Все о деньгах бизнеса — счет, касса, "нал" и "безнал". Статья для новичков и тех, кто хочет разобраться в вопросе
Начинающие, а часто и опытные предприниматели, путаются в установленных законом правилах для денег и денежных расчетов.
Сразу напишу список вопросов которые буду рассматривать ,чтобы вы сразу решили дочитывать статью или нет.
Рассмотрим вопросы наличных расчетов:
- Нужен ли при расчетах кассовый аппарат?
- Какие есть ограничения при расчете наличными?
- Нужно ли сдавать выручку в банк?
- Как снимать наличные со счета?
- Что можно нарушить и что грозит?
А также вопросы безналичных расчетов:
- Что такое расчетный счет и как его открыть?
- Что такое "платежка"?
- В чем разница между расчетным счетом, счетом на оплату, счетом бухгалтерского учета и счет-фактурой?
- Что такое эквайринг?
Итак, поехали!
Нужен ли при расчетах кассовый аппарат?
Сомнения в том нужен ли кассовый аппарат, а также различные мифы появились после отмены в 2008 году обязательности кассовых аппаратов для предпринимателей (ИП и ООО) применяющих налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД, известный также, как «вмененка»). Также кассы не применяли ИП на патенте.
Для ЕНВД и патента обязанность выбивать чеки тогда убрали, поскольку эти налоги платятся фиксированно, независимо от размеры выручки. Это было логично и правильно.
А поскольку на "упрощенке" кассовые аппараты тогда были нужны, а патент был введен вместо налогового режима "упрощенки на патенте" была ужасная путаница. Люди путали ЕНДВ, патент и "упрощенку" и считали что кассы на спец режимах вообще не нужны
Какова ситуация на сегодня?
Сейчас все стало проще - тотальный контроль для государства это наше все, так что с середины 2019 года кассовые аппараты будут применять все ,в том числе и ранее освобожденные от этого предприниматели на ЕНВД и патенте.
С 2018 года они тоже начинают ставить кассовые аппараты. Те, кто работает в рознице и общепите, должны перейти на новый порядок с 1 июля этого года. А для остальных применение ККТ обязательно с 1 июля 2019 года.
Есть конечно маленький список исключений, но эти исключения настолько редкие, что применять их будут единицы, ну например:
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами.
- торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой.
- ремонт и окраска обуви.
Не буду сюда копировать закон, кого заинтересует полный список ситуаций, при которых можно не применять кассовый аппарат, посмотрите сами часть 2 статьи 2 ФЗ " О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и попробуйте найти там себя.
Также теперь применяются онлайн-кассы вместо обычных. На фото слева, моя "старая" касса, а на фото справа, онлай-касса.
Какие есть ограничения при расчете наличными?
Данный вопрос регулируются Гражданским кодексом РФ и указанием Центрального банка РФ.
Размер расчетов наличными с физическими лицами никак не ограничен, то есть если вам платят покупатели-граждане (но не ИП), то они могут платить вам хоть миллиарды рублей наличными.
Однако между предпринимателями размер расчетов наличными деньгами ограничен.
Под предпринимателями в данном случае имеется ввиду не только ИП, но и юридические лица.
Понятно для чего?
Для того, чтобы все пользовались расчетными счетами в банках, по которым:
- во-первых, видны все операции, (их не скрыть, видно кто, кому и сколько платит, а это основная информация для налоговой проверки)
- во-вторых, расчетные счета можно заблокировать в нужный момент.В том числе и для того ,чтобы в нужный момент списать налоги до того как вы уведете деньги со счета.
Поэтому государство и устанавливает эти ограничение на наличные расчеты.
Размер расчетов установлен ЦБ РФ, и составляет в настоящий момент 100.000 рублей по одной сделке.
Нужно ли сдавать выручку в банк?
Этот вопрос часто задают в интернете на различных форумах, поскольку ходит миф ,что всю выручку каждый вечер нужно в срочном порядке сдавать в банк, а иначе будут наложены штрафы.
Обязанность сдавать выручку в банк формально существует. Но,что приятно, только для крупного бизнеса.
Данный вопрос регулируется полностью указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
Чтобы не грузить вас копированием из этого Указания ЦБ РФ кратко передам суть.
Юридическое лицо должно самостоятельно определить сумму наличных, которая может хранится в кассе - лимит остатка наличных денег, по формуле указанной в Указании.
Хранить наличные сверх этого лимита запрещено. Допускается исключение только в дни выплаты зарплат, если вы выдаете зарплату наличными.
А далее указано следующее:
То есть даже сам лимит устанавливать не надо. А раз лимит не устанавливается, то и сверх него ничего не накапливается ,а значит и сдавать нечего.
То есть если у вас ИП или же ваше ООО подпадает под критерии субъекта малого предпринимательства, то выручку точно можно не сдавать. И отдельно добавлю, что никакой ответственности за то, что вы не сдаете наличные в банк вы нести не будете.
Как снимать наличные со счета?
У многих словосочетание «снимать наличные» ассоциируется с чем-то незаконным.
Но это не так. Путаница происходит из-за незаконных действий по, так называемой, «обналичке», при которых на расчетный счет подставной фирмы-однодневки зачисляются деньги и снимаются со счета, после чего фирма бросается. Либо деньги зачисляются на расчетный счет ИП под видом оплаты товаров(работ, услуг), а ИП отдают эту сумму наличными, за вычетом своего процента.
Почему съем собственных денег может быть незаконным?
Прежде всего нужно отметить, что правила разные для ИП и фирм.
Для ИП никаких ограничений по снятию денег со счета вообще не имеется, поскольку у ИП нет разделения на «его собственные деньги» и «деньги бизнеса».
Такую же позицию занимает и Минфин РФ в письме от 19 апреля 2016 г. N 03-11-11/24221.
Что же касается ООО то тут вопрос не в том что снимать наличные незаконно, а в том что деньги ООО принадлежат формально самому ООО, а не учредителю, и если он хочет и взять эти деньги на личные нужды, то нужно заплатить налоги.
У учредителя ООО (да и других юридически лиц) всего 2 способа получить деньги - либо как дивиденды либо как зарплату.
Всякие альтернативные способы типа взять в долг у компании, взять под отчет, сдать что-то компании в аренду - все равно не спасут от уплаты налогов.
Именно повышенная налоговая нагрузка в ООО и заставляет многих искать окольные пути вывода денег, потому что ты уже заплатил налоги (например НДС, налог на прибыль, страховые взносы за работников), уже хочешь забрать честно заработанные, а тут еще надо заплатить 13% НДФЛ за дивиденды, если взять деньги как прибыль учредителя, либо 13% + 30% страховых взносов если взять деньги как зарплату.
Снимаются наличные либо по чековой книжке (ужасный, сравнимый с пытками способ, который увы еще практикуется в некоторых банках) либо с корпоративной банковской карты.
Ниже представлены сканы моей старой чековой книжки, как образец, и скан корпоративной банковской карты. Сразу скажу я действительно пользуюсь банком "Точка" уже много лет и это не продакт-плейсмент. Я просто рассказываю только о том, чем пользуюсь сам.
Что можно нарушить и что грозит?
За нарушение правил работы с деньгами ответственность установлена всего в 2-ух статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ:
- Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
- Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов
Часть 2 статьи 14.5 устанавливает ответственность за неприменение кассовой техники, то есть за то, что вы не выбили чек - не менее 10.000 рублей для должностных лиц и не менее 30.000 рублей для юридических лиц.
Статья 15.1 устанавливает штраф за расчеты наличными между предпринимателями сверх лимита в 100.000 рублей и за неправильное хранение наличных крупным бизнес (эти 2 вопроса как раз были рассмотрены выше) штраф для юридически лиц - от 40 до 50 тысяч рублей.
Что такое расчетный счет и как его открыть?
Расчетный счет открывается вам банком для совершения платежей в ходе вашей предпринимательской деятельности.
Открыть счет проще простого, нужно просто обратиться в любой банк, который вам понравится. Для ИП достаточно иметь на руках только паспорт, для ООО пакет документов из налоговой.
Какой банк выбрать?
При выборе банка советую исходить из следующих параметров:
1) Скорость открытия расчетного счета и удобство.
Есть банки в которых курьер выезжает открывать расчетный счет, а есть в которые надо обязательно ехать самому.Некоторые открывают счет за 1 день, а есть кто и за 3-5 дней.
2) Удобство системы банк-клиент.
Есть такие системы, в которые даже войти проблема, не то что платежку подписать.
3) Скорость платежей и удобные часы работы офиса. Взнос наличными через банкомат.
В некоторых банках внести деньги можно только через кассы отделений в часы их работы, это бывает очень неудобно.
4) Доступ в банк-клиент с любого устройства в любом месте.
Есть банк-клиенты привязанные к определенному компьютеру. Естественно, на такое не стоит соглашаться.
5) Быстрый и легкий вывод денег – на карту с расчетного счета.
Есть банки где карта привязана к расчетному счету, а есть где надо выводить деньги со счета отдельной операцией. А есть еще и такие, в которых это можно сделать только в рабочие часы (в дневное время и в рабочие дни), так что если деньги понадобились после 18.00, либо в выходные и праздники, то терпите.
6) Быстрое отражение денег на счете при внесении и зачислении.
В одном банке, в 2015 году у меня был расчетный счет, и я практически никогда не знал сколько у меня реально денег. Когда я вносил наличные, это операция отражалась....3-4 часа. Также и входящие платежи.
7) Уведомление в смс от кого и сколько денег пришло.
Кажется смешным, но в некоторых банках еще нет смс-уведомлений об операциях по расчетному счету, а в некоторых они есть, но без указания отправителя и суммы. Зачем тогда они нужны непонятно, но это тоже фишка из того чудесного банка ,с которым я расстался в 2015 году.
Лично я пользуюсь "Точкой". По сервисам с ней очень похожи "Тинькофф Банк" и "Альфа-банк". Также в нашей стране будет нелишним открыть один запасной расчетный счет в "Сбербанке", на случай отзыва лицензии у другого вашего банка.
Что такое "платежка"?
Безналичные расчеты осуществляются путем изготовления и подписания платежного поручения банку на перевод суммы, называемое в народе "платежка".
Ниже прикреплен образец платежного поручения.
Сверху указана сумма. Далее указаны данные плательщика и данные получателя.Штамп внизу означает что платежное поручение исполнено, деньги списались с моего расчетного счета и скоро поступят получателю.
В чем разница между расчетным счетом, счетом на оплату, счетом бухгалтерского учета и счет-фактурой?
Данный вопрос регулярно возникает из-за того что везде присутствует слово счет и возникает путаница.
Что такое расчетный счет был объяснено выше.
Счет на оплату это принятый в практике делового оборота документ.
Счет на оплату не является бухгалтерским документом, его не обязательно делать и не обязательно хранить. Но он удобен. Его практическая цель дать реквизиты(номер счета и данные банка), куда вам нужно заплатить.
Вот образец счета на оплату. В шапке все данные чтобы заплатить, а ниже указано за что платить и сумма.
Cчет-фактура имеет только одну общую особенность со счетом на оплату - это не бухгалтерский документ. Он никак не подтверждает факта отгрузки товара или оказания услуг.
Обязанность ее оформления прямо указана в Налоговом кодексе РФ.
Главная функция счета-фактуры – подтверждение прав плательщика налога на добавленную стоимость (НДС) на получение вычета по этому налогу.
Вам нужны счет-фактуры от ваших поставщиков - суммы указанные в них вы вычтете из своих налогов. А вашим покупателям нужны счет-фактуры от вас, так как они уменьшат свои налоги на суммы ,указанные в ваших счетах- фактурах.
Ниже образец счет-фактуры.
Счет бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет - это организованная информация. Чтобы в нужный момент найти нужный кусочек информации и не перерывать все подряд информация разбита по объектам и структурирована.
Яркий пример - алфавит в библиотеке. Хотите найти Пушкина ищите книгу на букву "П" если книги разложены по авторам.
Так и счета бухгалтерского учета это условно алфавит - это данные (информация).
Данные о разных объектах бухгалтер записывает в специальные группы, каждая из которых имеет свой номер. Эти группы и называются счетами. Нужно посмотреть что с наличными - смотрите в программе записи в счете 50, нужно узнать что с товарами - записи в счете 41.
Данный порядок установлен приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) под названием "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций".
Что такое эквайринг?
Эква́йринг (от англ. acquire — приобретать, получать) — приём к оплате платёжных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг.
Существует три вида эквайринга:
- Торговый эквайринг (платежный терминал)
- Интернет-эквайринг ( приём к оплате банковских карт и электронных денег через Интернет с использованием специально разработанного веб-интерфейса, позволяющего провести расчёты в интернет-магазинах и оплатить различные услуги)
- Мобильный эквайринг ( маленькие терминалы ,которые вставляются в мобильные устройства. Наверное вы видели такие у таксистов)
По эквайрингу совет может быть только один, ищите эквайринг с наименьшей комиссией. Если на старте денег не много то подойдет интернет-эквайринг, его установка, как правило, бесплатная вообще, или мобильный эквайринг, так как маленькие терминалы гораздо дешевле больших стационарных, но правда чаще ломаются.
Не советую мобильный эквайринг от компании LIFE PAY.
Я раньше был их клиентом и произошла забавная ситуация: человек оплатил мне картой товар, забрал его, о чем расписался в расходной накладной, а после стал оспаривать операцию по карте. Товарищи из LIFE PAY позвонили мне и попросили доказательства, что товар был отдан. Я сказал, что у меня есть документ с подписью и видеозапись. Они в свою очередь обрадовались и сказали, что проблем не будет.
Однако через пару недель вдруг позвонили и сообщили, что операцию все-таки человек опротестовал, а значит они сделают ему возврат, который удержат у меня со следующих транзакций по терминалу. После этого я вытащил их терминал и выбросил в ведро, объяснив что ничего они от меня не получат. А если не согласны - пусть обращаются в суд. На этом все и закончилось. Но до сих пор я в шоке, как можно требовать с меня деньги на возврат и согласится на протест по операции, по которой есть документ и видеозапись о том, что товар был передан.
Уважаемый читатель, это была глава из моей новой книги "Начни свой бизнес. Пошаговое руководство для тех, кто открывает бизнес в 1-ый раз", которая выходит в декабре 2018 года
Если статья понравилась обязательно ищите мою книгу в декабре на сайте ЛитРес
Вам также может понравиться статья "12 популярных вопросов про учредителя ООО и директора в российском интернете (с ответами)" и статья "15 самых популярных вопросов про ИП и ООО в российском интернете (с ответами)"
Также если вы начинающий предприниматель много полезной информации можно найти в моей книге "Спаси свой бизнес"
Всем успехов!
Еще важный момент про эквайринг - в налогооблагаемой базе надо считать сумму, которую заплатил клиент, а не которая пришла на счет за вычетом комиссии платежной системы.
Ещё один полезный пазл в набор для творчества предпринимателей. Надеюсь не последний)
Точно не последний!)
Ждём от автора очерк про "Обнал" ))
Поясните пожалуйста, если я не работаю с физ лицами и принимаю только безнал от Юр. Лиц на Расчетный счёт - касса нужна ?
С удовольствием. В вашем случае можете работать без кассового аппарата. Чтоб вы совсем были уверены посмотрите пункт 9 части 2 ФЗ " О применении ККТ" там это прямо сказано.
Спасибо
Пожалуйста! удачи.
Нужна ли онлайн касса если производишься физ. Лицам услуги и их стоимость не фиксированные? Расчёт происходит на месте выездным специалистом. Мобильных онлайн касс я не видел. Если да, то получается если 10 человек ездят на всех нужно по кассе? За ответ, заранее спасибо.
LMGTFY
НДС - налог на добавленную стоимость, а не надбавочную. И еще желательно добавить, что при эквайринге также требуется применять онлайн-кассу, хотя вроде это и не наличный расчет.
Скажу больше - даже при интернет-эквайринге.
Согласен с вами обоими! Просто эта информация в другой статье уже есть, поэтому решил не дублировать, если что ссылка на статью с этой информацией внизу.
-
+ не удаляется ошибочный коммент, может автор может удалить
-
+