{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Пошаговая инструкция - как получить грант от государства на разработку своего IT продукта и отсрочить мобилизацию

История о том, как привлечь деньги на создание продукта и не разговаривать с людьми. Интровертам посвящается

Всем привет.

Меня зовут Могилевкин Константин, я основатель it-компании SATORI. Продолжаю свой поход за вашими комментариями на vc. Моя первая статья собрала должный отклик, и я решил описать пошагово, что нужно сделать, чтобы получить грантовую поддержку от ФСИ (фонда содействия инновациям) по программе Развитие ЦТ

Если у вас нет идеи продукта и нет юридического лица с ненулевыми оборотами за прошедшие 3 года, дальше можете не читать. Вам сюда

Итак, у вас есть:

1. Идея продукта, которая входит в перечень поддерживаемых направлений ФСИ.

2. Желание сделать как минимум НИОКР, как максимум - работающий продукт и вывести его на рынок РФ/СНГ, используя привлеченные деньги.

3. Минимум 30% собственных или заемных (внебюджетных) средств для финансирования работ. Можете их взять со своего счета в банке, кредит в банке, у инвестора или у родителей, если вы начинающий бизнесмен или будете делать продукт для души.

4. Команда, готовая делать этот продукт. Или часть такой команды.

5. Компуктер, чтобы сделать заявку на https://online.fasie.ru/ и подписать ее ЭЦП. (Товарищи из ФСИ, сделайте, пожалуйста, так, чтобы fasie.ru дружил с Safari, а то как-то не по фен-шую получается)

6. Офис или место в коворкинге, откуда вы делаете бизнес. Квартира наконец!

Есть только 1 и 2 - не беда, главное начать. Потому что дальше будет только сложнее.

Идем на https://online.fasie.ru/, регистрируемся и начинаем заполнять заявку. Подробнее по ссылке

ВАЖНО! Вам вообще можно не разговаривать с людьми, делаете все онлайн, в том числе договор, в конце подписываете ЭЦП. Максимум после рассмотрения заявки может прийти проверка с анкетой, что делаете, где работаете, какой штат и все. Тут тоже можно просто поставить галочки). Может быть это только в части поддержки Цифровых технологий так, но прям модно, молодежно.

Что там в заявке

  • Информация о предприятии (наименование, выручка, ССЧ, регион и тд). То есть тратите 15 минут и все заполнено
  • Основные документы. Тут немного потеем, 30-40 минут. Надо выгрузить и приложить всякие бухгалтерские, налоговые документы, заполнить и приложить скан заявки на участие в отборе проектов. Шаблон заявки тут
  • Учредители и руководство. Тут конкретно потеем. 2 недели на заполнение ушло. Надо описать кто учредители, кто гендир, кто научный руководитель проекта. Лучше, чтобы научрук был с регалиями, ведь его тоже будут проверять. Дальше члены проектной команды - надо спроектировать роль в проекте, описать опыт и квалификацию, а также САМОЕ СЛОЖНОЕ: приложить сканы всех документов, которые подтверждают квалификацию и опыт заявленной команды: резюме, дипломы, копии трудовых книжек, грамоты и тд. Конечно же всем участникам будущей команды подписать и приложить согласие на обработку ПД.
  • Общие сведения о проекте. Если у вас уже есть понимание, то наверно займет мало времени. Тут надо смаппить сам проект со справочниками внутри ФСИ, например, основное направление программы (допустим - Н1), поднаправление, фокусная тематика и тд Куратор от ФСИ вам в помощь.
  • САМЫЙ ЖЕСТКИЙ РАЗДЕЛ. На его заполнение ушел месяц, если не 1.5 месяца. Сведения о проекте, где надо приложить бизнес-план (!!!), презентацию проекта (!!), документы подтверждающие наличие внебюджетного финансирования (в нашем случае решение единственного участника). Шаблон бизнес плана и рекомендации по формированию презентации есть, но у ФСИ очень много требований как должны расходоваться средства и как необходимо все подтверждать. Например: на сторонние команды (не в штате, ООО, ИП, НПД) может быть потрачено не более 30% бюджетных средств. Самое главное для бизнес-плана - это финансовая модель (расходная ее часть).

Тут, если у вас опыта составления бизнес-плана и финансовой модели не было, придется взять помощь друга или спросить у зала.

Следующие разделы заявки:

  • Интеллектуальная собственность. После раздела сведения о проекте у вас уже в оперативной памяти есть вся инфа, чтобы заполнить этот раздел за 10-15 минут и все готово. Надо указать карточку по ИС и создаваемой ИС. Какие патенты и на что будете планировать получать. У нас целых 6 патентов за 3 года наберется)
  • Техническое задание на выполнение НИОКР. Немного потеем даже после бизнес-плана, особенно, в разделах “количественные параметры, определяющие выполнение продуктом своих функций”. По сути это нефункциональные требования к нашему ИТ-продукту в цифрах, пришлось считать и думать. Функциональные требования быстро проскочили.
  • Дополнительные документы по проекту. Хоть и написано “дополнительные” я бы сказал, что это одни из главных документов, которые создают возможность успешного рассмотрения заявки. Тут что было у нас: сотрудничество с Лабораторией данных КФУ, соглашение о намерениях тестировать наш продукт от Поволжского филиала ЦБ, подтверждение регалий и профессиональные статьи нашего научного руководителя, соглашение об инновационной деятельности, которое мы заключили с Казанским ИТ парком, соглашение о намерениях использовать наш продукт от PostgresPRO (возможно, ключевая киллер фишка для нашей победы, ведь это один из самых значимых игроков на рынке РФ в Data-решениях), письма поддержки и заинтересованности в продукте от наших партнеров, например, компании Современные Технологии. Также мы приложили документы на офис, документы, подтверждающие аренду серверов, наличие компьютеров на балансе. В начале этой статьи я конечно немного слукавил - для заполнения этого раздела вам потребуется экстраверт-говорун.
  • Отдельный раздел “Смета”, где вам будет нужно перенести основные показатели из финансовой модели: заработная плата команды, начисления на з/п, оплата работ сторонними ЮЛ, ИП или плательщиками НПД. Напомню, последнее может быть до 30% от суммы заявки на конкурс, то есть в нашем случае до 6 млн рублей. А также прочие общехозяйственные расходы - тоже до 30% от суммы заявки.
  • Отдельный раздел “Календарный план”. Тут вы должны перенести из раздела ТЗ календарный план работ, по которому будете отчитываться в дальнейшем каждые 6 мес. В нашем случае аж 3 раза (мы взяли грант на 18 месяцев и соответственно финансирование получаем каждые 6 мес. После подписания Договора с ФСИ придет аванс почти ⅓ сразу)
  • Последний раздел. Таблица показателей МИП. Тут надо спрогнозировать на 10 лет сколько будет выручки от продукта, сколько патентов, сколько расходов и сколько людей потребуется. Тоже после бизнес-плана не супер сложный раздел.

Вот не поверите. Это все что нужно. В рамках заполнения заявки есть возможность спросить у коллег из ФСИ прям на сайте, разъяснить какие-то непонятные моменты. За вами закрепляется куратор, который нам очень круто объяснял непонятные моменты.

После заполнения заявки отправляете ее на рассмотрение и ждете. В процессе у куратора и в рамках внутреннего согласования ФСИ могут всплыть отдельные нюансы и вопросы, но мы их быстро решали. Больше всего вопросов было по Календарному плану, если я правильно помню.

Сколько ждать? 2-3-4 месяца, да сколько нужно ждете, вы же ничего не теряете, только приобретаете новые возможности. Мы ждали 3.5 месяца. Потом еще около 1.5 месяцев ушло на формирование, согласование и подписание договора: он формируется тоже на сайте, некоторые поля берутся из заявки, но есть разделы договора, которые потребуется формировать заново. Их не так много.

После согласования договора, его нужно будет подписать в личном кабинете ФСИ через специальную ЭЦП. Настройка этой ЭЦП - отдельная песня и пляски. Подписываете договор, ждете неделю и вам падает аванс на р/с. Эпопея закончена. Почти… В течение 10 лет нужно будет подавать каждый год отчеты о реализации продукции в рамках НИОКР, но это мелочи.

Как говорится:

Что важно для успешного рассмотрения заявки (мой субъективный опыт):

  • Нужен подтвержденный опыт и выручка в подобной деятельности, вы должны показать что у вас есть материально-техническая база для выполнения НИОКР (сервера, офис, пассивы, активы и тд)
  • Нужны соглашения о намерениях и письма заинтересованности от партнеров и клиентов. Вы должны подтвердить, что продуктом будут пользоваться в будущем. В идеале, чтобы это подтвердили отраслевые игроки.
  • Нужен научный опыт и научная новизна в сфере продукта, а также в идеале партнерство с ВУЗами или преподавателями, которые смогут такую новизну обеспечить. Ведь государственные деньги дают на НИ-О-КР.
  • Нужно понимание кто что будет делать, если вашу заявку положительно рассмотрят. Время на поиск и набор в команду будет минимальное.

Что делать если заявка выиграла

  • Быстрее писать в мессенджер друзьям, коллегам, бывшим коллегам и брать их в проект - начинать делать продукт!

Что не надо делать, если хотят дать денег

  • Отказываться и бояться что не получится. Конечно получится, если что - я вам помогу!

Кроме ФСИ есть еще много фондов и организаций в РФ, которые могут вам помочь. Внизу небольшой подарок для страждущих посмотреть все возможности:

Комментируйте, пишите мне в личку тут, Telegram или в WhatsAPP, готов ответить на вопросы и помочь вам разработать супер-пупер крутой продукт и, возможно, даже получить деньги от государства на это.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Артур Вербах

Не читал, но чувствую, что норм статья.

Ответить
Развернуть ветку
Obi Van Goga

буду сидеть на вс до тех пор, пока будут такие комментарии

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда