Как запустить стартап?
Я запустил и поучаствововал в 12 стартапах за последние 7 лет. Не все удачные, часть с внешним инвестированием, часть на свои. Кое-что понял и хочу поделиться своим взглядом на запуск стартапа.
Для начала определимся с термином стартап, чтобы понимать друг друга правильно.
Стартап — начинающий бизнес, без понимания как заработать денег. Идея, на которой, возможно, можно заработать денег.
И вот здесь самое главное — нужно проверить идею, если точнее сказать спрос на предложение, на идею.
Многие бегут делать продукт, я это называю творческой самореализаций, а не проверкой идеи.
Разработка MVP, минимально жизнеспособный продукт
Что это такое? Многие думают, что это именно Продукт, сервис или типа того.
На самом деле это воронка продаж, экономика привлечения клиентов, определение стоимости клиента.
Если сказать проще, вам надо сделать всего несколько шагов:
- Определить канал привлечения потребителей
- Настроить трафик
- Сделать лендинг с предложением, оффером
- Собирать лидов, заявки, намерения людей
- Определить экономики, сколько стоит намерение
Да-да — не надо пилить продукт! Пилите воронку продаж!
Надо понять, сколько стоит привлечение заинтересованного клиента, которому можно продать.
Если вы не сможете продать идею и определить стоимость потребителя — продукт будет бесполезен.
Частое заблуждение — люди начнут пользоваться продуктом и тогда купят. Это не так. Всем плевать на продукт, если он не решает конкретной боли. А проверь боль можно без продукта.
Важно проверить боль и, если разработка продукта будет дешевле привлечения клиента — можно пилить продукт :-)
Представьте для примера, вы собрали 500 заинтересованных людей, которые, возможно, захотят купить. Собирали вы по 100, ещё раз 100 и потом 300. Т.е. нашли как привлекать и увеличивать поток лидов. Значит можно вложить денег и получить тысячу заявок. В теории конечно.
Важно отслеживать всю воронку, все конверсии всех этапов. Аналитика рулит!
Итак, вы потратили 50 тысяч рублей на рекламу и получили 500 заявок, значит заявка стоит 50.000₽ / 500 = 100₽. Неплохо.
Предположим, конверсия в покупку будет 5%, т.е. реально купят 25 человек.
Клиент стоит 50.000₽ / 25 = 2.000 ₽.
Предположим у вас продукт стоит 1500₽ в месяц или 10 тысяч за разовую покупку. Здесь вы сможете посчитать затраты и окупаемость.
Если взять стоимость привлечения 2000₽ и 1500₽ в месяц и клиент с вами будет 6 месяцев, оборот с клиента будет 1500×6 = 9.000₽, стоимость его это 2000/9000*100 ≈ 23% от чека.
В общем — постройте юнит-экономику.
Ну и так далее можно посчитать кол-во клиентов, общий оборот, издержки и понять, выгодно ли это или нет.
Это всё модель, которую уже можно проверять.
Но в начале надо научить привлекать лидов.
Вам не надо создавать продукт и париться над разработкой — вам надо научиться привлекать клиентов. А потом уже вы можете сделать прототип, предложить бета-тестирование и т.д. и т.п.
Надеюсь материал был полезен. В следующий раз расскажу про юнит-экономику и как её создать, поговорим про лендинги, трафик, конверсии и аналитику.
Получил фидбэк, что ответа как бы нет — отвечаю :-)
Как запустить стартап — сделать воронку, трафик, лендинг, захват лидов, получать намерения людей.
Без продукта, просто обещать позитивное будущее.
Если экономика сошлась — можно делать продукт, разрабатывать, закупать и т.д. и т.п.
Какую боль решали стартапы:
- Instagram;
- Whatsapp;
- Agar.io;
- iPhone;
- Tesla;
- ...
Боль это не когда я прямом смысле нога болит или голова.
Боли это не всегда физика, а часто социальная и психологическая.
Общение, скорость, внимание и т.д. и т.п.
Вот VC позволяет решить больше общение, самоутверждения и прочих коммуникаций)
VC позволяет попиздеть на имиджевую тему стартапов, не более того. Не стоит преувеличивать
это и есть боль, ваша, вам нужно слушать и выражать своё мнение :-)
Дорогой мой, это просто бла-бла-бла, которое можно реализовать десятком других способов. Не решает VC никаких проблем и болей не утоляет.
и почему же вы им пользуетесь?)))
Да просто так, забавы ради. А Вы и все остальные - нет?
Потребность в забаве это разве не боль? Вы не будете забавляться, вам будет скучно, это и есть боль :-)
Прекратите употреблять термины "боль" и "проблемы" в контексте имиджевых и развлекательных проектов, это некорректно. Ближе к реальности, господа. Боль - это когда ножом пырнули, проблема - это когда рабочие задачи не решаются, и т.п.
зачем вы жаргон принятый у стартапов оцениваете со своего собственного восприятия? стартаперы вам ничего не должны. для них это принятая терминология, ничего плохого в этом нет
Потому что это определенно некорректная терминология, вводящая в заблуждение. И если у стартаперов такой скудный жаргон, то его давно пора разбавить новыми терминами, более ясно отражающими картину мира, тем более для стартапов, претендующих на звание высокотехнологичных и передовых.
кто сказал, что она не корректная? кому надо разбавлять терминологию?
Все, успокойтесь, мой недалекий друг. Отдохните. Вопрос не стоит Ваших смятений.
ооо, переход на личности, видимо аргументация закончилась.
Закончилось желание муссировать эту тему, зато появилось желание немного остудить Ваш разгоряченный мозг. Просто надо шире смотреть на вещи, широкий кругозор позволяет лучше сориентироваться в выборе стратегии развития стартапа.
вы продолжаете переходить на личности и выдавать свои мысли за истину, это в корне не верно.