Мой бизнес в заложниках у IT-директора
Я прихожу на встречу к клиенту, расспрашиваю о его бизнесе: о задачах и целях, о его инфраструктуре, сервисе. Обычно на стороне клиента сидит группа из собственника бизнеса, it-директора и маркетолога. Классическая картина, когда собственник и маркетолог много рассказывают об устройстве бизнеса, а it-директор может добавить лишь пару слов о конфигурации 1С или о том, как происходит выгрузка из базы данных, о том почему невозможно, например, объединить разрозненные базы данных в одну.
Понимаю такой скепсис it-директоров, технических директоров, системных администраторов. Ведь действительно, делать и отвечать им за то, как работает сеть, БД и CRM. Им необходимо разбираться в сетевых технологиях, основах программирования, разбираться в вопросах управления проектами и сотрудниками. IT-директор напрямую влияет на коммерческую деятельность своей компании. Он должен знать, как уменьшить расходы и увеличить прибыль компании.
Cегодня я хочу поговорить о том, что называется «elephant in the room», о неудобной правде, обратной стороне it-отделов многих компаний.
Начну с того, что сегодня обороты любой компании напрямую зависят от ее технологичности. Будь то компания по доставке воды, где покупатели звонят оператору и заказывают воду - в этом случае надо настроить телефонию, или покупатели пользуются мобильным приложением - в этом случае надо сделать само приложение и поддерживать его. Или это компания по установке балконов, которая запускает лендинги, настраивает метрики и рекламные компании.
Чем больше компания, тем лучше ей нужно управлять своими технологиями. Тем больше нужно знать и делать, чтобы развиваться. IT-директор находится на передовой, на фронте технологий и должен знать, что нового в мире технологий, нужно ли это компании, будет ли от этого толк, экспериментировать или даже просто рассказывать о новинках своему собственнику бизнеса. Делиться, так сказать, информацией со своими ко-воркерами.
В компаниях, где собственники бизнеса не глубоко погружены в технологические аспекты, или прямо скажем во всем полагаются на своих it-директоров или системных администраторов, появляется риск отставания.
В своей практике порой сталкиваюсь с тем, что бизнес оказывается в заложниках непрогрессивных it-директоров или системных администраторов. У своих же сотрудников, которые по своим причинам не видят возможным реализовать новые каналы коммуникаций с клиентами или дать своим клиентам более удобный сервис. И в этом заключается неудобная правда.
В действительности it-директора могли бы быть лучшими друзьями компаний поставщиков it-решений. И it-дирекатора это такие привратники компаний, которые не дают пройти ничему бесполезному и старому. Но бывает и так, что it-директор не пропускает также вообще ничего, лишь обслуживает существующие в компании технологии. Много говорит о своей работе, объясняет почему что-то сделать невозможно или опасно. Или вовсе оказывается некомпетентен в технических вопросах.
Я выделил несколько причин такого поведения it-директоров:
1. Лень. Я буду больше работать, а получу ту же зарплату - зачем мне делать лишнее?
2. Страх. Я не справлюсь и меня уволят, найдут нового более компетентного it-директора. Зачем мне так рисковать?
Если вы узнали здесь своего сотрудника или себя - хорошо. Потому что это поправимо. Нужно изменить мотивацию сотрудника. Сделать это можно разными способами, через KPI или квартальные бонусы, решать вам, но одно можно сказать точно - такую ситуацию нужно менять или компания будет отставать и бизнес будет приносить все меньше и меньше денег.
Приведу пример, у меня были, как мне казалось, успешные переговоры с собственником одного бизнеса. Это была сеть клиник. Клиент очень хотел сделать мобильное приложение для пациентов. Когда на встречу пришел it-директор - надежды на мобильное приложение улетучились за 10 минут. В последствии мы еще неоднократно встречались, но it-директор находил все новые и новые причины почему невозможно наладить обмен АПИ и БД. Возможно это была третья причина - он хотел взятку. Узнать мне так и не довелось, мы больше не встречались.
В заключении хочу сказать - технические вопросы, с которыми сталкивается любая компания, требуют соответствующей квалификации ее сотрудников. Когда такой квалификации нет, компания начинает терять деньги. Позаботьтесь о том, чтобы компетенции вашей компании не зависели от недовольного сотрудника.
...
В какой-то момент жизни, когда уже была стабильная работа с высокой зп в крупной компании и при этом еще оставалась инициативность, я решил попробовать сделать собственный продукт.
Чтобы не промахнуться с аудиторией - решил просто опрашивать всех знакомых, коллег, друзей, просто случайных людей. Вопрос был очень простой: что вам нехватает для работы, какого инструмента.
Опросил тогда наверное человек 500, причем это часто было длинное интерьвю на полчаса-час, не просто один ответ.
Так вот вне зависимости от уровня образования, отрасли, вида деятельности,квалификации, возраста и тд было стабильно два ответа:
1) А я не знаю / Не уверен
2) Все уже есть, все написано, все реализовано, ничего не надо.
Это говорили и менеджеры и владельцы и простые сисадмины и кодеры , да даже бухгалтера и уборщицы. Юристы, врачи, учителя, риелторы, механики - все, при выходе на разговор "что вам нужно для работы, я сделаю это бесплатно" - сливались. Это был блаженный жирный 2007й год, до кризиса, все росло и цвело.
Отсюда был сделан вывод что брать нужно не качеством, на которое всем давно насрать, не новизной - которую с учетом общего спада и декаданса - просто не родить, а банально эмоциями: татуировка на лице с брендом компании, желтый пиджак - вот это все.
Поэтому Моргенштерн и продает карты Альфабанка - это работает.
А логика и здравый смысл уже нет.
Вы могли бы целую книгу издать из этих бесед
но по факту да, в 2007-ом, у кого надо, приложения были. А вот уборщицам зачем приложения?
Возможно причины отказа были какие-то другие. Вот я сколько работал в разных крупных компаниях, везде были задачи по автоматизации. И везде можно было найти что улучшить. От расчета премий, до ценообразования
Да не было отказов как таковых. Было полное отсутствие интереса, причем даже не ко мне или моему предложению - а к своей собственной работе и окружающему миру.
Т.е например человек, проработавший 20 лет в профессии не мог сказать как свою работу возможно улучшить.
Только улучшить - даже не автоматизировать, я сознательно отказааялся от попыток сразу лезть с автоматизацией, думал что будут какие-то цепочки действий, сами-по себе лишние, либо выделяемые в отдельный продукт.
Причем это все было изначально бесплатно, про стоимость даже речь не шла. Честно говоря я даже сам тогда тратился, водя как мне казалось ключевых людей по кабакам и кафе, только лишь ради такой беседы.
Оказалось что основная масса работающих недалеко ушли от роботов.