{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы прогоняем стартаперов, а они нас потом еще и благодарят

Ребята с горящими глазами и гениальной идеей просят разработать IT-решение для запуска продукта. Непременно хотят использовать технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. Думают только о том, как инвесторы выстроятся в очередь, и сколько денег в итоге получится заработать.

Всем привет! Я Кирилл из WB—Tech. Расскажу, как мы вежливо советуем стартаперам, которые к нам обращаются, как им дальше предпринимательствовать — и не потерять все. Выборка у нас достаточно большая: 117 обращений с января 2021 года.

Спойлер: работать в найм советы не даем, хотя это — как утверждают умные люди — лучший способ заработать деньги.

Когда действующий бизнес приходит к нам, то такой заказчик, как правило, знает, что хочет получить, и как все должно работать.

Однако стартаперы приходят обычно с голой идеей и большой мечтой.

С чего обычно начинают стартаперы, и почему они в большинстве лажают

Часть стартаперов раньше что-то слышали об MVP (минимальный продукт), необходимости предпроектного исследования и создании прототипа. Но идея продукта кажется им такой гениальной, будто риска провалиться у нее нет.

Они считают, что идея — самое ценное, и незачем тратить деньги на прототип, который в итоге не пригодится. Идея же сразу и непременно выстрелит — какие еще прототипы, чего вы нам тут глупости рассказываете!

К сожалению, реальная статистика говорит о том, что 92% идей превращаются в тыкву.

А теперь представьте, что вы умный стартапер, и на старте проекта у вас есть выбор: сделать прототип и в случае неудачи потерять 400 000 рублей или не делать прототип и потерять несколько миллионов и кучу времени, если принцесса все же станет тыквой.

И вот здесь важно прислушиваться к здравому смыслу, а не к эго.

Как стартаперы встречаются с реальностью и за что они нас благодарят

При обращении стартап обычно ставит задачу по реализации какого-то мощного решения. Чтобы сразу как Фейсбук, но только зелененький.

Мы знаем, как одну и ту же задачу решить различными способами. Обычно советуем не создавать сразу что-то космическое, а предлагаем использовать готовые инструменты. Так проще, дешевле и быстрее.

Это может шокировать некоторых, но мы осознанно показываем стартапу альтернативу: «можете сами за такие деньги, можете с нами за такие или вот такие деньги».

Пример сравнительного анализа трех вариантов реализации стартапа:

На этом этапе часть стартаперов (из тех, кто умеют слушать мнение экспертов) понимает свои сильные и слабые стороны — и ребята уходят пилить MVP на Tilda или Bubble. Потом многие благодарят, что сэкономили на разработке, внедрив наши советы.

Другая часть стартаперов понимает, что своих ресурсов нет, да и сроки поджимают, и тогда мы начинаем проект консалтинга. Под каждый продукт мы подбираем подходящие способы реализации. Сравниваем плюсы и минусы каждого. Считаем затраты на создание прототипа. Оцениваем потери в случае неудачи всего проекта. Результатом становится пошаговый план действий.

И вот здесь еще часть проектов приходит к дзену: проект, оказывается, не так прост даже на этапе MVP, и денег потребует очень много.

А если мы делимся со стартаперами бенчмарками расходов на маркетинг в их нише (если у нас есть такие кейсы), то можно увидеть, как прямо во время Zoom-звонка в уголках глаз хлопцев и дивчин появляются предательские капли как прощание с мечтой о Бентли.

Реальный кейс: клиент, который хотел начать свой стартап с технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, выбрал самый простой вариант разработки.

Таблица выше — это был как раз для него прогноз, мы вдвое сократили сроки и стоимость от изначально планируемых. И затем уложились в бюджет и сроки.

Стартап — это не игрушки

Не игрушки, а очень даже процессная и проектная деятельность.

Запас денег и эмоциональных ресурсов на старте у всех ограничен.

Если сразу вложить весь бюджет в самую лучшую реализацию одной большой идеи, у вас не будет кэша, когда что-то в процессе изменится (а что-то всегда меняется). Без денег на голом энтузиазме команда или основатель стартапа долго не протянет.

Если начать с создания упрощенной версии продукта, то при отсутствии product market fit, можно быстро сделать пивот и протестировать еще несколько идей.

Проделанную вами работу будут оценивать только по бизнес-результатам. Инвесторы и банкиры не хотят разговаривать с теми, кто не может показать выручку в кассе. В глазах окружающих ценность незаконченного проекта околонулевая.

Будьте экономными! И будьте рассудительными!

Так в завершение переиначу знаменитую фразу Стивена Джобса.

Почитать еще про низкобюджетную разработку можно в нашем блоге.

Если планируете стартап, обязательно прочитайте статью про предпроектное обследование.

0
165 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Шкет

"А теперь представьте, что вы умный стартапер, и на старте проекта у вас есть выбор: сделать прототип и в случае неудачи потерять 400 000 рублей или не делать прототип и потерять несколько миллионов и кучу времени, если принцесса все же станет тыквой."
Практика показывает, что большинство всё же выбирает второй вариант. Рынок отсеивает худших)
Лучший стартап за последний год на мой взгляд этот. Благодаря хорошей бизнес-модели

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Это круто! У технологичных стартапов немного другая история, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сокольских

А что такое нетехнологичный стартап?

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Это клоуны из потребительского it

Ответить
Развернуть ветку
162 комментария
Раскрывать всегда