{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Перестать решать проблемы за подчинённых и отказаться от хаоса в управлении»: как внедрить регулярный менеджмент

Инструкция для предпринимателей, которые устали постоянно тушить пожары в своей компании.

Команда «Фокуса»

Всем привет! Я — Андрей Калашников, основатель федеральной автобусной компании «Автобус1» и управляющий партнёр программы трекинга для предпринимателей «Фокус».

За время работы трекером я заглянул «под капот» сотням компаний. Мы в «Фокусе» внедряли регулярный менеджмент в разных сферах бизнеса от онлайн-школ до агентств элитной недвижимости и везде видели одинаковые симптомы, которые мешают бизнесу расти.

В статье расскажу про наш фреймворк по внедрению регулярного менеджмента и наведению порядка в компании. Правильно внедрив эти инструменты, вы сможете занять истинную роль предпринимателя — принимать стратегические решения и развивать новые направления вместо поддержания порядка в существующей системе.

Внимание — самый дефицитный ресурс предпринимателя. Часто мы расходуем его неэффективно

Собственника каждый день атакуют входящие запросы: сотрудники приходят с проблемой, поставщикам оплату задержали, собеседование нужно провести, дать обратную связь по маркетинговым креативам, клиентам ответить и так далее.

Когда ваш день полностью состоит из решения текущих операционных задач — ни времени, ни сил не остаётся на стратегию, новые направления и рост. Так уж устроен мир — изменения происходят в месте максимальной фокусировки внимания. В буднях предпринимателя новое всегда конфликтует с текущим.

Когда предприниматель старается закрыть только собой и операционную часть, и стратегическую, случается хаос и ситуативное управление. В таких компаниях нет понимания, кто за что отвечает, задачи не доделывают, финансы и метрики считаются неправильно, планировать невозможно. Всё это в итоге вызывает чувство бессилия. Как будто предприниматель один тащит компанию к прорыву, а она сопротивляется.

Задачи, которые выполняет предприниматель, можно разделить на три слоя:

  1. Операционный слой. Выплатить зарплату, оплатить рекламу, найти подрядчика, согласовать бюджет, заплатить поставщикам. Это низкоранговые задачи. Когда их делает собственник, для компании это стоит безумных денег. Точную сумму узнаете, посчитав стоимость вашего часа.
  2. Слой тактики. Нанять РОПа, создать систему мотивации, внедрить CRM-систему. Задачи более высокого уровня. В отличие от операционных, в тактических задачах нужно принимать решения, думать и выбирать, а не просто машинально действовать.
  3. Слой стратегии. Планирование на месяц, квартал и далее, определение географии, на которой мы работаем, поиск ключевых людей, постановка больших целей. Самые сложные и ответственные задачи с высоким уровнем неопределённости, в которых предприниматель как рыба в воде. То, на что должна уходить большая часть вашего внимания.

Задача предпринимателя, если он хочет больше времени уделять стратегии, — построить систему, при которой он не занимается операционным и тактическим управлением. Компания должна уметь выживать и развиваться сама — без затыкания дыр и тушения пожаров руками собственника.

Стратегия особенно важна в кризис — когда пересобираются бизнес-модели, открываются новые рынки и уходят неэффективные игроки.

Внедрение регулярного менеджмента позволит предпринимателю сосредоточиться на поиске решений для кратного роста

Регулярный менеджмент — это набор инструментов, которые позволяют навести порядок в операционном и тактическом контуре компании. Вот как это работает:

  1. Ключевые метрики должны собираться регулярно и быть корректными. Трафик, количество лидов, конверсия, ROI по рекламным каналам, количество звонков, продаж, выручка, средний чек, прибыль и другие показатели. Всё это нужно каждый день собирать и проговаривать всей командой. Каждый отдел, сотрудник и руководитель должны знать показатели. Отделу маркетинга важно знать, например, загрузку отдела продаж, чтобы понимать, сколько лидов он сможет переварить. Корректный сбор данных поможет строить планы и принимать решения.
  2. На основе цифр и метрик должны приниматься решения. Отключить рекламный канал, перераспределить бюджет, нанять больше продавцов, запустить новый сайт, — все решения руководители должны принимать на основе цифр. Комбинация цифр даёт итоговую выручку и прибыль, что позволяет выполнить или не выполнить план.
  3. Коммуникации всех отделов в компании должны быть регулярными. Все сотрудники должны быть в курсе, над чем работают их коллеги. Так они смогут подстраховать друг друга, предложить помощь или напомнить о договорённостях. Регулярная синхронизация помогает ничего не забывать и держать темп.
  4. Задачи сотрудникам должны быть поставлены и записаны. Каждый сотрудник создаёт личный план на неделю и зачитывает его на общем собрании. Цель собственника — сделать так, чтобы ни одно поручение или задача не были сказаны в пустоту или забыты. У каждой задачи должен быть ответственный, дедлайн и причина, по которой мы её делаем (ответ на вопрос: «Ккак это поможет увеличить целевые метрики?»).
  5. Выполнение задач должно контролироваться. В конце недели команда рассказывает, какие задачи выполнить удалось, а какие — нет и почему. Такой ритм взращивает в команде культуру ответственности и точности планирования.

