{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как пережить хейт и 1800 дизлайков, перестроить бизнес-процессы и стать лучше: кейс XYZ School

Рассказываю, как конфликт со студентами помог нам увидеть новые точки роста.

Привет, на связи Павел Мосейкин, сооснователь и генеральный директор школы XYZ. Мы учим делать игры — создавать 3D-графику и концепты, придумывать персонажей и программировать. За два года через наши курсы прошли 140 000 студентов, которые рекомендуют нас знакомым и хвалят за крутой контент.

В июне на DTF появился пост: группа студентов XYZ School пожаловалась на один из 45 наших курсов — GameCode. За два дня статья набрала 100 тысяч просмотров и стала самой популярной за всю историю сайта.

Что случилось

Ребята рассказали, что отдали «$1000+ за курс, которого нет» – и что мы неоперативно реагируем на проблему.

На следующий день мы опубликовали пост с ответом и объяснением ситуации. Но не дали людям ожидаемой конкретики – и собрали почти 2 тысячи дизлайков (еще один рекорд на DTF). Все это отразилось на команде XYZ Media: мы обоюдно решили прекратить сотрудничество.

Перед нами было два пути:

  • Отчитываться перед общественностью, не имея опыта в PR.
  • Сосредоточиться на решении проблем с действующими студентами и командой.

Мы поняли: если продолжим давать комментарии, это усугубит ситуацию. Даже если мы пообещаем, что все исправим, журналисты и блогеры ответят: чего же вы раньше сидели? Этот вопрос продлевает жизнь конфликту.

Поэтому мы выбрали второй путь: решили сфокусироваться на ситуации со студентами и сосредоточиться на продукте.

Почему так произошло

Курс, который вызвал столько жалоб, помог нам понять: мы столкнулись с «болезнью роста». За два года команда выросла до 100 человек (это не считая преподавателей), а вот процессы вырасти не успели.

GameCode мы записывали долго. Преподаватель работал на школу в фуллтайм-формате в течение года в нашем питерском офисе. Летом он устроился на работу – и мы это приветствовали: нам важно, чтобы курс вели практики.

Мы не отловили момент, когда курс стал выходить с задержками,

Для нас такая яркая реакция на ошибку – в каком-то смысле даже хороший знак: на другие курсы никто не жаловался. Думаю, именно поэтому кейс вызвал столько эмоций у геймдев-сообщества.

Что мы предприняли:

  • Сняли курс с продажи.
  • Обозначили сроки, в которые исправим ситуацию.
  • Создали форму для обращения к руководству и сайт, на котором каждые день-два публиковали отчеты по курсу. Там мы публично показывали, сколько видео сейчас в работе.
  • Сделали отдел заботы, который давно пора было придумать. Теперь он отвечает за общение со студентами.
  • Ошибка стоила нам денег: мы открыли студентам доступ к разным мастер-классам, другим курсам, своей стриминговой платформе и так далее.
  • В частном порядке решили вопрос с возвратом средств.
  • Отвечали на вопросы студентов других курсов: их ситуация взволновала не меньше.
  • Я дал официальный комментарий в соцсетях и провел прямой эфир с сотрудниками.
Страница, где мы вели историю загрузки курса после жалобы

Конфликт не только не разобщил нас, но и сплотил. Я пообщался с командой, объяснил ситуацию, рассказал, как мы будем развиваться и что изменим в ближайшее время. К концу июля в полную силу заработала новая редакция XYZ Media.

Как поменялось общение со студентами

  • Мы сделали упор на модерацию в дискорде и добавили в чаты сотрудников из отдела заботы.
  • Выделили 5 человек на поддержку: они следят за качеством и своевременностью ответов в чате.
  • Два раза в месяц мы опрашиваем студентов – спрашиваем, насколько они удовлетворены обучением.
Так мы решили быть на связи всегда: в мессенджерах, в личках, в почте

Самое главное – мы системно занялись коммуникациями и наладили все контакты для оперативной связи во всех соцсетях в формате одного окна. Любой запрос теперь сразу попадает туда, куда нужно, и быстро решается.

Как изменились бизнес-процессы

Самое важное, что мы вынесли – мысль о том, что пора усиливать продукт и его команду. Поэтому внедрили новую HR-стратегию: директор по персоналу вместе с нами выбрал 20 ключевых сотрудников XYZ, с которыми мы обсудили самые главные «боли» компании – и наметили пути их решения.

Что еще сделали или делаем прямо сейчас:

1) Увеличили команду HR-специалистов. И стали сотрудничать с внешними коучами и бизнес-психологами для внедрения лучших практик.

2) Разобрались с целями и видением компании. Теперь активно оцифровываем основные процессы и функции, прописываем зоны ответственности, уточняем стратегию компании на ближайшее время. Нам важно, чтобы каждый сотрудник знал цель компании и понимал, зачем он работает в XYZ.

3) Взяли курс на поиск опытных управленцев. Раньше мы придерживались стратегии найма молодых специалистов, которые росли вместе с нами. Но наши отделы выросли в 3-4 раза. Чтобы лучше менеджерить друг друга, мы стартовали внутренний проект по развитию управленческих компетенций текущего персонала и скоро запустим «Школу лидеров».

4) Готовимся к масштабированию в СНГ. Сейчас наша задача — не только получать удовольствие от процесса создания курсов, но и подготовить компанию к активному росту.

Ситуация с конфликтом помогла мне понять, что дальнейшее масштабирование школы — в людях. Если команда будет устойчива, ей будет хорошо и она будет сильна, тогда мы сможем и дальше расти без ухабов.

Кстати, курс, конечно же, полностью доработали. И сейчас он выглядит вот так:

Бонус: у нас появился «чат добра». Каждый день команда публикует там благодарности от студентов. Это очень поддерживает эмоционально.

Чему мы научились

Изначально XYZ School развивалась как стартап. Мы начинали с небольшого комьюнити, а выросли в проект, который за два года помог 140.000 студентам погрузиться в геймдев-индустрию и прокачать свои навыки.

Мы очень быстро росли: в 2019-м средний чек на курсы составлял 35 тысяч рублей, а сейчас — 50 тысяч. Поначалу я и мой партнер работали как специалисты техподдержки, таргетологи, SMM-щики, бухгалтеры и так далее. С трех сотрудников команда выросла до 178 специалистов.

Когда мы удостоверились в том, что определенный рынок курсов по геймдеву действительно может быть перспективным, то пошли по «концепции рок-звезд». Другими словами, мы стали нанимать звездных преподавателей.

Нам нужны были не теоретики, а практики с реальными навыками в индустрии. Каждый из наших преподавателей и сегодня работает «руками», развивая свой курс вместе с рынком.

Параллельно с поиском звезд мы сфокусировались на отдельном внутреннем продукте – собственной образовательной платформе (LMS). Готовые варианты нас не устраивали. У нас до сих пор есть команда разработки, которая поддерживает и развивает платформу.

За два года на нашем YouTube-канале мы собрали 30 млн просмотров и получили «Серебряную кнопку», сделали 15 бесплатных курсов, которые погружают новичка в основы геймдев-индустрии, попали в рейтинг от РБК, получили премию Рунета и создали свой интернет-журнал. Скоро планируем запускать школу в СНГ – с прямой рассрочкой на обучение от местных банков.

Наша задача на самом старте и сейчас — улучшать продукт и давать много полезного контента в удобном формате. Когда ты приходишь в XYZ, ты не получаешь просто курс. Ты попадаешь в целую экосистему.

По итогам пережитого негатива и 1800 дизлайков я понял, что любому руководителю нужно:

  • Быть готовым ко всему и не расслабляться при бурном росте. Если на бумаге все хорошо, не значит, что какие-то процессы не страдают. В нашем случае — процессы коммуникации в команде, со студентами и преподавателем.
  • Не пренебрегать хорошей репутацией. Иначе все инструменты привлечения не окупятся. Мы никогда не работали с PR и не знали, как это делать.
  • Реагировать на обратную связь. Всегда. Даже если очень больно. Плохой дали фидбэк или хороший – не имеет значения. Не пытайтесь что-либо обещать: лучше сразу перейти к реальным действиям и принять ситуацию.
  • Работать с командой в кризисной ситуации. И вовремя продумать HR-стратегию. Она должна выручить в сложный момент. Если у вас все хорошо, это дополнительный повод задуматься о том, как развивать сотрудников.
  • В момент кризиса искренне сопереживать клиенту и показать свою сопричастность процессу. Важно вовремя увидеть проблему и начать действовать.

Если у вас есть идеи, как можно улучшить XYZ, пишите сюда. Мы готовы к обратной связи.

0
147 комментариев
Написать комментарий...
Вячеслав Быков
Чему мы научились

Так деньги-то научились возвращать за неоказанные услуги и услуги ненадлежащего качества?

В статье лишь одной строчкой о том, что в частном порядке решили старые вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

https://vc.ru/services/261525-polgoda-ya-proigryval-vse-peregovory-soosnovatel-xyz-school-rasskazal-kak-poteryal-svoy-biznes

Я так понимаю, Павел Мосейкин - это как раз один из этих двух челов, которые отжали XYZ у фаундера.

Лучшие цитаты:
- Не пускай дилетантов в продукт — испортят просто потому что не шарят, как бы они не были в себе уверены. Этого просто не нужно делать. Кстати, теперь я знаю откуда берутся отстойные сиквелы хороших фильмов.
- Хаслеры создают только ширмы, за которыми нет ничего: смыслов, и идей, содержания.
- Если в команду приходит бесполезный человек — от него надо избавляться, он разрушает компанию и мешает процессам. Если такого человека назначают директором по развитию — то есть шанс поставить рекорд по дизлайком на популярном портале.

Ответить
Развернуть ветку
Yes, Your Grace
отжали

Я просто скопирую один из комментов с дтф:

Отбросим эмоции и смотрим на ситуацию непредвзято - в компании 3 совладельца в равных долях, один из них в депрессии начинает пить, употреблять вещества, а потом и вовсе укатывает отдохнуть, в то время как проекты горят - это уже не нормально. Если этот гулена еще и держал в тот момент все бразды правления, то он получается бросил свое детище на произвол судьбы, а двое оставшихся совладельцев, пытавшихся все время его загула что-то делать оказались в ситуации когда видят как вылетают в трубу их инвестиции и ничего сделать не могут - вполне логично что они начали искать способ исправить положение и сделали это убого - уж как умели.

Или вот:

Но стоит тоже понимать, что чел проебался на всех абсолютно этапах, не вывозил роста компании (а он должен был быть, а иначе — смерть), и настолько не вывозил, что начал 1) упарываться всяким по рецепту и без 2) бросил всё и уехал "отдыхать душой". На месте партнёров я бы тоже охуел от такого коллеги. То, как они поступили — наверное не правильно, возможно, но что, если у них вся работа буквально встала, пока он там чиллил в Питере? Короче — тут надо слушать вторую сторону и уже потом делать какие-то выводы. Но чел конечно подходящее время выбрал чтобы набросить, сейчас на его сторону кто угодно встанет

Алсо, 2/3 долей компании он отдал сам, добровольно, о чем открыто говорит. То есть у них большая часть владения, они по сути могли делать что угодно, т.к. на двоих являлись больше владельцами, чем он.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
2/3 долей компании он отдал сам, добровольно, о чем открыто говорит
Короче — тут надо слушать вторую сторону и уже потом делать какие-то выводы

В то, что у инвесторов будет своя правда, - а мы не знаем инвесторы ли эта сладкая парочка или просто арбитражники, вовремя подсуетившиеся и задешево отжавшие дольку здесь, а потом перепродавшие ее подороже там, - в это я более чем верю.

То, как они поступили — наверное не правильно

Да нет, не так уж плохо, - видали мы и пожестче высаживания. Акцент тут не на том, что они как-то не так поступили с фаундером, а на том, что ну ладно фаундер плохой - сидел на веществах, - но Вы-то что? Рассказывать духоподъемные истории в стиле Аяза Шабутдинова после того, как 3 квартала откровенно на%%ывали клиентов? В течение 9 мес эти "эффективные менеджеры" почему-то "не знали", что курс, за который они активно стригли купоны с доверчивого населения на самом деле не существует? Ок, фаундер что-то там нюхает, а Вы что нюхали? Конверсию трафа? И особенно меня порадовала фраза, что мы из-за этих проклятых "потребительских экстремистов", которые вперед заплатили штуку евро (или баксов) и 9 мес не видели курса, мы из-за них даже выручку упустили из-за того, что кому-то там открыли доступ к другим курсам, которые существовали. Не знаю что там с фаундером, но таких точно нужно высаживать еще вчера за профнепригодность, т.к. они лояльность клиентов и допродажи в принципе не могут построить. Сделать кэш-машинку, которая недолгое время будет переработывать какое-то количество оболваненых клиентов в бабло - да, такие могут. Только обычно в один прекрасный момент лохи заканчиваются и выясняется, что вэлью у бизнеса-то никакого и нет - пепелище. Проще это закрыть нах и с нуля все заново делать. Как бы акцент на том, что судя по тексту люди свято верят в то, какие они касавчеги, хотя на самом деле теперь инвесторам придется долго и много башлять на то, чтобы восстановить репутацию бизнеса в глазах потенциальных клиентов. Если это вообще возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Yes, Your Grace

Не, этих я не защищаю ни в коем случае. Я к тому, что и тот чел там тоже не бедный обиженный мальчик - все хороши, скорее всего.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Денег ему заплатили - уже норм. Тем более говорит, что немало. Сам развод как раз выглядит вполне "человеческим". А плюс или минус, 10% или 20% там "должно было быть на самом деле" со стороны ни за что не поймешь.

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда