{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему Телеграм – худшая платформа для чтения контента (или нет?)

В этой статье хочу попытаться разложить по полочкам, почему Телега – классное место для авторов контента и, с обратной стороны, почему у неё такой топорный UX для потребителей того самого контента.

Для начала отдадим должное, Телеграм – самая качественная и быстрорастущая контент-площадка в странах СНГ. Новостные Телеграм-каналы множатся с пугающей скоростью и растут как на дрожжах, пока олды былой эпохи (новостные агентства, сайты и порталы) нервно курят в сторонке, теряя колоссальное количество аудитории.

PS: бОльшая часть доводов, которые вы здесь найдете – мои личные наблюдения и размышления, на полную достоверность не претендую.

Как Телеграм стал контент-площадкой (спойлер – не стал)

В 2015 году разработчики Телеграм анонсировали каналы. Важное замечание: каналы – это не микросообщества, а те же сообщения в мессенджере, [только в профиль], открытые для всех.

…a new tool for broadcasting your messages to large audiences

Но об этом чуть позже.

Возможности и ограничения

Уже к 2017 году Телега становится самой популярной в РФ блог-платформой. На мой взгляд, такой успех обеспечили четыре причины:

1. Первая и главная – толерантность к блокировкам

Когда в мире появляется нечто защищенное и приватное, оно как магнитом притягивает всех оппозиционно настроенных людей. Телега сейчас, наверное, самый устойчивый к блокировкам уголок в интернете. К слову, читают больше всего в Телеграме именно новостных каналов, причем с большим отрывом.

Взял отсюда: tgstat.ru/research-2021

2. Удобный интерфейс (относительно конкурентов)

В отличии от других мессенджеров, Телега обеспечила авторам своих каналов целый ряд возможностей. Например, безлимит на кол-во подписчиков, активно растущую аудиторию мессенджера и примитивную, но всё же статистику.

3. Ограничения формата повышают качество контента

В Телеге не блог и не стена, а сообщения one-to-many – это огромный плюс. Например, в том же VK вы можете собрать подборку цитат Джейсона Стейтема, приложить к ней десяток картинок с волками, добавить три трека Миши Маваши, еще пару граффити для наглядности и шлифануть видосом про занижение Приоры. В Телеге же формат поста заставляет излагать мысли ёмко и доходчиво. Это повышает качество контента авторов в среднем по больнице. Я бы сказал, что формат постов Телеги – что-то среднее между VK и Twitter, но с плюсами обоих.

4. Концентрат аудитории

Подписаться на канал – сознательный шаг для человека. Соответственно, аудитория в каналах чаще получается более узкая, реально заинтересованная заданной темой канала. Реклама в таком канале стоит дороже, а автор пытается не растекаться мыслью по древу, чтобы подписчики продолжали расти.

Мессенджер – локомотив для каналов

Очевидно, что с ростом числа пользователей Телеги растет и суммарное число подписчиков. Это рождает спрос на контент и на появление новых каналов, соответственно.

На руку авторам играет и интерфейс. Каналы внешне выглядят как чаты, а общаемся в мессенджере мы каждый день. Намного проще прочитать новости, нажав соседнюю кнопку, чем уходить в другое приложение, а тем более – на сайты в браузере.

Вернет ли Паша [стену] ленту?

Тем временем, Телега не спешит становиться полноценной контентной площадкой, а остаётся именно мессенджером.

При создании Телеграм, Дуров писал об этом довольно прямо:

В США я не был уже с год — и в ближайшее время не планирую, абсолютно точно не делаю, не делал и точно не собираюсь делать новую соцсеть. Откуда вообще вся эта ерунда берется?

Павел Дуров, Источник: Ведомости

Отсюда – четыре греха Телеги перед читателями Телеграм-каналов, которые меня люто бесят:

1. Конечно же, лента

Я убеждён, что лента – один из самых удобных способов потребления информации. Читая «серьезный Телеграм-канал про экономику», моск напрягается, но если бы после тяжелого поста шёл мемчик или видео с котиками, я бы чуть перевел дыхание и был бы готов дальше вникать в важные для меня вещи. Чтобы сменить канал сейчас, нужно оторваться от чтения, выйти в список чатов, а потом опять зайти в нужный. Я понимаю, что Дуров не хочет делать VK-2, но раз есть авторы и читатели, лента – логичный этап развития. PS: Ходили слухи, что ленту всё-таки запилят, но это оказался обман [чтобы набрать классы].

2. Попрощайся со спокойствием

Каналы – своего рода чаты, выглядят они также и находятся вперемешку с обычными чатами. И это одно из самых главных неудобств. Каналы постят сообщения раз в 5 минут, поднимаются наверх в списке чатов, копят счётчик уведомлений, etc. Это отпугивает и раздражает пользователя, он либо скидывает канал в архив, либо удаляет канал совсем. Да, можно разложить по папкам, можно уведомления выключить, но это всё напоминает «Блин, надо бы балкон разобрать от ненужного». Как много идеальных балконов вы видели?

3. Комментарии

Как же надо не любить людей, чтобы комментарии в блог нужно было «прикручивать»… Чтобы это сделать, тебе надо:

  1. Создать канал;
  2. Создать отдельную группу (еще понять, чем она отличается от канала);
  3. Привязать группу к каналу в настройках канала.

Согласно моему резюме, я – уверенный пользователь ПК, но даже мне потребовалось минут 20 покумекать, чтобы прикрутить комменты. Огромный контраст между телегой-мессенджером и телегой-платформой для контента.

4. Нормальный поиск по каналам

Никто не спорит, что в Телеге много качественных, интересных каналов на любой вкус и цвет. Но как их искать, не совсем понятно.

Есть примерно три способа:

1. Увидеть рекламу в другом канале

Чаще всего там либо реклама онлайн-курсов, либо «слив известной тик-ток блоггерши ошарашил всех!»

2. Родной поиск Телеги

Ну ок, хочу я новости почитать, ввожу «новости» ииии… очевидно пропускаю десятки реально интересных каналов. Не говоря уже о блогах, которые в 90% случаев не имеют ключевых слов в названии.

3. Внешние сайты (типа tgstat.ru или tlgrm.ru)

Так кто-то вообще ищет каналы?

Хватит это терпеть

Ну, куда же без нативочки на VC?

Я, как и многие мои друзья и коллеги, читаю новости и авторский контент только в Телеграме. Но эти «четыре греха» бесят меня настолько, что я решил собрать команду и пофиксить их. А заодно подумал, как в целом можно снизить поток новостей и контента в своей жизни, чтобы не сойти с ума.

Мы делаем Ридер – приложение для iOS/Android, в котором можно читать ваши любимые Телеграм-каналы отдельно от основного приложения Телеги.

В Ридере можно:

  • Просматривать посты в виде ленты, причем с автоматической разбивкой по тематикам (либо всё сразу);
  • Находить новые интересные каналы через контекстный поиск и авторские подборки;
  • Находить новые интересные каналы через контекстный поиск и авторские подборки;
  • Быстро удалить из ленты ненужные каналы, но остаться на них подписанным. Или совсем отписаться в два клика.

Прямо сейчас пишу следующую статью о том, что сейчас происходит с проектом – stay tuned!

0
64 комментария
Написать комментарий...
Anton Sutarmin

А на чём пишете Ридер? Когда можно будет потыкать на ios?

Ответить
Развернуть ветку
Tim Inishev
Автор

Пишем на Флаттере+Файрбейс. Для mvp делаем кроссплатформенное решение, если найдем PMF - напишем нативные)
После того, как доделаем MPV, всё будет зависеть от модерации App Store, поэтому точные сроки назвать сложно😕

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

А зачем упарываться в приложения?
Потестируйте в вебе...

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

О или еще в качестве бреда, что если создать канал - лента, для каналов пользователя)
Ну типа агрегатор. Тогда можно тестировать и без веба, такой вариант mvp на елку влезть и попу не уколоть.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Inishev
Автор

Такие штуки уже были сделаны до нас, моё мнение, что у них ужасный UX. Слишком большой контраст с UX Телеграма

Ответить
Развернуть ветку
Tim Inishev
Автор

Основная аудитория ТГ-каналов читает их всё-таки с мобильных устройств)

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда