{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Школу закончил в 14, Бауманку в 18. Почему? А главное — зачем? И какие последствия?

Привет, меня зовут Александр. Я сооснователь KTS. Рассказываю, как у меня получилось закончить университет так рано, какие плюсы и минусы я вижу в ускоренном обучении и главное: стоит ли повторять мой опыт.

Как так вышло?

К шести годам я уже знал всю программу первого класса, поэтому сразу пошёл во второй. В четвёртом классе мне стала интересна химия — я начал смешивать разные микстурки. Родители увидели мой интерес и решили нанять преподавательницу. Изначально ей казалось, что она будет просто развлекать восьмилетнего ребёнка, но увидела отдачу и согласилась заниматься дальше.

Мы стали быстро идти по школьной программе. Для изучения химии понадобились и другие предметы — математика и физика, которыми я тоже увлёкся. Изучать же их по второму кругу в школе мне было скучно, поэтому я перешел на домашнее обучение и занимался с репетиторами. За два года мне удалось освоить программу шестого, седьмого, восьмого и девятого классов.

Как строились мои уроки

Моя «школьная» программа состояла из пяти предметов — физики, химии, математики, русского и английского. Только вместо уроков были пары: длились они полтора — два часа. К каждому из преподавателей я ходил отдельно. Думаю, быстро усваивать материал получалось из-за большого количества практики на уроках. Изучение тем начиналось с какого-то опыта, а потом уже мы проходили теорию.

Уже прошло 15 лет, но я до сих пор помню некоторые опыты. Например, в самом начале изучения химии мы смешали соляную кислоту и цинк в пробирке, затем опустили в неё спичку — получился взрыв. Затем преподавательница объяснила, что взрыв произошёл из-за выделившегося водорода, который после преобразовался в воду на стенках.

Переезд в Москву и поступление в университет

В 12 лет я переехал с дедушкой в Москву, чтобы учиться в лицее при МГТУ им. Баумана. Переход из крымской школы в московскую был нелегким — преподаватели в лицее были сильнее, а программа сложнее. К тому же обучение в новой школе шло с 8 класса: ребята успели пройти много дополнительного материала. Получилось так, что я сделал слишком большой прыжок. Возможно, если бы я поступил в 8 класс, а не в 10, то мне было бы намного проще.

Я стал одним из самых отстающих учеников. Мне пришлось догонять много предметов, особенно гуманитарных. Некоторые преподаватели даже говорили, что лучше было бы и не перепрыгивать между классами. Справиться помогла поддержка близких — родителей и дедушки. С поступлением в сам МГТУ им. Баумана стало сильно проще: программа лицея была чуть ли не сложнее, чем начало первого курса.

В университет я поступил в 14 лет. У меня ещё не сломался голос, и какое-то время я выглядел совсем ребёнком на фоне остальных студентов. Однажды преподаватель даже спутал меня с девочкой. Он обратился ко мне как к Александре, а не Александру: мне пришлось поправить его, благо никто не услышал.

Как это на мне отразилось

Все родители мечтают, чтобы их дети были умными и успешными. Однако с теми, кто заканчивает школу и университет раньше сверстников, иногда получается обратный эффект. Свою историю я считаю в целом успешной, но есть как положительные, так и отрицательные последствия — рассказываю о них.

Пробелы в общеобразовательных предметах

Я хорошо знал физику и математику, но игнорировал все гуманитарные предметы. История, русский и литература смешались в одну кучу — я не понимал, для чего должен всё это учить. К тому же до 12 лет я жил в Крыму, поэтому разграничивать русский и украинский языки было сложно: писал я крайне безграмотно. Наверное, если бы я был взрослее, то понимал бы, что это тоже важные предметы и уделял бы им внимание.

Литература учит не только произведениям Достоевского и Толстого, но и корректно выражать свои мысли с помощью сочинений. Поскольку у меня были слабые знания по литературе, то и излагал свои мысли я плохо. На старших курсах университета, когда мне нужно было писать статьи и выступать на конференциях, решил поработать над этим. Я начал читать всё подряд, а затем учился преобразовывать мысли в текст.

Нехватка социальных навыков

Поскольку опыта общения с людьми у меня было меньше, чем у однокурсников, то иногда возникали забавные ситуации. На первом курсе мне было 14 лет, на паре по физкультуре я не смог ни разу подтянуться — мне поставили два. Мой однокурсник тоже не смог, но этого не заметили. Я тогда сильно разозлился и спросил у преподавателя: «Почему мне два, а ему нет — он тоже не подтянулся!». Преподаватель это проигнорировал, а после пары однокурсники мне объяснили, что так не делается. Необходимую социализацию, которую обычно люди проходят в младшей и средней школе, я получал на первом курсе университета.

Несмотря на то, что мне иногда не хватало социальных навыков, у меня не было проблем с поиском друзей. Я учился в школах, где ученики мерились не силой, а знаниями, поэтому ни в школе, ни в университете я не был одинок.

Культурный разрыв со сверстниками

У каждого поколения есть своя собственная культура — шутки, песни, мировоззрение. Я плохо знаю, что было популярно среди моих сверстников. Как следствие, мой психологический возраст на несколько лет больше, чем биологический. Это отражается и в поведении: многие люди думают, что я старше своего возраста. Это и не хорошо, и не плохо, а просто особенность. Например, на пьянках я слушаю Меладзе, знаю наизусть «Беспечного ангела», но совсем не понимаю музыку Скриптонита, ни разу не смотрел «Эйфорию».

У меня было время для риска

К 18 годам я уже окончил университет, работал в mail.ru. Когда мои университетские товарищи предложили открыть KTS, то я понимал, что у меня есть «лишние» три года — мои сверстники только поступали в университет. Я мог бы остаться в большой компании с понятными перспективами, а мог рискнуть и пойти в стартап, где вероятность успеха 50/50. Я решился на это, так как понимал, что если проект провалится, то я просто «сравняюсь» с ровесниками.

Было ли у меня детство

Определённо да. Я рос в Крыму, где проводил много времени на природе — купался в море, катался на велосипеде, стрелял из рогаток, пакостил. До 12 лет у меня было детство как у всех: с друзьями и шалостями. Да, после переезда в Москву всё изменилось, но я не могу сказать, что сильно огорчён. Мне не с чем сравнить, я не понимаю, что именно потерял.

Стоит ли идти быстрее по программе

Решение, перепрыгивать ли через классы или нет, лежит на каждом отдельном родителе. Всё зависит от характера ребёнка и его склонностей. Однако выбор «идти ли ускоренно по школьной программе» — всегда хождение по тонкому льду, так как понять, действительно ли ребёнку что-то интересно, или он делает это «по накатанной», сложно.

Например, в детстве я много рисовал. Родители ожидали, что я буду создавать условно по картине в неделю — какое-то время я делал это по привычке. Однако после переезда в Москву я не брал кисточки в руки. Получается, что на самом деле рисование не было мне настолько интересно, а я просто плыл по течению. Поскольку лучше родителей их детей не знает никто, однозначные советы по теме «перепрыгивать или нет» будут не уместны. Я бы лишь посоветовал отталкиваться от индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.

Итог

Главной причиной, почему всё сложилось хорошо (кроме везения), я бы выделил отсутствие давления со стороны родителей. Они не пытались вырастить из меня вундеркинда, а просто подстраивались под мои увлечения и интересы. Это помогло сохранить здоровую психику, что гораздо важнее академических успехов.

Предполагаю, что я шёл быстрее по школьной программе, так как общеобразовательная школа не давала нужного уровня нагрузки. Некоторые нынешние родители рассказывают, что у их детей в школе изучают латынь, французский, выдают проекты и учат командной работе. Если бы у меня была такая программа, то и не было бы необходимости перепрыгивать через классы. Возможно, если у ребёнка есть энергия учиться, то стоит поискать лицеи и гимназии с более сложной программой, чтобы он не нашёл выход этой энергии в менее продуктивном месте.

0
308 комментариев
Написать комментарий...
Alex Chernyshev

Скажу честно: в таком вот досрочном прохождении школы и ВУЗа хорошего мало.
Вам по-сути прочитали базовую образовательную программу, не более. То что вы прошли ее раньше других никакого отношения к реальным достижениям не имеет. Если вам была бы интересна наука - стоило бы заниматься внеклассно, в тех областях что интересны а не гнаться за какими-то абстрактными сроками.
А получается что вы проскочили на всех парах важнейший период в жизни как в социальном плане так и в образовательном, ведь в школе и вузе закладываются и первые серьезные личные отношения и дружба и любовь. И все это практически на всю оставшуюся жизнь.

И самое главное: а результат то где?
Насколько я понял, вы в итоге пошли в банальную разработку, аутсорс, пилите однотипные проекты наравне с индусами, никакого космоса.
Ну шильдик зато красивый 'управляющий партнер', на девушек наверное впечатление производит.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

А если проскочил школу с ВУЗом, то получается ни дружбы ни любви? Или зажимание Машки на школьной дискотеке имеет какую-то особую ценность? Или может совместные пьянки и протирание жопами скамеек в аудиториях делает университетскую дружбу сколь-либо особенной? Так мы и до классиков скатимся: "Кто не сидел на зоне, тот не видел жизни".

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

'А если проскочил школу с ВУЗом, то получается ни дружбы ни любви?'

В основном да, именно так. Потому что не будет потом ни Машки ни Сашки - все будут работать, все будут заняты. Даже собраться вместе раз в год - уже практически войсковая операция будет.
Такого периода свободы и возможности свободного общения как в студенческие годы потом в жизни никогда больше не будет.
Очень сильно жаль если так много ребят этого не понимают и не ценят.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
В основном да, именно так. Потому что не будет потом ни Машки ни Сашки - все будут работать, все будут заняты.

Со школы не общаюсь ни с единым человеком. (при том что был душой компании)
С вуза общаюсь с двумя. (при том что был душой компании)
Почти все люди с которыми сейчас реально качественное общение появились очень сильно позже.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Ну плохо и печально, что тут скажешь.
Вообще судя по комментариям, где-то половину аудитории VC в школе разве что на куски ножами не резали, настолько все плохо было. И школа для них тюрьма и преподы - людоеды, душили цветы жизни вместо обучения. А вместо дружного коллектива в классе - сплошь упыри и быдло.

Что только бросить мешало непонятно, не в советские времена ведь живем. Сейчас нет никаких преград к альтернативному/удаленному/покупному образованию, нет особых требований по его наличию у работодателей, да и уважения к образованности давно нет - так зачем мучились то?

Ответить
Развернуть ветку
Базированный Гигачад
Вообще судя по комментариям, где-то половину аудитории VC в школе разве что на куски ножами не резали, настолько все плохо было.

Это довольно легко обьяснить тем что средний интеллект VC существенно выше среднего российского гражданина. А как к "задротам" и "ботанам" относятся в типичной школе думаю не надо обьяснять.

Нормальная социальная жизнь всё таки начинается после школы.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

'что средний интеллект VC существенно выше среднего российского гражданина'

В морге еще среднюю температуру проверьте, похоже будет.

'А как к "задротам" и "ботанам" относятся в типичной школе'

Относятся так не к ботанам и прости господи 'задротам' а банально к тем кто себя коллективу противопоставляет.

У нас во дворе был товарищ, круглый отличник, очень химию любил. Так с ним тааакие бомбочки мастерили, так знатно бахало что ППС пару раз приезжало.
Вырос, закончил медицинский с красным дипломом, стал деканом.
Уважаемый член общества был и есть.

Ответить
Развернуть ветку
Базированный Гигачад

Ну а у меня в школе и универе ботанов на переменах били и чморили. Что дальше? Я говорю про среднюю ситуацию в средней школе, которых подавляющее большинство. Плюс сильно зависит от года рождения. Я 92 года, а вы?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

А не надо говорить за всех, говорите за себя, с конкретикой.
Кто бил, чем бил, как часто бил?
Потому что если начать выяснять то все окажется как всегда: пара подзатыльников да удар портфелем по башке. И то 'не с вами лично а было с другом', 'где-то слышал' - вот это все.

Побои если что это когда толпой бьют, когда бьют ногами лежачего, когда руки и ноги от синяков синие. Не заметить такое ни родители ни учителя не могли, вой бы стоял до небес.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav

Могу описать пример из моей школы. На перемене выбирали двух самых 'лохов' и заставляли их драться друг с другом. Того, кто по мнению общественности проигрывал, били толпой все присутствующие.
Вылезайте из своего манямирка

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Уважаемый, не надо ничего 'описывать' - нужны конкретные факты. Что за школа, какой год и то что происходило лично с вами. Не 'вы слышали/видели' а было лично с вами, где лично вы потерпевшая сторона.

А историй насочинять я и сам могу.

Автор статьи (если вдруг неочевидно) имеет непосредственное отношение к сфере образования - его компания делает LMS, а значит он на прямой связи с чиновниками из Минобразования, директорами школ и тд.

Я также имею определенное отношение к этой сфере, хоть уже и на пенсии.

Но тем не менее, до сих пор неплохо представляю что бы сделали с директором за пару реальных случаев массовых драк, вроде описанной.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav

Это конкретный факт, в конкретной школе. Могу прислать вам линк на школу, что вы сделаете с этой информацией?
Будете и дальше отрицать действительность?
"Бла бла ваш факт - не правильный факт. Ряяя вы все сочинили, так не бывает. Пришлите видео в 4k из 2010 в качестве пруфов. Ето фейк, дайте ссылку на РТ, где написано, что это правда. "

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Что я сделаю это мое дело, не ваше.
Вопрос все тот же: описанное происходило лично с вами? Потерпевший лично вы?
Те лично вы учились в этой школе в такой-то год и стали жертвой вот таких разборок?

Ответить
Развернуть ветку
305 комментариев
Раскрывать всегда