{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как привлечь миллионные инвестиции благодаря статье на VC.ru, собрать команду и пережить трудности

Всем привет! Меня зовут Денис. 1,5 года назад вышла первая статья на VC.ru, где я поделился своей историей на пути создания сайта с аудиторией 11,000,000 чел/год. После нее пришла популярность, но взлеты и падения не закончились. Все только начиналось…

Денис Скуратовский, СЕО и со-основатель Платформы Stroyportal.ru

С вами Денис Скуратовский (ссылка ведет в Instagram, который принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской), один из основателей ИТ-платформы для закупки строительных материалов Stroyportal.ru. В августе 2021 года мы выпустили первую статью, в которой рассказали обо всех взлетах и падениях на пути создания компании. Она побудила нас взять в партнеры профессионального инвестора… и всё завертелось.

Мы не сразу решились брать инвестиции

После публикации первой статьи мне пришло много сообщений, одно из них — от представителя международного инвестиционного фонда. Мы не можем его называть из-за NDA. Он сказал, что команду впечатлила моя история, и предложил обсудить варианты сотрудничества.

По правде говоря, в тот период мы уже были в поисках сильного Партнера и вели ряд переговоров. Еще летом 2021 года пришло понимание, что я слишком многое держу в своих руках — это раз. Являюсь весьма средним специалистом во многих командных ролях — это два. Захотелось уволить себя и привлечь крутых ребят. На сильную и автономную команду нужны были совсем другие бюджеты, чем мы зарабатывали.

К тому же технологичный бизнес требует экспертности и определенных связей. Нам не подошел целый ряд инвесторов, у которых просто были деньги и желание их аллоцировать. Мы пробовали общаться с такими людьми — это было неэффективно. Чаще всего потенциальные инвесторы либо не разбирались в нашей сфере, либо не осознавали перспектив проекта.

Другая особенность в том, что ИТ-инвестиции окупаются медленно. На все изменения и расширения нужны деньги и время, а зарплаты команде никто не отменял. Приходится платить людям несколько месяцев или даже лет, прежде чем проект по-настоящему «выстрелит» и станет быстро расти. Не каждый инвестор готов пойти на такой риск.

Здесь сложились все звезды: инвестор оценил Стройпортал здраво и предложил нужную помощь. А я согласился, потому что вспомнил, что в свое время мне сказал Денис Кутергин из YouDo: «Успех проекта зависит от того, как много успешных и талантливых людей ты привлечешь на свою орбиту и сделаешь их соучастниками».

У нас было три созвона в Zoom, десятки электронных писем и пять офлайн-встреч.

Вот чего я ждал от этого сотрудничества.

  1. Эффект поддержки. Когда в проекте появляется инвестор, растет уверенность в себе и своих действиях. Деньгами он как бы говорит: «Ты всё делаешь правильно, продолжай». Вдвойне круто, если это крупная международная компания или профессиональный инвестор. Это означает, что с высочайшей вероятностью вы оба не одурманены влажными фантазиями и проект действительно достойный. Нужно давить на газ без оглядки на мелкие неудачи.
  2. HR-бренд. Топовые сотрудники не хотят работать в неизвестной компании, цель которой просто заработать денег, — им интересны проекты, меняющие отрасль. Наш проект идеально подходит для таких задач.
  3. Финансовая подушка. Стройпортал был прибыльным и никогда не уходил в минус, но мне была нужна уверенность, что компания сможет пережить кризисы. Десятки миллионов рублей на счету компании дают главное — свободу маневра и трансформации, право на ошибку.
  4. Нетворкинг и связи с любыми людьми из мира бизнеса. Например, благодаря инвесторам я побывал в офисе компании Сравни.ру и познакомился с ее лидерами. Я очень благодарен Сергею и Жене за то, как они изменили мой взгляд на ряд ключевых вещей и рассказали о разных системах менеджмента. При этом нереалистичных ожиданий не было. Мы не надеялись, что инвесторы подскажут, как развивать продукт, или будут днем и ночью заниматься нашим проектом.

Всё шло к сделке, но случился февраль 2022 года.

Когда началась СВО, казалось, что сделке конец. Но произошло иначе

Первые дни была полная неопределенность. Все затаились и наблюдали, что будет.

Но уже через пару недель я заметил, что активность на сайте не упала, а только поползла вверх. Это логично: люди стали скорее доделывать ремонты и достраивать дома, пока цены окончательно не взлетели. Я собрал аналитику и позвонил инвесторам. 15 марта мы решили, что сделке быть.

Мы нашли юриста, который провел около сотни подобных сделок. Долго обсуждали нюансы договора и предусмотрели буквально всё. Например, ввели пункты, которые обезопасят компанию от захвата. Документ вышел на 70 страниц, а на его подготовку ушло полтора месяца.

Сделка состоялась 22 апреля, но не в том объеме, который мы планировали изначально. Так случилось потому, что некоторые участники просто потеряли возможность инвестировать в российские активы.

Когда документы были готовы, мы решили отпраздновать эту веху и провели первый в компании корпоратив. Я понимал, что инвестиции — это не повод транжирить деньги, поэтому на мероприятие выделили только 150 тысяч рублей. На эти деньги мы сняли номера в загородном отеле и вывезли всю команду вместе с семьями. Было человек 20, мы жарили шашлыки и пели песни — получилось душевно.

Команда версии май 2022

Неопределенность оставалась, но со временем мы убедились, что не прогадали. В апреле Стройпортал посетило 1,7 млн человек — это вдвое больше, чем обычно. На этой волне в июне мы поставили рекорд продаж.

Стали нанимать сотрудников как в Amazon: применяли типирование и тестовые трехдневки

Случалось, что мы нанимали человека, а он не справлялся с обязанностями. Я пытался понять, почему так происходит, и узнал от других предпринимателей о типировании. Оказалось, у каждого человека есть природный типаж, который определяет его производительность и склонность к конкретной роли.

Я подумал, что с помощью типирования можно буквально сконструировать команду. Так, мы внедрили психологические тесты по моделям Адизеса и DISC — кандидаты проходят их на этапе найма. Далее мы формируем «бейсбольные карточки», где указываются сильные и слабые стороны сотрудника. С задачей «придумать» кратно лучше справляется «визионер», а «сформировать таблицу» — производитель или аналитик.

Еще мы используем тестовые трехдневки — приглашаем на них кандидатов, которые успешно прошли собеседования. Если человек хорошо справляется с «погружением», мы его нанимаем. Если не справляется или просто не хочет оставаться в компании, платим деньги за три рабочих дня, расстаемся и продолжаем поиски подходящего кандидата.

С внедрением тестовых трехдневок и типирования мы стали реже прощаться с сотрудниками после испытательного срока.

Наняли HR для поиска разработчиков, но инвесторы убедили нанять дата-аналитика

Сначала рекрутингом я занимался вместе с исполнительным директором — это было неудобно и неэффективно, потому что оставалось меньше времени на наши прямые обязанности. Я понял, что нужно делегировать эту работу профессионалу. Поэтому мы наняли HR — Женю.

Казалось, что пора нанимать фронтендеров и бэкендеров, потому что их остро не хватало в проекте. Но инвесторы настаивали: команде нужен дата-аналитик и продакт, чтобы изучить ситуацию в компании и найти точки роста.

На собеседовании с дата-аналитиком сработал тот самый HR-бренд. Кандидат узнал, кто наши инвесторы и какие цели стоят перед компанией, и сразу решил работать у нас. Миша до сих пор в команде — он буквально стал мозгом всех вычислений в проекте.

Например, благодаря его работе мы создали массу дашбордов и моделей. Первый дашборд показывает, что происходит с данными на нашей стороне — речь о показах, кликах, CTR, звонках и заказах. Второй — что происходит на стороне мерчантов, которые отправляют нам данные о продажах. Теперь мы знаем всё вплоть до того, на какой товар нажимает посетитель и как оформляет покупку. Это важно, потому что момент покупки и клик разорваны во времени, и раньше мы не могли справиться с этой непростой задачей. Получив такую глубокую аналитику, мы можем увеличивать количество показов у тех мерчантов, которые лучше оказывают услуги и эффективнее конвертируют инвентарь в покупки.

Руководитель разработки отражал DDoS-атаку, хотя еще не работал в Стройпортале

Наконец мы решили усилить ИТ-команду и наняли руководителя отдела разработки. Прежде чем вступить в должность, он попросил догулять отпуск, в который не успел сходить на прошлом месте. Мы не отказали, но полноценно отдохнуть ему всё равно не удалось: за два дня до его выхода на работу случилась первая в истории DDoS-атака на Стройпортал.

Мы были убеждены, что такое происходит только с крупными сервисами вроде Госуслуг, от простоя которых есть экономический смысл. Поэтому, когда сервис перестал работать и серверы упали, мы не сразу поняли, что произошло. Сайт то работал, то лежал.

Чтобы исправить ситуацию, руководитель разработки раньше вышел на работу и стал экстренно входить в курс дела. Ситуация осложнялась еще и тем, что я уехал за границу — приходилось созваниваться в роуминге с командой и хостинг-площадками по платной телефонии, потому что интернет в отеле был слабый.

Горячая карта, откуда шли сотни тысяч запросов

Мы выяснили, что это атака, и сумели найти поставщика решения, который сделал нам DDoS-фильтры. Избавиться от тысяч запросов удалось за два дня. Теперь это постоянные и существенные расходы, но, думая о пользователях и политической обстановке, мы приняли решение их нести, чтобы снять такие риски.

inHouse SEO 2.0

В июне 2022 года мы решили нанять главу SEO-отдела. 90% трафика приходит на Стройпортал из поисковых систем, но мы мало управляли ситуацией. Мы привлекали внешних экспертов, нанимали джуниоров, но так и не нашли управляемые точки роста. Поэтому пришли к тому, что нужно инвестировать в это направление и начать с головы.

Стали искать и наткнулись на Ивана, для которого наш проект стал вызовом: очень много всего было «запущено» и перспективы казались огромными. Иван присоединился к команде в сентябре. Мы начали с анализа конкурентов, пересобрали семантическое ядро сайта. Внедрили мониторинг по двум ядрам запросов: hard (например, кровля, изоляция, двери и кирпичи) и soft (дрели, подушки, цветочные горшки) DIY. Создали большое число категорий и почистили десятки тысяч старых и бесполезных.

В январе поняли, что soft-материалы — очень конкурентная и не совсем целевая для нас ниша. В hard наша видимость кратно лучше, и потенциал роста составляет 500–900% уникальных посетителей в месяц. Эти выводы сильно повлияли на переосмысление нашей бизнес-модели и стратегии.

Офтоп: мы продолжаем поиск талантов. У нас на 90% распределенная команда и есть офисы-коворкинги в Москве, Волгограде и Сочи. Если хотите присоединиться, смотрите список активных вакансий или пишите в личку.

Случайные знакомства, которые оказались полезны для бизнеса

В 2019-2022 моя семья жила в Сочи, и я часто работал в коворкингах. Там мне повезло познакомиться с тремя людьми, которые сильно помогли в развитии Стройпортал. ру:

  • Мишей, директором по продукту в UBER и Достависте;
  • Андреем, основателем УК ЦЗД — компании, которая занимается банкротством физлиц;
  • Нурланом, основателем компании «Софт Он Тайм», которая занимается аутстафингом ИТ-персонала.

Впоследствии Миша согласился лидировать продуктовую разработку в Стройпортале, помог усилить команду талантливыми специалистами и курировать их развитие.

Андрей и Нурлан — предприниматели, которые сделали интересные стартапы без глубоких знаний в юнит-экономике, когортах, менеджменте, отчетах, продуктовой аналитике, UX, CJM, маркетинге, найме и так далее. Когда я помогал ребятам, я понял, что за эти 20 лет накопил огромный багаж знаний и насмотренности. Пора отдавать их миру не только в форме моего нынешнего продукта.

Так я стал ходить на советы директоров и делиться своими знаниями. За неполный год мы кардинально трансформировали их бизнесы, выросли по обороту, прибыли и командам в 2–3 раза. С другой стороны, случилась магия: делясь знаниями с теми, кто делает ранние шаги в бизнесе, я сам получаю кратно больше пользы, чем от «старших» наставников с 500 млн долларов капитализации. Про того же Адизеса я впервые услышал от Андрея. Это что-то вроде «Клуба Атланты», МсА или «Клуба 500» для внутреннего пользования.

Я чуть не потерял ребенка и узнал, что такое настоящие трудности

Казалось, всё шло очень радужно. Но беда пришла откуда не ждали.

В августе 2022 года у меня должен был родиться второй ребенок. За неделю до родов выяснилось, что у нее критический порок сердца — с таким заболеванием не живут больше трех дней. Шансы были маленькие, но мы с женой приняли ответственное решение бороться за жизнь дочери.

Бизнес отошел на второй план. Инвесторы вошли в мое положение и отменили все репортинги по проекту, а топ-менеджмент Стройпортала взял на себя часть моих задач. Я очень благодарен партнерам и команде.

Активная фаза борьбы за Майю пришлась на первые пять месяцев ее жизни. Этот период я пережил на адреналине — других вариантов нет, когда в больнице лежит твоя жена и ребенок, а тебе по-прежнему нужно заботиться о втором ребенке, решать бытовые вопросы, заниматься переездом, искать новое жилье и при этом включаться в бизнес. Каждое из этих занятий и в обычной ситуации вызывают стресс. Здесь задачи пришли одновременно.

Майя перенесла четыре операции в Морозовской больнице. Тут трудятся одни из лучших профессионалов в сфере младенческой кардиохирургии, мы выбрали их после тщательного исследования. Из-за того, что у сердца не развит правый желудочек и нет клапана, в первые три дня жизни органам не хватало кислорода, и отмерла часть кишечника. Врачи вывели верхнюю часть кишечника наружу через надрез в животе, и сделали сложнейшую операцию на открытом сердце по коррекции порока. Мы смогли выдохнули только 7 декабря, когда в крови дочки нормализовался уровень кислорода.

Сейчас Майя набирает вес. Она не знает, что такое еда, эти навыки в мозге не развиты. Поэтому пища поступает только через специальную трубку в носу каждые три часа. Даже ночью. Тот случай, когда полноценный сон для родителей стоит дороже, чем поездка в отпуск. Врачи обещают, что она научится кушать со временем, в 10–12 месяцев восстановят кишечник и закроют стому, а к 7 годам, возможно, поставят недостающий клапан. Майя — борец и очень жизнерадостный ребенок! Видя, через что ей пришлось пройти, мне сложно принимать от команды слово «невозможно».

Беда не приходит одна

Но в этот период произошли и другие неожиданные события. В сентябре началась мобилизация, люди побросали ремонт и стали в спешке уезжать. Трафик на Стройпортале упал на 45%, и в октябре проект впервые стал убыточным — он «съедал» по 1–2 млн в месяц.

Чтобы пережить падение, пришлось воспользоваться финансовой подушкой от инвесторов. Это было тяжело морально, но научило нас быть тверже и правильно расставлять приоритеты.

Одной из главных целей в этот период стала защита сотрудников. Мы подали заявку в Реестр ПО Минцифры, чтобы сделать ребятам брони. Для этого пришлось привлечь много юристов, собрать горы справок и документов. В Реестр удалось попасть только в декабре.

Изменения, которых все так долго ждали

Наконец-то обновили дизайн сайта и адаптировали мобильную версию.

Мы давно понимали, что дизайн Стройпортала устарел, и анонсировали изменения еще в прошлой статье. Обновить сайт на сотни тысяч страниц оказалось непросто — мы выкатывали новые версии три раза, но постоянно что-то шло не так.

Над нынешним дизайном работали полгода, он увидел свет в ноябре 2022-го. Новая команда разработчиков, QA и тестировщик наконец-то смогли сделать так, чтобы сайт работал без багов.

Как выглядел сайт раньше
Как выглядит сайт сейчас
Движение к маркетплейсу и контролю за качеством сделок на Платформе

Позже мы решили оптимизировать и мобильную версию. Прошлая была тяжелой и долго грузилась, а вот новая работает гораздо быстрее. Людям стало удобнее пользоваться поиском, и количество внутренних запросов выросло на 400%.

В прошлой статье также была озвучена извечная боль портала — уводя клиента по кликам на сайт продавца, ни мы, ни мерчант не контролируем качество коммуникации и объем продаж. Поэтому последние полгода продуктовая команда тестировала модель оплаты по звонкам (CPL) . Это привычная для крупных и сложных товаров механика (оказалось, что черновые стройматериалы в этом плане близки к автомобилям и новостройкам) , когда клиент звонит продавцу через наш подменный номер. Благодаря этому, мы поняли как можем облегчить пользователям закупки черновых стройматериалов и сделать размещение для продавцов более выгодным и прозрачным.

Рост объема звонков и рекурентного дохода в тестируемой когорте (1 млн. показов в мес)

Что мы планируем делать дальше

Рынок оттаивает: снова растет спрос на стройматериалы, и мы почти вернулись на прежний уровень посещаемости. В марте закрылся второй транш инвестиций: у инвесторов была возможность отказаться от опциона, но нас поддержали.

Стройпортал сейчас в активной фазе трансформации бизнеса. До миллиардной выручки еще далеко, но нам удалось собрать команду, в которой я полностью уверен. Именно эти ребята работают над продуктом, который изменит рынок.

За этот год мы протестировали сотни гипотез и теперь знаем, какие ниши не хотим занимать. Мы точно:

❌ Не маркетплейс soft DIY-материалов и товаров для дома — для этого хватит мощностей Ozon и Wildberries.

❌ Не трафик-платформа, которая сравнивает цены и направляет посетителей на другие сайты.

❌ Не сервис выбора мастеров для ремонта.

❌ Не доска бесплатных объявлений, где никто и ни за что не отвечает.

Наш конек — черновые материалы для загородного и коммерческого строительства, например кровля, изоляция и стеновые блоки. В этой нише у нас лидирующие позиции в SEO, широкая линейка поставщиков, сильные алгоритмы ранжирования и огромное число покупателей со всей России.

Теперь мы хотим не только генерировать лиды для клиентов, но и помогать в торгах между производителями и закупщиками. Например, размещать шкалы оптовых цен, проверять поставщиков, составлять их рейтинг и выбивать индивидуальные цены для членов Клуба Стройпортал.

Менять рынки — это нелегкая миссия. Но с такой командой у нас точно всё получится. Если вы хотите стать поставщиком, инвестором или членом нашей команды, как обычно, пишите в личку.

PS: Если же у Вас или кого-то из круга общения есть похожая история с малышом, тоже пишите, супруга поделится поддержкой и всеми контактами, с которыми пройти такой путь будет на порядки легче. ❤

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Максим Лунин

Здорово написано. Наверняка копирайтер помогал)

Ответить
Развернуть ветку
Stroyportal.ru
Автор

Да, работала целая команда. Кстати, благодарим ребят из "Ryba", создали так много материалов из нескольких созвонов в zoom, все отредактировали, собрали фото. Именно они настояли быть максимально честными и открытыми. Вы крутые!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лунин

Да, вышло неплохо. Удачи вашему проекту. И здоровья ребенку.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда