Страх, что идею украдут: стоит ли опасаться и как подстраховаться
Среди начинающих бизнесменов или стартаперов встречается мнение, что их идеи могут украсть, раскрыть или воплотить в жизнь самостоятельно. С одной стороны, это похоже на правду, ведь своя мысль кажется настолько гениальной, что обязана понравиться всем и принести кучу денег.
Это одна из причин, почему будущие начинания в бизнесе не приносят запланированных прибылей, а иногда и совсем разоряются. Как понять, какие моменты необходимо обсудить, чтобы, привлечь внимание к идее, заинтересовать на воплощение не раскрывая, ключевых деталей?
Попробуем разобраться в теме вместе с основателем компании Creative Motion Владиславом Черновым, автором книги «Запланируй успех или Бизнес-план по созданию и продаже бизнеса».
Почему одной идеи недостаточно
Если вы проснулись утром и вас внезапно озарила гениальная мысль открыть какой-то совершенно новый бизнес или стартап, то будьте уверены точно так же просыпались тысячи других со схожим замыслом. Новая и свежая, она именно для вас и до тех пор, пока вы не смотрели вокруг.
Стоит запустить поиск в интернете, желательно на разных языка, и вы найдёте сотни подобных проектов. Похожий эффект бывает, когда покупаешь новую машину и через время начинаешь механически обращать внимание на десятки таких же. А ведь они точно так же кружили по городу и до вас.
Есть и десятки сайтов в интернете, предлагающих готовые бизнес-планы и идеи для быстрого обогащения. Найти, что-то подобное не составит труда. Купить их несложно, но готов ли кто-то предоставить гарантии их успешной реализации. Хоть малейшие гарантии. Попробуйте спросить.
Скорее всего таких вы не найдёте. Ни одного. Ситуация подобна игре на бирже. Когда вы приходите в банк с целью размесить деньги, вам предложат кучу акций с возможностью получить и 20, и 30, и 40 процентов годовых. Спросите про гарантии для таких вложений и скорее всего, кроме депозита под 6 -7 процентов вам ничего не предложат.
А чем можете гарантировать вы, реализацию своей идеи? Новизной, оригинальностью, отличием от других? Чем она выделяется из сотен подобных? Что вы готовы дать в обеспечение её успешности?
Реализация
Доля идеи в успехе предприятия, на мой взгляд, не превышает 20 процентов. Когда вы хороший продавец, то вам не важно чем торговать, апельсинами или яблоками. Если же продавец никудышный, то наличие даже самых вкусных фруктов на полках в долгосрочной перспективе успеха не даст.
Чтобы воплотить идею в жизнь, важен положительный опыт прошлых побед, активная и целеустремлённая команда, наличие финансовых запасов, годы личного труда и немного везения. Без совокупности всех факторов надеяться на успех проекта – всё равно, что играть в рулетку.
Участие всех членов команды в разработке идеи с самого начала повышают шансы на успех. Можно посмотреть на проблему под разными углами зрения, получить новые мысли, предусмотреть риски. Одному такое не под силу. Собственная идея настолько увлекает, что недостатки заметить тяжело.
Привлечь к обсуждению важно и тех людей, которые будут воплощать идею в жизнь. Если они будут вовлечены в разработку проекта, то становятся его «соучастниками». Воплощать в жизнь свои замыслы будут с большим рвением, чем чужие и непонятные задачи от начальства.
Проще быть вторым
В гонках велосипедистов часто побеждает не тот, кто лидировал с самого начала. За лидером пристраиваются несколько преследователей, дышат в спину и вырываются вперёд на последних кругах. Такая тактика бережёт силы, уменьшает сопротивление ветра для преследователя.
Почему бы это не использовать в бизнесе? Если идею похожую на вашу пытаются внедрить без вашего участия, можно попробовать извлечь из этого пользу для себя. Ничто не мешает вам наблюдать за успехами или неудачами тех, кто пошёл по пути раньше вас, вдруг они оступятся.
Тот, кто первым запускает продукт должен потратить много усилий на «подогрев рынка», проработать несколько гипотез и понять будут пользоваться продукты спросом или нет, попробовать разные методы продвижения. На эксперименты потребуются и время, и деньги.
