{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Вы легко можете лишиться бизнеса и остаться в должниках у Wildberries – владельцы ПВЗ про «внутреннюю кухню» компании

Проект «Ошибатор» решил выяснить: всё ли так гладко и стабильно в партнёрских отношениях между маркетплейсом и владельцами пунктов выдачи заказов?

Мы поговорили с предпринимателями и узнали, с чем им приходится сталкиваться на всех этапах сотрудничества с Wildberries. Проблем оказалось достаточно много: от мелких штрафов до отключения ПВЗ за низкий рейтинг (который рассчитывается абсолютно некорректно).

В данной статье разберём основные ошибки и проблемы владельцев ПВЗ, о существовании которых большинство начинающих предпринимателей даже не догадываются.

Не стоит рассчитывать на то, что это лёгкий в создании и управлении бизнес, на котором вы сможете много и стабильно зарабатывать.

Про открытие и закрытие ПВЗ.

Сегодня у Wildberries доступен лишь один формат открытия ПВЗ – брендированный пункт выдачи заказов (БПВЗ). До этого был ещё другой формат – партнёрский пункт выдачи заказов (ППВЗ), но данный вид сотрудничества WB полностью приостановили с 24 сентября 2021 года, прекратив принимать заявки на открытие ППВЗ.

С 24 октября действующим ППВЗ предложили переоформиться в БПВЗ, ну а тех, кто по каким-либо причинам не сможет/не захочет этого сделать, будут отключать от партнёрской программы в течение 3-х месяцев.

С того же 24 октября начались отключения ППВЗ от партнёрской программы Wildberries, а служба поддержки давала всем шаблонные ответы. Все аргументы о нецелесообразности данной меры и претензии владельцев ППВЗ оставались без обратной связи от маркетплейса.

Проблемы

Заказ мебели для ПВЗ через Wildberries.

Это одна из самых частых «головных болей» для предпринимателей на стадии открытия ПВЗ. С мебелью, которую вы закажете для своего ПВЗ через маркетплейс, могут быть 3 проблемы:

1. Как показывает практика, заказанная мебель в большинстве случаев придёт через 3-5 недель, вместо положенных 10-12 дней.

2. Если вы так и не дождётесь свою мебель в течение 3-5 недель и напишите претензию в службу поддержки, то всё, что они для вас смогут сделать – это посоветовать вам отменить заявку, вернуть деньги и заказать мебель у любого другого контрагента. В этом случае даже не заикайтесь о компенсации за возможный простой арендуемого вами помещения, её просто не существует в природе у Wildberries.

3. 7 из 10 отзывов о мебели являются отрицательными. Вам могут не положить фурнитуру (полностью или частично), перепутать комплектацию, доставить брак или повреждённую мебель, отправить ваш заказ в неизвестном направлении и прочее. Так что будьте готовы к дополнительным финансовым и временным затратам, а лучше всего сразу ищите контрагентов в своём городе.

Вся крупногабаритная мебель для ПВЗ заказывается исключительно на ближайший к вам сортировочный центр Wildberries. Мелкую мебель можно заказать с прямой доставкой на ваш ПВЗ. С сортировочного центра вы обязаны забрать мебель самостоятельно (+ дополнительные расходы).

Вот так предприниматели ждут свою мебель, а поддержка их либо игнорирует, либо грубо «сливает»

Обязательно учитывайте эти факторы при согласовании арендных каникул с собственником помещения – они должны быть не менее одного месяца. Также стоит учитывать и то, что сам Wildberries даёт вам на ремонтные и подготовительные работы не больше одного месяца.

Рекламная вывеска и контрагенты Wildberries.

На сегодняшний день у Wildberries есть два официальных партнёра, которые изготавливают всю необходимую наружную рекламную продукцию для ПВЗ (вывеска, режимник и кронштейн). Заказав наружку у данных контрагентов надо быть готовым к тому, что сроки изготовления обязательно будут сдвинуты вперед, а стоимость может быть выше, чем у других подрядчиков (существенную разницу могут почувствовать регионы).

Сам маркетплейс не настаивает на том, чтобы все заказы на наружку проходили исключительно через данных контрагентов, владелец ПВЗ может заключить договор с кем ему будет удобнее и выгоднее: есть только одно «но». У Wildberries есть программа компенсации стоимости вывески собственникам ПВЗ, но она будет применима только в том случае, если вывеска полностью соответствует требованиям брендбука (качественный материал, цвет, все параметры), а также при условии сохранения партнёрства на протяжении 12 месяцев с момента активации ПВЗ. Вот здесь-то и может возникнуть проблема, которая выражается в отказе от компенсации по причине хотя бы малейшего несоответствия требованиям брендбука.

Согласование вывески.

Не во всех городах России можно легко решить вопрос по согласованию вывески на фасаде здания/помещения. Не многие предприниматели учитывают этот момент в самом начале открытия своего ПВЗ: не узнают у собственника помещения о возможности размещения вывески необходимых параметров. Некоторые даже умудряются подписать договор аренды, а когда выясняется, что вывеску разместить невозможно, а значит и невозможно открыть сам ПВЗ (такие требования Wildberries), то для них наступает момент расплаты: от уже ненужной, но оплаченной мебели до штрафов за досрочное расторжение договора аренды.

Рейтинги ПВЗ и очень странная система их расчётов.

С 25.10.2021 года Wildberries начал рассчитывать мотивацию за показатель среднего рейтинга ПВЗ. На основе данного рейтинга рассчитывается процент премирования/депремирования ПВЗ. Вроде бы всё справедливо: плохо работаешь – штраф, хорошо работаешь – премия, но только в данном случае у Wildberries своё представление о справедливости.

На рейтинг ПВЗ влияют три показателя (отзыва) от клиента: 1. Оценка доставки товара; 2. Комментарии и пожелания по работе пункта выдачи; 3. Пожелания по работе интернет-магазина. То есть, одним отзывом клиент может оценить сам Wildberries, доставку и ПВЗ. Если ему приходит некачественный или повреждённый товар, то он оставляет на это свой гневный отзыв и ставит оценку «единицу». Таким образом, рейтинг ПВЗ снижается по абсолютно не связанным с его работой причинам. При этом Wildberries никак не модерирует данные отзывы: их могут оставить абсолютно неадекватные клиенты, по абсолютно надуманным причинам, WB на это никак не отреагирует.

Сообщения от владельцев ПВЗ после того, как WB стал снижать рейтинги и депримировать их пункты.

Вот как выглядит шкала премирования/депремирования ПВЗ на основании рейтинга.

Штрафы и депремирование

Как владельцы ПВЗ по окончании месяца могут ещё остаться должны маркетплейсу? В этом им «помогают» штрафы и депремирование (мы расскажем про самые основные из них).

Фальстарт в активации ПВЗ.

У маркетплейса есть штраф за активацию ПВЗ, если он ещё не готов принимать товары. Штраф составляет – 50 000 руб. Многие предприниматели не учитывают этот момент и начинают активировать свой ПВЗ сразу же после одобрения технического открытия. В таких ситуациях, даже если вы случайно активировали ПВЗ, штраф прилетает мгновенно и обжалованию не подлежит. Поэтому, чтобы не получить данный штраф, активацию необходимо производить только при 100% готовности ПВЗ принимать/отпускать товары.

Кстати, из-за таких вот невнимательных предпринимателей служба поддержки WB закрыла один из своих чатов в Телеграм. Бесконечная череда однотипных, а порой и просто глупых вопросов (ответы на которые есть в руководствах) привели к тому, что владельцы ПВЗ лишились такого удобного способа получения информации.

Чужие фотографии.

Если вы захотите сэкономить на ремонте и оформлении помещения, отправив на согласование ПВЗ чужие фотографии вывесок, примерочных, потребительского уголка и прочего, то очень легко «нарвётесь» на штраф: за каждый несоответствующий действительности пункт — 10 000 руб.

Невнимательность сотрудников.

Эта проблема может привести к достаточно ощутимым штрафам со стороны маркетплейса. Вот лишь некоторые ошибки, которые могут совершить сотрудники ПВЗ и за которые будете платить вы (если сотрудники не будут являться материально ответственными):

1. По накладным товар принят, а по факту его нет (украли, потеряли и прочее) – вас ждёт депремирование и полная оплата «принятого» товара;

2. Приняли невозвратный товар – придётся оставить его себе за полную стоимость;

3. Приняли возвратный товар, но не по условиям возврата – штраф и полная оплата товара за свой счёт.

Приём товара от транспортной компании.

К ПВЗ у Wildberries очень строгие требования по приёму товара: есть даже нормативы на скорость раскладки товара – 2,5 часа. Расчёт идёт практически на минуты, за задержки/срывы предусмотрены штрафы и депремирование. Доступ к ПВЗ у транспортной компании должен быть 24/7, если по вашей вине ТК не сможет разгрузить товар в удобное для них время, то к вам применят штрафные санкции и (или) депремирование.

Основные ошибки владельцев ПВЗ

1. Аренда помещения где есть проблемные входные группы и (или) коридоры (особенно у подвальных/полуподвальных помещений) – узкие, низкие и прочие. Необходимо учитывать, что в помещение с такими параметрами будет очень проблематично или практически невозможно занести крупногабаритную мебель для оснащения ПВЗ. Узнавайте заранее размеры оборудования и технические характеристики помещения.

2. Условия расторжения договора аренды. Необходимо уделять особое внимание на сроки уведомления о расторжении договора и на штрафные санкции в случае одностороннего расторжения с вашей стороны. Депозит обязательно должен быть либо возвратным, либо зачитываться в счёт последнего месяца аренды. Чтобы защитить свои инвестиции и уберечь себя от недобросовестных арендодателей, которые захотят лишить вас раскрученного бизнеса, пропишите мораторий на расторжение договора с их стороны на срок окупаемости ваших инвестиций.

3. Помимо основных расходов на открытие ПВЗ – аренда, мебель, оплата труда и прочее, существуют ещё дополнительные расходы, но многие предприниматели их почему-то не закладывают в «тело» инвестиций: видеонаблюдение, система пожарной сигнализации, охрана (вневедомственная, тревожная кнопка), сканеры, бытовые нужды работников пункта (чайник, микроволновка и прочее), канцелярские товары, моющие и дезинфицирующие средства, интернет и всё, что с ним связано, а также многое другое.

4. Отсутствие финансовой подушки на оплату основных расходов (хотя бы ещё на один-два месяца работы вашего бизнеса) – аренда и фонд оплаты труда. Не заработаете в первый месяц на эти основные расходы и вас могут ждать штрафы и расторжение договора аренды по вашей вине.

5. Не учитывать налоги как отдельную статью расходов.

Мы рассказали про самые основные проблемы, с которыми могут столкнуться предприниматели, решившие открыть ПВЗ Wildberries. На самом деле их значительно больше. Если вы захотите узнать подробную информацию про открытие и работу ПВЗ, то можете написать нам в Телеграм

Ну и напоследок: с 01.11.2021 года Wildberries ужесточает требования к открытию ПВЗ.

Думаем, что нам будет ещё о чём рассказать на эту тему: как открыть пункт выдачи заказов Wildberries (Вайлдберриз)

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Ян Марков

К сожалению, такая палочная система из-за не прокаченного в стране института доверия и добросовестности. Зайдите в любой пункт выдачи который работает не с одной ТК, вот из-за этого вб так карает.

Ответить
Развернуть ветку
Ошибатор
Автор

Ян, благодарю за комментарий!
Да, действительно, многие ПВЗ "солянки" могут реально иметь тот вид, что слева на фото: только есть одно "но". Если взять какой-нибудь небольшой населённый пункт, то там будет совсем экономически невыгодно открывать отдельный пункт выдачи заказов под WB и отдельный для других маркетплейсов: под них могут банально отсутствовать подходящие помещения.
В этом случае страдать будут жители таких населённых пунктов, которым придётся ездить за заказами в более крупный городок. Этот нюанс, к сожалению, WB не учитывает.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Марков

Но опять же, вы мыслите "хочу открыть но не так как на картинке" это тема к добросовестности. Я сам этим грешил, глаза мне открыли заграничные друзья. Тут и вб можно пнуть, чтобы они ограничивали открытие в селах. (хотя там на самом деле самый смак по заказам, долго пытался понять почему, но понял что тупо негде больше что-то купить)

Ответить
Развернуть ветку
Ошибатор
Автор

Поэтому WB надо исходить из реальных показателей партнёрских ПВЗ: если он обеспечивает нормальное и качественное обслуживание, то почему бы его не оставить в партнёрской программе. Но их стратегия - всех под одну гребёнку.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Марков

Франшиза. Вб это логистика и сервис, поэтому очень важно соблюдать все правила. Ру бизнес хочет играть не по правилам. Хотя они четко прописаны. Есть франшизы некоторых сетей магазинов где разрешено самовольство но в процентах и где-то в дальнем углу. Ну и блин, вы например долго прорабатывали дизайн, вкладываете в узнаваемость, даете франшизу дяде на тракторе, а он колхозит это

Ответить
Развернуть ветку
Ошибатор
Автор

Согласен. Правила должны соблюдаться.
Но также должен быть разумный баланс в партнёрских отношениях. В ситуации с WB явно напрашивается потребность в разделении условий франшизы на 2-3 варианта: для крупных городов, средних и небольших населённых пунктов. Почему бы WB не пойти по этому пути своего дальнейшего развития? А так получается, что в итоге страдают конечные потребители, которым придётся ездить за 10-20 км. от дома, чтобы забрать свой заказ. На этом фоне может появиться ещё одно дополнительное посредническое звено и, соответственно, дополнительные расходы для клиентов WB.

Ответить
Развернуть ветку
Gareht Nineth

Есть же простой способ: при соблюдении всех правил премия удваивается/утраивается. Дальше колхозники сами сбегут. Или не сбегут.

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда