Женщины платят меньше. Как подкастеры зарабатывают на донатах
Привет! Меня зовут Миша Ронкаинен. Уже год я делаю «Тюремный подкаст» — рассказываю про жизнь в тюрьмах разных стран мира. Как устроена женская камера в США, зачем заключенным Южной Кореи фокусник и реально ли выжить в Таиланде, когда тебя приговорили к расстрелу — это всё ко мне.
За год я потратил на подкаст 650 тысяч рублей. Всё это — личные сбережения. Они пока есть, но могут закончиться. Рекламодатели в подкаст о тюрьмах не идут. Единственный способ монетизации, который я вижу — просить денег у слушателей.
Но будут ли люди донатить? Если будут, хватит ли этих денег на производство подкаста? Или в России такое не работает?
Я решил изучить: а как у других? Выбрал двадцать пять русских подкастов с подключенными донатами и задал их авторам самый важный вопрос:
В этом тексте ответы тех, кто меня не послал. И ещё — неожиданный вывод о том, кто в нашей стране донатит живее всех.
Коротко про подкастинг в России
В России подкасты начали выстреливать с 2017 года. Импульсом стал запуск подкастов «Медузой» (признана нежелательной организацией в РФ). За первые шесть месяцев их послушали миллион раз, а на следующий год уже 22 миллиона.
В это же время Apple добавила в приложение подкастов аналитику — это позволило авторам и рекламодателям качественнее заниматься продвижением. Тогда же подключилась и Яндекс.Музыка — выделила подкасты в отдельное направление.
И пошло-поехало. Компании начали вливать деньги в подкастинг — покупать интеграции и запускать свои проекты. Конкуренция была низкой, а слушателей становилось всё больше. Первые подкастеры быстро стали суперзвёздами и монетизировали свою популярность.
Нет, пока не донатами. Люди в далёкие доковидные годы были находчивее.
Автор подкаста «Секс с Мари» открыла секс-шоп «Киса». Саша Волкова из «Заварили» строила кофейню на глазах слушателей (или, тогда уж, ушах). Настя Ершова, ведущая подкаста «Мы расстались», продавала консультации по психотерапии.
Исследователи считают, что в следующем году аудитория подкастов в России вырастет почти до 28 млн слушателей. За шесть лет в 11 раз.
Для сравнения — в 2021 году на YouTube было 99 млн зрителей из России, а в TikTok — 36 млн.
В 2023 году подкасты уже есть у Ксении Собчак, РБК, производителя онлайн-касс «Эвотор», косметической компании NAOS, Русской Библейской церкви… У всех, короче. И число их продолжает расти. Три года назад в каталоге «Яндекс.Музыке» было 6,5 тысяч подкастов. Два года — уже 11,5 тысяч.
Рост числа проектов объяснить просто — порог входа в подкастинг низкий. Включил диктофон на телефоне, научился связно говорить — можно начинать.
Сколько донатят слушатели
Русскоязычных подкастов тысячи, но только несколько десятков зарабатывают на слушателях деньги. Я узнал сколько и за что.
Большинство подкастеров используют специальные платформы, на которые призывают подписываться слушателей. За это они предлагают разные ништяки: упоминание в выпуске, приглашение в закрытый чат, ранний доступ к эпизодам, мерч.
Подписки бывают нескольких уровней. Обычно за подписку нижнего уровня слушатель платит до 300 рублей в месяц. Верхнего — до 10 000 рублей.
Подписка на подкаст «Искусство для пацанчиков» стоит от 150 до 15 000 рублей в месяц. Автор предлагает посетить онлайн-лекцию или вместе сходить в музей.
Подписчики подкаста «Закат Империи», получают дополнительные материалы к выпускам за 200, 400 или 1 000 рублей в месяц.
«Душевный подкаст» предлагает варианты от 75 до 1 500 рублей за подписку. У проекта одно из самых больших комьюнити на платформе Boosty — почти 1 300 донатеров.
Патреон говорит, что сейчас ребята зарабатывают почти $400.
Это 29 000 рублей в месяц.
В 2021 году количество подписчиков и сумма были больше — почти полтысячи патронов, которые приносили около 80 000 рублей.
После 24 февраля Patreon отключил возможность оплачивать подписку российскими картами и большая часть подписчиков отвалилась.
В основном подкастеры говорят, что доходы с подписок только окупают продакшн: монтаж выпусков, аренду студии… Но у кого-то и на личные расходы остаётся. Некоторые подкастеры согласились назвать суммы, но на условиях анонимности.
Например, проект с 80 000 слушателями на «Яндекс.Музыке» собирает на донатах 30 000 рублей прибыли в месяц. Подкаст с аудиторией 40 000 — такую же сумму. А проекту, который слушают всего 8 000 человек, донаты внезапно окупают и затраты на продакшн, и приносят основные деньги на жизнь ведущего (явно сильно больше 30 000 рублей).
Мужики донят больше
Мне стало интересно, почему так происходит. Лидеры отрасли получают на донатах саратовский оклад, а камерные подкасты — московский.
Я изучил статистику подкастов, которым писал. Выяснился интересный факт — в прибыльных подкастах больше мужской аудитории.
Например, «Дневники Лоры Палны», «Искусство для пацанчиков» и «Закат империи» больше слушают женщины. Нишевые подкасты про футбол или книги — мужики.
Чем больше парней слушают подкаст, тем больше и подписок на донат-платформах.
Приведу в пример подкасты, авторы которых проводят для слушателей стримы: проект про аниме и видеоигры «2D DEDы» и проект о поп-культуре и сериалах «Поп-девичник!». У них аудитория чётко разделена на мужскую и женскую уже в названиях.
Авторы первого проекта раз в две недели записывают стримы на Twitch и получают с этого 80% своего дохода — на стримах зрители за деньги заказывают аниме для обсуждения. Все предложения улетают в таблицу, где сортируются по сумме. Чем больше денег задонатит слушатель — тем выше шанс, что ведущие возьмут именно его тему.
По словам автора подкаста Паши Беляева, доходы от донатов покрывают работу монтажера, покупку оборудования, затраты на маркетинг и «походы в кино и жизнь».
Калькулятор подсказал мне, что это ~50 000 рублей дохода в месяц.
Авторы «Поп-девичника!» Лена и Наташа обсуждают на стримах Тейлор Свифт и героинь Jetix. Они призывают зрителей донатить на конкретные цели. Например, на одном из стримов девушки сказали, что споют песню из сериала «Чародейки», если соберут нужную сумму.
На стримах девушкам получается собрать немного — около двух тысяч за эфир.
Поговорив с подкастерами, я понял — конкретного приёма для того, чтобы тебе донатили вагоны денег не существует.
Одни авторы зарабатывают несколько тысяч рублей, предлагая личные встречи и эксклюзивные материалы. Другие — просто делятся выпусками на пару дней раньше и полноценно живут на деньги донатеров.
Я заглянул в аналитику своего «Тюремного подкаста» на «Яндекс.Музыке». Слушателей-мужчин почти половина, но среди подписчиков больше женщин. И что мне теперь делать с этой информацией?
Какая платформа лучше
Подкастеры поделились со мной плюсами и минусами донат-платформ. Я сравнил четыре главных — Patreon, Apple Podcasts, VK Donut и Boosty. Если вы думаете о монетизации творчества — таблица ниже поможет выбрать подходящий способ.
Первыми попробую Patreon и Boosty. Буду заливать туда фотографии из тюрем, что мне присылают герои. Надеюсь, это хотя бы окупит затраты на работу монтажера.
Но есть шансы и на полную самоокупаемость вывести «Тюремный подкаст», ведь половина моей аудитории — супер-мега платёжеспособные богатеи-мужчины (я надеюсь).
Напишите в комметариях — какие подкасты слушаете вы? Донатите кому-нибудь?
Благодарю за помощь со статьей Диану Листопад и Максима Кремнёва.
Норм темы на VC пошли. Актуальные. Секс, тюрьма, искусство для пацанчиков )) А слог какой:
строила кофейню на глазах слушателей«Московская кофейня на глазахъ»
Я старался, спасибо.
а если есть мемчики
«Тюремный подкаст» просто великолепен! Каждый выпуск прослушан мной от и до. Михаилу огромное спасибо за его труд, человек, ЧЕЛОВЕЧИЩЕ! Грустно было узнать, что у подкастеров реально идет сейчас борьба за жизнь из-за низкого дохода. Расстроился бы я, если «Тюремный подкат» закроют? Ответ: «Очень!!!!!!!!!» Никогда никому не донатил в подкастах, но за истории Михаила Ронкаинена готов платить. Может стоит делать дополнительные выпуски с доступом только за оплату? Некоторые блогеры так поступают. В любом случае: Михаил, ты крутой. Твори, развивайся, мы тебя поддержим!
Ну всё, надо запускать донат-платформы!
Что за истории? Украл, выпил, в тюрьму? Романтика?
У самого-то сколько ходок?
3. Турция, Польша, Ливия.
Неправильный вопрос, надо спрашивать сколько сколько куполов, окон на церкви, крестов набито...
Отличный подкаст 👍
Каждый выпуск - уникальный 🔥
Похожего контента в других подкастах даже близко не видел
Слушаю на Яндекс.Музыка
Юрий, спасибо за тёплые слова!
Игорь, а не Юрий. Простите 🤦🏻♂️
Буду честен..я совсем не понимаю зачем нужны ПОДКАСТЫ - Сидят ребятушки рассказывают о чем-то о том что они там себе выдумали увидели.. По типу "бабушки на лавоньке всегда с тобой"..
Мой взгляд..)может я как-то не понимаю
Если кому-то интересно, то почему бы и нет?
Меня больше забавляет название "подкаст". Я знаю его происхождение, но все равно звучит как какой-то недо каст. Приставка "под" добавляет колорит. :D
Для ситуаций когда не хватает собеседников - на пробежке, в транспорте на работу и т.п. Знакомые голоса вместо звенящей тишины.
Миша твой подкаст огонь 🔥 Каждый раз с интересом слушаю!
Привет!
Привет, Влад 👋
Мише респект! С удовольствием послушал несколько выпусков. Про Таиланд и Колумбию просто отлично!
Привет! Автор «Заката империи» в чяте. На мой взгляд, общая сумма донатов отличается у разных подкастов с разным количеством слушателей не потому что у одних больше мужская аудитория, а у других меньше, а потому что одни больше пушат в подкасте бусти и патреон, а другие меньше. Скажем, я прошу подписаться на патреон и бусти раза два за сезон, понятно что у меня подписчиков меньше. Делаю так потому что у меня норм рекламы и я зарабатываю больше с неё
Привет, Андрей!
Не исключаю, что вывод ложный. Но корреляция прослеживается явная. И по тем подкастам, что есть в статье. И по другим, которые в неё не включил.
Слушаю подкасты, когда это ещё не было мейнстримом, года с 2010. Началось всё с Токийских городовых, а потом пошёл Лаовайкаст и Бамбуковые панки. Лаовайкаст слушаю до сих пор, остальные пропали. Хотя есть ещё надежда на новые выпуски бамбуковых.
Тогда качал выпуски с рашнподкастинг, сейчас слушаю на Ямузыке и гуглподкаст, больше на Ямузыке, там интерфейс всё же удобнее стал.
Слушаю много подкастов: обоих братьев Аксеновых, девочек из Тут такое дело, Живой гвоздь, У холмов.., Хоббитолкс, Тюремный.., Базаров порезал палец, Дима чо происходит?, Выпуск завтра, Trade talks, Поговорим об инвестициях и прочие.
Донатил пока только девочкам из Тут такое дело в телеге. Некоторым подумаешь задонатить, а там порог от
700-1к₽ и понимаешь, что как-то не готов столько отдавать пока каждый месяц
Скорее УЖЕ не было мейнстримом. "Подкасты" и в советское время были. По радио. А первые "подкасты" появились еще в начале прошлого века.
Блин, "Токийские городовые" мне очень нравились, вообще топ
"Рекламодатели в подкаст о тюрьмах не идут."- ахах ну это логично,какая реклама будет органична я даже не знаю
Как минимум реклама адвокатских услуг.
Да хоть мазь от геморроя!) Типа "оказался в чужой стране, в трудной ситуации? А тут ещё и геморрой? Мазь от геморроя такая-то! Хотя бы одной проблемой станет меньше!" 😁
Реклама мыла
Какой-нибудь один икс бет.
доставка ФСИН, но у них нет проблем с рекламой - монополия
Хорошая статья. Но название — мдаа
О, вижу название поменяли — это плюс
Слушаю Арзамас, плачу за подписку в их приложении, когда есть желание и время. Других подкастов целенаправленно не слушаю, может на ютубе только по конкретно интересующей теме в данный момент или исторические с видео рядом для развлечения — за них не плачу.
Не могу придумать, что вообще меня может сподвигнуть где-то регистрироваться, заводить данные карты ради доната. Реально нужная мне информация разве что. И не развлекательного характера.
Может я человек такой жадный и ленивый. Предлагаю разделить еще донатеров на возрастной категории, полагаю, может быть взаимосвязь. Более молодые люди, возможно, прониклись культурой доната, в то время как поколение повзрослее, жившее в эпоху почти 100% пиратства (когда лицензионная кассета, фильм, диск, компьютерная игра казались чем-то из ряда вон), может иметь другое отношение к плате за контент. С другой стороны взрослая аудитория и больший достаток имеет. В общем, любопытная тема.
За последнее время всех уже приучили к подписочным историям. Лет 7 назад да, поднимался вой, когда какая-нибудь приложуха переходила на подписочную систему.
А сейчас и вы пишете, что подписаны на приложение с одними подкастами. То есть другим подкастам надо лишь доказать вам свою пользу.
а тем временем папич залутал с очередного аука 300к+ за игру которую дропнул на первом стриме kekw
Подкастам далеко до таких цифр...
Миша, когда видео из Антарктиды?
Не поверишь, но делаем!
Отличный подкаст! Как раз на днях его у себя в канале рекламировал)
Дима, спасибо 🤝
Переслушал все выпуски Тюремного подкаста на ЯМ, особенно понравились выпуски про Колумбию, Тай и Францию. Не очень зашел про Борю (попрошайку) ибо человек потерян и доверять словам наркомана себе дороже, имхо такие личности только позорят страну в глазах стран 3го мира, а так все супер, желаю побольше новых выпусков и большого числа слушателей!
Кому как, мне было интересно послушать Борю. Угарный тип) Печально, что с наркоты он так и не слез.
Каждый сам за себя в ответе. Он не какой-то чиновник, который представляет РФ в той или иной стране. Частное лицо, его никто не выбирал, не назначал. Поэтому не понимаю о каком позоре для страны может идти речь.
а есть подкаст :"Без БаБ"?
Спасибо за статью. Любопытная у вас статистика. А мне всегда казалось, что в подкастах денег нет :)
Миша всё такой же безпардонный как и когда он был трэвел блоггером (там я частенько ловил испанский стыд, как например, когда он пытался дать взятку генераторами).
Миша: на условиях анонимности подкастеры поделились своими доходами:
40к подписчиков - 30 рублей
80к - тоже 30
8к - гораздо больше 30.
Тоже Миша:
Закат империи - 80к подписчиков
Искусство для пацанчиков - 40к подписчиков
Животные в студии - 8к подписчиков.
Миша умеет в анонимность.
Ко мне в обзор пришёл основатель стартапа и спросил, записываю ли я подкасты. Я сказал, что да, хотя никогда этого не делал.
Вот уже 22 выпуска вышло у «Стартап-секретов», мне нравится беседовать с крутыми предпринимателями, но сам я пока не втянулся в прослушивание чужих подкастов.
Из недавнего выпуска с Игорем Шестаченко (основателем подкаст-студии Red Barn) понял, что для роста выручки надо делать холодные продажи, это чисто коммерческий подход и правильный, если речь идёт о деньгах от медиа.
Возможно, придётся придумать новый подкаст или отдельный сезон для того, чтобы была тема под рекламодателя.
P.S. Кажется, что люди 30+ менее склонны донатить, чем молодежь. Тем более предприниматели 😂
P.P.S. Поделюсь все-таки ссылкой и на свой подкаст https://startupsecrets.mave.digital
Я видимо представительница небольшого количества слушательниц "Тюремного подкаста". Пришла после твоей записи с Дневниками Лоры Палны. Когда сделаешь подписку- подпишусь, внесу свой вклад в развитие твоего проекта :)
Потому-что надо не только потреблять, но и в ответ что-то давать- обмениваться энергиями )