Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ

Как запустить в VK школу по подготовке к ЕГЭ по литературе: история Кристины Митряйкиной

Когда в 13 лет идёшь работать, чтобы купить новые вещи, в 15 начинаешь читать, чтобы понять, о чём песни группы Jane Air, а в 22 — запускаешь для девочек курсы подготовки ЕГЭ по литературе, которые прошли уже 4 500 учениц.

Меня зовут Кристина Митряйкина, и сегодня я расскажу о своей онлайн-школе ЛИТ.PRO ВКонтакте.

Выпуск ЛИТ.PRO 2019 года

О себе

В 15 лет я впервые начала осознанно читать. Подруга показала мне рок-группу Jane Air, сейчас часть этого коллектива входит в Little Big. В текстах песен было много отсылок на художественные произведения — например, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона. Я начала гуглить, чтобы понять, о чём это.

Так Jane Air открыли мне новый мир художественных произведений, где были вещи, о которых никто в моём окружении не говорил. Тогда я подумала: «Ага, значит, есть что-то ещё в жизни!». В одиннадцатом классе на одном из уроков литературы мы проходили Бродского. Это был мой второй культурно-литературный шок! Я стала учить наизусть его стихи.

Про то, что деньги — не равно смысл жизни

Я — обычный подросток из Тульской области. Росла в многодетной семье, родители — простые рабочие. С тринадцати лет я начала подрабатывать во время школьных каникул. В семье меня никто не обделял, но мама говорила: «Если хочешь больше, иди и работай». А мне хотелось! Больше одежды, всяких новых вещей, больше карманных денег. Поэтому я работала.

Как-то после смены в супермаркете, познакомилась с парнем. Разговорились. Мне было интересно: чем живет взрослый человек. Спросила, на что он тратит заработанные деньги. Он сказал: «Ну как на что — на еду, на развлечения».

Я пришла домой и говорю маме: «Получается, зачем человек живёт вообще? Зарабатывает деньги, чтобы потратить их на еду и развлечения? Что это за жизнь такая?». Мама в ответ спросила: «А ты сама зачем работаешь?». И тут до меня дошло, что я работаю для того же — чтобы купить классную одежду и съездить на концерт. Я ужаснулась от того, что жизнь — это схема «заработай-потрать-заработай-потрать-умри».

Про образование

Jane Air — коллектив из Петербурга. Родина Бродского — Ленинград. Так и появилась мечта о переезде в Питер. Университет выбрала сама: СПбГИК, библиотечно-информационный факультет. Мечтала о профессии «книгоиздатель». Оказалось, что в школе я сдала не тот экзамен — надо было историю, а не обществознание. Вселенская глупость! Обучение на платной основе я даже не рассматривала — в семье, кроме меня, ещё двое детей. А я уже самостоятельный человек — сама накосячила, сама и решай, что делать.

В тот год я вместе с подругами поступила в педагогический колледж в Туле. Там проучилась полгода и пошла устраиваться на работу в ресторан. Меня взяли, потому что на собеседовании я наизусть прочитала Бродского. По меркам того времени зарабатывала очень хорошо: 50 000 рублей. Для меня это вообще были нереальные деньги. Но я знала, что уйду: вовсю готовилась к экзамену, сдала эту дурацкую историю и поступила на свой библиотечный факультет в СПбГИК, на бюджет.

Про бизнес

Ресторанный опыт был крут, потому что именно там мне показали, как правильно работать: как относиться к людям, как создавать сервис, из чего складываются долгосрочные отношения между брендом и покупателем. Больше нигде я не встречала такого отношения к людям, как у моих руководителей к их клиентам. «Каждый человек значим» — этот паттерн я перенесла в свою жизнь и в свой бизнес-проект.

На четвёртом курсе я подумала и решила, что надо создавать что-то своё. Делать бизнес! Тогда в Питере была школа предпринимательства под названием «Бизнес-Квартира». Курс стоил около 50 000 рублей. Деньги на обучение мне дал мой молодой человек. Программа была насыщенная: занимались почти каждый день по 2–4 часа. В итоге я попробовала сделать несколько бизнесов — продавала одежду, посредничала в сфере ремонта квартир, ещё что-то было. Всё получалось нормально, но как будто не хватало огня.

В конце курса я пришла к одному из основателей и сказала: «У меня что-то не очень получается». Он меня спрашивает: «А что ты вообще любишь-то?», я говорю: «Ну, мне нравится за волосами ухаживать. Ещё литературу люблю». А он такой: «Вот и возьми что-то из того, что любишь, и попробуй сделать на этом бизнес».

Был конец 2015-го. Я рассуждала так: в «волосах» меня ждёт видеоблог. А с литературой я могу создать свой мир! Мой собственный литературный мир — это звучит круто! И решила начать с последнего варианта.

Я выбрала подготовку к ЕГЭ — из всего, что связано с литературой, это казалось самым практически применимым. Я села и посчитала: единый госэкзамен по литературе сдаёт пятьдесят шесть тысяч человек в год. Даже если ко мне придёт сто человек, уже хорошо. Мне говорили, что это бред: если нет конкурентов, значит, это никому не нужно. А я думала, ну как же бред, если где-то есть эти пятьдесят шесть тысяч никому не нужных человек? Вот мне-то они и нужны!

Про ЕГЭ

В 2016 году я переформатировала паблик ВКонтакте, в котором продавала одежду, в сообщество о литературе — ЛИТ.PRO. К тому времени там уже было около ста человек — какая-никакая аудитория! Это были первые курсы подготовки к ЕГЭ по литературе в соцсетях.

Тогда я понятия не имела об авторском праве: подбирала в инете прикольные картинки, связанные с литературой, и постила. Параллельно придумывала способы, как находить людей. Через через пару месяцев набралось где-то пятьсот человек. Началась движуха!

В январе я набрала первую группу — 2 ученицы офлайн. Получила на первой занятии предоплату в 3000 рублей за месяц вперёд. Я была счастлива!

Весной стартовал мой первый онлайн-курс. Это были мои первые 16 учеников в онлайне! А затем новый курс — 50 человек. Спустя несколько месяцев я начала зарабатывать шестизначную сумму в месяц. Со дня основания до настоящего момента мои курсы прошли более 4 500 учеников.

Выпуск ЛИТ.PRO 2020

ВКонтакте

Для продвижения — паблик, для курсов — закрытые или частные группы. Где искать клиентов? Вот, пожалуйста, ВКонтакте! В бизнес-школе рассказывали и про другие платформы, но они казались сложными. ВКонтакте была интуитивно понятной, я зарегистрировалась тут ещё в 2009.

ВКонтакте можно делиться любыми материалами: аудио, картинки, видео. С помощью отложенного постинга можно разместить контент любого формата. Я думаю, успех моих курсов связан и с тем, что ученикам не нужно где-то дополнительно регистрироваться — всё рядом, доступно и понятно. Нет необходимости разбираться в каких-то других программах — это важно для образовательного процесса, потому что любой намёк на тревожность может плохо повлиять на результат.

Сообщество ЛИТ.PRO

Учебный процесс

Сначала выстроила учебный процесс так, как казалось правильным именно мне. С каждым учеником по завершении курса я проводила интервью. Они рассказывали, что было не так, советовали, что можно исправить и улучшить. Все замечания и пожелания я учитывала, и через три года выкристаллизовался продукт, который работает сейчас.

Мой подход — про быстрое достижение результата. Методом проб и ошибок я пришла к курсу длительностью в один месяц.

В 2020 году я стала экспертом ЕГЭ, удостоверение ФИПИ. Cейчас у меня 3 ступени курсов. Первая ступень — базовая, вторая — поэзия, третья ступень (она длится неделю) — литература второй половины ХХ века. На курсе занимаемся каждый день по два часа. Получается, за один курс ученик занимается 56 часов. Для сравнения — в школьной программе 10–11 класса всего около 200 часов литературы в год.

За месяц мы осваиваем прозу. Во втором месяце мы «добиваем» всю поэзию. Эти два месяца эквивалентны почти трём годам школьной программы.

За год я запускаю шесть месячных курсов. Ближе к ЕГЭ идут короткие курсы по 1–2 недели. Цена курса — от 3500 до 7500 рублей в зависимости от приобретённого пакета.Цель курса — не разобрать каждое произведение до ниточки, а сформировать систему знаний, с которой человек сможет самостоятельно «добить» школьную программу. Мы прорабатываем идею, темы и основные вопросы на ЕГЭ по каждому произведению. И пишем двадцать сочинений за курс.

Сначала мы не оценивали образовательный результат. Спустя какое-то время запустили тестирование в конце курса. Сейчас оцениваем разные компетенции: знание произведений и биографий, тесты, сочинения. Ещё я веду статистику по баллам учеников на экзаменах. Но, к сожалению, знаю только результаты тех учеников, которые возвращаются с обратной связью. За 5 лет — 85 человек стобалльники. 31 человек только в прошлом году. Это те, кто пришёл говорить спасибо и рассказал о своих достижениях.

Визуализация литературы

Идея визуализировать литературу родилась у меня в шестнадцать лет. Я прочитала книгу «Эмобой». Автор — Антон Соя. Это была первая книга, которую я «увидела глазами». Я проклинала себя за то, что не умею рисовать. Мне это казалось настоящим чудом.

Когда я начала вести паблик, специально находила какие-то прикольные картинки, связанные с литературой. Подбирала мудборды для стихов. И это заходило аудитории. Я начала учиться визуализации, чтобы самостоятельно создавать изображения. Тогда я узнала, что такое авторское право.

Потом подумала, а почему бы не предложить идею визуализации ученикам? Назвала этот проект «Создатели». Идея в том, что я, как научный руководитель, говорю — ребят, вот у нас есть такие темы — образ Раскольникова или ещё кто-то из произведений кодификатора. Вы можете взять и нарисовать, как вы это видите, а потом мы с вами выберем лучшую работу. С одной стороны, это конкурс, а с другой — ученики прокачивают своё видение персонажа. Это имело офигенный успех. Сейчас у меня около четырёхсот таких проектов. Эти проекты репостят в свои группы даже официальные паблики писателей и поэтов.

Мы экспериментировали с разными форматами интерактива в литературе — музыкой, видео. Но изображения и инфографика все же в приоритете — по ним удобнее и интереснее учиться. Всё, что делаем, попадает под наш товарный знак: мы его очень долго и мучительно делали, но в итоге создали.

Курсы для девочек

Это просто технический момент: 99% из тех, кто приходил ко мне готовиться к сдаче литературы — девочки. Решила из этого сделать конкурентное преимущество. Я понимаю, как работать с женской мотивацией, с такими людьми, как я сама. С молодыми людьми мне работается тяжелее — у них другой уровень эмоционального вовлечения, а два часа в день долбить литературу — это не каждый сможет. У меня пока нет разработанной системы, чтобы молодые люди получали высокий результат. Поэтому решила сконцентрироваться на том, что могу делать на «пять».

Команда

Сначала всё делала сама: и учила, и продвигала, и проверяла домашки. Сейчас это делает команда из 20 человек. Почти все — мои бывшие ученицы, которые получили 100 баллов на ЕГЭ по литературе и поступили в топовый вуз нашей страны на бюджет. Это люди, которые любят литературу, также как и я. Которые хотят помогать другим, также как я.

Делегировать оказалось просто. С самого начала мне очень помогал мой молодой человек. После смен на заводе проверял со мной тесты, занимался поиском клиентов, настраивал отчётность. Потом он ушёл с завода, и мы стали полноценными партнёрами в этом бизнесе.

Маркетинг

Очень многому научилась у конкурентов: смотрела, как и что они делают. Инструменты меняются, надо постоянно искать что-то новое.Сейчас на продвижение уходит 0,5% от выручки. Это необычная цифра для рынка, но я продаю эмоциональный и хороший продукт. Поэтому мои основные каналы — это контент-маркетинг и «сарафан».

0
121 комментарий
Написать комментарий...
Dmitry Kiselev

Иногда поражаюсь, в каких закрытых мирках взрослеют некоторые миллениалы и зумеры. В 15 лет узнать о Джекиле и Хайде из песен группы Jane Air, когда в любой советской квартире, не говоря уже о школьной библиотеке, можно было найти полное собрание сочинений Стивенсона... 

Ответить
Развернуть ветку
Max B

Наверное, следующим откровением будет то, что Jane Air - это намек на Jane Eyre ... Это тоже книга, и тоже девятнадцатого века, а еще в каждой советской квартире шел такой сериал ))
С другой стороны, справедливости ради, есть много классических произведений, до которых у меня по каким-то причинам руки не дошли. Например, я никогда не читал Рабле.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Есть много классических произведений… и точка.
Думаю, не стоит делать из любого чтения культа (это я как филолог по образованию говорю, если что). 

Ответить
Развернуть ветку
Ипполит Воробьянинов

Как говаривала моя бабушка, «все книги не перечитаешь, все кина не пересмотришь»

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 121 комментарий
null