{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы прогоняем стартаперов, а они нас потом еще и благодарят

Ребята с горящими глазами и гениальной идеей просят разработать IT-решение для запуска продукта. Непременно хотят использовать технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. Думают только о том, как инвесторы выстроятся в очередь, и сколько денег в итоге получится заработать.

Всем привет! Я Кирилл из WB—Tech. Расскажу, как мы вежливо советуем стартаперам, которые к нам обращаются, как им дальше предпринимательствовать — и не потерять все. Выборка у нас достаточно большая: 117 обращений с января 2021 года.

Спойлер: работать в найм советы не даем, хотя это — как утверждают умные люди — лучший способ заработать деньги.

Когда действующий бизнес приходит к нам, то такой заказчик, как правило, знает, что хочет получить, и как все должно работать.

Однако стартаперы приходят обычно с голой идеей и большой мечтой.

С чего обычно начинают стартаперы, и почему они в большинстве лажают

Часть стартаперов раньше что-то слышали об MVP (минимальный продукт), необходимости предпроектного исследования и создании прототипа. Но идея продукта кажется им такой гениальной, будто риска провалиться у нее нет.

Они считают, что идея — самое ценное, и незачем тратить деньги на прототип, который в итоге не пригодится. Идея же сразу и непременно выстрелит — какие еще прототипы, чего вы нам тут глупости рассказываете!

К сожалению, реальная статистика говорит о том, что 92% идей превращаются в тыкву.

А теперь представьте, что вы умный стартапер, и на старте проекта у вас есть выбор: сделать прототип и в случае неудачи потерять 400 000 рублей или не делать прототип и потерять несколько миллионов и кучу времени, если принцесса все же станет тыквой.

И вот здесь важно прислушиваться к здравому смыслу, а не к эго.

Как стартаперы встречаются с реальностью и за что они нас благодарят

При обращении стартап обычно ставит задачу по реализации какого-то мощного решения. Чтобы сразу как Фейсбук, но только зелененький.

Мы знаем, как одну и ту же задачу решить различными способами. Обычно советуем не создавать сразу что-то космическое, а предлагаем использовать готовые инструменты. Так проще, дешевле и быстрее.

Это может шокировать некоторых, но мы осознанно показываем стартапу альтернативу: «можете сами за такие деньги, можете с нами за такие или вот такие деньги».

Пример сравнительного анализа трех вариантов реализации стартапа:

На этом этапе часть стартаперов (из тех, кто умеют слушать мнение экспертов) понимает свои сильные и слабые стороны — и ребята уходят пилить MVP на Tilda или Bubble. Потом многие благодарят, что сэкономили на разработке, внедрив наши советы.

Другая часть стартаперов понимает, что своих ресурсов нет, да и сроки поджимают, и тогда мы начинаем проект консалтинга. Под каждый продукт мы подбираем подходящие способы реализации. Сравниваем плюсы и минусы каждого. Считаем затраты на создание прототипа. Оцениваем потери в случае неудачи всего проекта. Результатом становится пошаговый план действий.

И вот здесь еще часть проектов приходит к дзену: проект, оказывается, не так прост даже на этапе MVP, и денег потребует очень много.

А если мы делимся со стартаперами бенчмарками расходов на маркетинг в их нише (если у нас есть такие кейсы), то можно увидеть, как прямо во время Zoom-звонка в уголках глаз хлопцев и дивчин появляются предательские капли как прощание с мечтой о Бентли.

Реальный кейс: клиент, который хотел начать свой стартап с технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, выбрал самый простой вариант разработки.

Таблица выше — это был как раз для него прогноз, мы вдвое сократили сроки и стоимость от изначально планируемых. И затем уложились в бюджет и сроки.

Стартап — это не игрушки

Не игрушки, а очень даже процессная и проектная деятельность.

Запас денег и эмоциональных ресурсов на старте у всех ограничен.

Если сразу вложить весь бюджет в самую лучшую реализацию одной большой идеи, у вас не будет кэша, когда что-то в процессе изменится (а что-то всегда меняется). Без денег на голом энтузиазме команда или основатель стартапа долго не протянет.

Если начать с создания упрощенной версии продукта, то при отсутствии product market fit, можно быстро сделать пивот и протестировать еще несколько идей.

Проделанную вами работу будут оценивать только по бизнес-результатам. Инвесторы и банкиры не хотят разговаривать с теми, кто не может показать выручку в кассе. В глазах окружающих ценность незаконченного проекта околонулевая.

Будьте экономными! И будьте рассудительными!

Так в завершение переиначу знаменитую фразу Стивена Джобса.

Почитать еще про низкобюджетную разработку можно в нашем блоге.

Если планируете стартап, обязательно прочитайте статью про предпроектное обследование.

0
165 комментариев
Написать комментарий...
Asker Ragimov

Раз такие невысокие шансы, зачем вообще запускать бизнесы? Не проще на диване лежать и в перерывах копирайтером или вебкам подрабатывать?

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

На диване можно, кто ж вам запретит. Если еще и песенку петь “я лежу на камушке ла-ла-ла, где ж вы мои долларушки ла-ла-ла”, то совсем релакс будет.

Ответить
Развернуть ветку
Asker Ragimov

Долларушки! )))))

Ответить
Развернуть ветку
162 комментария
Раскрывать всегда