Когда каждый из этих пяти пунктов заработает — компания научится самостоятельно планировать, системно растить метрики и решать проблемы без участия собственника.

Пошаговый план по внедрению регулярного менеджмента

Это самая свежая версия плана, разработанного трекерами «Фокуса». План состоит из 7 шагов. Когда трекеры «Фокуса» приходят в новую компанию, они начинают шаг за шагом вместе с собственником внедрять то, что описано ниже.

Шаг 0. Регулярному менеджменту нужен защитник. Назначьте его

Это может быть любой постоянный сотрудник или нанятый со стороны операционный директор. В «Фокусе» мы предоставляем предпринимателям трекера, который и является главным защитником регулярного менеджмента в компании.

Главная задача такого человека — организовывать регулярную коммуникацию, следить за сбором и анализом метрик, контролировать правильность постановки и выполнения задач.

Шаг 1. Поставьте большую цель и подпишитесь под ней всей командой

Нужно, чтобы вся команда понимала общую цель и была с ней согласна. Без этого не получится работать сообща. Эту большую цель необязательно писать по SMART, но она должна быть конкретной и измеримой. Например, добиться выручки $1млн в месяц или выпустить MVP за полгода.

Часть гайда «Фокуса» о планировании задач. Источник

Шаг 2. Соберите метрики, которые нужны для достижения этой цели

Цифры и метрики — это фундамент, на котором стоит регулярный менеджмент. Они должны собираться регулярно, быть достоверными и вся команда должна их знать.

Например, мы в первую очередь считаем маркетинговые метрики: трафик, количество лидов по каналам, конверсии, выручку, ROI и другие. Точный список зависит от вашей цели — нужно вытащить всё, что на достижение этой цели влияет.

Пример таблицы РНП. Источник

После сбора текущих метрик мы можем понять, как их нужно вырастить, чтобы прийти к нашей цели. Это и будет общая задача команды.

Пусть ответственный за регулярный менеджмент следит, чтобы метрики собирались, а собственнику каждый месяц предоставлялся отчёт с текущими показателями и планом на следующий месяц. Так команда научится планировать и будет контролировать себя самостоятельно, а вы при желании сможете скорректировать эти планы в соответствии с общей стратегией.

С каждой новой итерацией отчёт можно улучшать и изменять. Вы увидите, что на некоторые цифры смотреть бесполезно, а некоторых данных не хватает для принятия решений. Постоянно улучшайте отчёт и обогащайте его данными. Готовьтесь к тому, что сразу идеально сделать не получится — это нормально.

Шаг 3. Наладьте регулярное обсуждение цифр со всей командой. Ставьте задачи и принимайте решения на основе цифр

Мы в «Фокусе» рекомендуем проводить еженедельные общие планёрки, где присутствует вся команда, и ежедневные синхроны внутри отделов, если компания большая.

Мы называем планёрки так: РНП — рука на пульсе. Это структурированное совещание. Начинаем с зачитывания вслух ключевых цифр за прошлую неделю или день. Когда мы читаем цифры вслух, мы открыто подсвечиваем успехи и проблемы и лишаем себя права на незнание. Это когда осознанно не хочешь разбираться в вопросе, потому что боишься обнаружить там проблему.

Так можно выявить и решить проблему в самом начале или заметить аномальный успех, который можно масштабировать. Например, если мы видим, что третий день подряд конверсия лендинга падает, можно сразу принять меры, чтобы выровнять показатель и не допустить провала месячного плана по выручке.

Любой человек может задать вопрос ответственному за этот показатель. В итоге на основе этих данных будут ставиться задачи и приниматься решения. Например, если метрика просела, можно сразу же сформулировать гипотезу и отправить её в задачу, чтобы исправить ситуацию.

Покажу на примере — как проходит РНП в «Фокусе».

После зачитывания цифр сотрудники по очереди отчитываются по задачам за прошлый день или неделю и публично озвучивают новый персональный план.

В конце планёрки выделяется время, чтобы синхронизироваться по любым рабочим вопросам. Например, маркетолог может спросить у дизайнера сроки готовности креативов, а финдир — напомнить руководителям отделов, что ждёт от них бюджет.

Важно, что эти вопросы решаются публично, при всех, а не в личных сообщениях или частном разговоре. Это исключает вероятность того, что сотрудник забудет или забьёт на задачу, ведь он публично пообещал её сделать.

Шаг 4. Внедрите недельные спринты с постановкой задач по SMART. Отчитывайтесь по спринтам на РНП

Так как во главе угла нашего регулярного менеджмента стоят фактические и запланированные метрики, все задачи сотрудников должны прямо или косвенно на эти метрики влиять.

Все сотрудники в начале недели планируют персональный спринт — список задач, сформулированных по SMART с привязкой к метрикам. Руководители отделов должны регулярно фокусировать внимание сотрудников на метриках, потому что от их достижения зависит выполнение общей цели, а за ней — бонусы, плюшки, повышения.

Предложите сотрудникам во время планирования задавать себе вопрос: «А на что я влияю этой задачей?». Запускаешь новый канал трафика? Значит, влияешь на количество посетителей. Переделываешь скрипт продаж? Значит, влияешь на конверсию в покупку или средний чек.

Бывает так, что команда хотела за неделю увеличить какую-то метрику, но сделали только хуже — метрика понизилась. Это нормально, такое случается. Главное — отследить и зафиксировать это, чтобы больше так не делать.

Шаг 5. Начните планировать выручку, прибыль и целевые показатели

Когда вы увидите, что цифры собираются регулярно и в компании накопился опыт и прецеденты по влиянию на эти цифры, — начните ставить месячные, квартальные и полугодовые планы.

Привяжите планы к бонусам для команды и постоянно отслеживайте прогресс — на сколько процентов выполнен или не выполнен план, успеваете вы или нет.

Шаг 6. Начните считать финансы

Финансово-управленческая отчётность — это инструмент собственника для принятия решений. Начните регулярно вести ДДС, P&L и баланс. Создайте платёжный календарь. Сделайте так, чтобы все эти отчёты были у вас каждый месяц. Они помогут вам контролировать расходы, правильно перераспределять бюджеты и прибыль.

Фреймворк внедрения управленческого учёта. Источник

Шаг 7. Создайте оргструктуру компании, которая нужна для достижения большой цели

В первом шаге мы ставили большую цель. Самое время собрать под неё оргструктуру.

Обычно в бизнесе оргструктура — это нечто неуправляемое. Как сложилась, так и сложилась. Мы принимаем решение о найме, увольнении или повышении исходя из текущих проблем, а не будущей цели.

Чтобы выполнить большую цель, нужна определённая конфигурация людей — как линейных сотрудников, так и управленцев. Если вы видите, что усиление маркетинга может привести к цели, — значит, нужен лучший отдел маркетинга с сильным CMO. Пропишите это в вашей прекрасной оргструктуре будущего. Укажите, какие задачи будут выполнять сотрудники и сколько это будет стоить.

Главное, что нужно знать про оргструктуру, — её нужно строить, чтобы выполнить большую цель, а не описать существующую ситуацию.

Оргструктура «Фокуса»

Регулярный менеджмент взращивает в компании культуру принятия решений на основе данных и здравого смысла. Спустя несколько месяцев после внедрения и улучшения регулярного менеджмента вы увидите, что сотрудники лучше вас ориентируются в основных показателях и знают, что им делать, чтобы достичь цели.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Al

По сути регулярного менеджмента -ноль. Ощущение, что автор не читал ни одной книги по регулярному менеджменту и не знаком с теорией.
А когда читаешь о совещаниях, где обязательно присутствуют все сотрудники, а не руководители хотя бы отделов, где каждый не только рассказывает, а ещё и вынужден слушать каждого, то удивляешься тому как вот директору указывается на ценность его времени и всё такое, а совокупной стоимостью времени сотрудников на такого рода совещаниях пренебрегается.

Ответить
Развернуть ветку
Фокус-Units
Автор

Это наш подход, его внедрили более 1000 участников нашей программы. Топ-менеджмента на ежедневных РНП в крупных организациях, действительно, достаточно

Ответить
Развернуть ветку
Al

Ежедневных?)))) Ощущение, что речь о микроменеджменте, а не о регулярном менеджменте.

Ответить
Развернуть ветку
Фокус-Units
Автор

Вряд ли микро, у нас 230 человек работает в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Al

Могу констатировать полную некомпетентность автора в вопросах менеджмента. Микроменеджмент - это не про управление в маленькой компании. Учите матчасть сначала, чем учить других.

Ответить
Развернуть ветку
Al

Про подход ради бога, но не надо называть это регулярным менеджментом. РМ - это конкретная методология, а не то, что в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Фокус-Units
Автор

Времена меняются, формат регулярного менеджмента тоже

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Не путайте терминологию.
Регулярный (процессный) менеджмент и проектный таки разные понятия.

Ответить
Развернуть ветку
Al

Безусловно, разные. Кто ж спорит

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Я могу проконсультировать 1000 Ашотов Вазгеновичей (условно) насчет оптимизации менеджмента по продаже (условно) обоев.
А могу проконсультировать Газпром и Роснефть.
Разница-таки есть, да?
Ваш подход рабочий. Но с теми ограничениями, которые я упомянул. Топ-менеджмент участвует только в стратегических сессиях и либо по ключевым вопросам. Но не в обычных совещаниях: для этого существует Правление. Но и оно мелкими вопросами не занимается.
Ваша идеология применима для средне-мелких компаний, в которых значительная доля интеллектуальной составляющей.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Ощущение, что автор не читал ни одной книги по регулярному менеджменту

Да нет. Как раз прочитал. Только не до конца понял.
Не на каждой фазе развития компании имеет смысл внедрения регулярки. Не в каждой компании ее нужно внедрять именно в таком нелепом виде. Ну и т.п.. РНП - ересь какая-то. Задача планерок совершенно другая.
Не, в принципе, схема сможет сработать. В каком-то небольшом маркетинговом агентстве. Или в креативном.
На нормальном производстве - нет!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бубнов

Есть такая фраза — «в теории, между теорией и практикой разницы нет. А на практике есть». Что плохого в упрощении? Или нужно чтобы всё было академически верно?

Мне кажется смотреть нужно не на совещание и кол-во присутствующих, а на итоговый рост выручки, который вышел после внедрения этих штук.

Ответить
Развернуть ветку
Al

Для того, чтобы что-то упростить, нужно хорошо знать то, что вы упрощаете. Без знания теории- это невозможно.

Про совещания - вам кажется.

Пост озаглавлен про регулярный менеджмент, а не про то, какие советы решил дать автор просто так. В итоге - одна вода, где не только принципы регулярного менеджмента не указаны, но и даются вредные и противоречащие регулярному менеджменту рекомендации типа вот таких совещаний.
Про то, чтобы отдел1 знал, как дела у отдела2, не нужно, чтобы всё 5 человек из отдела1 тратили своё время и слушали каждого из отдела2. Для этого есть руководители отделов, которые ставят задачи сотрудникам. Их задача информировать сотрудников о том, что им необходимо знать для качественного выполнения задач.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Золотые слова!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Патрушев

с трудом выношу деятелей искусств, которые разводят совещания на два часа под предлогом ''обсудить работу''. люблю когда четко, быстро и по делу. а не бесконечные оправдания в духе ну мы старались, а ничего не вышло!

простите, крик души 🙊

забрал шаблон для планерок

Ответить
Развернуть ветку
Фокус-Units
Автор

пожалуйста)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

Все неплохо, только я бы полностью отказался от задач - если у вас компетентные сотрудники, то не надо им говорить что сделать (задача), надо объяснить что надо получить (результат)

И поставил бы работу с результатами. Утвержденный регламент - это безусловно результат, но результат этот - потраченные ресурсы и время. Если при помощи этого регламента удалось сократить в 2 раза количество ошибок или среднее время выполенения задачи - то тогда действительно ценный результат.

Отчет о внедрении денежных средств внедрен - результат с отрицательной ценностью, которая равна затраченному времени. Как этот отчет будет использоваться? Куда заимпактит? В какой метрике вылезет?

Без понимания этих базовых вопросов, как правило, даже не стоит и начинать внедрение очередного очета.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

Бро, это предприниматели

Жизнь предпринимателя на 10% состоит из событий и на 90% из того как он на эти события реагирует

Видишь тут время на анализ? Выработку архитектуры решения? Нет? И я нет. И предприниматель не видит - потому что у него времени на глупости нет - ему ДЕРГАТЬ надо

Собственно и отличие предпринимателя от бизнесмена фундаментальное в том, что предприниматель - про то чтобы на единицу времени предпринять как можно больше действий, а бизнесмен - про достижение результатов людьми

Предпринимателей много, бизнесменов единицы

Ответить
Развернуть ветку
Amino There

Посоветуйте как мотивировать SMM специалиста.

Ответить
Развернуть ветку
Фокус-Units
Автор

На старте можно сделать фикс, если есть инфраструктура для подсчёта выручки с SMM-источников, то можно перевести на процент от выручки

Ответить
Развернуть ветку
D.

платить больше, не покатит? он о чем догадается?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Timofeev

Ох уж эти лосины… все пожары из-за них 😊

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

От качества команды многое зависит.

Ответить
Развернуть ветку
Фокус-Units
Автор

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Al

.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фокус-Units
Автор

Приходите на Фокус

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Интересная интерпретация SMART. Можно добавить, что для того, чтобы "компания могла развиваться без затыкания дыр руками собственника", нужно стараться ставить достижимые цели, иначе у сотрудников пропадает мотивация работать.

А чтобы "синхронизироваться по рабочим вопросам" онлайн, отслеживать этапы выполнения и корректировать их, можно использовать bpm и erp-приложения. Они просты в использовании и легко внедряются в любую компанию

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда