{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Запуск кемпинга на льду Байкала: от идеи до франшизы

Эта история о том, как мы с командой «211» решали проблему инфраструктурного вакуума на Байкале, с помощью мобильного кэмпа, который планировали установить в центре ледовой бездны площадью 32 тысяч квадратных километров.

Проблема

Нет ничего приятнее, чем воплотить свою идею в реальность, и сделать это так, чтобы оценили другие (на самом деле, в жизни есть еще сотня не менее приятных вещей). Недавно мы решили, что нам необходимо построить свой кэмп на льду Байкала. Это была одна из тех идей, когда не задумываясь о деталях и трудностях, втягиваешься в процесс без оглядки. Хотя так лучше не делать, но глубокий анализ рынка не наш конек.

Сначала расскажу предысторию.

В ходе разработки очередного путешествия в декабре 2020 года, заказчик спросил: «Было бы круто провести больше времени на льду… Обед, фотосессия, багги, коньки… Сможете?». В тот момент я поступил также, как поступают многие предприниматели — продал продукт, которого у нас не было. То, чего не было, мы назвали «Фиш кэмп». Как будто два иностранных слова заведомо превращали «ничто» в перспективный стартап. Ценно было то, что предложение сгенерировали не мы, а наши гости.

Для начала мы прогуглили, кто и как на Байкале делает кемпинги, кейтеринги и рыбалку. Иногда арендовать готовое на несколько порядков выгоднее, чем строить свое. Было очевидно, что палатки, в силу своей мобильности, лучший вариант для кэмпа. Нам хотелось отойти от стереотипного палаточного лагеря с брезентовыми шатрами, черными от сажи котелками, капусты в бороде и обмороженных рук в чешуе. Нужен был совсем другой концепт. Спустя пару дней поисков мы убедились, что готовых решений на рынке нет.

Спустившись на уровень ниже, мы попытались найти тех, кто мог сдать в аренду снаряжение. Для группы 10 человек нужно было минимум две палатки: одна для рыбалки, вторая для столовой. Они должны отапливаться и быть укомплектованы минимальным набором кемпингового снаряжения: столы, стулья, посуда, газовые горелки, автономное освещение, рыболовные снасти. Также нужна команда для обслуживания кэмпа: повар, инструктор по рыбалке, мастер на все руки и резервный человек на случай нештатных ситуаций.

Мы ничего не нашли. И это было восхитительно! 32000 квадратных километров льда, практически отсутствие инфраструктуры на берегу и абсолютный ноль в сегменте мобильных объектов жизнеобеспечения. Было понятно, что в предстоящем зимнем сезоне, что-то фундаментальное мы запустить не успеем и отложили задачу в «копилку идей на миллион». Тем не менее для гостей, которые приедут через два месяца нужно было что-то придумывать. Спустившись еще на один уровень, мы начали искать по знакомым.

Для столовой мы нашли американскую палатку «Иглу», а для рыбалки «Хигаши». Отапливались газом, готовили тоже на газу, посуду использовали 50 на 50: половина — кемпинговая, металлическая; другая половина — фарфоровая и деревянная. Меню было простым: уха, копченая рыба, нарезки, овощи, несложные десерты. Для доставки гостей использовали катера на воздушной подушке, из развлечений коньки, рыбалка, дегустация домашних наливок в ледяных рюмках. Если отбросить сантименты, то собрали из того, что было — но это был колхоз, учитывая те стандарты сервиса, которые приняты у нас в компании.

У гостей в путешествии было все, что может дать зимний Байкал: снегоходы, вертолеты, собачьи упряжки, трэколы, хивусы, коньки, шаманы, море снега и льда, бани — добавить реально было нечего. Но больше всего им запомнился кэмп из двух палаток, где они провели четыре часа. Удивительная вещь!

Анализируя это, мы поняли, что дело не в удачной рыбалке или вкусной ухе, здесь все работало в комплексе. Отсутствие цивилизации вокруг, тишина, красивый вид на 360 градусов, осознание, что такой островок комфорта есть только у тебя, местная кухня, необычный транспорт, интересные люди — по факту это то, за чем люди в принципе едут на Байкал. В кэмпе все тригерные элементы работали в комплексе, что дало такой результат. Мы поняли, что нащупали интересный проект, который полноценно реализуем в следующем году.

Решение

Чтобы проверить насколько наша теория спроса верна, я разместил в презентационное видео нашего зимнего приключения пару кадров «Фиш кэмпа». Ролик был опубликован на ютубе 13 сентября 2021 года, а к концу октября у нас уже были заняты все слоты на кэмп в 2022. В начале ноября мы подписали договор на поставку шести палаток и начали закупать инвентарь, чтобы построить тот кемпинг, который мы представляли, когда наш клиент год назад зародил эту идею у нас в голове.

Вот то видео

По плану у нас было 2 столовые, каждая на 10 человек; кухня, баня с предбанником и палатка для рыбалки. Требовалось укомплектовать каждое помещение так, чтобы там было тепло, светло, уютно и безопасно. Даже сейчас, когда мы испытали на себе все трудности логистики, сборки-разборки и эксплуатации кэмпа в −30 °C, процесс выбора снаряжения мне кажется самым сложным. От того что мы выбирали, зависело с чем придется работать посреди суровой ледяной пустыни.

Так как мы планировали устанавливать кэмп в интервале с 1 февраля по 1 апреля, нужно было предусмотреть эффективный обогрев всех помещений. Мы изучили основные варианты мобильного отопления — газовые инфракрасные обогреватели, дизельная тепловая пушка, вебасто, теплообменник. У всех есть плюсы и минусы, но их объединяло одно — ни один из вариантов не мог соперничать с уютом дровяной печи.

Прежде чем что-то купить из снаряжения, мы проводили экспертизу. Ютуб, отзывы на сайтах маркетплейсов, рекомендации знакомых и менеджеров туристических магазинов — все, что находили, мы записывали и составляли рейтинги. Мы проводили анализ по следующим критериям:

  • дизайн
  • качество / эффективность
  • габариты
  • вес
  • заменяемость
  • скорость доставки в Иркутск (большая часть снаряжения закупалась за его пределами)
  • цена
  • стоимость обслуживания / ремонтопригодность

Если вы обратили внимание, на первом месте стоит дизайн. Мы убеждены, что человек в большинстве случаев покупает глазами. Также важна психологическая философия — это те ощущения, которые испытывает человек, глядя на изображение. Философия кэмпа строится на 4 полярных ощущениях: уют, спокойствие, суровость и неизвестность. Каждый хочет пощекотать себе нервы в приключении, чтобы почувствовать себя героем, если есть уверенность в том, что это его не убьет. Утрированно, но смысл мы закладывали такой.

При проектировании кэмпа, мы сначала примеряли все на соответствие дизайну и той самой психологической философии, а уже следом оценивали это с практической точки зрения. Если сравнить рендеры, которые мы сделали на старте, с полученным результатом, то отличий практически не найти. Да, 90% работы в этом проекте — это погрузка-разгрузка, сборка-разборка, болты, гайки, веники и лопаты, но если не закладывать в его основу идею, то это будут просто палатки на льду.

Когда нам доставили основной инвентарь, его требовалось протестировать. Для этого мы оборудовали под Ангарском небольшой полигон. В течение недели мы тренировались в сборке-разборке палаток, смотрели как ведут себя материалы при низких и высоких температурах. Основной задачей этого этапа была настройка отопления и подгонка полов. Под каждую палатку мы собирали свой дымоход, «обожгли» все печи, проработали их термоизоляцию, проверили время и уровень нагрева, продолжительность остывания помещений; замерили эффективность горения разных пород дерева и типов топливных брикетов.

Видео об этапе тестирования, вместо миллиона слов

Еще на стадии закупки мы понимали, что ни о каком мобильном кэмпе речи уже не идет. После решения сделать в палатках деревянный пол и установить дровяные печи, мы перестали заботиться об объеме и весе, вектор сместился в сторону комфорта и уюта.

Отдельным этапом было согласование установки и эксплуатации кемпинга на льду. Определенно, система еще не совершенна в этой области, и мы столкнулись с рядом нестыковок между разными службами. Этот процесс занял больше двух месяцев. Рассказывать про бюрократический пинг-понг не буду, покажу лишь список инстанций, который мы прошли:

  • Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России
  • Главное управления МЧС России по Иркутской области
  • Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии
  • Природоохранная прокуратура
  • Росприроднадзор
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Прибайкальский национальный парк
  • Региональный оператор вывоза мусора

Первые гости

Первые гости в кэмпе были запланированы на 17 февраля — это был Сергей Жуков из «Руки Вверх» со своей семьей. Из города выехали утром 15-го и рассчитывали, что времени у нашей команды на установку с большим запасом. Целиком кэмп мы на тот момент еще ни разу не собирали. Оказавшись на льду с горой коробок и тюков, появилось ощущение, что реальный объем чуть больше ожидаемого изначально.

Во время тестирования мы не занимались растяжкой и ветровым укреплением палаток, пол собирали только частично, не было декора, посуды и текстиля. Только, чтобы надежно закрепить палатки требовалось вкрутить в лед 72 ввертыша и сделать 36 растяжек, на что ушло полдня. Расчистка площадки, заготовка дров, подготовка лунок для рыбалки, выпиливание майны, декорирование столовых — в городе эти задачи казались минутными, на месте на них уходили часы. На практике установка кэмпа с 0 до 100% заняла не 6 часов, как мы рассчитывали, а 22.

В нашем первоначальном представлении механика была такой:

  1. С 8:00 до 14:00 команда устанавливает кэмп
  2. Гости находятся на площадке с 14:00 до 18:00
  3. С 18:00 до 00:00 все собирается и вывозится со льда

От этого плана впоследствии пришлось отказаться и закладывать на сборку и разборку по 2 дня.

Питание

Одна из фишек кэмпа — кухня, основанная на локальных продуктах. Наша кухня укомплектована всем необходимым вам инвентарем: столы, посуда, столовые приборы, гриль, печь, газовые горелки. Кухня кэмпа работала в связке с профессиональной кухней в Иркутске, где все продукты и заготовки блюд проходят подготовку и обработку. Это позволяло нам готовить быстро, на большое количество гостей, с ресторанным качеством и сервировкой. Мы принимали группы до 50 человек.

Вариант обеда в кэмпе:

  • Оленина тушеная с байкальскими травами
  • Уха из омуля с копченой сметаной и укропом
  • Квашеная капуста с брусникой
  • Соленые грузди со сметаной и луком
  • Маринованные маслята
  • Сагудай из омуля с маслом, перцем и луком
  • Соленое и копченое сало по-сибирски с горчицей и хреном
  • Разносолы сибирские (огурцы, помидоры, патиссоны)
  • Морсы из брусники и облепихи
  • Иван-чай с сагаан-дайлей
  • Брусника со сгущенным молоком и кедровым орехом

Или такой вариант меню:

  • Сагудай из байкальской рыбы в шотах с микрозеленью
  • Домашние сыры (пармезан, рикотта, камамбер, бри, сулугуни)
  • Сыровяленное мясо (хамон, прошутто, бастурма, брезаола)
  • Красная икра в профитролях
  • Барбекю-ассорти (ребра, грудинка, брискет, пастрами приготовленное в смокере)
  • Сбитень
  • Таежный чай с чабрецом

Под каждую заявку мы формировали индивидуальное меню. Помимо обедов мы устраивали завтраки, ужины, фуршеты, вэлкомы и дегустации.

Активности

Гастрономия — на Байкале не так много мест, где можно нормально поесть, не краснея за качество еды. В кэмп мы привозили только проверенных шефов, которые понимают, что такое сервировка хорошей посудой, где и в чем уместны эксперименты, а где нужно делать акцент на локальный продукт и блюда. На базе кэмпа можно было научиться коптить рыбу, готовить расколотку, сагудай или уху.

Спа — под группы до 8 человек, работали массажисты и специалисты, которые проводили спа-процедуры на основе органической байкальской косметики.

Рыбалка — здесь все по-настоящему. Лед, бур, снасти и профессиональный инструктор. Мы обеспечивали гостей всем необходимым, и учили управляться со снастями, даже если раньше они никогда не держали их в руках. Дети здесь задействовались даже больше чем взрослые.

Катание на коньках, заезды на багги и картах — кэмп, в первую очередь, привязывается к месту, где можно устроить рыбалку, ровный лед — это второй фактор. При желании и необходимости мы находили участки ровного льда рядом с кэмпом для катания на коньках и фотосессий. Под запрос строили трассы для заездов на картах и багги.

Интерактив со льдом — здесь все ограничивается только фантазией. Вырезание купели, питье домашних настоек изо льда, строительство ледяного бара или вырезание логотипа компании.

Туалет

Практика показала, что мобильные туалеты — это неудобно, некомфортно и некрасиво. Мы устанавливали кэмп в таком месте, чтобы была возможность пользоваться стационарной теплой уборной, с привычным фарфоровым унитазом, раковиной, безлимитной горячей и холодной водой. Для этого в кэмпе работал шатл, который при необходимости доставлял гостей до берега.

Туалет кэмпа выглядел так

Расположение и транспорт

Для установки кэмпа мы выбрали один из заливов Малого моря, вблизи острова Ольхон. Критерии, которые были для нас важны:

  • высокая вероятность успешной рыбалки
  • инстаграмные виды
  • близкое расположение стационарной уборной
  • отсутствие туристического трафика
  • умеренные ветры

Под запрос такой кэмп можно установить практически в любой точке Байкала.

Отчетное видео

Финальное

Кэмп мы планировали под конкретные заявки и клиентов — у него изначально был установлен ограниченный жизненный цикл. Его функция заключалась в том, чтобы сделать комфортную транзитную точку в наших программах. Но практически сразу после запуска, мы поняли, что кэмп может работать как самостоятельный проект, обслуживая не только наших клиентов. Это открыло перед нами новые горизонты, которые из когда-то спонтанной идеи возможно трансформируются в отдельное бизнес-направление.

Также мы столкнулись еще с одним положительным эффектом. Многие предприниматели с Байкала вдохновившись нашим примером, и пониманием что юридически такие проекты можно согласовать, начали в новом сезоне запускать аналоги. Это отличная тенденция, которая хоть и не стремительно, но помогает повышать уровень сервиса и комфорта в регионе. Плюс этот опыт релевантен и для других регионов, где мы тоже работаем: Камчатка, Алтай, Карелия, Красноярский край.

Пока все снаряжение лежит на складе, команда думает над тем, что делать дальше. Из предложений:

  • продать кэмп как проект
  • продать как снаряжение
  • выделить отдельную команду под кэмп, и масштабировать его сначала по всему Байкалу, а затем и в другие регионы
  • собрать франшизу
  • ничего не менять, использовать для отдельных мероприятий, которые мы проводим на Байкале

Откровенно говоря, пока не решил окончательно, но идея масштабирования очень манит.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там рассказываю про разную внутрянку организации путешествий и в целом про бизнес.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Xi

Погуглил цены (не у той компании, о которой речь в статье, эти очевидно по лицу оценивают и цены не указывают, а каждому индивидуально впаривают ). Нда.. дорого нынче в России отдыхать ;)

Ответить
Развернуть ветку
Axel Denisenko
Нда.. дорого нынче в России отдыхать ;)

Мне кажется такое было практически всегда. Из-за постоянной нестабильности и непотнятках своего будущего, на всяких курортах и местах отдыха цены заоблачные, а обслуживание и сервис оставляет желать лучшего.

*по интернету гуляет фотка и обсуждают цены на отели в Сочи.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Так это только койка. Вы погуглите если все включено.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Николаев
Автор

Вы видимо невнимательно читали. Кэмп мы использовали в рамках своих туров.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

@Миша смотрите, какое мясо!

Ответить
Развернуть ветку
Миша

Мяяяясо!

Ответить
Развернуть ветку
Айдар Каримов

Для параноиков точно не подойдёт. Лёд треснет, вся фигня.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Тест "Насколько вы параноик" )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Ну, у меня первая мысль была про треснет. И неважно, что там толщина.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Долматова

Я думаю что параноикам вообще лучше всего дома сидеть

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

А соседский вайфай?! А микроволновки? Да мало ли ещё чего.

Ответить
Развернуть ветку
veryrarepepega

От душевой кабинки в кемпе тихо оргазмировал.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gordeev

Написано же - возили на берег

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Прекрасно!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Николаев
Автор

Да, есть такие кому сначала страшно, но лед больше метра, раньше по нему железную дорогу прокладывали.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Классно!

Ответить
Развернуть ветку
Kaizen. Franchise buro

А где кроме Байкала такая история может стрельнуть?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Бирюк

фото завораживают ,но идея для бизнес на самом деле отличная

Ответить
Развернуть ветку
Петр Калита

Просто супер!,Хотел бы побывать на таком кемпинге

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Зотова

Такой кемпинг мне бы понравился

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда