«Это какие-то неправильные игрушки»: как мы за 1,6 млн рублей получили пять наглядных уроков работы с дебиторкой
История о том, как мы потеряли 1 622 000 рублей и после этого изменили работу с отсрочками. Спойлер: не помогло даже решение суда в нашу пользу.
Как хорошо всё начиналось
Сеть магазинов «Правильные игрушки» был первым нашим розничным партнёром. Когда мы начинали сотрудничество, у них было около 120 магазинов по всей России (сейчас 20). Первый договор мы подписали в 2013 году. Работать договорились «под реализацию»: мы отгружаем наши игры партнёрам, они их продают и переводят нам деньги за проданный товар с отсрочкой три недели.
Три года, вплоть до октября 2016 года, всё было замечательно: игры «Банда умников» становились всё популярнее, объёмы продаж росли, годовой оборот по этому контрагенту тогда составлял 4 млн рублей, и не было ни одной просроченной оплаты. Казалось бы, что могло пойти не так?
В итоге пошло не так буквально всё. Вот пять уроков, которые мы извлекли из этой истории.
Первый звоночек
Ну как звоночек. Скорее нормальный такой колокольный звон. В октябре 2016 года «Правильные игрушки» стали жаловаться на проблемы с деньгами, задерживать оплаты, регулярно срывать сроки, нарушать договорённости. После хорошей порции писем и звонков контрагент начал демонстрировать признаки жизни и худо-бедно оплачивать задолженность.
Что сделали мы? Мы посмотрели на деньги, подумали: «Ну, вроде платят», и продолжили отгрузки в рассрочку. В тот же момент состоялось знакомство с Петром Сахновым (по данным СПАРК, на тот момент совладельцем ООО «Правильные игрушки») — эдаким хорошим полицейским со стороны клиента, который радостно подтверждал графики гашения и «помогал» с оплатами.
Досудебные реверансы
Что дальше? А дальше история повторилась: отгрузки шли, а поступление денег снова прекратилось. Опять начались переговоры в духе:
— Давайте платите.
— Да-да, вы у нас первые в очереди на оплату.
В конце 2016 года от «Правильных игрушек» пришёл заказ сразу на полтора миллиона. Учитывая, что эта сумма в несколько раз превышала сумму стандартного заказа и была сопоставима с суммой всей накопившейся задолженности, мы сразу почувствовали неладное и полностью стопнули все отгрузки по контрагенту.
Следующие полгода мы постоянно согласовывали всё новые графики выплат, которые при этом не соблюдались. Пётр держал лицо, апеллировал к высшим силам и начал страдать от аллергии на словосочетание «график погашения задолженности».
В июле 2017 года нам пришлось признаться самим себе, что мы потеряли контроль над ситуацией, поэтому подключили внешнего юриста для решения этого вопроса. Начали с того, что прислали уважаемым партнёрам досудебную претензию. Получив этот документ, наш менеджер в «Правильных игрушках» Николай Ф. засуетился и предложил решить всё мирным путём с возвратом остатков и полной компенсацией до 31 августа.
Вообще, мы не очень хотели забирать долг товаром, поскольку это выглядело менее выгодным вариантом. Поэтому настаивали на компенсации деньгами.
Суд, мировое соглашение и приставы
Выждав положенный срок с момента, когда контрагент получил претензию, мы собрали все документы и обратились в суд.
Первое заседание было назначено на декабрь 2017 года. А в феврале 2018 года «Правильные игрушки» вышли на нас с мировым соглашением. Мы подписали мировое и график оплат, в соответствии с которым контрагент обязуется выплатить всё до копейки не позже 27 апреля.
Первые две оплаты по графику пришли вовремя. А вот дальше (сюрприз!) — контрагент перестаёт платить и не берёт трубку. «Правильные игрушки» снова ведут себя неправильно.
Окей, сразу идём к судебным приставам, которые сообщают нам: «Срок мирового соглашения не истёк, нам пофиг, что ответчик не соблюдает условия, приходите после 27 апреля, чао». И ведь не поспоришь — с точки зрения закона они правы.
Исполнительный лист как средство для растопки печи
После окончания срока мирового соглашения мы пошли в суд и получили исполнительный лист, с которым явились к приставам. Те открыли исполнительное производство и честно спросили у «Правильных игрушек», не изволят ли господа выполнить законные обязательства. Господа сказали: «Нет, чёт неохота».
«Ну, на нет и суда нет», — сказали приставы и пошли выставлять инкассовые поручения на банковский счёт «Правильных игрушек». На деле это означает, что как только на счёт должника падают деньги, они автоматически улетают к приставам.
В сентябре наш юрист идёт к приставам и спрашивает: «Как дела?». А приставы сообщают ему две радостные новости. Новость первая: в очереди за долгами «Правильных игрушек» мы не одни. Как минимум несколько контрагентов точно так же ждут от них денег по суду. И там суммы долгов гораздо больше, чем у нас. Новость вторая: на счету «Правильных игрушек» за последние несколько месяцев денег не появлялось.
Эпилог
Время на исполнение листа вышло, арестовывать на счетах «Правильных игрушек» по-прежнему нечего.
Формально ООО «Правильные игрушки» сейчас в процессе банкротства, но фактически сеть магазинов «IQ TOY Правильные игрушки» вполне себе работает и, вероятно, даёт финансовую отдачу. Например, один из двадцати магазинов сети находится в «Галерее» — торговом центре с самой высокой стоимостью аренды в Петербурге. Имеет ли это отношение к фиктивным сделкам, выводу активов или даже мошенничеству — не нам судить.
Ну а мы теперь в сто раз внимательнее относимся ко всем эпизодам ПДЗ и больше не попадаем в такие ситуации.
После пары схожих случаев я перестал стремиться видеть в людях хорошее, теперь на любого нового контрагента вешается ярлык "мудак", пока он не докажет обратное.
это неправильно. он может доказать, что не мудак, а потом раз - и мудак.
Никогда не отгружал В ДОЛГ ! Хотя пр теме IT поставок отработал с 2001 по 2010 , монстры типа крока, техносерва и им подобным вообще никогда не видели за собой долгов, а прикол с «судебными приставами» там не прокатывал, т к все договра с поставщиками ( в т ч и со мной) заключаются на созвучные, но совершенно левые конторы, типа ООО КРОК регион поставка , и бридически с головной конторой кроме названия они ничего общего не имеют.
Это неправильно. Чаще всего люди стремятся делать бизнес и бОльшая часть старается и трудится. А вешая ярлыки чаще всего подлечится именно на себя. А на постооплату ТС никто не толкал, ну доверчивый, зелёный)
Полезная статья.
Мы работаем на рынке строительных материалов и доля продаж с отсрочкой очень высокая, а "качество" контрагентов (в основном - подрядчики) гораздо ниже.
Пытаемся снизить риски следующим образом:
1. Ставим очень высокие пени за просрочку оплаты (у нас - 0,3% в день, без ограничения общей суммы неустойки)
2. При действительно большой сумме долга (от 2 млн. руб.) по суду вкатываем субсидиарную ответственность генерального директора ООО. Очень отрезвляет наиболее изворотливый менеджмент.
Практика субсидиарки не слишком оптимистичная.
Попробуйте в договорах прописывать условие о субсидиарной или солидарной ответственности директора/собственников за неоплату поставок.
А самое смешное знаете что? "Правильные игрушки" нам предоставляют отсрочку по оплате за поставку на месяц, и стоило нам как-то раз просрочить где-то на неделю, как посыпались гневные письма и звонки: "Что это вы себе позволяете!!!! Почему оплата прошла на неделю позже?!!!!"
Как говорится, чья бы корова мычала.
Не путаете ли вы с Миром правильных игрушек?
ну они то сами в этой каше варятся, знают где тонко))
Салют! Также немного знаком с кухней, поскольку Правильные игрушки являются нашим поставщиком уже 5 год. Мы покупаем их эксклюзивный ассортимент как оптовик.
Суть в том, что розничные магазины в один прекрасный день стали генерировать убыток, в итоге это направление они решили полностью закрыть, судя по всему и со всем долгами перед поставщиками (сюрприз!).
Сейчас у них новое юр.лицо (возможно и учредители), которое занимается только оптовыми закупками и поставками. Клянутся, что теперь всё будет хорошо, но это неточно.
Автору терпения и удачи
Наверное, речь про другую компанию с катастрофически похожим названием - "Мир правильных игрушек", они занимаются оптовой дистрибуцией.
Про эту компанию (к сожалению, с катастрофически похожим названием) могу сказать только то, что все наши договора они выполняют, а всё общение с ними - абсолютно конструктивно.
Да, эта милая черта закрывать направление с долгами меня всегда удивляла)
Нууу не шмогла, не шмогла (с).
Обычное дело - боялись потерять клиента и верили в чудо.
Не клиента они боялись потерять, а канал сбыта своей продукции. Они же пишут, что им не выгодно было забирать долг своим же товаром, т.е. они сами его продать не могут, мертвый груз.
я один раз отдал товар с отсрочкой в 3 месяца
сроки по договору вышли, прошло еще пару месяцев, в которые я ежедневно звонил
Через эти пару месяцев прислал должнику расчет просрочки согласно договора, на что получил просто эпический вопрос-ответ: "так ты что, по договору что ли хочешь??"
Деньги полностью получили через 5 месяцев после даты платежа под договору и передачи претензии в рамках досудебного урегулирования.
Есть такая градация - до 3 месяцев шансы получить деньги есть, от 3 до полугода - шансы гораздо ниже - у контрагента реально проблемы или деньги есть, но не для вас (и этот вариант был мой тогда), после 6 месяцев - получить что-то уже маловероятно. И надо включать софт-коллекшн такой в ежедневном режиме с первого дня просрочки.
Иногда мне кажется что "весь" бизнес в России это пирамидальные системы - туризм, стройка, производство, ритейл! Просто у всех разный срок схлопывания и масштабы жадности их основателей...
Недалеко от истины.
Исключения - гос.бизнес.
То есть правильно я понимаю, вы заключили договор на поставку товара с ООО «Привет», а у них этих ООО может быть целая сотня и случись что, они просто это ООО в помойку выбрасывают и переключаются на другие ООО, к которым судебные приставы дотянуться не могут ибо они формально вообще не при чем ?
на самом деле приставы не всегда знают про существование даже других расчетных счетов. и вообще им не до вас, буквально, никто бегать просто так не станет.
да, старая схема ООО "Альфа" затем ООО "Бета", раз в 3 года меняется . Имущество вообще на ООО "Вега" везде разные учредители, добро пожаловать в ретейл. И отсрочка по 3 месяца. Сейчас налоговики вроде прижимают таких умных, но не до конца.
Ребята из Банды умников, мы только начали с вами работать и сделали одну оптовую закупку. Вы одна из тех компаний, которая чётко, быстро и качественно отработала, молодцы и игры у вас умные, удачи и не вешайте нос. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и ждём новые игры.
Спасибо, очень приятно слышать )
Ну справедливости ради хочется сказать если им нечем платить, то как бы. Если они банкротятся значит всё, и приставы тут уже ничем не помогут. Весь праведный гнев имел бы смысл если бы у них были деньги и очередь за долгами не стояла, а так, как говорится "бизнес и ничего личного".
Во-первых, этой ПДЗ два года, а банкротство - сейчас. Во-вторых, сеть магазинов и интернет-магазин вполне себе продолжают работать, поэтому некоторые люди поверхностно могут полагать, что банкротство вполне подготовленное и активы из под него выведены. В-третьих, перед началом конца с оплатами была попытка разместить гигантский заказ, плюс накоплена не только наша дебиторка - похожая ситуация иногда случается, если люди сознательно копят дебиторку с планом её дальнейшего слива.
По этим признакам кто-то может предположить, что, не исключен вариант того, что это сознательная бизнес-стратегия.
Банкротство еще ничего не значит. Конечно, не знаю подробностей, но во-первых, сделки должника за предыдущие 3 года могут быть оспорены, а выведенные активы возвращены в конкурсную массу (оспорить сделки может конкурсный управляющий, а также кредитор либо группа кредиторов, требования которых не менее 10% от кредиторской задолженности). Во-вторых есть такое понятие, как субсидиарная ответственность, по которой к ответственности можно привлечь ряд физических и юридических лиц, имеющих отношение к выводу активов. В-третьих, еще много чего. Все зависит от того, с чьей стороны выступает конкурсный управляющий. Но даже его можно поменять, если удастся договориться с другими кредиторами на собрании и выбрать независимого. Постарайтесь пообщаться с остальными пострадавшими и выработать совместную позицию. Удачи!
Тут единственный вопрос в том - стоит ли оно того? Многомесячную тягомотину и затраты на юристов никто не отменял(
Сделайте крупный заказ товара в сети «Правильные игрушки», скажите готов оплатить хоть сейчас, вот только деньги все на счету... Бери их реквизиты выставленного счета и с ними ступайте к приставам
... получаете товар, переводите деньги за товар на этот счет, приставы возвращают вам деньги по исполнительному листу. Профит!)
А когда вы принимали решение о получении задолженности деньгами и решили идти в суд - знали о негативных последствиях, которые могут быть? Отсутствие денег на счетах, неработающие судебные приставы и пр.?
К сожалению, не так хорошо, как хотелось бы. Именно этот случай заставил сильно изменить практику работы с дебиторкой и просрочкой.
Мы и раньше-то были довольно внимательны, но тут у клиента и собственная сеть магазинов, и положительный опыт работы, и известность на рынке, и долгая история - не так просто было предположить негативный исход.
О, знакомые люди :)
Ехал утром в метро, прочитал статью. Хмыкнул, пожал плечами. Пришел на работу, смотрю, соседи сверху сгружают пожитки в газель. И тут щелкнуло - е-мое, это же "Правильные игрушки" и есть! Запомнятся тем, что на все праздники они орали и топали так, что у нас осыпалась штукатурка и упорными слухами что они сжигают документы на заднем дворе.
Забрать там остатки своего товара - таки не хотите??
Сейчас-то мы готовы хоть гравием, хоть хозяйственным мылом что-то забрать, но уже поздно. А настолки "Банда умников" там давным-давно распроданы.
Надо было товар забирать
это уже понятно, локти искусаны (
Это не проблема конкретно Правильных игрушек (они многим остались должны), а Вы думаете какие-нибудь Дочки-сыночки вовремя платят? Или вечно живой Хэмлес, а, да Бегемотик еще скорее не жив. Проблема в устаревшей модели детского ритейла, и не только в РФ, почитайте как умирал TOY"R"US.
Тут въедливый читатель приведет в пример Детский Мир, но только Вы попробуйте унести их 110- 180 дней отсрочки, обязательства участия в навязанных промоакциях и некомпетентный совдеповский персонал.
Продавайте же на АлиЭкспресс там конечно не бывает проблем с дебиторской, но будут совсем другие проблемы.
Как раз недавно (пару недель назад) начальник выпустил в Альпине книжку - основы "Как бороться с дебиторской задолженностью в комиксах". Реально там все есть и все необходимые документы, чтоб такого не случалось. https://debitorrrka.ru/
Спасибо за интересную ссылку.
Спасибо за вашу игру, заказывала у Вас по интернету - в турбосчёт до сих пор играемся, уже с младшими детьми. Очень надеюсь, что ваши дела наладятся и в будущем всё будет хорошо.
У умных людей в долг давать не принято.
У умных людей принято не обобщать принципы работы с дебиторской задолженности на всех продуктовых рынках РФ ))
Статья бы стала гораздо лучше с хотя бы с маленьким введением: кто вы такие и что производите.
А кто вам мешал заглянуть в "Контур-Фокус" ? в 2013г. у них выручка 1 млрд. и 120 магазинов, делим получаем в месяц около 700000 р. А они как я помню стояли в ТЦ с арендой до 3000 р\месяц за м2 , площадь магазина более 100м2, надо еще и депозиты за последний месяц платить + ремонт. Потом наценка на ваш товар не более 100 %, да еще товар от ИП поставлялся (без НДС)...
Поставщиков ( как вы ) у них если смотреть по сайту арбитражного суда около 100 производителей и импортеров игрушек и там тоже с наценкой не разбежишься.
К примеру они стоят в "Авиапарк" рядом детский мир, кораблик, дочки и поставщики то примерно по одной цене всем поставляют
Эту сеть не кризис подкосил - она могла существовать только постоянно открывая новые магазины и беря товар на реализацию, здесь кто-то правильно написал классический ритейл в России уже себя изжил, нужны какие то более свежие решения... но это отдельный разговор
Теперь позвольте мне поддержать автора в его ситуации - без ошибок, нет роста!
Уважаемый автор здесь поразил меня, ну и многих, кто понял, что здесь описано, своим «несреднестатистическим» даром. И ниша фундаментальная для российского «стартапера», и объемы, и дифференциальность. Хочется ещё раз поздравить автора за отличные результаты, а этот горький опыт представлен Вами не случайно, лишь следующий шаг в мире экспансии и экспроприации, в который Вам дорога давно уже открыта, как мне кажется. Здесь нет виноватых, и уровень юридических разборок и подготовок важен, но не играет ключевую роль. Здесь приглашение на следующий уровень росбизнесмании, не наемника, а владельца, ростите, собирайте кэш, учитесь у лучших)) Удачи.
А вы не пробовали страховать вашу дебиторскую задолженность или хотя бы отдавать на факторинг?
Во-первых, это далеко не бесплатно, во-вторых, это не так просто организовать. Мне кажется, это имеет смысл для масштабных сделок с существенным запасом по рентабельности, которые могут "убить" если что-то пойдёт не так.
Там до 15% цена, насколько я знаю.
Честный бизнес в государстве без работающей судебной системы невозможен.
+ 0 ответственности за косяки налоговой, и прочих РКН.
От банкротства, никто не застрахован. И даже вы. Говорю по своему опыту. О фиктивности - домыслы. Может так, а может нет.
И вывод продолжать ли давать отсрочку другим партнёрам должен делаться не на факте невыплаты одного случая. А статистике: доходность или убыток всех отложенных отстрочек.
Кто-то выплывает и прорывается. Кто-то банкротится.
Уважаемые Ковры, поинтересуйтесь, чем домысел отличается от гипотезы. И прочитайте концовку внимательнее: возможно, увидите чуть больше аргументов в пользу состоятельности гипотезы о фиктивном банкротстве.
Вопрос «продолжать ли давать отсрочку другим партнёрам» в статье никак не фигурирует — его вы придумали сами. Материал о совершённых ошибках и извлечённых уроках.
Точно. Я думаю название знакомое. В галлерее сидят:-)
Сволочи. Страна порядка!
Самый рабочий был силовой сценарий, надо было в прокуратуру идти и виноватить господина, который обещал деньги и товар брал. Была (есть?) вероятность, что проблемы по силовой линии они закроют, а остальные терпилы соснут в процедуре банкротства.
Закроют даже не столько потому, что есть перспектива сесть (её на самом деле нет), сколько потому, что никто не любит негативный фон, особенно когда открыто конкурсное производство.
Полюбому директор захотел посторить себе особняк, и начал брать деньги из оборотки)
А сложно вообще найти у них ООО с расчетными счётами, с которых оплачиваются зарплаты 20 магазинов, аренда и на которые выручка из этих самых магазинов идёт? Мне кажется, для налоговой - это дело небольшого времени, только вот ради каких-то 2 миллиардов шевелиться лень
А вы не думаете, что влияние можно купить?
Сила в количестве денег и возможности увидеть ситуацию быстрее.
Почитал вашу историю. Я занимаюсь банкротствами.
Исходя из изученного, пришел к выводу, что еще есть время немного поднажать и вернуть хотя бы 50-80% от того, что там зависло. сейчас главное не сидеть на попе ровно.
Написал вам в личку.
Ну и так. При заключении договора как минимум нужно требовать заключения договора поручительства (с директором и учредителями), а также договор залога товара в обороте.
Также если у Вас был договор поставки с элементами договора комиссии, то Вы можете товар забрать и сейчас (если он не продан).
Неправильные игрушки
Вам следует расстрелять вашего юриста. Желательно прилюдно и дважды, чтобы другим не было повадно.
"Окей, сразу иду к судебным приставам, которые сообщают мне: «Срок мирового соглашения не истёк, нам пофиг, что ответчик не соблюдает условия, приходи после 27 апреля, чао». И ведь не поспоришь — с точки зрения закона они правы." Кто вас туда отправил? Кто ходит к приставам без исполнительного документа??
Вы лист могли запросить в суде уже 24 марта, так как нарушен график и у вас это указано в п.8 мирового.
Я глубоко убежден, что это косяк юриста, ну или вы решили после суда не пользоваться его услугами и тогда это ваша ошибка.
о факторинге не слышали, не?
Факторинг убирает кассовый разрыв, а не снимает риски.
Факторинг без регресса стоить будет некрасиво, с регрессом пропадает смысл.
Долго ждали: надо было вводить процедуру наблюдения или внешнего управления и работать с поиском активов через арбитражного управляющего, а там и до субсидиарной отв., а то и нормы ук рф подтянуть...
Е
Запрос в налоговую: где у должника счета ? Или за шоколадку узнать в бухгалтерии арендодателя - с какого счёта должник оплачивает аренду. ИЛ забрать у приставов и отнести в банк.
Комментарий удален модератором
Я работал в этой фирме пять лет ну это печально что так что так кончилось !!!!!!!!!
Добро пожаловать в 90-е - начало 2000-х! Все так и было, пока нефть не скакнула и люди не решили, что 90-е ушли навсегда:))
Тогда проблемы долгов решали с помощью братков и киллеров
Зачем это тут ?)))