{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как фрилансеру вовремя понять, что клиент — неадекватный и работать с ним не стоит

Неадекватный клиент — это дементор, который высасывает всю радость из вашей души и селит на её место свой дурацкий проект. Этот материал — о том, как распознать такого клиента на ранних стадиях и вовремя отказаться от сотрудничества, пока не жахнуло.

Меня зовут Юля, я на фрилансе уже восемь лет и могу похвастаться тем, что не работаю с чудаками. Хотя на заре своей вольнонаёмной карьеры с кем только не сталкивалась: от клиентки, которая названивала в 2 часа ночи по Вотсапу до заказчика, который заставил разуться перед тем, как утвердить наше сотрудничество (что бы это ни значило).

За годы работы я запомнила все их трещинки, научилась распознавать их звоночки и вежливо сливать. Почему? Два слова: деньги пахнут.

Итак, вот мой хит-парад признаков, что передо мной — потенциальный клиент-чудак, от которого нужно бежать, сверкая пятками.

«Брат!»

Любые признаки фамильярности с первых строк для меня красный флаг. Я могу быть неопытным новичком, мои услуги могут стоить 100 рублей, мне может быть 16 лет — но ни один из этих факторов не должен быть причиной панибратского стиля общения «сверху вниз». Мы с клиентом — не ученик с учителем, не раб с господином, мы прежде всего партнёры и хотим сделать крутой проект. Если я чувствую, что клиент общается со мной свысока и пытается задавить своей важностью, я… свайпаю его влево, в общем. Повод придумать несложно.

Смотрины

Или когда клиент говорит: «Вы тестово на нас поработайте недельку, мы посмотрим и потом подумаем, стоит ли нанимать вас/платить вам или нет». Я никогда с таким не сталкивалась лично, но нередко наблюдаю такое условие во фриланс-вакансиях. Тут вся соль в том, что сколько бы заказчик на вас ни смотрел, он уже по дефолту не видит в вас специалиста с таким подходом. Следовательно, он не доверяет вам и не будет доверять вашей будущей работе, какой бы потрясающей в итоге она ни оказалась.

А спецу, которому не доверяют, как правило, рано или поздно становится неохота платить, поверьте.

«За что такие бабки?»

Любые претензии к моей цене после её озвучивания — признаки неадекватного клиента. Потому что если адекватному дорого, то он как-нибудь аккуратно соскочит, вроде «Спасибо, подумаю» или «Хорошо, если что, обращусь» — ну или прямо скажет, что ему не подходит. Неадекват-манипулятор обязательно начнёт бурлить и возмущаться, что моя работа того не стоит, начнёт требовать скидку и доказывать, что мой сосед-конкурент берёт в три раза дешевле и вообще откуда я такая зажравшаяся. Обычно в таких ситуациях он на реактивной тяге своего пукана летит прямиком в игнор, а в особо тяжких случаях — в бан.

К сожалению, таких залётных потенциальных заказчиков немало. Но здесь нужно помнить золотое правило: если тебя продавили раз, значит продавливать будут постоянно. Хотя реальность часто такова, что это не фрилансер зажрался, а клиент просто не тянет.

Синдром микроменеджера

К сожалению, на начальных этапах распознать клиента-контролёра непросто, но как правило, он раскрывается во всей красе с первых же дней сотрудничества. Например, начинает коршуном летать над вами и вашей работой, постоянно отвлекая своими промежуточными проверками, комментариями и советами. Он пингует вас пять раз за день, ему всегда лучше видно, а ещё сейчас он пойдёт посоветуется со своей женой/коучем/собакой и вернётся с новыми идеями, как сделать правильнее. Обходите таких стороной, заканчивайте с ними сотрудничество как можно скорее — если не хотите работать с дёргающимся глазом или дёргаться сами от звонков и оповещений.

Здесь важно понять, что в этом случае клиент может быть не прямо неадекватом, но явно иметь проблемы с организацией своей работы, от которых страдать будет именно исполнитель.

«Неужели все сложные клиенты — неадекваты?» — спросите вы. А я отвечу, что это два разных вида заказчиков: со сложным клиентом можно работать, а с неадекватом — ни в коем случае. Их главное отличие в том, что сложный клиент ратует за результат как бы в унисон с вами, и его придирки/жёсткие требования в большинстве своём связаны с желанием добиться крутого результата. Это чувствуется. А заказчик-неадекват в 99% случаев пытается просто самоутвердиться на вашем фоне, показать свою власть и вашу ничтожность, продавить и пройтись утюгом.

Не работайте с неадекватами.

А если работали — расскажите о своём опыте в комментах.

Кстати, вот мой ламповый канал в телеге про фриланс. Вроде тут так принято завершать статьи)

0
24 комментария
Написать комментарий...
Константин Приветов

Тут так не принято завершать статьи. Точнее принято, если хотите минусов собрать.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Отнюдь! Как раз принято именно так завершать статью, а потом принято обсирать автора за пиар своей телеги

Ответить
Развернуть ветку
Александра Корбут

Тоже всегда завершаю статьи приглашением в тг для тех, кому понравился материал - ни разу минусы за это не кидали) Поэтому интересно, как по мнению Константина нужно завершать ))

Ответить
Развернуть ветку
Александра Корбут

А как нужно завершать статью правильно? :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Нюдсами

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Блин

Ответить
Развернуть ветку
В А

Одни пишут, что фрилансеры все мудаки, Юлька вот решила в клиентов горсть мудаков кинуть. Кому что ближе🤷‍♂️ Наверно каждый такой автор сидит и думает: там у меня в тумбочке несколько мудаков, выкину ка я их в форточку, может кому и счастье перепадёт. А суть от этого не меняется: одни не хотят работать, другие не хотят платить. И все хуями в друг друга кидаются.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Корбут

Так статья именно про клиентов. В нормальных людей никто говном не бросается, тем более, цитирую: "со сложным клиентом можно работать, а с мудаком — ни в коем случае. Их главное отличие в том, что сложный клиент ратует за результат как бы в унисон с вами, и его придирки/жёсткие требования в большинстве своём связаны с желанием добиться крутого результата."

Короче, грань есть, но её нужно почувствовать) С фрилансерами ситуация не лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Фрилансеров-мудаков тоже много, следующую статью про них напишу)

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

Думаю, что для человека, который не прошёл через это на своей шкуре, эти советы не сработают. Всегда будет крутится в голове, что-то типа "это просто такие обстоятельства, он (она) изменится"

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Тоже верно.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Питеев

Пусть другие исполнители а-ля ваши конкуренты с ними работают

Ответить
Развернуть ветку
Александра Корбут

Подобное притягивается к подобному :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Да, танцевать таким не нужно

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Ха, как знакомо. Сферы деятельности разные, заказчики одинаковые

Ответить
Развернуть ветку
Александра Канева

С недавнего времени открещиваюсь от работы с родственниками. Не бесплатно (хотя и такое было), но цену озвучиваешь ниже, потому что вроде как "не чужие люди". И в этот момент на шее появляется украшение, потому что думают, что я должна плясать под их дудку ,вносить сколько угодно правок, пока их не устроит конечный результат (а сами не знают ,чего хотят). И в итоге тратишь времени и сил больше, чем если бы просто поработала с обычным клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Понимаю. И отказаться ещё стрёмно.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin T.

Мы поняли что вы крутая. Что еще?

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Это всё 🥲

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Дочитал до слова "дементор". В пизду.

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Что не так со словом дементор?

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Всё.

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova
Автор

Понятно. Спасибо за коммент)

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда