{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Твое собачье дело: как понять, что пора закрываться

Привет! Меня зовут Лиза, и сегодня я расскажу, как мы с друзьями сделали мастерскую поводков для собак со сроком окупаемости 2,5 месяца, ROI 570%, осчастливили 400+ собак, но в итоге свернули проект.

Кто вообще все это пишет

Слева Лиза - менеджер продукта в Авито, справа Маша - системный аналитик, посередине Север. Еще есть Денис, но он не любит фоткаться, поэтому просто представьте талантливого кареглазого брюнета-маркетолога.

Будет честно сказать, что на старте нас было четверо: две пары, которые в равных долях вложились в проект. Мы поделили обязанности исходя из того, кто в чем был хорош: Денис отвечал за маркетинг и закупки, мы с Машей за общение с клиентами, визуальный стиль, Саша - за финансовую составляющую. На первых порах в вас инвестируют классические FFF (family, friends, fools), так было и в нашем случае: мы не искали инвестирование вовне, а справились своими средствами.

В начале был щенок

...или даже 2 щенка

В прошлом году с разницей в пару месяцев мы завели щенков корги и осенью поняли, что обычный поводок из стропы (бюджетный материал, который быстро теряет товарный вид, но основную функцию поводка исполняет отлично) быстро пачкается, мокнет и теряет вид уже после первой лужи. Поэтому мы стали искать поводок, который бы устраивал нас по качеству и цене. Тщетно обыскав все возможные магазины, мы поняли, что все, что продавалось, было (на наш минималистичный вкус) некрасивым, непрактичным, а зачастую еще и стоило конских денег. Поэтому мы решили сделать амуницию сами.

За время поисков мы узнали о биотане - это материал из ПВХ и стропы, по ощущениям очень похож на кожу, но куда более практичный. Биотан - это зарегистрированная торговая марка, принадлежащая американскому производителю. На рынке есть много подделок, но настоящий американский биотан приятный на ощупь, не теряет цвет со временем, не замерзает на морозе, моется проточной водой и прослужит долгие годы.Заказав первую партию биотана из Штатов, фурнитуру из Чехии и купив необходимые станки для работы с кожей, всего через каких-то три недели мы сидели на кухне и как дети радовались первому собранному поводку и ошейнику.

Стоило всего пару раз появиться с таким комплектом на собачьей площадке, как начались вопросы от собачников: “А где брали такой поводок?”, “А точно не надо стирать после каждой прогулки?”, “И даже в -30 не замерзает?”.

В этот момент родилась гипотеза, что есть перспективный, никем не занятый рынок.

Гипотеза: есть свободная ниша на рынке амуниции собак

На коленке собрав первый качественно-количественный опрос в гугл формах, мы разместили его в соцсетях и на внутреннем ресурсе Яндекса (тогда я еще работала в Я), всего за пару дней мы поняли, что гипотеза подтвердилась.

Мы связались с теми, кто выразил самый яркий интерес к поводкам, и предложили заказать первые комплекты со скидкой, это позволило:

  • снизить CPA (cost per acquisition) привлечения первых клиентов, мы не тратили деньги на рекламу;

  • получить обратную связь;

  • понять свои слабые места;

  • принять решение о масштабировании.

Этот этап был крайне успешен:

  • первые поводки улетали, как горячие пирожки - 29 товаров было продано за месяц;
  • про нас рассказывали в инсте - мы набрали 500+ подписчиков, не влив ни рубля в рекламу.

Мы поняли, что стоим на правильном пути.

Как отстроиться от конкурентов и где брать клиентов

Мы не хотели быть еще одной мастерской поводков, мы хотели стать частью образа жизни собачника. Поэтому с самого начала начали выстраивать бренд WowPaw, пытались заложить ценности, которые исповедуем в повседневной жизни:

  • минимализм;

  • многократное использование;

  • высокое качество;
  • доброжелательность к окружающим.