Вторые приходят на всё готовое и только копируют те модели и товары, которые показали свою жизнеспособность, не тратя время на неудачные попытки. Экономия времени на выборе оптимального решения приводит к снижению затрат на единицу продукции и срокам выпуска.
Самыми яркими примерами применения такой тактики являются производители Китая. Когда китайские «туристы» приходят в итальянские бутики с фотокамерами, через считанные недели, точно такие же модели одежды появляются на фабриках Китая, только дешевле в разы.
Модель копирования успешного лидера позволяет направить сэкономленные средства из производства на реализацию. Получается многократный выигрыш – копируется только ходовой товар, себестоимость продукции ниже, непроданных остатков меньше, цена заметно дешевле.
Ещё раньше подобными методами пользовалась Япония. Японские компании покупали образцы техники в США, разбирали их и делали почти такие же, только намного надёжнее. Теперь Японские товары считаются образцом качества, а в начале, слова «сделано в Японии» тщательно скрывались.
Авторские права
Компаниям со стажем и репутацией выгоднее идеи покупать, а не воровать. Обвинения в плагиате и нарушении авторских прав могут привести к существенным потерям, как финансовым, так и репутационным. Для подтверждения своего авторства используются различные способы и методы.
Для каких-то изобретений необходим патент, дающий право на защиту от копирования и использование без согласия разработчика, для других достаточно быть первыми упомянутыми в прессе или в интернете и нет необходимости в официальном заверении специальными органами.
Часто это применимо авторов художественных или научных произведений или для программного компьютерного кода. Поискав десять минут в сети, можно найти как способ закрепить права за собой, так и ответственность в случае их нарушения. Она бывает как финансовой, так и уголовной.
Иногда финансово выгоднее, имея права, на разработки вообще ничего не делать. Не тратить время и силы на производство и продажи, а просто ждать пока другие в течение нескольких лет будут пробовать, ошибаться. А когда выйдут на окупаемость подать иск на возмещение ущерба.
Что-то стоит оставить на десерт
Раскрывать все карты полностью с самого начала всё же не стоит. Важно продумать ряд процедур, защищающих уникальность ваших проектов. Помимо защиты авторских прав, следует предусмотреть и иные способы юридической защиты.
Для каждого случая они свои, но можно выделить основные:
· При подаче на рассмотрение бизнес-плана нелишним будем вставить пункт о необходимости соблюдать конфиденциальность полученной информации и не передавать её третьим лицам. Текст стоит согласовать с юристами и послать по электронной почте, чтобы удостоверить факт передачи.
· Патенты и лицензии не только защищают ваши права, но и повышают стоимость проекта. Их можно оценить, как интеллектуальную собственность. Стоит учитывать, что процедура патентования в каждой стране своя, и возможно территорий понадобится несколько.
· Нет ничего страшного, если вы открыто заявите, что какая-то ключевая часть или «ноу хау» являются коммерческой тайной. Если презентация идеи грамотно проработана, подтверждена цифрами, мнением экспертов и вызывает интерес, то дополнительная интрига только усилит эффект.
· Поэтапное раскрытие ключевых данных. Можно представить в презентации основные показатели, а последующие предоставлять по мере вхождения инвесторов в проект. Переход к новому этапу необходимо оформлять соглашениями и договорами заверенными юристами.
Главная задача любой бизнес-идеи – её успешное воплощение, а не владение личным секретом. Советы грамотных специалистов, значительно увеличат шансы на успех и дальнейшее развитие.
К слову, есть в России компании, которые запросто могут воровать идею. Это раз. То ли в Стратегии голубого океана, то ли в Inside Tornado есть информация о ресурсах, необходимы для получения сопоставимой доли рынка, если ты заходишь вторым или даже третьим. Так вот, быть вторым круто, если у тебя есть ресурсы. Если ресурслов недостаточно, то быть вторым - это просто красивая фраза, которая не коррелирует с действительностью. Ну и далее по тексту, но чет лень писать.
Никто не ворует идеи. Воруют исключительно реализацию. Идея ни стоит ничего. Идея, это как сундук под землей, не известно где, не ясно есть ли ключ, да и есть ли что-то внутри совсем не понятно. Идей у всех полно, а вот ресурсов, чтобы их проверить не очень.
Так вот, быть вторым круто, если у тебя есть ресурсы.Это просто две разные концепции. Очевидно, что второй также может может потерять вообще все, потому что рынок уже будет захвачен первым.
