Личный опыт: как мы помогаем женщинам уйти из найма и запустить стартап за 9.5 недель
Екатерина Мовсумова, основатель HR-сервиса Mentorbot (входит в ТОП-100 венчурных женщин-предпринимателей рейтинга Rusbase), вместе с партнерами Ольгой Касьян и Юлией Волощук создала женский акселератор Collabroom. Екатерина рассказала, почему венчурные фонды предпочитают инвестировать в «мужские» стартапы, в каких сферах женщины создают проекты и что показал анализ работы с первыми десятью проектами.
Как вы пришли к идее запуска женского акселератора?
Вместе с партнерами Ольгой Касьян (серийный предприниматель с оборотом бизнеса 500 млн руб.) и Юлией Волощук (партнер венчурной студии Sinteza) мы задумались о создании практической программы, которая помогает быстро начать свое дело, выйдя из найма. Женщины при запуске собственного бизнеса сталкиваются с разными проблемами, но основная – это привлечение финансирования, в том числе, в технологические проекты.
Это происходит потому, что среди руководителей и владельцев венчурных фондов крайне низкий процент женщин. И по статистике мужчины, управляющие фондами, предпочитают инвестировать в компании, которые основали мужчины. Например, в Европе в 2021 году из 100% стартапов, созданных женщинами, инвестиции привлекли всего 1% средств. Оставшиеся 99% инвестиций получили «мужские» стартапы, это данные Crunchbase. Даже в США, согласно исследованию Гарварда, компании, основанные исключительно женщинами, собрали лишь 2,4% от общего объема капитала, вложенного в венчурные стартапы.
Я не просто предприниматель, а технологичный предприниматель, среди моих проектов есть, например, Mentorbot — это модерируемый диалог с применением искусственного интеллекта. Он внедрен в ведущих компаниях в сфере ритейла, финансов, промышленности. Вместе с моими партнерами, также глубоко погруженными в венчурную и технологическую сферы, мы начали помогать женщинам двигаться в сторону создания digital стартапов.
Но в технологиях всегда было мало женщин
Да, но мир меняется, все услуги и продажи уходят в digital, наступает эра Web 3.0, когда технологии базируются на машинном обучении, искусственном интеллекте и технологии блокчейна. Мы живем в цифре, 7 часов в день проводим в онлайне. Но большинство технологичных проектов и сервисов создается мужчинами, хотя женщины составляют 49% населения мира.
Да, венчурное предпринимательство – это высокорискованный бизнес, а женщины менее склонны к риску, но за счет этого они лучше просчитывают последствия и зарабатывают больше. Мужчины же чаще рискуют и потому их стартапы чаще прогорают. Еще один любопытный факт про гендерные стереотипы часто рассказывают женщины-инвесторы: приходя на встречи венчурных капиталистов, женщина чаще оказывается единственной за столом среди мужчин. И на первом этапе участники зачастую ошибочно воспринимают ее как ассистента или чью-то жену. Срабатывает гендерный стереотип, с которым сложно бороться. Поэтому в целом, в предпринимательстве сегодня «мужские правила».
Но не все готовы быть предпринимательницами…
Наша аудитория – это женщины-руководители высшего и среднего звена: директора по маркетингу, по персоналу, управляющие партнеры, руководители подразделений. Как правило, им 35-45 лет, у них уже накоплены впечатляющие знания и опыт.
Сегодня особенно много примеров, когда женщины достигли «потолка» в карьере либо эмоционально выгорели, бросают работу. Кто-то уходит в никуда, кто-то начинает лепить из глины горшки, рисовать картины. А кто-то пытается создать свой бизнес, для таких женщин наш акселератор становится трамплином в предпринимательство. И зачастую это очень непростое решение, напоминающее побег из неудовлетворенности в неизвестность.
Конечно, не все готовы быть предпринимателями, и не у всех есть идея для запуска. Наша задача, как акселератора, как раз и состоит в том, чтобы помочь им определиться. Мы проводим глубокую бесплатную диагностику, которая показывает, готовы ли они к созданию собственного бизнеса.
Как вы отбирали первые проекты?
Первые 11 проектов мы набрали через сарафанное радио. Мы рассказали о создании женского акселератора в Facebook* и пригласили женщин на бесплатную диагностику предпринимательского потенциала. Обратная связь показала два важных момента. Во-первых, большое число женщин подумывает уйти из найма по разным причинам – это и колоссальное выгорание, и отсутствие карьерных перспектив, и расхождение с работодателем в транслируемых коммуникационных ценностях. Во-вторых, прошла волна сокращений, некоторые иностранные офисы закрылись и женщины оказались без работы и качественных перспектив. В-третьих, вследствие релокации некоторые женщины, еще не распаковав чемоданы, готовы открыть свое дело, но не знают, с чего начать в разных точках мира.
Ваш акселератор подыскивает удачным стартам инвесторов?
Да, у нас есть партнер – венчурная студия Sinteza и Юлия Волощук представляет в акселераторе роль инвестора, подключая свою сеть контактов. Но инвестиции – это лишь часть, хоть и значимая. Мы как проводники ведем участниц от идеи и запуска до первых продаж. И готовы дальше выступать в качестве наставников, если в этом есть необходимость. Одна из мотиваций у женщин при создании собственного бизнеса – это фокус на социальную значимость. Если мужчина может заниматься бизнесом исключительно для зарабатывания денег, то женщины, идут в предпринимательство в абсолютном большинстве за миссией. Они стремятся создавать проекты, которые как минимум изменят жизнь их детей, а максимум – всего человечества. В этом иногда есть побочный эффект, так как женщина не фокусируется на монетизации: “Я хочу творить добро, а деньги сами собой придут”. Но в акселераторе такие убеждения мы обязательно прорабатываем: ориентируем на цифры, учим составлять бизнес-план, считать юнит-экономику, проверять свои гипотезы без потери времени и больших ресурсов.
Что лежит в основе обучения?
У нас есть несколько обучающих программ. Основная программа называется «Из найма в бизнес за 9,5 недель». От стадии идеи или стартовавшего проекта на начальной стадии до MVP или первых клиентов. За каждым бизнес-проектом закреплен трекер, а также есть совет директоров.
Нами разработан методологический материал, видеолекции, большое количество полезных шаблонов, гайдов. Главное, что программа исключительно практическая. Нет теории, воды и траты времени. Мы выстраиваем метрики каждого проекта, проводим custdev, каждая участница должна провести минимум 30 интервью с потенциальными потребителями будущего продукта, строим анализ конкурентов. Затем она создает уникальное товарное предложение, появляется product-market fit (соответствие продукта рынку). То есть, с одной стороны, есть ее видение и миссия продукта, а с другой стороны, понимание спроса на него. На выходе у каждого проекта появляется бизнес-план, готовый прототип, лендинг, клиентские презентацию или питчдеки. На протяжении всей программы участницы питчатся еженедельно приглашенным экспертам на групповой встрече. Снова и снова проговаривают свои офферы, получают обратную связь от менторов, переупаковывают свое предложение.
В какой сфере сегодня женщины создают стартапы?
Мы видим три четких направления проектов, с которыми женщины приходят в наш акселератор. Во-первых – это технологичные сервисы, например, создание онлайн-платформы или чат-бота, автоматизация нынешнего бизнеса или создание с нуля. Женщины чаще выбирают сферы Mental health, HR Tech, Edtech.
Второе направление – это классическое, например, развитие создание сообществ по интересам, либо развитие сети офлайн точек в ритейле, питании, фэшн, бьюти сегментах.
Третья категория женщин приходит к нам в акселератор для развития личного бренда. Это специалисты всех помогающих профессий: консультанты, психологи, тренеры, коучи, нутрициологи, стилисты, дизайнеры, маркетологи, инфлюенсеры, блогеры. Сейчас это самая растущая область и у экспертов в своей нише также возникает запрос на продвижение через развитие личного бренда, на упаковку и правильное позиционирование.
Из 11 проектов до финиша дошли 10, и это очень крутая конверсия. Если участница тестирует идею и понимает, что не её – для нас это тоже отличный результат. Проверять свои мечты – это тоже очень важно! Остальные вышли после курса с прототипом продукта, с упакованным продуктом и первыми продажами.
К вам могут прийти те, кто не имеет идеи для бизнеса?
Чаще приходят с идеей. Но у нас есть диагностика перед стартом обучения. Мы не готовы всех брать, нам важно, чтобы в итоге проект был успешно запущен. Иногда во время диагностики женщины отмечают, что нет идей, но, когда мы с ней погружаемся в детали, то при помощи методологии выводим ее к идее. Если она ранее уже задумывалась о собственном бизнесе, то у него точно есть несколько вариантов. Самое важное создать у нее инсайт, пересечение трех вещей: что ей искренне интересно, есть ли у нее соответствующие компетенции и есть ли на это спрос.
Какие инсайты вы получили по итогам первого выпуска акселератора?
Мы становимся средой, куда приходят запускать новые направления и где создаются новые профессии. Например, Катерина Неделина, основатель проекта Homo Badmintonus в своем проекте совместила две профессии: тренер по бадминтону на корте обучает развитию мягких навыков. То есть он тренирует лидерские качества, командное взаимодействие, планирование стратегии и тактики. Получается удивительный микс, когда на корте ты не просто занимаешься спортом, но и прокачиваешь важнейшие навыки, необходимые сегодня в бизнесе и личной жизни.
Еще один интересный выпускник акселератора — проект Supervoice Technologies, в нем на стыке психологии, остеопатии и вокала создается профессия вокальный терапевт. Его основательница Юлиана Андреева живет и работает в Силиконовой Долине (США) , она развивает собственный метод – биохакинг голоса. В акселераторе Юлиана поставила на рельсы свой проект, собрала команду и готовится к запуску на международные рынки по сути с нуля, создавая тренд в голосовой терапии.
Комментарий недоступен
совершенно верно, это и пытаемся донести. Но пока кажется важнее обсуждать наличие клитора
Комментарий недоступен
Пожалуйста, прочитайте статью с непредвзятостью, там написано, что женщины делают для женщин бизнес женщин, потому что женщинам нужна поддержка, знания и навыки, особенно на старте. И мужчины делают бизнес по-мужски, выбирают риск, а женщины считают, что это не для них и зачастую не идут в самостоятельные проекты, так как там много неизвестности и вызовов. А еще оценочная среда, где если ты в первом же стартапе не стал миллионером, то кто ты вообще после этого)) Женщина чаще хочет делать что-то своё для общественной пользы и это еще сильнее отдаляет ее стартап от успеха, так как помимо того, чтобы приносить добро, надо чтобы продукт зарабатывал. Базовые вещи, которые важно доносить. И если ваша мама или ваша жена или ваша сестра захочет открыть кофейню или детский садик у дома, захочет создавать красивые игрушки, запустить онлайн-школу, либо производство одежды, вы вряд ли её поддержите словами про клитор. Скорее подумаете, какую среду вокруг нее создать, чтобы она пошла и сделала и не потеряла себя при этом.
Комментарий недоступен
Тут с Вами соглашусь, конечно, не стоит! Мы таких туда не только не зовем, но и отговариваем)) но не все женщины - мягкие и неуверенные в себе личности. Есть те, кто могут, но не знают с чего начать и ограничены разными убеждениями. А потенциал у них классный!
😃
блокчейн, веб 3.0, инвестиции, успешный успех, личный бренд. Всё как полагается.
Критикуешь - предлагай)