Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике
Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.
Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.
От новичков до чемпионов России за полгода
Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.
Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.
На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.
Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?
Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм
Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.
В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.
Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.
Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы
Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.
В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.
Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.
Но мы все изменили.
Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.
В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.
И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.
Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.
Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.
В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.
В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.
Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.
Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.
Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты
Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.
Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.
Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.
Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории
В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.
Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников
Осознали, как можем помочь пустыне российского образования
Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.
Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.
Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.
Отдам миллион любому, кто победит меня в споре
Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.
Текст обещал анализ или хотя бы приглашение к анализу проблем образования (которое всегда было проблемное и уж тем более сейчас), но ограничился рекламой.
Вроде бы он всю статью это делает, рассказывая почему плохо пичкать знаниями без понимания и требовать результат любой ценой здесь и сейчас, как это у нас делают при подготовке к ЕГЭ.
Разве в школе пичкают знания без понимания? Это все сугубо зависит от учителей. А коммент выше был про то, что будет АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. Как то так.
Ну Семен Семеныч, если в классе 30 человек, а программа жестко расписана по дням, редкий учитель будет возиться с кем-то, да и то, если увидит искренне заинтересованного ученика.
Система была хороша, когда надо было вчерашних крестьян оптом грамоте научить, сейчас она только для голодрани подойдет, которой кроме ПТУ ничего и не надо.
Мы проигрываем международную конкуренцию именно в школе, а потом уже всякие подлецы на верху добивают.
Вы предлагаете в школе сделать индивидуальное обучение? Не понял
Я предлагаю больше тратить на образование и меньше на дворцы путиных, что позволит кратно увеличить долю индивидуального подхода. Быть учителем должно быть престижнее, чем чиновником.
Комментарий недоступен
Нужно максимально стимулировать развитие частных школ, чтобы государственные были только для совсем уж малоимущих. Профессия учитель не должна ассоциироваться с казенными конторами.
ну тут сначала нужно поднять доход населения))) так что ваша идея неосуществима
С чего бы? Не удивлюсь, если бы частники умудрились бы за меньшие деньги работать.
Достаточно было бы их от налогов освободить и платить им за каждого ученика столько, сколько идут в гос. школы.
э-э, вы хотите чтобы госбюджет засылал бабла неким "частникам", но при этом никак не контролировал процесс и результат ? (черт с ними, с налогами).
Вы к кинобизнесу нашему, часом, отношения не имеете? Очень знакомая схема :)
Вопрос про распилы даже поднимать не надо - чистая черная дыра финансовая.
Контроля со стороны родителей полагаете недостаточно?
Чинуш-вор и просто подлец лучше родителей с этим справится?
Что, пардон, проконтролирует родитель - фин потоки? :) на каком основании его "частник" пустит к документам?
Чинуш-вор и просто подлец лучше родителей с этим справится?Результат образования? как контролировать математику или химию будет средний родитель, кторый забыл эти предметы еще в своем детстве.
Ну раз у нас всё еще из школ выходят местами годно образованные дети и что-то даже на олимпиадах берут - значит какой-никакой, но результат чиновники получать научились. Но неплохо было бы снизить бюрократическую нагрузку, а то, говорят, педсостав воет.
Повторюсь: идея раздать госбабло без контроля - это выбросить его в печку кмк. У нас уже есть индустрия кино с таким подходом к финансированию - ну его в жопу делать тоже самое и в образовании.
Как показывает мировой опыт, гособразование всегда проигрывает частникам, родители могли бы нанять какого либо аудита, по выигранным олимпиадам в конце концов судить об качестве.
У нас частные школы существуют, деньги есть? иди и учись.
Почему бы и бюджетные деньги туда не пустить, как это успешно в ОМС работает? Тогда частных школ было бы больше, что увеличило бы конкурентоспособность страны. Госшколы только к ЕГЭ умеют готовить, так все просрем окончательно.
контроль выполнения никуда ж не делся при этом - Минздрав бдит, исполнители - бюджетники.
Тогда частных школ было бы больше, что увеличило бы конкурентоспособность страны.Кмк, у вас какая-то наивная вера в то что "частное" = "хорошее" (а то и идеальное). Всяких говношкол за весомые бабки - полно на рынке. Всякие вальдорфские методики и монтесори, чего только нет. Лепят из детишек каких-то уникальных снежинок овощных :) но мамкам нравится.
В ОМС исполнители частники уже который год работают, але.
Кмк, у вас какая-то наивная вера в то что "частное" = "хорошее"Практика критерий истины, страны где частников в образовании больше, успешнее, а вы обычный совкодрочер, который верит в силу государства, которая на практике упирается в чинуша вора и просто похуиста, которому главное отчет красивый написать и жопу прикрыть, как говорится, государственное, значит ничейное.
а вы прекраснодушный мечтатель, который при этом топит за создание очередной финансовой черной дыры, куда будут сливаться бюджетные средства бесконтрольно. Нуегонах.
страны где частников в образовании больше, успешнееОтдельно про "совок": емнип, был доклады ЦРУ в конце 50х где солидные дядьки писали что штаты могут потерять лидерство научно-технологическое т.к. производство и просто образованной молодежи, и научно-технической интеллигенции в СССР идет более высокими темпами. Т.е. "советское" - не обязательно "плохое". Союзу это в оконцовке не помогло, но рывок был знатный всё же.
correlation is not causation.
В ОМС исполнители частники уже который год работают, але.И есть ли примеры таких стран где государство бесконтрольно содержит частников за свой счет?
я про тех кто лечит.
В ОМС же частники не стали черной дырой, с чего бы в образовании это должно произойти?
я про тех кто лечит.В условиях больших изменений частники способны с одной стороны быть гибче, с другой предлагать разные варианты, что-то да выстрелит, тогда как закостенелое гособразование способно только отставать.
СССР к 50-м годам показывал хорошие цифры за счет низкой базы, сейчас ЦРУ пугают китайцами. Какой вообще смысл по чьим-то пугалкам оценки делать, когда есть практика как критерий истины?
Страны выигрывают и проигрывают что-то исключительно за партами, СССР проиграл.
Ты чего такой деревянный? Именно частники уже который год лечат по ОМС
https://www.kp.ru/putevoditel/krasota/chastnye-kliniki-rabotayushhie-po-oms/
у ОМС исполнителями являются бюджетные больнички, которые жестко контролируются минздравом.
В условиях больших измененийВы же предлагаете сделать эти больнички частными забив на контроль. И как там станут лечить - государство колыхать не должно. Припарками, наговорами модными, холотропным дыханием и травками - сойдет. Динамичные пути поиска нового, ага :)
а какие изменения произошли в строении головного мозга человеческого детеныша? Что нового придумано в плане развития когнитивных способностей и в педагогике в целом что требует резвого апгрейда школьной системы?
Ты чего такой упертый? Я же тебе даже ссылку дал, где именно частники лечат по ОМС?
Там одна вода. Но ок, некоторые частники решили получать деньги не только напрямую от пациента, а и от ОМС - всё что я понял :) Молодцы.
Если государство начнет выплачивать частникам подушевое финансирование на уровне бюджетных школ при этом жестко контролируя образовательную программу (как в медицине стандарты лечебные) - пущай. С тем геморроем бюрократическим от министерства - таких частников будет немного :)
А вот "просто дай денег, а дальше мы сами" - нет, такого не надо. В кинопроизводстве такой подход пока еще не привел к появлению шедевров вроде :)
Какая вода, чего ты бредишь совкодрочер?
Я лечусь в частных клиниках и регулярно наблюдаю тех, кто ОМС полисы предъявляет.