаю, только на некоторых задачах, типа рерайта.

Почему? Ну, допустим, у вас есть задача на текст про стройку. Копирайтер Маша изучила все источники и написала сжатый, лаконичный и полезный текст на 1500 знаков. Копирайтер Даша налила воды на 3000 знаков. Неужели Даша должна получить больше?

Плюс все тематики — разные по сложности. Одинаково оценивать 1000 знаков про детский шампунь и про блокчейн-технологии — это странно.

В общем, любую задачу опытный копирайтер оценивает, исходя из своих компетенций и трудозатрат. И не всегда это исчисляется рабочими часами.

Да-да, бывает такое... А кто заметил тут ошибку - тот молодец)

Так сколько, всё-таки?

Итак, стоимость копирайтинга складывается из:

  • Сложности темы;
  • Количества источников, необходимости обращаться к экспертам;
  • Степенью проработки — нужна ли информационная статья для широкого круга или глубокое исследование;
  • Профессионализма копирайтера — насколько быстро и полно он выполнит задание.

Что касается меня. Вот несколько позиций из моего прайса:

  • Пост для инстаграма — от 500 руб;
  • Статья для портала — от 7000 руб;
  • Информационный текст (пресс/пост-релиз, репортаж) — от 3000 руб;
  • Контент для лендинга + UX-копирайтинг — от 7000 руб.

И подборочка самых сложных тем, на которые я писала в течение этого года:

  • Развитие технологий блокчейна и будущее криптовалюты;
  • Облачные решения кибербезопасности для бизнеса;
  • No-code и Low-code платформы;
  • Инновации в косметологии — новейшие лифтинг-комплексы и их тестирование;
  • Работа с паевыми инвестиционными фондами.

Я называю эти темы сложными с объективной точки зрения. Если специалист берет такую тему «с нуля», не имея по ней профессиональных знаний, ему придется изучить несколько независимых источников — скорее всего, англоязычных. После этого сопоставить факты, проанализировать некоторые моменты и составить четкую структуру. В большинстве случаев потребуется помощь экспертов и дополнительная информация от заказчика. Поэтому такие статьи не могут стоить дешевле 7-8 тыс руб.

Что ж, надеюсь, после моей статьи ценообразование копирайтера стало для вас более понятным. И, как обычно — рада, если была полезной. Задавайте вопросы по статье — на все отвечу.

0
147 комментариев
Написать комментарий...
Anton Zhitarev

Вы уж определитесь - у вас в списках точки или точки с запятой. А то в первом списке точка, во втором точка с запятой, а в третьем снова точка.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Уже определилась - и точка, и точка с запятой)
А если серьезно - если пункт списка представляет собой законченной предложение или абзац, то в конце ставится точка. Если в списке однородные члены предложения - то точка с запятой.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

А вместо дефиса всегда ставится тире. Тут надо просто запомнить. 😂

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Добрый день! Рада снова вас видеть) В моей статье услада для ваших глаз - везде тирешки)

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Я в портфолио сходил, там — ужас и кошмар.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Прекрасно, что Вы его нашли и вынесли свою объективную оценку со всеми обоснованиями)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Если "в списке однородные члены предложения" и они разделяются точкой с запятой, то как бы логично начинать элемент списка с маленькой (строчной) буквы, не?

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Нет, не всегда)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

И тут я вспомнила анекдот про прапорщика и крокодилов.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Эх... Я б тоже, наверное вспомнила, если б его знала)

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда