{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Пошаговая инструкция - как получить грант от государства на разработку своего IT продукта и отсрочить мобилизацию

История о том, как привлечь деньги на создание продукта и не разговаривать с людьми. Интровертам посвящается

Всем привет.

Меня зовут Могилевкин Константин, я основатель it-компании SATORI. Продолжаю свой поход за вашими комментариями на vc. Моя первая статья собрала должный отклик, и я решил описать пошагово, что нужно сделать, чтобы получить грантовую поддержку от ФСИ (фонда содействия инновациям) по программе Развитие ЦТ

Если у вас нет идеи продукта и нет юридического лица с ненулевыми оборотами за прошедшие 3 года, дальше можете не читать. Вам сюда

Итак, у вас есть:

1. Идея продукта, которая входит в перечень поддерживаемых направлений ФСИ.

2. Желание сделать как минимум НИОКР, как максимум - работающий продукт и вывести его на рынок РФ/СНГ, используя привлеченные деньги.

3. Минимум 30% собственных или заемных (внебюджетных) средств для финансирования работ. Можете их взять со своего счета в банке, кредит в банке, у инвестора или у родителей, если вы начинающий бизнесмен или будете делать продукт для души.

4. Команда, готовая делать этот продукт. Или часть такой команды.

5. Компуктер, чтобы сделать заявку на https://online.fasie.ru/ и подписать ее ЭЦП. (Товарищи из ФСИ, сделайте, пожалуйста, так, чтобы fasie.ru дружил с Safari, а то как-то не по фен-шую получается)

6. Офис или место в коворкинге, откуда вы делаете бизнес. Квартира наконец!

Есть только 1 и 2 - не беда, главное начать. Потому что дальше будет только сложнее.

Идем на https://online.fasie.ru/, регистрируемся и начинаем заполнять заявку. Подробнее по ссылке

ВАЖНО! Вам вообще можно не разговаривать с людьми, делаете все онлайн, в том числе договор, в конце подписываете ЭЦП. Максимум после рассмотрения заявки может прийти проверка с анкетой, что делаете, где работаете, какой штат и все. Тут тоже можно просто поставить галочки). Может быть это только в части поддержки Цифровых технологий так, но прям модно, молодежно.

Что там в заявке

  • Информация о предприятии (наименование, выручка, ССЧ, регион и тд). То есть тратите 15 минут и все заполнено
  • Основные документы. Тут немного потеем, 30-40 минут. Надо выгрузить и приложить всякие бухгалтерские, налоговые документы, заполнить и приложить скан заявки на участие в отборе проектов. Шаблон заявки тут
  • Учредители и руководство. Тут конкретно потеем. 2 недели на заполнение ушло. Надо описать кто учредители, кто гендир, кто научный руководитель проекта. Лучше, чтобы научрук был с регалиями, ведь его тоже будут проверять. Дальше члены проектной команды - надо спроектировать роль в проекте, описать опыт и квалификацию, а также САМОЕ СЛОЖНОЕ: приложить сканы всех документов, которые подтверждают квалификацию и опыт заявленной команды: резюме, дипломы, копии трудовых книжек, грамоты и тд. Конечно же всем участникам будущей команды подписать и приложить согласие на обработку ПД.
  • Общие сведения о проекте. Если у вас уже есть понимание, то наверно займет мало времени. Тут надо смаппить сам проект со справочниками внутри ФСИ, например, основное направление программы (допустим - Н1), поднаправление, фокусная тематика и тд Куратор от ФСИ вам в помощь.
  • САМЫЙ ЖЕСТКИЙ РАЗДЕЛ. На его заполнение ушел месяц, если не 1.5 месяца. Сведения о проекте, где надо приложить бизнес-план (!!!), презентацию проекта (!!), документы подтверждающие наличие внебюджетного финансирования (в нашем случае решение единственного участника). Шаблон бизнес плана и рекомендации по формированию презентации есть, но у ФСИ очень много требований как должны расходоваться средства и как необходимо все подтверждать. Например: на сторонние команды (не в штате, ООО, ИП, НПД) может быть потрачено не более 30% бюджетных средств. Самое главное для бизнес-плана - это финансовая модель (расходная ее часть).

Тут, если у вас опыта составления бизнес-плана и финансовой модели не было, придется взять помощь друга или спросить у зала.

Следующие разделы заявки:

  • Интеллектуальная собственность. После раздела сведения о проекте у вас уже в оперативной памяти есть вся инфа, чтобы заполнить этот раздел за 10-15 минут и все готово. Надо указать карточку по ИС и создаваемой ИС. Какие патенты и на что будете планировать получать. У нас целых 6 патентов за 3 года наберется)
  • Техническое задание на выполнение НИОКР. Немного потеем даже после бизнес-плана, особенно, в разделах “количественные параметры, определяющие выполнение продуктом своих функций”. По сути это нефункциональные требования к нашему ИТ-продукту в цифрах, пришлось считать и думать. Функциональные требования быстро проскочили.
  • Дополнительные документы по проекту. Хоть и написано “дополнительные” я бы сказал, что это одни из главных документов, которые создают возможность успешного рассмотрения заявки. Тут что было у нас: сотрудничество с Лабораторией данных КФУ, соглашение о намерениях тестировать наш продукт от Поволжского филиала ЦБ, подтверждение регалий и профессиональные статьи нашего научного руководителя, соглашение об инновационной деятельности, которое мы заключили с Казанским ИТ парком, соглашение о намерениях использовать наш продукт от PostgresPRO (возможно, ключевая киллер фишка для нашей победы, ведь это один из самых значимых игроков на рынке РФ в Data-решениях), письма поддержки и заинтересованности в продукте от наших партнеров, например, компании Современные Технологии. Также мы приложили документы на офис, документы, подтверждающие аренду серверов, наличие компьютеров на балансе. В начале этой статьи я конечно немного слукавил - для заполнения этого раздела вам потребуется экстраверт-говорун.
  • Отдельный раздел “Смета”, где вам будет нужно перенести основные показатели из финансовой модели: заработная плата команды, начисления на з/п, оплата работ сторонними ЮЛ, ИП или плательщиками НПД. Напомню, последнее может быть до 30% от суммы заявки на конкурс, то есть в нашем случае до 6 млн рублей. А также прочие общехозяйственные расходы - тоже до 30% от суммы заявки.
  • Отдельный раздел “Календарный план”. Тут вы должны перенести из раздела ТЗ календарный план работ, по которому будете отчитываться в дальнейшем каждые 6 мес. В нашем случае аж 3 раза (мы взяли грант на 18 месяцев и соответственно финансирование получаем каждые 6 мес. После подписания Договора с ФСИ придет аванс почти ⅓ сразу)
  • Последний раздел. Таблица показателей МИП. Тут надо спрогнозировать на 10 лет сколько будет выручки от продукта, сколько патентов, сколько расходов и сколько людей потребуется. Тоже после бизнес-плана не супер сложный раздел.

Вот не поверите. Это все что нужно. В рамках заполнения заявки есть возможность спросить у коллег из ФСИ прям на сайте, разъяснить какие-то непонятные моменты. За вами закрепляется куратор, который нам очень круто объяснял непонятные моменты.

После заполнения заявки отправляете ее на рассмотрение и ждете. В процессе у куратора и в рамках внутреннего согласования ФСИ могут всплыть отдельные нюансы и вопросы, но мы их быстро решали. Больше всего вопросов было по Календарному плану, если я правильно помню.

Сколько ждать? 2-3-4 месяца, да сколько нужно ждете, вы же ничего не теряете, только приобретаете новые возможности. Мы ждали 3.5 месяца. Потом еще около 1.5 месяцев ушло на формирование, согласование и подписание договора: он формируется тоже на сайте, некоторые поля берутся из заявки, но есть разделы договора, которые потребуется формировать заново. Их не так много.

После согласования договора, его нужно будет подписать в личном кабинете ФСИ через специальную ЭЦП. Настройка этой ЭЦП - отдельная песня и пляски. Подписываете договор, ждете неделю и вам падает аванс на р/с. Эпопея закончена. Почти… В течение 10 лет нужно будет подавать каждый год отчеты о реализации продукции в рамках НИОКР, но это мелочи.

Как говорится:

Что важно для успешного рассмотрения заявки (мой субъективный опыт):

  • Нужен подтвержденный опыт и выручка в подобной деятельности, вы должны показать что у вас есть материально-техническая база для выполнения НИОКР (сервера, офис, пассивы, активы и тд)
  • Нужны соглашения о намерениях и письма заинтересованности от партнеров и клиентов. Вы должны подтвердить, что продуктом будут пользоваться в будущем. В идеале, чтобы это подтвердили отраслевые игроки.
  • Нужен научный опыт и научная новизна в сфере продукта, а также в идеале партнерство с ВУЗами или преподавателями, которые смогут такую новизну обеспечить. Ведь государственные деньги дают на НИ-О-КР.
  • Нужно понимание кто что будет делать, если вашу заявку положительно рассмотрят. Время на поиск и набор в команду будет минимальное.

Что делать если заявка выиграла

  • Быстрее писать в мессенджер друзьям, коллегам, бывшим коллегам и брать их в проект - начинать делать продукт!

Что не надо делать, если хотят дать денег

  • Отказываться и бояться что не получится. Конечно получится, если что - я вам помогу!

Кроме ФСИ есть еще много фондов и организаций в РФ, которые могут вам помочь. Внизу небольшой подарок для страждущих посмотреть все возможности:

Комментируйте, пишите мне в личку тут, Telegram или в WhatsAPP, готов ответить на вопросы и помочь вам разработать супер-пупер крутой продукт и, возможно, даже получить деньги от государства на это.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Разговаривал с несколько венчурными фондами, они не видят в этом ограничений, главное продукт сделать) но мы изначально стремимся делать именно для РФ/СНГ, потому что в мире есть Informatica)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда