{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Меня уволили и всё пошло кувырком, но я не сдался и начал делать IT-сервис. Что я приобрел, а что потерял?

Готовился стать бомжом, но в итоге стал стартапером. Рассказываю, через что я прошел, делая сервис, который увеличивает продажи интернет-магазинам с помощью WhatsApp, Telegram и данных.

Привет всем! Меня зовут Дмитрий Шеверев. Я руководитель стартапа Leadball Shop, историю которого хочу вам сегодня рассказать.

Так получилось, что эта статья была написана где-то в середине февраля. Когда писал, даже не мог представить, какие события грядут. И вот наконец-то я её публикую.

Этой историей я хочу напомнить вам и себе что нельзя терять надежду на лучшее. Нужно продолжать искать возможности и не сдаваться! Даже в такое сложное время.

Leadball Shop — это сервис, который увеличивает продажи интернет-магазинам с помощью WhatsApp, Telegram и данных. Как он работает и из чего состоит пишу в отдельной статье.

А если будет интересно и полезно — не жалейте лайк!

Началось всё с неожиданного события, поделившего мою жизнь на «до» и «после»

Итак, начну с того, что до середины 2018 года моя жизнь была относительно стабильной и спокойной. Я работал по найму и меня это в целом устраивало. Я просыпался рано утром, ехал на метро в офис и чувствовал свою причастность к чему-то большому. Всё плыло по течению и всё было запланировано на годы вперед.

Иногда на меня нападали мысли, что всё идет как-то не так. Мне хотелось чего-то другого. Хотелось больше времени посвящать творческой работе и самому расставлять приоритеты. Однако, самостоятельно выйти из зоны комфорта и рискнуть стабильностью ради этих мыслей я не осмеливался.

Но вдруг, совершенно неожиданно, случилось событие, которое выбило меня из колеи. Меня уволили. Это был первый подобный прецедент в моей жизни и это был большой шок.

Мне потребовалось несколько дней чтобы все переосмыслить. И когда собрался с мыслями, решил пока не искать новую работу по найму и чуть-чуть поработать «на себя». Думал немного переведу дух, а к зиме начну поиск работы «на дядю». Уж сильно устал от корпоративной суеты.

Сейчас-то я осознаю, что действительно не подходил для той работы. И я искренне благодарен руководителю, который доброжелательно со мной попрощался, когда понял это.

Времени грустить не было, нужно было продолжать на что-то жить. Поэтому, по знакомству взял несколько заказов на разработку сайтов, продвижению и ведению рекламы. Доход от этой деятельности обещал обеспечивать минимум для существования, и да были небольшие накопления.

А после пары месяцев меня одурманил воздух свободы и перспектива возвращения в офис начала казаться ужасной.

Примерно так начинался рабочий день фрилансера. Не причесанный, на фоне незаправленная кровать и уже успел поправиться килограмм на семь. Зато улыбка на лице и кстати, удивительно что побритый.

В тот момент мне было 30 лет. До этого момента, ни разу не было такого, чтобы я больше месяца был предоставлен «сам себе». Чтобы я не был привязан к конкретному месту. Чтобы мне не надо было куда-то идти — в садик/школу/институт/наряд/работу.

Наконец-то я мог жить где хочу и делать что хочу. В разумных конечно пределах, но эта мысль пьянила.

Я очень быстро осознал себя свободным человеком. Как минимум фрилансером. И решил, что сделаю всё для того, чтобы не вернуться в работу по найму. Даже если придется есть одни макароны и одеваться в «Смешных ценах».

Вот так, шаг за шагом, я осознанно решал сделать свою жизнь более сложной и нервной.

Но пока, я такой весь из себя «свободный», объединяюсь с парой таких же «свободных» фрилансеров для глубокой переработки интернет-магазина одного клиента-знакомого. Основная цель — увеличение количества лидов и продаж с сайта.

На этом проекте и началась история с мессенджерами. Во время мозгового штурма по проекту, родилась идея сделать WhatsApp-кнопку для связи. Не буду раздувать статью подробностями, но эффект от неё был потрясающий.

Впервые я увидел, насколько мощными могут быть мессенджеры для целей бизнеса.

Одновременно с кнопкой, изучая конкурентов в немецкоязычном пространстве, я подсмотрел многообещающую идею онлайн-теста (как потом выяснилось, это называется «квиз»). Идея показалась очень интересной. Ничего подобного я до этого не видел или как минимум не обращал внимание.

Мы разработали аналог этого онлайн-теста на текущем проекте, запустили и результат не заставил себя ждать. Квиз повышал конверсию сайта.

Результат от этих двух идей был ощутимый. Однако кнопка всё-же была эффективнее, но этой разнице я не придавал большого значения.

Что я усвоил:

  • Большие проблемы могут обернуться большими возможностями.
  • Работать на себя труднее, чем работать по найму. Про бизнес даже пока молчу.
  • Фриланс — это не совсем про свободу и точно не для каждого. Одно лишь круто, что можно жить и работать там, где сам хочешь.
  • Мессенджеры скрывают много возможностей для бизнеса.

Старт собственных продуктовых проектов

Это был конец 2018 года. Я решил, раз эти 2 идеи хорошо работают тут, то они будут работать и на других сайтах. Логично же. И вот… оно… — почему бы не сделать из этого бизнес?

Когда еще работал по найму, ко мне часто приходили основатели IT стартапов с целью что-то продать. Порой они предлагали такую несусветную ерунду. А потом через общих знакомых выяснялось, что у них продаж «под сотню лямов в год». Вот я и думал, если такие сервисы продают, то и я со своими «реально эффективными инструментами» уж точно смогу себе заработать на аренду квартиры «чуть за МКАДом».

Конечно, это были очень наивные и примитивные мысли. Но меня они окрыляли. Был в этом какой-то извращенный смысл, толкавший голодного меня в туманную перспективу сытого будущего.

И вот, в самом конце года я регистрирую ООО в надежде сделать 2 простых сервиса, которые как-нибудь да и буду продавать:

  1. Конструктор тестов (ну т. е. квизов).
  2. Кнопка WhatsApp.

Это была та еще авантюра. Но в тот момент я убеждал себя что так нужно, что если ничего не получиться, то хотя бы не буду ни о чем жалеть в старости. Попытался же ё-мое.

В начале было огромное желание делать хоть что-то но свое и обязательно собственными руками.

Начал с MVP конструктора тестов. Все делал сам на php и js. Работал реально в удовольствие. После менеджерской рутины было наслаждением вернуться к истокам и всё делать самостоятельно, никому ничего не делегируя. Я писал код и кайфовал. На всё ушло около месяца на одном дыхании.

Интересно, что как-то в разговоре со своим другом-предпринимателем вдруг узнаю, что моя «гениальная идея» называется «Конструктор квизов». Оказалось, что на рынке уже было несколько таких конструкторов. Даже был лидер — сервис Марквиз. Скажу честно. Это меня демотивировало. Ведь я считал, что это я такой супер-умный и первый придумал такую революционную штуку. Эх, но нет.

Тем не менее, MVP конструктора квизов уже был готов и назад пути не было. Я написал скрипт для обзвона, сделал за 1 день лендинг и начал обзванивать компании, которые рекламировались в Директе.

Это было не просто. Очень не просто. Я звонил потенциальным клиентам, обходил секретарей, обещал, что им ничего не нужно делать — я сам все настрою, установлю и придумаю самые эффективные вопросы. А им только и останется оттопырить карман пошире, чтобы туда залетал дополнительный кэш.

В результате было несколько компаний, кто заинтересовался и потестил мои квизы. Забегая вперед, финансовых результатов это не принесло и я решил сфокусироваться только на кнопке WhatsApp. А от проекта с квизами я отказался и больше не возвращался к нему.

Первые заявки с сервиса квизов

Что я усвоил?

  • Почти любая ваша бизнес-идея скорее всего уже реализована кем-то. Если нет, вероятно, это плохая идея.
  • Критически важно общаться с живыми людьми, продавать им свой продукт и внимательно слушать то, что они будут говорить.
  • Холодный обзвон — отличная возможность быстро получить фит-бек по продукту от рынка.

Важность первой продажи

Скоро я «допилил» сервис к кнопке WhatsApp. И после «фэйла» с квизами начались обзвоны компаний с предложением её потестировать. Несмотря на то, что кнопка показала себя более эффективной, мне она казалось слишком уж простым инструментом. Я думал, что конструктор квизов, как более сложное решение будет продаваться лучше. Но я ошибался.

Так выглядела кнопка WhatsApp

Оказалось, что простота — это не минус а огромный плюс. С кнопкой было всё гораздо проще. Не нужно выдумывать вопросы, не нужно разбираться в бизнесе новых клиентов. Просто установил её на сайт — и она начинала генерить лиды. Эффект виден сразу и часто он был значителен. Месяц тестируй бесплатно — если все ок — оплачивай подписку.

В итоге кнопка «пошла». Первого клиента никогда не забуду — это было крутое дизайн агентство с офисом в Москва-сити. И они купили мою кнопку! Серьезно! И она у них работала и приносила результат! А те 680 рублей были самыми важными 680­ рублями в моей жизни! Этой сделке я радовался как ребенок.

Отзыв самого первого клиента компании

Что я усвоил?

  • Первая продажа своего продукта — важный психологический барьер. И преодолеть его проще, чем может показаться.
  • Продажи это критически важный навык, которому можно быстро научиться. Даже интроверту.
  • Когда в проекте один человек — уметь продавать для него важнее всего. Даже важнее, чем уметь программировать.

Важность семьи и первые последствия

Кстати, приятно вспомнить, что мне очень помогла моя мама. У нее был опыт на исходящих звонках на прошлом месте работы, а в данный момент она сидела дома и скучала. Я предложил ей пообзванивать компании для моего проекта на что она с большим энтузиазмом согласилась. Обзвоны ей давались просто и она очень творчески подошла к этой работе.

Именно моя мама привлекла первых клиентов в проект. Пока я не взял паузу на «допиливание». В итоге обзвонов больше не было, нашлись другие каналы привлечения клиентов. А моя мама уже устроилась на какой-то другой проект.

Такой вот семейный IT-бизнес.

1993 год

И еще немного про важность семьи. Вынужденно, из-за нехватки денег мы переехали к родителям жены. И я очень благодарен им за эту поддержку. Тем не менее, я лез вон из кожи, чтобы завершить этот этап жизни как можно быстрее, съехать и не «беспокоить» тестя и тещу, которых я искренне считаю одними из самых добрых людей, с которыми я когда-либо сталкивался.

И вот, продажи потихоньку пошли. Через пол года мой проект приносил около 50 000 руб. в месяц. «Мелочь» — возможно скажет кто-то, но тогда я так не считал да и сейчас так не думаю. К этому времени мы уже сняли собственную квартиру. Сняли на деньги, которые приносил мой собственный бизнес и это было мое самое большое достижение в жизни! Я чувствовал себя Билом Гейтсом, Илоном Маском и Джефом Безосом одновременно!

Было и большое негативное последствие изменения привычного ритма жизни: не смотря не все положительные моменты, через некоторое время наши отношения с женой дали трещину и мы расстались.

Что я усвоил

  • Проект может «раскачиваться» долго. И это при том, что нет гарантии результата.
  • Отсутствие бюджета на продвижение может компенсировать креативный и нестандартный подход.

Важность Фидбэка от клиентов

Когда я общался с первыми клиентами, они мне давали просто огромное количество полезной информации. О багах, о функционале, о внешнем виде. Очень скоро «кнопка» трансформировалась в «виджет». Виджет был проще в установке и эффективнее (было протестировано большое количество форматов и был выбран лучший). Кому вдруг стало интересно, вот ссылка на проект виджета.

Наш виджет WhatsApp 

Выгорание. То, с чем столкнется каждый (наверное)

Не смотря на хорошие по моим скромным меркам продажи, виджет (т. е. модифицированная кнопка) так и оставался очень простой штукой. У него не было будущего. И в один момент я перегорел. Я перестал заниматься развитием виджета, только поддерживал его.

Помню, как в тот момент я был опустошен и потерян. И в то же время я не хотел возвращения на наемную работу. Нужно было что-то думать дальше, что-то глобальное, что-то крутое и сложное.

Мысли о чат-ботах и о мессенджер-маркетинге тогда уже были. Но на тот момент я еще не понимал, как я смогу противостоять конкурентам. В чем будет «фишка», уникальность. Да и цельная идея еще не сформировалась.

Далее произошло событие, позволившее мне отвлечься и «перезагрузиться». Мне позвонил один из клиентов виджета для консультации и мы разговорились. Он рассказал мне о своей идее для стартапа в области интернет-полиграфии. Идея мне понравилась и мы решили поработать вместе.

В течении где-то 4 месяцев я начал делать абсолютно новый проект. Проект, который никак не был связан с мессенджерами. Однако после запуска MVP я увидел, что у проекта туманное будущее и я его поставил на паузу в пользу новых идей, которые к тому времени четко сформировались.

Что я усвоил?

  • Творческие метания — это норма на старте. Нужно искать что-то такое, что тебе будет близко и одновременно будет приносить доход.
  • Важно не попасть в психологическую ловушку — очень сложно отказаться от неперспективной идеи на которую потратил много сил.
  • Выгорание неизбежно. Если заранее готовиться к нему, уверен, будет легче его преодолеть.

Идея платформы для мессенджер-маркетинга

Итак, где-то в июле 2020 года сформировалась идея платформы для работы с мессенджерами. Идея прошла длительную эволюцию. Каждый день я продолжал общался с клиентами виджета. Многие рассказывали мне, чего им не хватает и что бы они хотели.

В итоге я очень хорошо начал понимать, какие боли есть у клиентов на рынке. У крупных, у мелких, у средних. И как эти боли можно закрывать. И вот, идея платформы у меня уже в руках.

Так в чем же заключалась эта идея?

Платформа Лидбол — база для разработки любых сценариев, связанных с мессенджер-маркетингом. Если конкретнее — это платформа для чат-ботов, рассылок, контакт-центр, сервис интеграций и прочие вспомогательные компоненты, работающие в единой системе. Платформа, на базе которой можно почти всё.

Платформа послужила фундаментом для сервиса Leadball Shop, о котором я пишу в отдельной статье.

Продажи виджета позволили мне скопить деньги для старта и развития этого проекта. У меня была возможность даже нанять небольшую команду и начать делать реально большой и амбициозный продукт.

Основные этапы проекта по шагам

Курс на разработку мультифункциональной платформы для мессенджер-маркетинга был взят! Пройдемся по основным вехам проекта.

Шаг первый: выбор стека технологий

Мой «друг» PHP для нового проекта увы совсем не подходил.

Если вы собрались делать IT-сервис — выбор стека это важнейшее стратегическое решение. Изучайте вопрос. Цена ошибки очень велика.

От стека зависит: Как быстро вы запустите проект? Как дорого? Как просто найдете разработчиков? Как просто будет поддерживать проект? Как просто смасштабируетесь в будущем?

Конкретно для нас базовым стеком стал Node + React + TypeScript. Но это не панацея — то что хорошо для нас, не обязательно хорошо для всех.

Шаг второй: поиск первого человека в команду

Сперва нужен был специалист, который возьмется за проект в качестве разработчика на фулл-тайм.

И вот, после продолжительного поиска я его нашел. Считаю, что мне на этом этапе очень повезло. Я нашел близкого по духу человека, сильного специалиста а главное того, кто искренне поверил в проект.

Сейчас Алексей полноценный партнер с долей в компании и он руководит командой разработчиков.

Шаг третий: разработка MVP

На это ушло где-то пол года и мы успешно запустились в марте 21-го.

Интерфейс новой версии платформы, которая вот-вот увидит свет

Шаг четвертый: начало продаж

После запуска MVP я начал продавать возможности платформы существующим клиентам виджета. Среди них были даже те, кто ждал этого, периодически спрашивая: «Когда наконец уже дадите потестировать новый функционал?»

С каждым клиентом мы работали индивидуально. Мы настраивали и разрабатывали набор функций и соглашались почти на любые кастомные доработки.

Кастомные доработки под клиентов — наша фишка, которая заложена в философии платформы, главным преимуществом которой является огромная гибкость.

Шаг пятый: расширение команды

После того, как пошли продажи платформы и появился дополнительный бюджет, мы укомплектовали нашу команду еще пятью молодыми разработчиками.

Шаг шестой: попытки привлечь инвестиции

До настоящего времени, путь, который прошла компания — был без вложений и без инвестиций. Проект по-прежнему кормит себя сам. Не является убыточным и растет.

Тем не менее, компании очень требуется поддержка роста и увеличение штата. И в связи с этим, в конце 2021 начались попытки найти инвестиции. На данный момент я получил огромное количество обратной связи, осознав как именно мыслят инвесторы, заодно переосмыслив рынок и наш продукт. Я даже планирую написать на эту тему отдельную статью. Ставьте лайки этой статье, если такой материал был бы вам интересен.

Что я усвоил

  • Выбор стека для IT сервиса очень важное стратегическое решение;
  • Хорошие и сильные специалисты на рынке есть;
  • Привлечение инвестиций — более сложный и многогранный процесс, чем может показаться на первый взгляд.

Про платформу Leadball

Платформа — это всего лишь платформа, это не совсем продукт или сервис. Это как фундамент, на котором можно возвести деревянную баньку или современный бизнес-центр. И возвести достаточно быстро.

На базе нашей платформы мы разрабатывали решения для контакт-центров, чат-ботов, настраивали рассылки в мессенджерах, делали интеграции и т. д. Классным получился функционал нашей авторской технологии Месстрекинг, который позволяет определять источники лидов и «подключать» мессенджеры к сквозной аналитике (об этом я даже написал статью).

Итак, мы преступили к разработке проекта Leadball Shop на базе платформы только после того, как все элементы были собраны и опробованы в бою у разных клиентов. Была задача — собрать по частям идеальный сервис, как ребенок собирает из пазлов красивую картинку. Цельный сервис, решающий конкретные задачи интернет-магазинов и приносящий дополнительную прибыль.

На данный момент сервис проходит стадии пилотных проектов на нескольких интернет-магазинах и уже показал свою высокую эффективность.

В мае 2022 года мы продолжаем развивать Leadball Shop, а также заканчиваем разработку новой версии нашего конструктора чат-ботов. С февраля некоторые компании, которые должны были запустить пилоты, до сих пор в ожидании, некоторые клиенты приостановили работу, а некоторые просто закрылись.

В марте мы оптимизировали затраты и пока чувствуем себя достаточно уверенно. У нас есть небольшая подушка безопасности и на удивление поток лидов даже немного увеличился.

Спасибо за ваше внимание! Буду рад вашей обратной связи и вопросам! Можете писать в комментариях или в Telegram: @dsheverev.

0
97 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шеверев
Автор

Валентин, большое спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
94 комментария
Раскрывать всегда