Как мы потеряли 500 000 рублей на медиаканале в Telegram
А потом сделали бота с одной функцией, которым пользуется 10 тысяч человек.
Привет! Меня зовут Василий Крылов, я основатель сервиса автопостинга SMMplanner.
Да, мы сделали телеграм-бота. Правда, перед этим потеряли полмиллиона рублей на телеграм-канале. Рассказываю, как мы отказались от новостного медиа и пришли к боту, который помогает SMM-щикам придумывать посты и подбирать хештеги по картинке.
Предыстория: делаем свое медиа в Телеграме
C момента основания сервиса SMMplanner мы активно развивали корпоративный блог. Годы шли, вместе с ними в душе теплилась мечта о собственном медиа в Телеграме.
Весной 2021 года запускаем «Личку» – как нам казалось, полезный канал для SMM-щиков. Тратим по 150 тысяч в месяц на контент, иллюстрации, редактуру и продвижение. К лету получаем 2 тысячи подписчиков. Цифра оказывается значительно ниже наших ожиданий.
По плану мы должны были набрать от 5 до 10 тысяч подписчиков, чтобы подтвердить гипотезу и продолжить работу. Но этого не случилось. Иногда большее милосердие в том, чтобы пристрелить идею. На очередном созвоне редакции так и сделали.
Забегая вперед, признаюсь, что я и вся команда прекрасно осознавали, что стать успешным медиа, а тем более зарабатывать на этом – это как продавать снег на Эвересте. Мы собрали отличную редакцию, все сделали по-взрослому. Скорость выхода новостей порой составляла всего 30 минут. Но это не помогло, и труп нашего канала остался на склоне горы как напоминание, что возможность зайти в Телеграм упущена.
Создаем и релизим бота с одной функцией
С медиа закончили, поплакали и забыли. К концу лета встретились с коллегами по цеху, они поделились опытом создания бота в Телеграме. Опыт нас впечатлил – это стоило не так дорого, как делать медиа, а времени на реализацию нужно сильно меньше.
Вот тут все звезды и совпали, я считаю. У нас был программист, который мог быстро сделать бота. Был готовый контент, который не надо заново создавать: более 70 статей с идеями по созданию постов. Мы за неделю собрали первичный MVP – это был простой генератор с кнопкой «Получить идею». Назвали «Бот Геннадий». Кто угадает почему – тот молодец :–)
Запостили бота у себя соцсетях, сделали рассылку по пользователям SMMplanner. Количество затраченных часов на разработку в сравнении с полученным откликом от аудитории превзошло все наши предположения. Мы набрали 1000 подписчиков за 2 дня. Честно – даже не ставили на эту темную лошадку, а она нас так приятно удивила. Особенно на фоне запуска телеграм-канала, где мы потратили в десятки раз больше ресурсов.
После такой маленькой победы мы бросили на бота больше сил. Совместно с коллегой из маркетингового отдела собрали план обновлений в Miro и принялись за работу.
Личный вывод: иногда кажется, что для успеха нужно тратить много денег и ресурсов, сделать качественно, круто и заморочено. Выпускаешь, а в ответ получаешь равнодушие. Потом собираешь что-то простое, отвлеченное и минимально рабочее. Выпускаешь просто так, а тебе внезапно начинают хлопать.
Добавляем новые функции
Основная проблема при работе над крупными проектами – нужно много времени на проверку гипотез. При разработке веб-проекта путь от идеи до релиза нового функционала долгий. Надо отрисовать макеты, сделать бекенд, фронтенд, протестировать, внедрить в сервис, проконтролировать нагрузку на серверы. В итоге проходит несколько месяцев, ты релизишь функцию, и она может оказаться не нужна аудитории. В итоге очень осторожно развиваешь свой продукт. С ботом возможности тестирования гипотез расширяются: за 3 месяца ты можешь проверить десятки идей. Чем мы и занялись.
Определение хештегов по фото
Мне давно была интересна функция определения хештегов по фото. В Телеграме уже был такой бот – про него расскажу в следующей статье. Мы решили сделать свой. Оказалось, что это не так сложно: распознавание происходит с помощью Google Vision API, который анализирует картинку и подбирает слова. Мы эти слова переводим на русский язык и предлагаем использовать в качестве хештегов.
Функцией с момента релиза воспользовались более 7 500 раз. Скоро будем внедрять в SMMplanner.
Частотность хештегов
Еще одна идея: дать SMM-щикам возможность подбирать хештеги, учитывая их частотность. Человек вводит слово и получает список хештегов в Инстаграме. Мы даем возможность отсортировать слова по частотности и выгрузить в таблицу для дальнейшей работы.
Функцией с момента релиза воспользовались более 21 000 раз. Тоже будем внедрять в SMMplanner.
Личный вывод: с ботом можно быстро проверить гипотезу. Сегодня ты рисуешь концепцию в Miro, а через пару дней видишь рабочий прототип и первый отклик. Такая скорость невозможна с личным веб-ресурсом или SaaS-сервисом.
Прикручиваем статистику и создаем фундамент для новых ботов
Примерно к 4 тысячам пользователей мы знали:
- количество подписчиков бота;
- количество обращений к Google Vision API;
- количество обращений к API по частотности.
Это были единственные цифры в темном мире статистики. Все остальные данные (например, события с кнопок) мы получали напрямую у программистов. Пора было делать свой дашборд со статистикой, чтобы видеть показатели в реальном времени и дальнейшие решения строить на цифрах, а не только на интуиции.
А еще нам нужны были рассылки по аудитории бота. Когда мы выкатывали новые функции, без рестарта бота старые пользователи их не видели. Поняли, что внутреннего инструмента для рассылок нет, поэтому разработали и прикрутили свой.
Статистика рассылки – важный показатель бота. Так как по ней можно понять число активных чатов между пользователями и ботом. Она показывает, скольким пользователям можно отправить сообщения, а кто уже удалил и забанил бота.
Мы и представить не могли, что разработка аналитического блока с рассылками займет у нас целый месяц. Зато теперь эти модули сможем использовать во всех своих будущих ботах. Их себестоимость будет снижаться с каждым успешным запуском, а срок разработки новых ботов будет сокращен минимум на несколько недель. На IT-рынке это просто колоссально экономит деньги.
Что я понял при создании бота в Телеграме
После всего произошедшего у меня и команды остался один вопрос: «Почему развлекательный телеграм-канал не зашел аудитории, а простейший бот с парой функций так быстро нашел столько пользователей?» Этот же вопрос я обращаю к вам – напишите, что думаете, в комментариях.
Вот к чему мы пришли: для SMM-щиков польза оказалась приоритетней развлечений. А для нас стало открытием, что продвигать бота оказалось намного проще и дешевле, чем медиаканал.
Личный вывод: для меня телеграм-бот – отличный способ проверять гипотезы. Если перед вами стоит задача сделать крутой SaaS-сервис и CustDev говорит вам, что вас ждет успех, все равно начните с бота и с одной или двух основных функций/фич. Это будет дешевле и быстрее. Успехов!
Статья должна была называться «Я задолбался делать профильное медиа и сделал бота в телеграм для сммщика» и разместить в «Трибуне».
P.S. Тогда бы ещё попали в рейтинг лучших продуктов за неделю на https://t.me/vchunt 😁
Нас поместили в личный опыт(! но мы с радостью поборемся за рейтинг если есть такая возможность.
минус 500к... не, ну молодцы, что не остановились и сделали крутой продукт для SMMщиков
Точно)
Геннадий потому что генератор идей?
Отчасти)
Ген Дий
А много вы таких генераторов знаете?
Все как в данной цитате. В сезон грибов зарабатывают не те, кто продает грибы, а те кто продает корзинки. Созданием контента много кто занимается, ваш сервис многим упрощает работу.
Молодцы, успехов
Золотые слова, не знал такой фразы про грибы и корзинки, только про казино слышал.
Думаю, попробую бота, очень интересно получилось как мне кажется.
А получать опыт, даже и негативный, никогда не бывает плохо, особенно если на это есть ресурсы
Если вы потратили 500к на 2к людей, то сколько может стоить чат с 5.5к людей?
Я бы исходил минимум от 10 рублей за активного участка.
6000-10000 рублей.
Комментарий недоступен
Да. Война за место в ленте это отдельная боль. По личному опыту. Те каналы которые читаю, я все равно вечером прочту, но это 3-5 каналов
Что? Вложили 150 тысяч рублей и получили 2 тысячи подписчиков? Люди, которые занимались продвижением, знатно вас на##али, или просто были неопытными. Я работаю админом в телеграм каналах, и 10 тысяч рублей вполне хватает чтобы забить его на 5К подписчиков при хороших материалах. Иллюстрации? Редакторы?! Вам Пушкин писал статьи? Или дизайнером Лебедев был?))) Большие компании тратят очень много денег впустую.
Мы были не опытны. Я думаю, мы вернемся после нашей пробы пера к этому еще раз, В комментариях уже были люди которые так же хотели помочь, Думаю можно будет собрать дримтим и попробовать еще раз и порвать другие каналы ТГ. Если что вас можно позвать?
2 рубля за подписчика в смм тематике? Даже в познавалках так хорошо не идет.)
Отличная статья, спасибо за дельные мысли... Тестирование идеи на боте - элегантное решение :)
Комментарий недоступен
Именно!
Очень часто нужно вложить пол ляма, чтобы далее прийти к другому продукту с мвп за 10 тыщ. Который создаст миллионы.
Только очень мало людей монетизировать свои же и чужие "ошибки".
А можно увидеть ссылку на ваш старый канал? В телеметре его нет
https://t.me/vlichke там уже 1300 только осталось, была еще попытка реанимировать на личный бренд, но это тоже не помогло)
Во-первых, ошибка выжившего. Есть много развлекательных каналов, которые зашли, и ещё больше простых ботов, которые лежат на дне.
Во-вторых, в Телеграме нет дискавери и нет доступных простым людям официальных средств рекламы. Раскрутка канала там подчиняется большему числу случайностей, чем, например, раскрутка паблика в ВК.
А в бота вы просто привели более целевой трафик.
Тоже может быть. Повезло. Как и в свое время с SMMplanner. Думали об этом. Но в любом случае, начинать сейчас много дороже чем при старте телеграма. По поводу рекламы тоже согласен. Одно согласование посевов стоило тонну времени и нервов менеджера.
Не совсем понятно для чего бот. Для генерации хештегов?
Для генерации идей публикаций и для генерации и работы с хештегами.
Сделать боты не проблема. Подписчиков перелить из социалок тоже. Старый контент заюзать такое, ну ладно. А дальше что?
Снова пол ляма на контент? И снова результат 0?
Задачу которую мы ставили перед ТГ — мы выполняем. Одна из проблем сервисов как не странно, это взаимодействие с собственной аудиторией и реклама своих сервисов.
ЦА получаемая в боте, сейчас даже точнее чем была в канале. Реклама в нашей нише, в приличном канале начинается от 40к рублей. В идеале делать минимум раз в месяц. У нас сейчас 3 сервиса. И того 120к. Можно так же самим продавать рекламу и на эти деньги закупать рекламу в каналах, опять же на сам бот или на сервисы. Вот примерный план.
Вообще не вижу смысла в этих каналах, тем более за такие деньги, лично моё мнение.
А в ботах, по вашему есть смысл?
неожиданно
Комментарий удален модератором
Для истории в Гене сейчас 170 000 пользователей
Вы реально долбаебы?
Вместо того чтобы выяснять потребности аудитории и писать хороший контент вы занимаетесь какой-то откровенной ерундой.