Это помогало нам и отстраиваться от конкурентов:

  • мы отвечали в директе за несколько минут;

  • изготавливали поводки в среднем в 3 раза быстрее аналогичных мастерских;

  • не завышали цены относительно схожих мастерских. В среднем наши поводки стоили около 2 500 руб, а комплект с ошейником - 4 000 руб. У нас не было цели заработать, все делалось на чистом энтузиазме и желании сделать еще чью-то жизнь комфортнее - тут "бабки - не главное" :)

На первых порах мы закупали рекламу в Инстаграм (до сих пор это наш самый эффективный канал продаж), кидали офферы в чат питомника, где купили щенков, давали клиентам скидку на второй заказ, чтобы растить retention. Как мы помним, биотан - крайне практичный материал и за вторым изделием клиент вернется скорее всего очень нескоро.

Если бы перед нами стояла задача выращивания собственного бизнеса, то остро встал бы вопрос: производить амуницию низкого качества, которая будет заставлять покупателей возвращаться за новыми изделиями, или поставлять качественный продукт, но понимать, что скорее всего клиенты не вернутся или вернутся очень нескоро. Это классическая дилемма, которая встает перед каждым предпринимателем; обе стратегии имеют как свои плюсы, так и свои минусы. Мы выбрали вторую стратегию, осознавая все риски.

Мы, как покупатели, придерживаемся стратегии less is more - стараемся покупать качественные, более дорогие вещи, но реже. Мы элементарно не хотели производить товар, который не захотелось бы купить самим, поэтому остановились на стратегии более высокого качества.

Чтобы возвращать клиентов, которых мы уже однажды привлекли, мы давали скидки 10% на повторный заказ.

Первые успехи

Мы устраивали собачьи фотосессии дома, приходили в парки и снимали в наших изделиях красивых собак. Всю полученную выручку вкладывали в закупку материалов и раскрутку, ни рубля не положили в свой собственный карман. Одно ощущение того, что мы делаем счастливыми сотни семей, грело нас. Особенно, когда читали такие отзывы:

Через 5 месяцев после старта у нас стали появляться свободные деньги, и мы могли рассчитаться с Сашей, который по личным причинам решил сначала перейти на роль инвестора, а затем и вовсе покинуть проект. Нас осталось трое.К этому же времени мы смогли расширить ассортимент, чтобы продавать поводки владельцам очень мелких или очень крупных пород собак. Ширина биотана для таких пород нестандартна и раньше держать их в постоянном запасе не было смысла, так как популярностью они не пользовались.

Тогда же мы стали понимать, что биотановый ассортимент нужно диверсифицировать, и пытались дотянуться до тех, кого отталкивала цена (несмотря на то, что мы были дешевле конкурентов, наши биотановые поводки стоили все равно в 10 раз дороже, чем стропа). Мы тестировали другие материалы для ошейников (например, дешевый паракорд, из которого делали стропы парашютов): эксперимент был быстрым, но мы поняли, что производство ошейников из корда - дело крайне трудоемкое и масштабироваться за его счет нельзя.

Первые провалы и как их пережить

Как и в любом начинании, у нас случилось много провалов:

  • Поставки фурнитуры тормозили на границе

    Для оптовой (1000+ единиц номенклатуры) поставки фурнитуры необходимо заполнить таможенные декларации, оформить сделку через брокера и провести несколько часов на Таможенном посту Почты России. Это было очень непросто.

  • Две посылки с биотаном уехали в город Лысьва Пермского края

    DHL почему-то решил заменить наш московский индекс на Лысвинский, и у посылок началось увлекательное путешествии по городам (и весям) России. Мы не могли связаться с Лысвинским почтовым отделением по телефону или через сайт Почты России, поэтому я разместила объявление в группе VK “Подслушано Лысьва” - и уже через несколько часов в личные сообщения написала начальник почтового отделения и отправила наши посылки по нужному адресу.

  • Фурнитура приходила бракованная

    Пусть это происходило редко, но у нас были случаи, когда бракованный карабин стоял на готовом поводке и давал осечку при застегивании, это было крайне небезопасно и значило, что он мог отстегнуться в любой момент, а собака в этом случае могла убежать.

  • Мы ошибались с цветами и размерами в заказах

    Здесь срабатывал человеческий фактор: мы принимали заказы в директе Инстаграм, переносили их вручную в google-док и исполняли изделие. Часто поводки делались поздно ночью, когда концентрация почти на нуле, поэтому случалось перепутать цвет или ошибиться в обхвате ошейника.

Все эти ошибки выливались в срыв сроков поставки конечным потребителям, чего мы позволить себе не могли. Мы работали с негативной обратной связью, платили за доставку изделия верного размера из выручки, давали бОльшую скидку на текущий или следующий заказ - и это помогало растить базу лояльных клиентов. В итоге почти 15% выручки сейчас генерируется повторными заказами или рекомендациями текущих покупателей новым.

В какой-то момент мы осознали, что Инстаграмом единым сыт не будешь, и начали строить свой интернет-магазин, в том числе чтобы привлекать SEO-трафик. Собрали сайт на 80%, интегрировали службы доставки, личный кабинет, загрузили весь ассортимент… и поняли, что зря.

Спрос перестал расти (думаем, что мы достигли потолка текущих каналов), вести бухгалтерию ИП становилось проблематичнее, автоматизировать выдачу чеков не получалось, и каждый раз эти операции делались вручную, рутинных задач становилось все больше, а энтузиазм со временем поутих.

Где мы сейчас

Срок окупаемости нашего проекта составил всего 2,5 месяца, ROI - 570%, что выглядит весьма и весьма неплохо. Сейчас в среднем мы получаем около 1,5 заказа в день, это позволяет нам поддерживать почти все материалы в наличии и по-прежнему оставаться быстрее конкурентов.

Вся история звучит весьма складно и хорошо, но, как всегда, есть нюансы:

  • Рынок оказался конечен (сюрприз!)

    Или мы уперлись в мощность текущих каналов. Далеко не у всех людей есть потребность в амуниции, которая не требует особого ухода. Очень и очень многим хозяевам, как оказалось, вполне подходят обычные поводки из стропы, которые уже после первой прогулки выглядят видавшими жизнь, но стоят в 10 раз дешевле биотановых. Мы осчастливили сотни собак и их хозяев, но заметили, что прирост новых клиентов начал снижаться, вливание новых бюджетов в рекламу, активности с блогерами и собачьи тусовки уже не помогали.

  • Мы выгорели

    Собачьи фотосессии, счастливые мокрые носы и широчайшие улыбки - это, безусловно, бесценно. Но, увы, они смогли поддерживать нашу мотивацию лишь 8 месяцев. Поводки - это непростой физический труд, особенно для девушек. Да и не будем забывать, что у нас троих есть основная работа, которая требует большой концентрации, ответственности и времени.

    Сейчас WowPaw перешел границу “рукоделие по выходным” и из простого хобби становится полноценным бизнесом, который требует выстраивания процессов, ведения отчетности, заключения договоров с подрядчиками и прочей рутины. Никто из нас троих не был готов к этому.

    Мы честно съездили в отпуск, отдохнули, выдохнули и приняли волевое решение: пора сворачивать лавочку. Первоочередная задача сейчас - распродать остатки, которых у нас накопилось на несколько сотен тысяч. Мы уже запустили последние интеграции с блогерами, ввели скидку на “цвет недели” и распродаем готовые изделия с фотосъемок. Надеемся к Новому году полностью избавиться от запасов.

Вместо послесловия

Для нас троих это был хороший продуктовый опыт, который показал, что главное - вовремя спросить себя: “А стоит ли двигаться дальше?”. И, если честный ответ: “Нет”, - то не бояться взять на себя ответственность и прекратить заниматься тем, во что было вложено много времени, сил, денег.

В любом эксперименте главное - остановиться, когда метрики (средний чек, прирост покупателей, соотношение усилий и выгод) падают или, как в нашем случае, перестают расти.

На длинной дистанции наш A/B не прокрасился в зеленый - и это НОРМАЛЬНО!

Думаем, что итоговая финансовая выгода для каждого из нас составит +100% к первоначально вложенным средствам, но, как мы помним, “бабки - не главное” в этом проекте :)

Пожелайте нам удачи в следующих начинаниях и приходите за поводками, если вы тоже устали стирать стропу после каждой прогулки :)

0
266 комментариев
Написать комментарий...
Олег Савченко

Не могу понять, почему в комментариях вас хвалят.

1. Вы выбрали нишу, в которую нет смысла соваться. Окей, допустим вы проверяли гипотезу из разряда "всем кажется, что идея говно, но вдруг нет". Где тест гипотезы? Почему он унес у вас 2,5 месяца и принес только обязательства распродавать остатки? Вы точно продакт менеджер? Вы точно хороший продакт менеджер?

2. Вы запостили статью на сайте про бизнес, упомянув ровно две цифры: РОИ, который посчитали откровенно странно, и срок окупаемости, который в том числе и получился из криво посчитанного РОИ. Что вам мешает раскрыть всю статистику? Вы закрываете проект, никакой тайны в ваших цифрах нет, почему бы не показать абсолютно все? Чего конкретно вы боитесь? Нанести слишком много пользы людям? Или что вас ткнут в ваши ошибки? Может, того, что на основании вашей статьи окажется, что талантливый маркетолог не такой уж талантливый?

3. Вывод потрясающий. Вы начинаете бизнес, но бабки не главное. Если не главное, то почему изначально благотворительностью не заняться? Такое ощущение, что вам очень скучно на работе (домыслы, да), и решили поиграть в свой проект. Если получится — хорошо, если не получится, "ну, мы же просто играем". Ну, вот поиграли. Единственная польза вашей статьи — четкая инструкция, как точно не нужно проверять гипотезы. Вывод, который просится вместо вашего — сядьте и за час посчитайте внимательно экономику. Этот час будет первым и последним в этом проекте.

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Knyazeva
Автор

"1. Вы выбрали нишу, в которую нет смысла соваться." - Почему? Откуда у вас это знание? Мы тестировали эту гипотезу первые недели. Этот тест дал не только только обязательство распродавать остатки, он показал, что рынок есть.
"2. никакой тайны в ваших цифрах нет, почему бы не показать абсолютно все?" - я не вижу смысла считать абсолютные значения, 100 тысяч это много? А 1 млн? а 2,43 млн? У каждого свое понимание значимости вложений, ровно поэтому в статье рассказываем про соотношение вложенных инвестиций и возврат.
"3. Вывод потрясающий. Вы начинаете бизнес, но бабки не главное." - Я честно пишу, что это не было бизнесом с самого начала. Было хобби, которое заинтересовало окружающих. Когда настала пора принять решение, переводить хобби в бизнес или закрыться, мы честно ответили себе на этот вопрос и закрылись

Ответить
Развернуть ветку
Олег Савченко

Эх, почему я надеялся поговорить о чем-то интересном... Ну, окей.
1. Я считаю, что продакт менеджер может говорить "рынок есть" только тогда, когда это рынок, на котором возможно построить компанию (тут можно что угодно подставить: с хорошей капитализацией/с уверенным ростом/с выручкой 100млн+). Вы считаете, что рынок есть, потому что вы продали несколько ошейников. Ок. Вы хотели проверить, есть ли рынок. Оказалось, что, по вашему мнению, он есть. Вы решили закрыть проект. Чертовски логично.
2. Разумеется мне абсолютно плевать на ваши абсолютные цифры. Покажите хоть одну относительную? Конверсии рекламных кампаний? Конверсию в покупателя? Тесты воронок? Ну, хоть что-то? Разумеется, цифры нам совсем не интересны, зато очень интересны ваши страдания по собачим ошейникам.
3. То есть было хобби и подозрение, что рынок есть. Вы решили проверить, а точно ли есть рынок. И оказалось, что он есть. Вы решили закрыться. А мой мозг решил взорваться к чертовой матери.
И да, разумеется, продакт из Авито, системный аналитик и талантливый маркетолог уж никак не могли предположить, что "хобби становится полноценным бизнесом, который требует выстраивания процессов, ведения отчетности, заключения договоров с подрядчиками и прочей рутины. Никто из нас троих не был готов к этому". Фантастика.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Олег, вы оставляете токсичные коменты. Ребята запустили свой pet-проект с вполне себе нормальными посылами и знаниями. И поделились с комьюнити итогами. За что им плюс.
И в целом это хорошая история про "рост компаний от 0 до 1".

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
вы оставляете токсичные коменты

Ведь бизнес, это такая поляна с сахарной ватой и кисельными берегами, где все друг-другу помогают, не прогорают, не влезают в долги, закладывая квартиры, правда? Или, возможно, токсичные комменты слегка отрезвят потенциальных владельцев «пет-проектов не ради денег»?

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Умение задавать "вопросы-катализаторы" не равно токсичным комментам.
Токсик люди в комментах только свое эго тешут, нечего какую-то миссию в "отрезвлят потенциальных владельцев пет-проектов" в них вселять.

Ответить
Развернуть ветку
Max A. Alexejev

справедливости ради, форма подачи у Олега конечно не але, но вопросы он задает очень логичные

Ответить
Развернуть ветку
Alex

по сути вопросы норм. но истории с "продакт не может говорить, что есть рынок, если там не построить крупную компанию" как раз не очень. Спросить про цифры/подходы конечно нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex

С того, что человек описывает некоторую историю, в которую он верит, называет безапеляционно ее правой, называет другую сторону неправой и задает с этой позиции вопрос. Это токсично.
Пример:
"Вы выбрали нишу, в которую нет смысла соваться." - это навязывание своего вывода

"Окей, допустим вы проверяли гипотезу из разряда "всем кажется, что идея говно, но вдруг нет". Где тест гипотезы?"
Впервые прозвучал вопрос. Не токсично можно было спросить как тестировали гипотезу и почему решили идти дальше.

"Почему он унес у вас 2,5 месяца и принес только обязательства распродавать остатки? Вы точно продакт менеджер? Вы точно хороший продакт менеджер?"
Тут человек ставит себя выше других с позиции оценки. Как минимум в начале статьи можно увидеть факт - рассказчик продакт из Авито.

Поэтому такой пост - токсичен. Написать что пост токсичен - не токсично, а позволяет человеку проанализировать то, что он написал. Возможно по-другому научиться задавать вопросы. Или наплевать на это. Я здесь высказал свое мнение, поскольку прочитав чужое сообщение мне стало неудобно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Савченко

Я описываю не некоторую историю, а фундаментальные основы той дисциплины, которой ТС занимается профессионально. Этим, повторю другой свой комментарий, и продиктован тон, потому что одно дело, когда некая девочка любит собак и решила превратить хобби в бизнес (какой с нее может быть спрос?), и совсем другое — когда то же самое делает продакт менеджер.
Я не знаю ваш бэкграунд, но даже из соображений общей логики давайте рассуждать: если есть риск, что рынок настолько маленький, что это критично для самого существования вашей компании на нем, логично, что с уточнения именно этого момента и нужно начинать деятельность? Потому что это то, что мы изменить никак не сможем. Маленький рынок в данном случае — это недостаточно большой для того, чтобы вести на нем свое дело и зарабатывать достаточно денег.
Почему вдруг я предположил, что рынок маленький? Из собственного опыта оценки рынков. В ответ на это мое допущение можно привести компании из этой сферы (товары для животных с узким направлением — поводки из определенного материала), которые зарабатывают достаточно для того, чтобы замотивировать ТС продолжать захват этого рынка. Поскольку я таких компаний не знаю, я и высказал свое суждение.
Повторю уже озвученный мной же тезис — протестировать данную гипотезу можно было за час в экселе. Ребята решили потратить силы трех (четырех?) человек на протяжении 2,5 месцев (и потратят еще, чтобы окончательно закрыться), чтобы это проверить. Вы назвали это хорошей историей, я готов с вами согласиться, но с другим посылом — для меня это хорошая история из разряда "как не надо делать".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Можете считать такое поведение тоже токсичным, я не против.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max A. Alexejev

ну это ладно. важнее, мне кажется, что он подчеркнул ряд непонятных противоречий в статье

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова

Как вы оперативно продиагностировали мотивацию комментатора. У вас стартап по психологии? Или, возможно, вы такой же токсик, тешащий свое эго, только через образ «белого рыцаря интернета»?

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Вы работаете исследователем, хотите понять почему люди дают комментарии в интернете и вступаете в полемику ради этого? Или возможно у вас такой стиль речи, когда после вопроса с "или" вы говорите что думаете и прячете это под знаком вопроса?

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова

Да, да, нет, нет, да, нет.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Савченко

У меня нет цели что-то катализировать в авторе. Цели отрезвлять кого-то там — тоже, тут вы правы.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
Ведь бизнес, это такая поляна с сахарной ватой и кисельными берегами

Да, именно так. Бизнес это люди. Есть говно, а есть хорошие.
Вам видимо внушили, что в бизнесе одно говно работает.

Ответить
Развернуть ветку
Кони Скачут

Если тут перестанут комментировать токсичные Олеги, могу представить, во что превратится площадка через полгодика

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

В твиттер

Ответить
Развернуть ветку
Infinity Trap

В Пикабу)0)

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Да уже ж ведь

Ответить
Развернуть ветку
Олег Савченко

Спасибо за обратную связь. Я, к сожалению, не знаю, что такое токсичные коменты, другими определениями пользуюсь. По содержанию я задал вопросы, на которые так и не получил внятные ответы. Да и ладно, ТС не обязана на них отвечать. Форма этих вопросов, а точнее, тон, которым они были заданы, обусловлен несколькими вещами: во-первых, обилием позитивных комментариев на момент, когда я писал свой, во-вторых, очень серьезным расхождением между тем, как я себе представляю, что обязан уметь и практиковать продакт (особенно в крупной компании), и тем, что описано в статье. В-третьих, я увидел нарушения базовой логики, на что посчитал нужным указать другим читателям.
"Нормальные посылы и знания" — это ваша оценка. У меня она, очевидно, другая, как и вопросе оценки "хорошести" истории.

Ответить
Развернуть ветку
Fretensis 28

Посыл автора: мы делали классную штуку, цели заработать и построить бизнес не было.
Ваш, кхм, фидбек: фигово сделано, бизнес непродуманный и нерентабельный.

Почему бы просто не принять сказанное прямым текстом: цели выстроить бизнес не было, был пет-проект на грани окупаемости?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Knyazeva
Автор

Продублирую свой же ответ из коммента ниже:
Sunlight не наш пример для вдохновения, так что все по-настоящему.
Обратите внимание на предпоследний пост от 29 октября, где пишем, что объявляем скидки. И на закрепленные сторис «Скидки».

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Олегович З.

"Где в Инстаграме хоть полслова о том, что вы закрываетесь? Или что скидки связаны с прекращением бизнеса? Что у вас распродажа в связи с предстоящим закрытием?" - последний пост в аккаунте по ссылке ровно об этом. Вы точно переходили в инсту?

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Knyazeva
Автор

Татьяна, не смею вас переубеждать, давайте просто проверим, что будет с аккаунтом через месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гулин

Пёс да лис

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

"pet-проект" :)

Ответить
Развернуть ветку
263 комментария
Раскрывать всегда