Если ресурслов недостаточно, то быть вторым - это просто красивая фраза, которая не коррелирует с действительностью.Мысль огонь! Если ресурсов недостаточно, то их мало))
Будь стартап даже первым, если у него хватает ресурсов, то ему жопа))
Если "идея не стоит ничего", почему компании Сони пришлось заплатить несколько миллионов долларов настоящему автору кассетного плеера?
Вот и пруфы подъехали про историю воровства компании Сони идеи кассетного плеера у иностранца-изобретателя:
Поэтому, чтобы запатентовать свой интеллектуальный труд, автору необходимо прежде всего вывести свою идею из области “непроявленного” в объективную реальность.
Таким образом, перед автором идеи стоит довольно сложная задача - необходимо преобразовать идею в техническое решение и при этом добиться, чтобы это техническое решение полностью соответствовало всем критериям, установленным законом, то есть являлось не только интересным с точки зрения науки и техники, но и было бы юридически патентоспособным.
То что вы называете патентом на идею, это одна из стадий ее развития. А саму идею выпустить маленький кассетный плеер, воровать бессмысленно. Можно сказать, что идея это точка ноль. Но как только вы начинаете тратить деньги и ресурсы, начинается ее проверка или реализация. Это уже имеет ценность.
Можете рассказать это патентным юристам компании Эппл,
уважаемый аноним.
Они будут долго-долго смеяться над вашим пониманием слова "идея".
(для ленивых - когда дело касается десятков миллионов долларов, ещё лучше - миллиардов долларов потенциальной выручки - слово "идея" понимается заинтересованной стороной МАКСИМАЛЬНО ШИРОКО. )
Вам похоже просто поспорить надо. Это не ко мне. Я бы вам по каждому пункту ответил, но истина - не ваша цель, насколько я понимаю. Вам важно доказать, что моя позиция неверна, а вы правы. Давайте на этом и порешим. От себя добавлю, что скорее всего вы не до конца владеете материалом и не рефлексируете на предложенную тему, если пишите, что "идеи не воруют, а воруют реализацию" и, что "если ресурсов недостаточно, то их мало".
Божечки сколько снобизма. Вам бы эго свое под контроль взять.
От себя добавлю, что скорее всего вы не до конца владеете материалом и не рефлексируете на предложенную тему, если пишите, что "идеи не воруют, а воруют реализацию" и, что "если ресурсов недостаточно, то их мало".От себя добавлю, что если вы до сих пор думаете, что идею можно украсть, то вы ни одной своей или чужой по настоящему реализовать не пробовали.
Не знаю, чего вы там себе нарефлексировали, но никто не будет не спать ночами, вшатывать свое здоровье и тратить ресурсы на проверку чужих идей. Это смешно просто. Один только процесс проверки гипотезы ценности выматывает в ноль, а там еще гипотеза распространения, поиск инвесторов, бесконечные питчи, и все время не хватает мозгов, как своих, так и чужих.
Попробуйте, как нибудь, ну или продолжайте рефлексировать. Это видимо и есть ваш стартап.
'Воруют' некрасивое слово, красиво это называется - 'скопировать идею' или 'взяли за основу' .
Реализация как раз мало кого интересует сейчас, если только это не что-то сильно специфичное.
А так да - тащат все.
Я повторюсь интересует всех именно реализация, ну или хотя бы проверенная гипотеза (что так же часть ее реализации). Никто не ворует идеи.
Сможете хотя бы один пример воровства идеи привести? Ну т.е. той самой непроверенной гипотезы, у которой не было никакой проверки, ни реализации.
почти каждый кто запускает стартап говорит что его проект уникальный. потом эта иллюзия разбивается в пух и прах
стартапы проваливаются из-за poor execution, а не из-за идей
и из-за идей тоже
С чего бы?
часто с того, что она совсем не нова и уже ни раз реализовывалась неуспешно
так это poor execution
значит мы об одном и том же)
если идея реализовывалась 100 раз неуспешно, это не значит, что будет реализована неуспешно на 101 раз; если идея реализовывалась 100 раз успешно, это не значит, что и 101 раз будет успешным; дело в фаундерах и founder-market fit, насколько команда может работать.
что за бред вы написали
классика жанра. никому не расскажу - ведь у менч гениальнейшая идея
и конечно никогда такого не было
Правильно, Камиль !
Миллион раз воровали идеи за всю историю человечества.
Один из самых известных - президент Sony украл идею кассетного плеера у какого-то итальянского пенсионера, который потом умер в нищете.
Думаете, ворам не бывает стыдно за свои подлые поступки?
Бывает !
И что делать ?
Начать везде говорить, что "идея ничего не стоит " !
Ну а для хейтеров у меня припасена заветная ссылка на пруф из 15 века:
(всего 8 минут, а запомнятся на всю жизнь !)
Мультфильм отличный.
Только там как раз не про идею, а про реализацию же
Тут игра слов, уважаемый аноним.
В мультике - не про идею, а про рецепт (секрет) изготовления напитка.
В истории человечества это и было главной целью -
узнать секрет (технологию) изготовления, к примеру, шёлка, зеркал
и простого пороха для пушек.
Слово "идея" в нашем разговоре понимается в "широком" смысле.
https://en.wikipedia.org/wiki/Andreas_Pavel
In March 1977, Pavel filed the a patent application for his Stereobelt in Italy, followed by further applications in Germany, United States, United Kingdom, and Japan. Pavel subsequently tried to interest companies like Uher, Beyer, B&O, and Brionvega in manufacturing his device.
In 1989, Pavel started infringement proceedings against Sony in the UK. Four years later, the British patent was invalidated by a British judge. The exact settlement fee is not known, but European press accounts said that Pavel received a cash settlement in excess of $10,000,000 and is now also receiving royalties on some Walkman sales.
Да, он кстати ещё жив.
Идея стоит минус миллион. Пиздят не идеи, а работающие схемы; и ничего вы с этим не сделаете пока суть мира в конкуренции.
мне кажется, что воруют всё, и идеи - это не исключение. особенно, если у автора идеи нет средств на реализацию. конечно, есть риск, что потенциальные инвесторы с деньгами, связями и штатом специалистов оставят автора за бортом, но в статье правильно говорится, что есть некоторые механизмы защиты, а для бизнеса нужен капитал и взгляд со стороны
Лучшая защита от пиздинга идеи это ее экономически обоснованная и конкурентно способная реализация, так устроен мир, такие правила, либо принимаете правила либо будете в жопе
уникальных проектов сейчас слишком мало. видоизмененные, дополненные - да
Отличная попытка, но нет. )))
Идеи воруют, еще как. Особенно если это новаторские идеи. Особенно в США.
Вот что значит конкурентный рынок. Сотни судебных дел, как кто-то у кого-то спёр идею для бизнеса.
Поделитесь механикой, пожалуйста. Я вот в принципе не понимаю, как можно украсть идею. Это как украсть непроверенную гипотезу. Ни толку, ни смысла.
Узнаешь, берешь и делаешь.
Ну сходите на ProductHunt и посмотрите на топ стартапов за последние 5 лет. Выберите самую крутую идею и начинайте делать. Делов то.
Если ты яндекс, смотришь на убер копируешь бм, потом когда убер приходит в твою страну, ты его просто покупаешь его.
Например колёсики у санок для их перевозки по асфальту. Что тут проверять? Очевидно что это нужная функция. Изобретатель изобрёл, запатентовал и предложил. Если бы не запатентовал, то остался бы "с носом".
Дайте ссылку хотя бы на десяток, пожалуйста. Именно на претензии по краже идей.
Просто ни одной не видел за всю свою жизнь, вот и интересно, вдруг, у вас есть список.
мне что-то кажется, что многие кражи идей у ноунейм авторов остаются без судебных разбирательств, это ведь нужно доказать и отстоять
хотя было бы интересно посмотреть примеры, да
Не-не, комментатор написал про "сотни судебных дел". Я про них, мне интересно на эти сотни посмотреть.
спасибо за материал
Благодарю!
Комментарий удален модератором
Понравилось вот это:"Собственная идея настолько увлекает, что недостатки заметить тяжело.". Понравилсось, потому что бывает так часто в жизни - крутится какая-то фраза в голове, но ты не можешь её четко сформулировать. Вот эта прям в точку про меня. В целом статья какая-то, не знаю... Из пустого в в порожнее, что-ли. Извините, если обидела.
"Художник не ворует, он вдохновляется" ;)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором