{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Меня уволили и всё пошло кувырком, но я не сдался и начал делать IT-сервис. Что я приобрел, а что потерял?

Готовился стать бомжом, но в итоге стал стартапером. Рассказываю, через что я прошел, делая сервис, который увеличивает продажи интернет-магазинам с помощью WhatsApp, Telegram и данных.

Привет всем! Меня зовут Дмитрий Шеверев. Я руководитель стартапа Leadball Shop, историю которого хочу вам сегодня рассказать.

Так получилось, что эта статья была написана где-то в середине февраля. Когда писал, даже не мог представить, какие события грядут. И вот наконец-то я её публикую.

Этой историей я хочу напомнить вам и себе что нельзя терять надежду на лучшее. Нужно продолжать искать возможности и не сдаваться! Даже в такое сложное время.

Leadball Shop — это сервис, который увеличивает продажи интернет-магазинам с помощью WhatsApp, Telegram и данных. Как он работает и из чего состоит пишу в отдельной статье.

А если будет интересно и полезно — не жалейте лайк!

Началось всё с неожиданного события, поделившего мою жизнь на «до» и «после»

Итак, начну с того, что до середины 2018 года моя жизнь была относительно стабильной и спокойной. Я работал по найму и меня это в целом устраивало. Я просыпался рано утром, ехал на метро в офис и чувствовал свою причастность к чему-то большому. Всё плыло по течению и всё было запланировано на годы вперед.

Иногда на меня нападали мысли, что всё идет как-то не так. Мне хотелось чего-то другого. Хотелось больше времени посвящать творческой работе и самому расставлять приоритеты. Однако, самостоятельно выйти из зоны комфорта и рискнуть стабильностью ради этих мыслей я не осмеливался.

Но вдруг, совершенно неожиданно, случилось событие, которое выбило меня из колеи. Меня уволили. Это был первый подобный прецедент в моей жизни и это был большой шок.

Мне потребовалось несколько дней чтобы все переосмыслить. И когда собрался с мыслями, решил пока не искать новую работу по найму и чуть-чуть поработать «на себя». Думал немного переведу дух, а к зиме начну поиск работы «на дядю». Уж сильно устал от корпоративной суеты.

Сейчас-то я осознаю, что действительно не подходил для той работы. И я искренне благодарен руководителю, который доброжелательно со мной попрощался, когда понял это.

Времени грустить не было, нужно было продолжать на что-то жить. Поэтому, по знакомству взял несколько заказов на разработку сайтов, продвижению и ведению рекламы. Доход от этой деятельности обещал обеспечивать минимум для существования, и да были небольшие накопления.

А после пары месяцев меня одурманил воздух свободы и перспектива возвращения в офис начала казаться ужасной.

Примерно так начинался рабочий день фрилансера. Не причесанный, на фоне незаправленная кровать и уже успел поправиться килограмм на семь. Зато улыбка на лице и кстати, удивительно что побритый.

В тот момент мне было 30 лет. До этого момента, ни разу не было такого, чтобы я больше месяца был предоставлен «сам себе». Чтобы я не был привязан к конкретному месту. Чтобы мне не надо было куда-то идти — в садик/школу/институт/наряд/работу.

Наконец-то я мог жить где хочу и делать что хочу. В разумных конечно пределах, но эта мысль пьянила.

Я очень быстро осознал себя свободным человеком. Как минимум фрилансером. И решил, что сделаю всё для того, чтобы не вернуться в работу по найму. Даже если придется есть одни макароны и одеваться в «Смешных ценах».

Вот так, шаг за шагом, я осознанно решал сделать свою жизнь более сложной и нервной.

Но пока, я такой весь из себя «свободный», объединяюсь с парой таких же «свободных» фрилансеров для глубокой переработки интернет-магазина одного клиента-знакомого. Основная цель — увеличение количества лидов и продаж с сайта.

На этом проекте и началась история с мессенджерами. Во время мозгового штурма по проекту, родилась идея сделать WhatsApp-кнопку для связи. Не буду раздувать статью подробностями, но эффект от неё был потрясающий.

Впервые я увидел, насколько мощными могут быть мессенджеры для целей бизнеса.

Одновременно с кнопкой, изучая конкурентов в немецкоязычном пространстве, я подсмотрел многообещающую идею онлайн-теста (как потом выяснилось, это называется «квиз»). Идея показалась очень интересной. Ничего подобного я до этого не видел или как минимум не обращал внимание.

Мы разработали аналог этого онлайн-теста на текущем проекте, запустили и результат не заставил себя ждать. Квиз повышал конверсию сайта.

Результат от этих двух идей был ощутимый. Однако кнопка всё-же была эффективнее, но этой разнице я не придавал большого значения.

Что я усвоил:

  • Большие проблемы могут обернуться большими возможностями.
  • Работать на себя труднее, чем работать по найму. Про бизнес даже пока молчу.
  • Фриланс — это не совсем про свободу и точно не для каждого. Одно лишь круто, что можно жить и работать там, где сам хочешь.
  • Мессенджеры скрывают много возможностей для бизнеса.

Старт собственных продуктовых проектов

Это был конец 2018 года. Я решил, раз эти 2 идеи хорошо работают тут, то они будут работать и на других сайтах. Логично же. И вот… оно… — почему бы не сделать из этого бизнес?

Когда еще работал по найму, ко мне часто приходили основатели IT стартапов с целью что-то продать. Порой они предлагали такую несусветную ерунду. А потом через общих знакомых выяснялось, что у них продаж «под сотню лямов в год». Вот я и думал, если такие сервисы продают, то и я со своими «реально эффективными инструментами» уж точно смогу себе заработать на аренду квартиры «чуть за МКАДом».

Конечно, это были очень наивные и примитивные мысли. Но меня они окрыляли. Был в этом какой-то извращенный смысл, толкавший голодного меня в туманную перспективу сытого будущего.

И вот, в самом конце года я регистрирую ООО в надежде сделать 2 простых сервиса, которые как-нибудь да и буду продавать:

  1. Конструктор тестов (ну т. е. квизов).
  2. Кнопка WhatsApp.

Это была та еще авантюра. Но в тот момент я убеждал себя что так нужно, что если ничего не получиться, то хотя бы не буду ни о чем жалеть в старости. Попытался же ё-мое.

В начале было огромное желание делать хоть что-то но свое и обязательно собственными руками.

Начал с MVP конструктора тестов. Все делал сам на php и js. Работал реально в удовольствие. После менеджерской рутины было наслаждением вернуться к истокам и всё делать самостоятельно, никому ничего не делегируя. Я писал код и кайфовал. На всё ушло около месяца на одном дыхании.

Интересно, что как-то в разговоре со своим другом-предпринимателем вдруг узнаю, что моя «гениальная идея» называется «Конструктор квизов». Оказалось, что на рынке уже было несколько таких конструкторов. Даже был лидер — сервис Марквиз. Скажу честно. Это меня демотивировало. Ведь я считал, что это я такой супер-умный и первый придумал такую революционную штуку. Эх, но нет.

Тем не менее, MVP конструктора квизов уже был готов и назад пути не было. Я написал скрипт для обзвона, сделал за 1 день лендинг и начал обзванивать компании, которые рекламировались в Директе.

Это было не просто. Очень не просто. Я звонил потенциальным клиентам, обходил секретарей, обещал, что им ничего не нужно делать — я сам все настрою, установлю и придумаю самые эффективные вопросы. А им только и останется оттопырить карман пошире, чтобы туда залетал дополнительный кэш.

В результате было несколько компаний, кто заинтересовался и потестил мои квизы. Забегая вперед, финансовых результатов это не принесло и я решил сфокусироваться только на кнопке WhatsApp. А от проекта с квизами я отказался и больше не возвращался к нему.

Первые заявки с сервиса квизов

Что я усвоил?

  • Почти любая ваша бизнес-идея скорее всего уже реализована кем-то. Если нет, вероятно, это плохая идея.
  • Критически важно общаться с живыми людьми, продавать им свой продукт и внимательно слушать то, что они будут говорить.
  • Холодный обзвон — отличная возможность быстро получить фит-бек по продукту от рынка.

Важность первой продажи

Скоро я «допилил» сервис к кнопке WhatsApp. И после «фэйла» с квизами начались обзвоны компаний с предложением её потестировать. Несмотря на то, что кнопка показала себя более эффективной, мне она казалось слишком уж простым инструментом. Я думал, что конструктор квизов, как более сложное решение будет продаваться лучше. Но я ошибался.

Так выглядела кнопка WhatsApp

Оказалось, что простота — это не минус а огромный плюс. С кнопкой было всё гораздо проще. Не нужно выдумывать вопросы, не нужно разбираться в бизнесе новых клиентов. Просто установил её на сайт — и она начинала генерить лиды. Эффект виден сразу и часто он был значителен. Месяц тестируй бесплатно — если все ок — оплачивай подписку.

В итоге кнопка «пошла». Первого клиента никогда не забуду — это было крутое дизайн агентство с офисом в Москва-сити. И они купили мою кнопку! Серьезно! И она у них работала и приносила результат! А те 680 рублей были самыми важными 680­ рублями в моей жизни! Этой сделке я радовался как ребенок.

Отзыв самого первого клиента компании

Что я усвоил?

  • Первая продажа своего продукта — важный психологический барьер. И преодолеть его проще, чем может показаться.
  • Продажи это критически важный навык, которому можно быстро научиться. Даже интроверту.
  • Когда в проекте один человек — уметь продавать для него важнее всего. Даже важнее, чем уметь программировать.

Важность семьи и первые последствия

Кстати, приятно вспомнить, что мне очень помогла моя мама. У нее был опыт на исходящих звонках на прошлом месте работы, а в данный момент она сидела дома и скучала. Я предложил ей пообзванивать компании для моего проекта на что она с большим энтузиазмом согласилась. Обзвоны ей давались просто и она очень творчески подошла к этой работе.

Именно моя мама привлекла первых клиентов в проект. Пока я не взял паузу на «допиливание». В итоге обзвонов больше не было, нашлись другие каналы привлечения клиентов. А моя мама уже устроилась на какой-то другой проект.

Такой вот семейный IT-бизнес.

1993 год

И еще немного про важность семьи. Вынужденно, из-за нехватки денег мы переехали к родителям жены. И я очень благодарен им за эту поддержку. Тем не менее, я лез вон из кожи, чтобы завершить этот этап жизни как можно быстрее, съехать и не «беспокоить» тестя и тещу, которых я искренне считаю одними из самых добрых людей, с которыми я когда-либо сталкивался.

И вот, продажи потихоньку пошли. Через пол года мой проект приносил около 50 000 руб. в месяц. «Мелочь» — возможно скажет кто-то, но тогда я так не считал да и сейчас так не думаю. К этому времени мы уже сняли собственную квартиру. Сняли на деньги, которые приносил мой собственный бизнес и это было мое самое большое достижение в жизни! Я чувствовал себя Билом Гейтсом, Илоном Маском и Джефом Безосом одновременно!

Было и большое негативное последствие изменения привычного ритма жизни: не смотря не все положительные моменты, через некоторое время наши отношения с женой дали трещину и мы расстались.

Что я усвоил

  • Проект может «раскачиваться» долго. И это при том, что нет гарантии результата.
  • Отсутствие бюджета на продвижение может компенсировать креативный и нестандартный подход.

Важность Фидбэка от клиентов

Когда я общался с первыми клиентами, они мне давали просто огромное количество полезной информации. О багах, о функционале, о внешнем виде. Очень скоро «кнопка» трансформировалась в «виджет». Виджет был проще в установке и эффективнее (было протестировано большое количество форматов и был выбран лучший). Кому вдруг стало интересно, вот ссылка на проект виджета.

Наш виджет WhatsApp 

Выгорание. То, с чем столкнется каждый (наверное)

Не смотря на хорошие по моим скромным меркам продажи, виджет (т. е. модифицированная кнопка) так и оставался очень простой штукой. У него не было будущего. И в один момент я перегорел. Я перестал заниматься развитием виджета, только поддерживал его.

Помню, как в тот момент я был опустошен и потерян. И в то же время я не хотел возвращения на наемную работу. Нужно было что-то думать дальше, что-то глобальное, что-то крутое и сложное.

Мысли о чат-ботах и о мессенджер-маркетинге тогда уже были. Но на тот момент я еще не понимал, как я смогу противостоять конкурентам. В чем будет «фишка», уникальность. Да и цельная идея еще не сформировалась.

Далее произошло событие, позволившее мне отвлечься и «перезагрузиться». Мне позвонил один из клиентов виджета для консультации и мы разговорились. Он рассказал мне о своей идее для стартапа в области интернет-полиграфии. Идея мне понравилась и мы решили поработать вместе.

В течении где-то 4 месяцев я начал делать абсолютно новый проект. Проект, который никак не был связан с мессенджерами. Однако после запуска MVP я увидел, что у проекта туманное будущее и я его поставил на паузу в пользу новых идей, которые к тому времени четко сформировались.

Что я усвоил?

  • Творческие метания — это норма на старте. Нужно искать что-то такое, что тебе будет близко и одновременно будет приносить доход.
  • Важно не попасть в психологическую ловушку — очень сложно отказаться от неперспективной идеи на которую потратил много сил.
  • Выгорание неизбежно. Если заранее готовиться к нему, уверен, будет легче его преодолеть.

Идея платформы для мессенджер-маркетинга

Итак, где-то в июле 2020 года сформировалась идея платформы для работы с мессенджерами. Идея прошла длительную эволюцию. Каждый день я продолжал общался с клиентами виджета. Многие рассказывали мне, чего им не хватает и что бы они хотели.

В итоге я очень хорошо начал понимать, какие боли есть у клиентов на рынке. У крупных, у мелких, у средних. И как эти боли можно закрывать. И вот, идея платформы у меня уже в руках.

Так в чем же заключалась эта идея?

Платформа Лидбол — база для разработки любых сценариев, связанных с мессенджер-маркетингом. Если конкретнее — это платформа для чат-ботов, рассылок, контакт-центр, сервис интеграций и прочие вспомогательные компоненты, работающие в единой системе. Платформа, на базе которой можно почти всё.

Платформа послужила фундаментом для сервиса Leadball Shop, о котором я пишу в отдельной статье.

Продажи виджета позволили мне скопить деньги для старта и развития этого проекта. У меня была возможность даже нанять небольшую команду и начать делать реально большой и амбициозный продукт.

Основные этапы проекта по шагам

Курс на разработку мультифункциональной платформы для мессенджер-маркетинга был взят! Пройдемся по основным вехам проекта.

Шаг первый: выбор стека технологий

Мой «друг» PHP для нового проекта увы совсем не подходил.

Если вы собрались делать IT-сервис — выбор стека это важнейшее стратегическое решение. Изучайте вопрос. Цена ошибки очень велика.

От стека зависит: Как быстро вы запустите проект? Как дорого? Как просто найдете разработчиков? Как просто будет поддерживать проект? Как просто смасштабируетесь в будущем?

Конкретно для нас базовым стеком стал Node + React + TypeScript. Но это не панацея — то что хорошо для нас, не обязательно хорошо для всех.

Шаг второй: поиск первого человека в команду

Сперва нужен был специалист, который возьмется за проект в качестве разработчика на фулл-тайм.

И вот, после продолжительного поиска я его нашел. Считаю, что мне на этом этапе очень повезло. Я нашел близкого по духу человека, сильного специалиста а главное того, кто искренне поверил в проект.

Сейчас Алексей полноценный партнер с долей в компании и он руководит командой разработчиков.

Шаг третий: разработка MVP

На это ушло где-то пол года и мы успешно запустились в марте 21-го.

Интерфейс новой версии платформы, которая вот-вот увидит свет

Шаг четвертый: начало продаж

После запуска MVP я начал продавать возможности платформы существующим клиентам виджета. Среди них были даже те, кто ждал этого, периодически спрашивая: «Когда наконец уже дадите потестировать новый функционал?»

С каждым клиентом мы работали индивидуально. Мы настраивали и разрабатывали набор функций и соглашались почти на любые кастомные доработки.

Кастомные доработки под клиентов — наша фишка, которая заложена в философии платформы, главным преимуществом которой является огромная гибкость.

Шаг пятый: расширение команды

После того, как пошли продажи платформы и появился дополнительный бюджет, мы укомплектовали нашу команду еще пятью молодыми разработчиками.

Шаг шестой: попытки привлечь инвестиции

До настоящего времени, путь, который прошла компания — был без вложений и без инвестиций. Проект по-прежнему кормит себя сам. Не является убыточным и растет.

Тем не менее, компании очень требуется поддержка роста и увеличение штата. И в связи с этим, в конце 2021 начались попытки найти инвестиции. На данный момент я получил огромное количество обратной связи, осознав как именно мыслят инвесторы, заодно переосмыслив рынок и наш продукт. Я даже планирую написать на эту тему отдельную статью. Ставьте лайки этой статье, если такой материал был бы вам интересен.

Что я усвоил

  • Выбор стека для IT сервиса очень важное стратегическое решение;
  • Хорошие и сильные специалисты на рынке есть;
  • Привлечение инвестиций — более сложный и многогранный процесс, чем может показаться на первый взгляд.

Про платформу Leadball

Платформа — это всего лишь платформа, это не совсем продукт или сервис. Это как фундамент, на котором можно возвести деревянную баньку или современный бизнес-центр. И возвести достаточно быстро.

На базе нашей платформы мы разрабатывали решения для контакт-центров, чат-ботов, настраивали рассылки в мессенджерах, делали интеграции и т. д. Классным получился функционал нашей авторской технологии Месстрекинг, который позволяет определять источники лидов и «подключать» мессенджеры к сквозной аналитике (об этом я даже написал статью).

Итак, мы преступили к разработке проекта Leadball Shop на базе платформы только после того, как все элементы были собраны и опробованы в бою у разных клиентов. Была задача — собрать по частям идеальный сервис, как ребенок собирает из пазлов красивую картинку. Цельный сервис, решающий конкретные задачи интернет-магазинов и приносящий дополнительную прибыль.

На данный момент сервис проходит стадии пилотных проектов на нескольких интернет-магазинах и уже показал свою высокую эффективность.

В мае 2022 года мы продолжаем развивать Leadball Shop, а также заканчиваем разработку новой версии нашего конструктора чат-ботов. С февраля некоторые компании, которые должны были запустить пилоты, до сих пор в ожидании, некоторые клиенты приостановили работу, а некоторые просто закрылись.

В марте мы оптимизировали затраты и пока чувствуем себя достаточно уверенно. У нас есть небольшая подушка безопасности и на удивление поток лидов даже немного увеличился.

Спасибо за ваше внимание! Буду рад вашей обратной связи и вопросам! Можете писать в комментариях или в Telegram: @dsheverev.

0
97 комментариев
Написать комментарий...
Serg S

А меня Дмитрий просто вдохновил! Я читал статью и удивлялся работе его мозгов! Не опустить руки! Найти себя и запустить стартап на ровном месте! Аплодирую стоя! Дмитрий, ты парень умный, критику воспринимаешь нормально, негативные коменты тебя не заденут! Супер!!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шеверев
Автор

Большое спасибо! Мне даже немного неудобно такое читать от незнакомых людей. Да, действительно, даже не обязательно иметь на старте большие деньги. Их наличие даже может быть вредным. Если есть опыт и понимание того, что будет нужно рынку - делайте минимальный продукт и продавайте, или, как советует один мой друг - в обратном порядке )

Ответить
Развернуть ветку
94 комментария
Раскрывать всегда