Опыт открытия франшизы тату-салона: убыток в 3,5 млн рублей и судебный иск
Хочу рассказать, как открывал тату-студию в Краснодаре по франшизе Lucky Style Олега Шепеленко. Возможно, кого-то это убережёт от ошибок.
Ранее я слышал о франшизах, задачей которых служит исключительно получение паушального взноса, и был уверен, что эти знания оградят меня от покупки такой «пустышки», но увы и ах.
Спойлер: убыток 3,5 млн рублей и судебный иск от владельца франшизы.
По затратам на открытие студии от меня требовалось 2–2,5 млн рублей, включая паушальный взнос — 500 тысяч рублей. В итоге за полмиллиона рублей, я получил:
- Имя и раскрученный бренд. На самом деле нет.
- Доступ к базе знаний.Договоры с мастерами, по которым меня кинули три мастера за обучение, за которых я заплатил Олегу.
- Дизайн-проект студии. Не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера и реальной сметы.
- Маркетинговая стратегия. Mind-map на коленке и услуги по завышенным ценам.
- CRM-система. По факту — рекомендация сервиса, к которому я обязан был открыть полный доступ Олегу.
- Уникальный опыт. Обучения мастеров, долгий процесс и месячная работа целой команды (на самом деле два дня).
Далее лонгрид для тех, кто готов читать
В 2018 году, со слов друга, узнаю о тату-мастере с «мировым именем» из Ростова — Олеге Шепеленко, который запустил франшизу своего тату-салона Lucky Style.
Во время личной встречи Олег завалил меня цифрами финансового успеха тату-студии, пророчествами, как легко можно добиться успеха в тату-индустрии. Нужно всего-то вооружиться «громким» именем и его «личными секретами». Гарантированный выход в плюс уже с третьего месяца работы студии.
Договор
Спустя несколько недель работы с Олегом Шепеленко мы пытались урегулировать договор — исключить пункт о фиксированных платежах новой студии (роялти), в случае отсутствия средств после уплаты аренды помещения и других постоянных и переменных затрат.
Кстати, и здесь Олег убеждал, что заплатить указанный ежемесячный платеж не составит труда, так как эти суммы «копейки» в сравнении с будущей прибылью.
Договор был подписан с оговоркой, что его условия будут дорабатываться и изменяться в случае, если какие-либо из его пунктов, в ходе совместной работы окажутся проблемными для одной из сторон. Оговорка была уместна, так как ещё ни одна студия по этой франшизе не открывалась. Паушальный взнос был оплачен.
Дизайн-проект
Оказался набором картинок и не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера. На запросы был ответ один: «Неужели непонятно? Должен быть премиум во всем!» Из всего дизайн-проекта не возникло проблем, только с кушетками.
Сложно не догадаться, что бюджеты не сошлись. В процессе стало понятно, что оглашенной ранее суммы 2–2,5 млн рублей не хватит. После обращения к владельцу франшизы, с целью выяснить, откуда появились эти цифры, последовал ответ, что эту сумму ему назвал какой-то человек, который сам планировал открывать студию. Сам Олег ничего не считал — просто указал сырые цифры. Я решил довести дело до конца и продолжил ремонт.
В октябре 2018 года, за неделю до открытия, оказалось, что, по мнению команды франшизы, телевизоры и диваны не соответствуют «премиум-сегменту». Оценка, мягко говоря, субъективная.
Но ситуация послужила поводом для угрозы о расторжении договора франшизы! За день до открытия я получил от Олега список «Срочно к покупке». Как итог — открытие салона обошлось на 1,5 млн рублей дороже изначально оговоренной суммы.
База знаний
Договор предоставленный Олегом, как оказалось, не даёт франчайзи никаких гарантий того, что мастер обязуется отработать в студии (которая, кстати, оплачивает его «обучение») в течение оговоренного года.
В результате три мастера просто ушли из студии сразу после обучения. Но мастеров можно понять — заказов было минимум.
Пару слов про обучение, которое, по словам Олега, выводит мастера на «новый уровень». По факту — обучение оказалось всего лишь двухдневной корректировкой работы уже опытных мастеров.
Оставшаяся часть базы знаний — две страницы должностных инструкций.
Маркетинговая кампания
Кроме навязанных услуг обучения мастеров, мне навязали маркетинговые услуги по завышенным ценам. Ведение аккаунтов в Instagram и «ВКонтакте» обходилось дополнительно в 50 тысяч рублей в месяц.
На вопрос: «Олег, подскажи, как лучше сделать, какие каналы эффективнее, какой посыл необходимо заложить?», ответ, как правило, был следующий: «Используйте все каналы, завалите город листовками, выкупите все баннеры, выкупите рекламу на телевидении, на радио, чтобы каждый таксист знал о студии!»
Причины убытков, со слов Олега, были банальные: неправильная работа персонала, управляющего, слабая реклама. Вместо регламентов бизнес-процессов, мне прислали должностные инструкции. Естественно, ответов, на возникшие вопросы, там не оказалось.
Студия продолжала нести убытки. Маркетинг был передан Олегу. В следующий визит владельца франшизы, мне выдвинули требование установить и ежемесячно оплачивать минимальный оклад каждому мастеру — 50 тысяч рублей. «Иначе и оставшиеся мастера разъедутся по домам», — таков был вердикт.
Соглашаясь, я понимал, что лучше ещё какое-то время иметь надежду на улучшение ситуации, чем потерять всё и сразу. Олег продолжал выставлять мне счета по роялти в размере почти 100 тысяч рублей ежемесячно.
У меня не укладывалось в голове — я терплю убытки в сумме почти 200 тысяч рублей ежемесячно, и мой партнёр, владелец франшизы, оперируя уже только договором, говорит, что это моя проблема. В попытке договориться об отсрочке платежей — предложение оказалось следующим: либо платить, либо закрываться.
Я принял решение закрыться, продать оборудование и все имеющиеся активы.
Никакой ответственности за вложенные деньги в франшизу и бренд Lucky Style, превратившиеся в итоге из 2,5 млн рублей в 5 млн рублей, Олег за собой не чувствовал. Потери за пять месяцев работы по франшизе — после продажи оборудования, мебели и других активов — составили 3,5 млн рублей.
Что касается Олега, думаю, что он хороший мастер. Просто хороший мастер…
P.S. Послесловием стал судебный иск, который я получил от Lucky Style за неуплаченные роялти за последние месяцы. Когда студия уже не работала под его именем. По факту — распродавала имущество, переуступала аренду другому предприятию.
Это мой первый пост на vc.ru. Пишу на эмоциях, делюсь опытом.
В чем проблема открыть свой тату салон/кофейню/барбершоп/etc?
Разработать дизайн, заняться маркетингом, поднять жопку с дивана?
Поплыл от "маркетинговой стратегии" из 14 пунктов ? О, наш клиент.
Ты тупой и ленивый дегенерат, который ничего не умеет в этой жизни?
Настолько криворукий, что не удалось стать инстаблогером?
Ничего не понимаешь и не хочешь ни в чем разбираться?
Уверен, что именно ты обязан жить на широкую ногу и при бабках?
Покупай любую франшизу прямо сейчас. Ты должен страдать.
Проблема в том, что в ноунейм кофейню/барбершоп никто не пойдёт, поэтому приобретая франшизу надо смотреть на силу бренда. Ещё одна причина в том, что открыть много ума не надо, а вот организовать работу - проблема. Ты конечно можешь научиться бизнес-процессам, постигнуть азы работы с рекламой, найти хороших, проверенных и надежных поставщиков, создать имя и брендбук, даже сам научиться варить кофе. А можешь не тратить время и за сравнительно небольшую плату все эти процессы перепрыгнуть
Пойдет. Сила бренда? Лол. Бренд с большой буквы есть у скольки франшиз в раше? По пальцам одной руки можно пересчитать, все остальные просто разводят на бабло.
Ты конечно можешь научиться бизнес-процессам, постигнуть азы работы с рекламой, найти хороших, проверенных и надежных поставщиков, создать имя и брендбук, даже сам научиться варить кофе.Если ты этому не научишься, тебя будут наябывать все кому не лень, а ты даже не будешь этого замечать. Зато делегировал! Уххх! Маааам смотри я бузинесмен!
за сравнительно небольшую плату все эти процессы перепрыгнутьОпечатка. За сравнительно небольшую ПОЖИЗНЕННУЮ плату.
9 из 10 франшиз - это кидалово на деньги.
Макдак, БК, кентуки фрайчикен, блэкстар бургер/барбершоп, etc - это круто, но у вас столько денег на эти франшизы скорее всего никогда в жизни не будет.
Все, кто говорит "купи франшизу, отобьется через пару месяцев, зарабатывай сто миллиардов в день" - мошенники.
Какая ерунда) открой свою ноунейм кофейню или парикмахерскую рядом с кофеманией или дабл би и посмотри как бренды не работают) стоимость франшизы блэк стара или любой барберхерни - копеечная, а если у тебя таких денег нет, то о чем ты вообще тут сидишь и рассуждаешь? Франшиз работающих - море, и выбрать не составляет труда, если ты не совсем дурак и ведёшься на рекламу трансформатора. 9/10 развод? Откуда статистика? Ты хоть одну открыл? Или продал? Или бизнесом управлял? Откуда такой напор? Расскажи!))
Отстроится от брендов на самом деле достаточно легко, если ты хоть чуть понимаешь в бизнесе и если ты не общепит уровня забегаловки у дороги. В созданном с душой заведении, будь то барбершоп или кофейня всегда будут посетители, которых как раз не устраивает стандартный подход заведения с известной вывеской.
Выбирая между кофеманией и любой прилично выглядящей кофейней, я выберу вторую, потому что знаю, что кофемания везде одинаково у***кая, а у локальной кафешки есть шанс оказаться душевным местом.
Ваша личные предпочтения, конечно, очень важны, но миллиардером почему-то стал владелец одинаковых уебищных магнитов, а не владелец душевного магазинчика, где он сам за кассой стоит
При чем тут продажа продуктов? Мы так то услуги обсуждаем, и не владение сетью, а разницу между брать франшизу или открывать своё.
Комментарий недоступен
Парижских :)
Качество блюд на 3+/4-, но это не проблема заведения, а общий гастрономический фон. Увы, до Европы, особенно южной, общепиту в Москве ещё далеко.
Комментарий недоступен
Всегда есть кучка «уникальных» и «не таких, как все», которые прям бунтари против брендов, да только всем плевать. Бренду колеманит веришь, потому что там из года в год шикарное качество, а вы выберете «вторую» скорее всего потому что зажали 600 р за капучино.